Психологические основы профориентации
Учебное пособие
Луганск 2008
УДК
ББК
Рецензенты: Горошкина Е.Н.,доктор педагогических наук, профессор Луганского государственного педагогического университета им.Тараса Шевченко
Бобырь А.В., кандидат психологических наук, доцент Луганского государственного педагогического университета им.Тараса Шевченко.
Брагина Н.В., Макаров В.И., Богач Е.В. Психологические основы профориентации: учебное пособие. – Луганск, 2008
Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой учебного курса «Психологические основы профориентации». Книга также адресована подросткам, юношам и родителям в помощь при выборе профессионального пути и как максимально избежать ошибок при этом выборе.
Содержание
Введение………………………………………………………………………...
I. Жизненная и временная перспективы и профессиональное
самоопределение
I.1.Жизненная перспектива………………………………………………………..
I.2.Жизненные цели………………………………………………………………..
I.3.Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение..
I.4.Возможные вариации взросления……………………………………………..
П. Психологические предпосылки выбора профессии
П.1.Мотивация и потребности…………………………...………………………..
П.2.Интересы и склонности……………………………………………………….
П.3.Что такое успешный выбор профессии? …………………………………….
П.4.Направленность выбора……………………………………………………….
П.5.Ошибки при выборе профессии………………………………………………
Ш. Классификация профессий
Ш.1.Первый ярус классификации – типы профессий…………………………...
Ш.2.Второй ярус классификации – классы профессий………………………….
Ш.3.Третий ярус классификации – отделы профессий………………………….
Ш.4.Четвертый ярус классификации – группы профессий……………………..
IV. Понятие профпригодности …………………………………………………..
V. Профконсультирование
V.1.Основные принципы работы профконсультанта....………………………....
V.2.Групповое профконсультирование…………………………………………..
V.3.Индивидуальное профконсультирование……………………………………
V.4.Поэтапная схема профконсультирования……………………………………
VI. Инструментарий…………………………………………………………………
I. ЖИЗНЕННАЯ И ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
I.1. Жизненная перспектива
Центральным, основным направлением работы школьного психолога с учащимися выпускных классов является помощь юношам и девушкам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении.
Почему такая работа представляется столь важной и своевременной в этом возрасте?
Общепринятое представление о том, что обращенность в будущее является главной чертой старшеклассников, что жизненные планы, перспективы составляют «аффективный центр» (Л.И.Божович) жизни юноши, не означает, что это возрастное новообразование вызревает само собой, повинуясь неким возрастным законам развития. Напротив, подростки и юноши испытывают огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив. Так, Э.Эриксон, подробно анализируя общие закономерности и различные варианты развития в этом возрасте, приходит к выводу о том, что типичной для ранней юности психопатологией является именно расстройство временной перспективы, тесно связанной с кризисом идентичности. И.С.Кон пишет, что если число ребят, озабоченных своим настоящим Я, в подростковом и юношеском возрасте практически одинаково, то в 15-16 лет резко увеличивается озабоченность своим будущим Я (Кон И.С., 1989, с.71-72). Он также отмечает, что не всем легко дается формирование временной перспективы, нередко обостренное чувство необратимости времени сочетается в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, будто время остановилось. По мнению Э.Эриксона, чувство остановки времени психологически означает как бы возврат к детскому состоянию, когда время еще не существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Есть юноши, которые вовсе не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудности и ответственные решения на «потом». По мнению И.С.Кона, установка (как правило, неосознанная) на продление эпохи моратория с ее весельем и беззаботностью не только социально вредна, но и опасна для самой личности. Огромные проблемы возникают у старшеклассников и при попытке совместить ближнюю и дальнюю перспективы.
Ко всем этим психологическим трудностям, которые испытывают юноши и девушки во всем мире, в нашей стране добавляются трудности, обусловленные непростой сегодня социальной ситуацией развития наших детей. Высокая степень неопределенности жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие люди, и молодые в частности, с большой тревогой и опасениями смотрят в завтрашний день, не хотят или не могут самостоятельно решить, чего же они хотят от жизни. В этих условиях задача психологической помощи в развитии способности самому определить цели своей будущей жизни, в освоении практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив и т.п. становится еще более важной.
Здесь существенно и еще одно обстоятельство. Советская система сформировала особый тип личности, одной из важных особенностей которой является принципиальное отсутствие у человека потребности самому выбирать собственные жизненные ценности, самому строить свои жизненные планы, готовность некритично принимать как истинное, как необходимое, как свое то, что дается откуда-то сверху. Эта абулия (отсутствие воли) была мало заметна во времена, когда ценности и цели навязывались сверху, более того, она создавала даже определенный внутренний комфорт. В постсоветский период, когда старая система ценностей рухнула и ушло само «навязывание» целей и ценностей, возникли трудности, прежде всего чисто психологические, связанные как раз с несформированностью потребности и способности к самостоятельной постановке жизненных целей, потребности и способности осуществлять личный, свободный выбор. Практика консультационной работы с подростками и юношами показывает, что одной из наиболее сложных категорий «клиентов» этих возрастов являются молодые люди, которые «ничего не хотят» или «не знают, чего хотят».
Временная перспектива будущего является ментальной проекцией мотивационной сферы человека. Она представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отдаленным будущим. Временная перспектива формируется на протяжении всего детства и главным образом стихийно: через интериоризацию ценностных установок родителей, их ожиданий в отношении данного ребенка, через усвоение общекультурных, социальных паттернов, наконец, через развитие всей мотивационной сферы. Сформировавшись таким образом, временная перспектива будущего приобретает собственную побудительную силу, оказывая мощное обратное влияние на развитие личности человека. Обычно лишь в подростковом или даже юношеском возрасте человек начинает не только задумываться, но и самостоятельно выстраивать свою перспективу будущего, формировать собственные планы, намерения, выбирать, кем и каким ему быть в будущем. Но и эта чрезвычайно важная работа делается обычно урывками, не систематически, от случая к случаю, становясь часто в результате не только бесполезной, но вредной, поскольку приобретает форму пустых, бездейственных фантазий (Дубровина И.В., 2000, с.386).
I.2. Жизненные цели
Известный немецкий психолог, специалист по возрастной психологии Ш.Бюлер, которая рассматривала в качестве главной движущей силы развития врожденное стремление человека к самоосуществлению, убедительно показывала, что полнота самоосуществления, самоисполненности прямо связана со способностью человека становить перед собой цели, адекватные его внутренней сущности, и что обладание такими жизненными целями – условие сохранения психического здоровья личности. С ее точки зрения, причиной неврозов выступают не столько сексуальные проблемы или чувство неполноценности, как учит психоанализ, сколько недостаток направленности, самоопределения. Обретение же целей жизни приводит к интеграции личности.
Близкую позицию занимает и знаменитый австрийский психолог, основатель логотерапии В.Франкл. Отсутствие осмысленной цели в жизни он считает одной из причин так называемого ноогенного невроза, проявляющегося, прежде всего в скуке и апатии, во внутренней пустоте, для описания которой он ввел понятие «экзистенциональный вакуум». Франкл отмечает, что феномен экзистенционального вакуума в последнее время одновременно усиливается и распространяется. Сегодня даже фрейдистские психоаналитики признают, что все больше пациентов страдает от отсутствия содержания и цели в жизни.
Проблема поиска смысла своего существования, определения жизненных целей важна для сохранения психического и психологического здоровья любого человека и в любом возрасте. Но есть период в жизни человека, когда она становится действительно ключевой, определяющей, - это период юности.
В последние годы в психологии растет интерес к проблемам целеполагания, выработки человеком стратегии своей жизни, развития временной перспективы. Разрабатываются как исследовательские и диагностические методики, так и развивающие, тренинговые.
Итак, одно из ключевых направлений в профконсультировании клиентов службы занятости (а, особенно, молодежи) - содействие формированию жизненной перспективы, осознанию образа будущего. Это требует от консультанта более широкого взгляда на ситуацию клиента, анализа выбора профессии как первого звена в цепочке последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижение материальным благосостоянием и духовным развитием.
Задача консультанта - помочь клиенту оценить ближайшие жизненные планы с точки зрения долговременных целей и ожиданий, касающихся не только профессиональной, но и других сфер жизни. При этом следует учитывать возрастную специфику: "образы будущего в юности ориентированы прежде всего на результат, а не на средства его достижения, то есть жизненные цели не подкрепляются в должной мере конкретными жизненными планами".
Ядром жизненной перспективы являются ценностные ориентации, жизненные цели и жизненные планы. Консультируемому необходимо понять различие между этими понятиями и их взаимосвязь, согласовать их при формировании жизненной перспективы.
Для того чтобы определиться в ценностных ориентациях, необходимо ответить на вопросы: в каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха, на что в первую очередь направить свою энергию. Если клиент уже сделал выбор, следует рассмотреть, какие перспективы открывает данная профессия в других значимых для него сферах жизни. Молодежь, например, наиболее подвержена воздействию стереотипов и часто планирует свое будущее, не учитывая индивидуальные ценности, по принципу "то, что хорошо для всех, хорошо и для меня".
На процесс профессионального и жизненного самоопределения отрицательно влияет противоречивость ценностных ориентаций, которая обусловливается согласованностью потребностей и интересов личности с возможностями их удовлетворения в рамках профессиональной деятельности. Определить тип ценностных ориентаций по данному критерию можно с помощью методики Е. И. Головахи (приложение 7).
В ходе консультирования необходимо обращать внимание не только на противоречивость, но и на сформированность иерархии ценностных ориентаций. Если равные по значимости ценности конкурируют, клиенту трудно определить очередность и направленность своих действий (приложение 12,13).
Следующий шаг в построении жизненной перспективы - постановка жизненных целей: что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто. Консультируемому нужно представлять не только направление своей деятельности, но и идеальный результат в виде определенного события. Цели оцениваются с точки зрения конкретности и соответствия способностям и возможностям.
Жизненные планы - ответ на вопрос: какими средствами и в какие конкретные сроки можно реализовать поставленные цели.
Консультант может оценить перспективу клиента по следующим критериям: продолжительность, реалистичность, оптимистичность, согласованность, дифференцированность.
Продолжительность определяется по тому, насколько далеко с собой человек заглядывать в будущее. Увеличение продолжительности тесно связано с повышением общей удовлетворенности жизнью.
Реалистичность выражается в способности разделять реальность и фантазию в представлениях о будущем и направлять усилия на то, что достижимо в действительности.
Оптимистичность определяется соотношением положительных и отрицательных прогнозов консультируемого относительно своего будущего, а также степенью уверенности, что ожидаемые события произойдут в намеченные сроки. Оптимистичность зависит от уже имеющихся жизненных достижений.
Согласованность проявляется в том, насколько будущие события связаны с прошлыми и настоящими. Несогласованность характерна для тех, кто переживает время как чрезмерно растянутое.
Дифференцированность подразумевает выделение в будущем ближайшей и отдаленной перспективы, отдельных последовательных этапов.
В ходе профконсультации такое развернутое построение жизненной перспективы очень трудно реализовать. Учитывая критерии оптимальной перспективы, консультант может помочь клиенту осознать собственное будущее, оценить имеющиеся планы и, при необходимости, скорректировать их.
Клиентам, достаточно развитым интеллектуально и имеющим высокую мотивацию для совместной работы с консультантом, рекомендуется предложить в качестве задания ответить на ряд вопросов, позволяющих осмыслить наиболее важные цели. Задание по составлению образа будущего поможет осознать жизненную перспективу, определить стратегии поведения и оценить личностные ресурсы. Оно рекомендуется для тех клиентов, у которых имеется определенный жизненный опыт, сформированы профессиональные предпочтения.
Следует учитывать, что на выработку оптимальной жизненной перспективы влияют определенные личностные качества, например внутренний локус контроля, высокий уровень мотивации достижения, отсутствие тревожности и импульсивности. Эти качества имеют достаточно устойчивый характер и формируются на ранних этапах жизни, поэтому консультанту не следует "переделывать" клиента на нужный лад в процессе консультирования. Его задача - выявить данные качества с помощью диагностических методов и помочь консультируемому осознать свои проблемы и найти оптимальное решение с учетом своих возможностей.