Взятие кала для исследования.

Изучение состава кала является дополнением к диагностике заболеваний органов пищеварения, оценке результатов лечения.

Сбор кала на общий анализ выполняется без специальной подготовки. Соблюдать диету не требуется. Перед взятием кала не рекомендуется использовать грелки и другие тепловые процедуры на область живота, принимать лекарственные препараты, которые меняют его свойства и вызывают функциональные нА-рушения желудочно-кишечного тракта (препараты железа, висмута, танина, бария, активированный угол, слабительные средства, красящие вещества). Не следует проводить взятие кала в первые 2-3 дня после рентгенологического исследования желудочно-кишечного тракта с применением бария сульфата, а также после введения свечей.

У маленького ребенка кал (5-10 г) берут из пеленки или горшка обеззараженным шпателем из разных мест. Предварительно горшок обрабатывают. Каловые массы не должны содержать посторонних примесей, таких, как моча, жидкость после клизмы и др. Девочек-подростков следует обучить взятию материала, чтобы во время менструального цикла в посуду с калом не попала кровь. При упорных запорах для взятия кала ребенку проводят утреннюю гимнастику и массаж толстой кишки. Нежелательно применять очистительную клизму.

Кал помещают в чистый сухой контейнер. Негигиенично собирать кал в бумагу, спичечные коробки, пузырьки и другую неудобную посуду. Его исследуют в первые 5-8 ч после акта дефекации. Если необходимо оставить кап до прихода врача или утром отправить в лабораторию, контейнер ставят в прохладное место, лучше на кафельный пол.

Перед исследованием кала на скрытую кровь ребенка в течение 3 дней переводят на безгемоглобиновую диету. Эта диета предполагает исключение из рациона мяса, рыбы, яиц, зеленых овощей и помидоров. Не рекомендуется чистить зубы, принимать препараты железа, йода, брома.

Для обнаружения вегетативных форм простейших (лямблий, амеб и др.) исследуют «теплый» кал. Цисты, по сравнению с вегетативными формами, более стойки во внешней среде, и при необходимости кал можно сохранять в прохладном месте в течение суток.

Кал на яйца глистов берут в баночку из разных мест каловой массы. Если обнаруживаются сами глисты (аскариды, острицы, членики ленточных глистов), их помещают в баночку. Обязательно указывают этот факт в направлении. Для большей достоверности результатов исследования кал рекомендуется брать ежедневно в течение 3 дней.

Кал на энтеробиоз берут методами отпечатка на липкой ленте, соскоба с прианальных складок.

Кал на дисбактериоз собирают в стерильный контейнер в количестве 1-8г и немедленно доставляют в лабораторию.

Клинический анализ кала (копрологическое исследование) включает:

• макроскопическое исследование (количество, консистенция и форма, запах, цвет, патологические примеси - кровь, слизь, гной, членики или особи глистов, кишечные и желчные камни, мышечные волокна и соединительная ткань);

• химическое исследование (реакция, исследование кала на скрытую кровь, стеркобилин, белок);

• микроскопическое исследование дает представление о степени переваривания компонентов пищи, об отделяемом стенки кишечника, о наличии паразитов и яиц глистов.

Соскоб на энтеробиоз

Цель:диагностическая.

Оснащение:

· стерильное предметное стекло,

· 50% раствор глицерина;

· клеенка, пеленка,

· прозрачная липкая лента,

· стерильный ватный тампон в пробирке с крышкой;

· бланк направления, стеклограф;

· лоток;

· резиновые перчатки;

· емкость с дезраствором.

Обязательное условие:перед проведение исследования ребенка не подмывать, с целью предупреждения механического удаления яиц гельминтов с перианальных складок;

исследование провести 3-кратно, с интервалом 1 день.

взятие кала для исследования. - student2.ru

Этапы Обоснование
1 способ
Подготовка к процедуре
· Объяснить маме/родственникам цель и ход процедуры · Обеспечение права на информацию, участие в процедуре
· Подготовить необходимое оснащение · Оформить направление в лабораторию · Написать стеклографом номер на предметном стекле в соответствии с номером направления · Отмерить и отрезать липкую ленту по величине предметного стекла · Приклеить липкую ленту к предметному стеклу · Уложить предметное стекло согласно порядковому номеру на лоток · Обеспечение четкости выполнения процедуры · Обеспечение достоверности исследования
· Постелить клеенку, покрыть ее пеленкой · Обеспечение инфекционной безопасности
· Вымыть и осушить руки, надеть перчатки · Обеспечение инфекционной безопасности
· Уложить ребенка на левый бок с согнутыми и приведенными к животу ногами. Ребенка до 6 месяцев можно уложить на спину и приподнять ноги вверх · Создание положения, позволяющего правильно взять материал
Выполнение процедуры
· 1-м и 2-м пальцами левой руки раздвинуть ягодицы ребенка и зафиксировать его · Создание положения, позволяющего правильно взять материал
· Взять большим пальцем правой руки с предметного стекла липкую ленту · Приложить ее к анальному отверстию ребенка на 2-3 секунды · Приклеить липкую ленту обратно на предметное стекло (без пузырьков воздуха) · Техника выполнения манипуляции
Завершение процедуры
· Снять перчатки, поместить в дезинфицирующий раствор, вымыть и осушить руки · Обеспечение инфекционной безопасности
· Отправить взятый материал с направлением на лотке в лабораторию в течение двух часов · Обеспечение достоверности исследования
2 способ
Подготовка к процедуре
· Объяснить маме/родственникам цель и ход процедуры · Обеспечение права на информацию, участие в процедуре
· Подготовить необходимое оснащение · Оформить направление в лабораторию   · Обеспечение четкости выполнения процедуры
· Постелить клеенку, покрыть ее пеленкой · Обеспечение инфекционной безопасности
· Вымыть и осушить руки, надеть перчатки · Обеспечение инфекционной безопасности
· Уложить ребенка на левый бок с согнутыми и приведенными к животу ногами. Ребенка до 6 месяцев можно уложить на спину и приподнять ноги вверх · Создание положения, позволяющего правильно взять материал
Выполнение процедуры
· В правую руку взять тампон, смоченный в глицерине · Техника выполнения манипуляции
· 1-м и 2-м пальцами левой руки раздвинуть ягодицы ребенка и зафиксировать его · Создание положения, позволяющего правильно взять материал
· Произвести тампоном соскоб с поверхности перианальных складок · Техника выполнения манипуляции
· Материал с тампоном поместить в пробирку · Техника выполнения манипуляции
Завершение процедуры
· Снять перчатки, поместить в дезинфицирующий раствор, вымыть и осушить руки · Обеспечение инфекционной безопасности
· Отправить взятый материал с направлением в лабораторию в течение двух часов · Обеспечение достоверности исследования

Сбор кала на яйца глистов

Цель:диагностическая

Оснащение:

чистый контейнер с крышкой;

шпатель (при отсутствии в контейнере)

горшок для дефекации;

резиновые перчатки;

бланк направления.

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
· Объяснить маме/родственникам цель и ход процедуры · Обеспечение права на информацию, участие в процедуре
· Подготовить необходимое оснащение · Оформить направление в лабораторию, подписать контейнер · Обеспечение четкости и достоверности выполнения процедуры
· Вымыть и осушить руки, надеть перчатки · Обеспечение инфекционной безопасности
· На чистый сухой горшок усадить ребенка для акта дефекации (дезинфекционными средствами не обрабатывать) · Обеспечение достоверности результата
Выполнение процедуры
· Перенести каловые массы шпателем в контейнер Примечание:материал берут из разных мест, не менее 5г · Обеспечение достоверности результата
Завершение процедуры
· Закрыть контейнер крышкой · Обеспечение инфекционной безопасности
· Шпатель и горшок подвергнуть дезинфекции · Обеспечение инфекционной безопасности
· Снять перчатки, вымыть и осушить руки · Обеспечение инфекционной безопасности
· Транспортировать материал в лабораторию в сопровождении направления сразу или через 8-12 часов после акта дефекации, при условии его хранения в холодильнике при температуре +3 +4 градуса · Обеспечение достоверности результата

Наши рекомендации