I.3. Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение

Возможно применение и других психологических программ, способствующих прояснению и развитию временной перспективы будущего. Причем именно такая работа представляется нам исходной для профессионального самоопределения, выбора профессии и дальнейшей программы образования. Лишь в таком контексте осмысленно прово­дить и собственно профконсультационную и профориентационную работу, которой сегодня повсеместно уделяется достаточно большое внимание.

Основная тенденция развития профориентационной и профконсультационной работы с подростками и юношами — всемерное содействие пробуждению собственной активности молодого человека. Специалисты в этой области делают попытки уйти от традиционной диагностико-рекомендательной схемы профконсультации, когда подростка или юношу сначала обследуют с помощью разнообразных диагностических методик, а затем, после анализа полученных данных, профконсультант выдает клиенту рекомендацию, в лучшем случае — несколько вариантов таких рекомендаций. Психолого-педагогическая помощь школьнику в профессиональном самоопределении должна быть направлена на создание условий для самостоятельного решения проблем с помощью специальных методов (активизации). Например, выделяются следующие этапы организации активизирующего консультационного взаимодействия (Пряжников Н. С., 1996).

Предварительный этапеще до встречи со школьником, на котором консультант должен познакомиться с предварительной информацией об учащемся и на основании анализа этой информации выдвинуть предварительную профконсультационную гипотезу — определить проблему и наметать пути ее решения.

/. Общая оценка ситуации консультированияпо следующим составляющим: особенности данного учащегося (в чем он сам видит проблему), условия консультирования (насколько они позволяют решать проблемы учащегося), самооценка профконсультанта (насколько он готов помочь данному школьнику). На первом этапе важно не столько «исследовать» учащегося, сколько помочь ему сформулировать собственную проблему, поэтому особое значение имеет организация эмоционально-доверительного контакта со школь­ником и такое последовательное развитие этого контакта: вначале — максимальная доброжелательность, далее — добро-желательность и конструктивность, в завершение консультации — доброжелательность и оптимистическое настроение.

2. Выдвижение (или уточнение) профконсультационной гипотезы, которая включает общее представление о проблеме клиента и возможные пути и средства решения этой проблемы.

3. Совместное с учащимся уточнение проблемы и целей дальнейшей работы. Данный этап может занять достаточ­но много времени, но он является принципиально важным. Смысл его заключается в том, чтобы и профконсуль­тант и клиент (школьник) вместе работали над единой проблемой.

4. Совместное решение выделенной проблемы, допускающее использование в ряде случаев и неактивизирующих методов, например стандартизированных психодиагностических средств. Главное, чтобы учащийся понимал общую логику проводимой совместной работы, т. е. оставался субъектом самоопределения.

Работа на данном этапе предполагает решение следующих основных задач:

Первая задача — информационно-справочная, может быть решена с помощью профессиограмм, специальной справочной литературы, компьютерных информационно-поисковых систем и т. п.

Вторая задача— диагностическая, направленная в идеале на самопознание юноши/девушки, может быть решена с использованием несложных, понятных клиенту психодиагностических методик.

Третья задача связана с морально-эмоциональной поддержкой самоопределяющегося молодого человека. Здесь могут быть использованы приемы и техники, заимствованные из психотерапии и консультативной психологии (Э. Берн, 1988; М. Мелибруда, 1986; Р. Мэй, 1994; К. Рудестам, 1990, и др.), а также специальные игровые профконсультационные методики Пряжникова Я. С., и Самоукина Н. В. Цель такой работы — вселение в юношу оптимизма, уверенности в себе, а также проигрывание в специальных процеду­рах сложных моментов, связанных с самоопределением.

Четвертая задачасвязана с принятием конкретного решения.

5. Совместное подведение итогов, что важно как для развития рефлексии учащегося, так и для развития рефлексии самого профконсультанта.

Конечно, предлагаемая схема не должна рассматриваться как некий неизменный алгоритм. Она может значительно видоизменяться в зависимости от каждого конкретного случая, но принципиально важен в ней акцент на пробуждение собственной активности молодого человека. Как спра­ведливо отмечает Н. С. Пряжников, «сам процессе формирования такой внутренней активности (самоактивизации) представляется еще во многом загадочным, близким к консультационному искусству» (Пряжников Н. С., 1996, с. 39).



Наши рекомендации