Основы товароведческого анализа
1. Основные понятия, цели, задачи и принципы товароведческого анализа.
2. Методы товароведческого анализа.
3. Виды товароведческого анализа.
4. Организация проведения товароведческого анализа.
5. Идентификация и фальсификация товара.
6. Примерные схемы товароведческого анализа медицинских и фармацевтических товаров.
В последние годы для аптечной практики значительно возросла актуальность проблемы качества медицинской и фармацевтической продукции в системе товарного обращения. Расширение ассортимента товаров, реализуемых населению и лечебным учреждениям, наряду с реорганизацией систем товародвижения и контроля качества, способствовало появлению в аптечной сети фальсифицированных товаров, что сказалось на лечебно-профилактических мероприятиях.
Приостановить и ликвидировать эти негативные процессы рыночных реформ в практической фармации возможно с усилением товароведческого анализа — экспертизы, проводить которую необходимо при поступлении товаров в любую организацию
· участницу каналов товародвижения (оптовые и розничные структуры).
Основные понятия, цели, задачи и принципы товароведческого анализа
Ввиду отсутствия учебной литературы по предмету «Товароведческий анализ», рассмотрим понятия товарной экспертизы, суть которой можно считать аналогией товароведческого анализа.
Экспертиза — это исследование специалистом (экспертом) каких либо вопросов, решение которых требует специальных познаний наук, техники, экономики, искусства, торговли и т.д. (Большой экономический словарь, 1997 г.).
Как вид профессиональной деятельности экспертиза применяется с древних времен в различных сферах хозяйства. Но как наука с разработкой методологических основ она стала развиваться только в XX в. Предметом ее является экспертиза потребительских товаров или товарная экспертиза.
Товарная экспертиза — это оценка экспертом основополагающих характеристик товаров, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений, выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным ее результатом (М.А. Николаева 1998 г.).
При проведении экспертизы оценке могут подвергаться все основополагающие характеристики товара:
· ассортиментная (товароведческая),
· качественная,
· количественная,
· стоимостная,
или только их часть.
Товароведческий анализ включает в себя ассортиментную часть товарной экспертизы, в связи с чем в курсе дисциплины «Медицинское и фармацевтическое товароведение» рассматривается анализ потребительских свойств медицинской и фармацевтической продукции.
Экспертная оценка — это совокупность операций по выбору комплекса или единичных характеристик потребительских товаров, определению их действительных значений и подтверждению экспертами соответствия их установленным требованиям, приведенными в НТД.
В связи с вышесказанным целью товароведческого анализа является экспертная оценка специалистом (провизором) комплекса характеристик медицинских и фармацевтических товаров для подтверждения его соответствия НТД и годности к применению в здравоохранении.
Основные задачи товароведческого анализа следующие:
· идентификация товара;
· правильный выбор потребительских свойств товаров и показателей для их оценки;
· определение соответствия действительных (фактических) значений показателей установленным в НТД требованиям;
· анализ и оценка полученных данных для составления заключений или рекомендаций.
При проведении товароведческого анализа должны соблюдаться следующие принципы:
· объективность,
· компетентность,
· независимость,
· системный подход,
· эффективность,
· безопасность товаров.
Объективность предопределяет отсутствие субъективизма (зависимости от эксперта) в экспертной оценке.
Компетентность обуславливается профессиональной подготовкой в области медицинского и фармацевтического товароведения, опытом практической работы.
Независимость соблюдается от любых заинтересованных лиц (производителей, продавцов, потребителей).
Системный подход заключается в обобщении и приведении в определенную систему данных, необходимых для проведения экспертизы и выдачи заключения.
Эффективность направлена на рациональное использование товаров, оптимизацию товародвижения, сокращение материальных ресурсов и потерь.
Безопасность товаров для потребителей является важнейшим принципом, ради которого проводится экспертиза и анализ. «Безопасность — состояние, при котором риск вреда или ущерб ограничен допустимым уровнем» (МС ИСО 8402, п.2.8).
Поэтому при проведении экспертизы эксперт обязан учитывать реальную или потенциальную степень вреда, которую могут нанести эти товары здоровью потребителей и окружающей среде.