Психологические основы буддизма

При всей целостности и убедительности учения Будды из клана шакьев, его не минула участь, преследующая все универсальные модели мира и нравственные системы: переоценка, ревизия, переосмысление, деструктивная критика, интеллектуальное фантазирование и интерпретации вплоть до потери сущности.

Первоисточники

Как рассказывает история, не успел Будда закрыть глаза при переходе в паранирвану и сделать долгий выдох прощания с жизнью на земле, как среди его последователей возник раскол. Философ-брамин Субгадра открыто радовался, что, наконец, не стало человека, который постоянно говорил: «Не делай того, не делай другого».

Самые близкие ученики и соратники Будды, Kaшьяпа (Махакашьяпа, Касиапа) и Ананда, решили собрать совет для устранения возникших разногласий. Первый совет собрался под председательством Махакашьяпы. По преданию, на нем присутствовало пятьсот монахов, и длился он семь месяцев.

Второй совет был собран через сто лет.

Третий совет состоялся за 250 лет до нашей эры, при царе Асоке (Ашоке), который впервые признал буддизм в качестве государственной идеологии Индии.

Есть основания полагать, что буддийский канон Трипитака, сохранившийся до настоящего времени в Цейлоне, во всем существенном совпадает с основными положениями теории и практики буддизма, которые были приняты на третьем совете.

Буддисты считают, что учение, установленное на первом соборе, совершенно тождественно с учением, принятым на третьем соборе.

Одновременно трудно поверить, что буддийские каноны могли быть написаны тотчас же после смерти Будды, а устная традиция редко обладает точностью передачи знания и опыта. Учитывая, что палийский канон включает около 8 тысяч историй, легенд, проповедей, поучений, афоризмов, а, с учетом комментариев на каждый текст, более 15 тысяч повествований в прозе и стихах. Весь этот огром­ный объем информации переда­вался из уст в уста в течение 500 лет, или 20-30 поколений, т. к. на заучивание всех текстов наизусть у выдающихся монахов уходило от 20 до 25 лет.

Хотя, справедливости ради, следует отметить, что в буддизме, в отличие от многих других традиций, существовали особые, и, на мой взгляд, чрезвычайно эффективные методы точного воспроизводства знания.

Из устных методов следует отметить сангити(совместное монотон­ное песнопение). Буддийские монахи организовывали специальные собрания, на которых происходило вос­становление и корректировка по памяти канонических текстов.

В сангити принимают участие са­мые знающие и авторитетные члены множества буддийских сообществ. Существовала целая система перекрестных перепроверок точ­ности сохранения каждого слова учения. На соборах, со­стоявшихся в 1 веке до н. э. и в 5 веке н. э., в проверке текстов при­нимали участие монахи 6 кате­горий: знающие древние тек­сты - поранатхеры; знающие один из разделов Типитаки - бханакатхеры; запомнившие комментарии своих учителей - паббачариятхеры; знатоки ком­ментариев к каноническим текстам - аттхакатхачариятхеры; знатоки комментариев к неканоническим тек­стам - ачариявадатхеры; знаю­щие сингальские комментарии - парасамуддаваситхеры.

Традиция Махаяны признает четыре сангити, на которых были утверждены каноны:

1) В Раджагрихе, под руководством Махакашьяпы и Ананды (через три месяца после смерти пробужденного), на котором были канонизированы Виная-питака, Сутра-питака и Абхидхарма-питака;

2) В Вайшали (через 100 лет), на котором произошел раскол сангхи;

3) В Паталипутре (через 200 лет), на котором присутствовали 18 ранних школ буддизма и на котором царь Ашока признал истинным учение тхеравадинов;

4) В Кашмире (1-2 вв. н.э.), на котором была канонизирована санскритская редакция трех корзин учения - Трипитаки школы сарвастивадинов.

Тхеравадинская тра­диция признает шесть сангитов.

Каноническими считаются тексты, принятые тремя первыми вышеупомянутыми сангитами.

Четвертое сангити, согласно тхераваде, состоялось в 29 году до н.э. в Анурадхапуре и Алувихаре близ Матале (на территории современного Шри-Ланки), где на пальмовых листьях были записаны Типитака на пали и ком­ментарии к ней на сингалийском языке.

Пятое сангити состоялось в 1871 в Мандалае, где монахи записали Типитаку на 729 каменных плитах и над каждой плитой возвели пагоду.

Шестое сангити было посвящено 2500-летию со дня паринирваны Будды и состоялось в нескольких горо­дах Бирмы (1954—1956). На этом сангити были сверены и отредактированы все 54 книги палийской Типитаки (в каждой книге 400-500 страниц печатного текста), а также канонизированы сокращенные тексты переводов Типитаки на бирманский, хинди и английский языки.

Три корзины

Трипитака (типитака) (дословно — «три корзины»), является основным первоисточником и полным сводом священных текстов буд­дизма на пали.

Санскритская версия типитаки сохра­нилась в гораздо менее полном объеме и известна главным образом в переводах на китайский и тибетский языки.

Учение Будды передавалось на пракритах, местных диалектах упрощенного санскрита, к которым относится и язык пали. Как мы уже указывали выше, пять веков оно существовало только в устной традиции.

Типитака состоит из 3 час­тей: Виная-питака, Сутта-питака, Абхидхамма-питака.

Наши рекомендации