Утренний туалет грудного ребенка
Показания:
• соблюдение гигиены тела;
• удовлетворение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;
• формирование навыков чистоплотности.
Оснащение:
• кипяченая вода;
• стерильное растительное масло;
• ватные шарики и жгутики;
• лоток для отработанного материала;
• чистый набор для пеленания или одежда, расположенные напеленальном столике;
• емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;
• мешок для грязного белья.
Обязательные условия:
• при обработке носовых и слуховых ходов исключить использование твердых предметов.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
Объяснить маме (родственникам) цель и ход проведения процедуры. | Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком. |
Подготовить необходимое оснащение. | Обеспечение четкости выполнения процедуры. |
Вымыть и высушить руки, надеть перчатки. Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором и постелить на него пеленку. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Раздеть ребенка (при необходимости подмыть) и положить на пеленальный стол. Сбросить одежду в мешок для грязного белья. | Подготовка ребенка к процедуре. Наиболее удобное положение ребенка. |
Выполнение процедуры | |
Умыть ребенка промокательными движениями ватным тампоном, смоченным кипяченой водой. | Предупреждение раздражения кожи ребенка. |
Обработать глазки ребенка от наружного угла глаза к внутреннему ватным тампоном, смоченным кипяченой водой (для каждого глаза использовать отдельный тампон). Аналогично обработке просушить глаза сухими ватными тампонами. | Предупреждение переноса инфекции с одного глаза на другой. Удаление остатков влаги и обеспечение гигиенического комфорта. |
Вращательными движениями прочистить носовые ходы тугими ватными жгутиками, смоченными в стерильном растительном масле или кипяченой воде (для каждого носового хода использовать отдельный жгутик). | Обеспечение свободного носового дыхания. Размягчение «корочек» с помощью растительного масла и более легкое их удаление. |
Вращательными движениями прочистить слуховые проходы тугими ватными. | Обеспечение чистоты слуховых ходов. |
жгутиками, смоченными в стерильном растительном масле или кипяченой воде (для каждого слухового прохода использовать отдельный жгутик). Примечание:уши ребенку обрабатывать 1 раз в неделю или по мере необходимости | Размягчение «серных пробок» с помощью растительного масла и более легкое их удаление |
Открыть рот ребенка, слегка нажав на подбородок, и осмотреть слизистую оболочку полости рта. | Исключение наличия стоматитов и других патологических изменений слизистой полости рта. |
Обработать естественные складки кожи ватным тампоном, смоченным в стерильном растительном масле. Обрабатывать в строгой последовательности:
| Предупреждается развитие опрелостей Паховые и ягодичные складки максимально загрязнены и должны обрабатываться в последнюю очередь |
Завершение процедуры | |
Одеть ребенка и уложить в кроватку. | Обеспечение комфортного состояния. |
Убрать пеленку с пеленального стола и поместить ее в мешок для грязного белья. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ВАННА (для грудного ребенка)
Показания:
• соблюдение гигиены тела;
• обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;
• формирование навыков чистоплотности;
• закаливание ребенка.
Оснащение:
• ванночка для купания;
• пеленка для ванны;
• кувшин для воды;
• водный термометр;
• махровая или фланелевая рукавичка;
• детское мыло или флакон с 5% раствором перманганата калия;
• большое махровое полотенце;
• чистый набор для пеленания или одежда, расположенные на пеленальном столике;
• стерильное растительное масло или детская присыпка;
• емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;
• мешок для грязного белья.
Обязательные условия:
• первую гигиеническую ванну проводить после заживления пупочной ранки;
• не купать сразу после кормления;
• при купании обеспечить в комнате температуру 22-24 °С;
• определять температуру воды для купания только с помощью термометра (не допускается определение температуры воды путем погружения локтя в воду).
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
Объяснить маме (родственникам) цель и ход проведения процедуры. | Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком. |
Подготовить необходимое оснащение. | Достижение четкости выполнения процедуры. |
Поставить ванночку в устойчивое положение. | Обеспечение безопасности проведения процедуры. |
Вымыть и высушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезинфицирующим раствором. Вымыть ванночку щеткой, ополоснуть кипятком. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором и положить не него пеленку. | Обеспечение инфекционной безопасности. Создание комфортных условий для ребенка. |
Положить на дно ванночки пеленку, сложенную в несколько слоев (края пеленки не должны заходить на боковые стенки ванночки или подставки). | Создание комфортных условий для ребенка. Сохранение правильного положения пеленки в ванночке. |
Положить в ванну водный термометр. Наполнить ванну водой на 1/2 или 1/3 t=36-37 °C Примечание:
| Профилактика ожогов у ребенка. Обеспечение безопасности ребенка. Исключение образования водяного пара в большом количестве. |
Набрать из ванны воду в кувшин для ополаскивания ребенка. | За время купания вода в кувшине остывает на 1-2 ºС и обеспечивает закаливающий эффект. |
Раздеть ребенка (при необходимости подмыть под проточной водой) Сбросить одежду в мешок для грязного белья. | Подготовка ребенка к процедуре. Предупреждение загрязнения окружающей среды. |
Выполнение процедуры | |
Взять ребенка на руки, поддерживая левой рукой спину и затылок, правой - ягодицы и бедра. | Наиболее удобная фиксация ребенка. |
Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем - верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до линии сосков ребенка, верхняя часть груди остается открытой. Освободить правую руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребенка. | Обеспечивается максимальное расслабление мышц. Исключается перегревание ребенка. Наиболее удобная фиксация малыша при проведении процедуры. Предупреждение попадания воды в слуховые проходы. |
Надеть на свободную руку «рукавичку» (при необходимости намылить ее детским мылом) и помыть ребенка в следующей последовательности: голова (от лба к затылку), шея, туловище, конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи). Последними обмыть половые органы и межъягодичную область. | Исключение травмирования кожи. Предупреждение попадания воды и мыла в глаза, уши. Предупреждение переноса инфекции из наиболее загрязненных участков кожи на другие ее поверхности. |
Снять «рукавичку» Приподнять ребенка над водой. Перевернуть ребенка лицом вниз. Ополоснуть малыша водой из кувшина (вода остыла до 35-36 °С). Примечание: желательно иметь помощника | Достижение инфекционной безопасности Уменьшение вероятности попадания воды в глаза и уши. Обеспечение закаливающего эффекта. |
Накинув полотенце, положить ребенка на пеленальный столик. Осушить кожные покровы промокательными движениями. | Предупреждение переохлаждения. Обеспечение безопасности ребенка. Предупреждение появлений раздражения кожных покровов ребенка. |
Завершение процедуры | |
Обработать естественные складки стерильным растительным маслом или припудрить присыпкой. | Предупреждение опрелостей. |
Одеть ребенка и уложить в кроватку. | Обеспечение комфортного состояния. |
Пеленку с пеленального столика и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья («рукавичку» обязательно прокипятить). Слить воду из ванночки и сполоснуть ее .Обработать внутреннюю поверхность и рабочую поверхность пеленального стола дезраствором. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Вымыть и осушить руки. |
ПЕЛЕНАНИЕ
Показания:
• создание ребенку максимального комфорта.
Оснащение:
• тонкая и теплая распашонки;
• фланелевая и тонкая пеленки;
• подгузник или памперс;
• полотенце;
• пеленальный столик;
• емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.
Обязательные условия:
• использовать метод свободного пеленания (оставляется небольшое пространство в пеленках для свободного движения ребенка);
• шапочку надевать только после ванны и на время прогулок;
• правильная фиксация пеленок («замочек» расположен спереди);
• при пеленании малыша с ручками - нижний край пеленки должен располагаться на середине плеч (выше локтевых суставов);
• исключить образование грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т. п.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
Объяснить маме (родственникам) цель и ход проведения процедуры. | Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком Предупреждение нарушений развития костно-мышечной системы при использовании свободного пеленания. |
Подготовить необходимое оснащение. | Обеспечение четкости выполнения процедуры. |
Вымыть и осушить руки. Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Уложить на пеленальном столе пеленки послойно (снизу вверх: фланелевая пеленка, тонкая пеленка, подгузник) или выложить памперс. Приготовить распашонки, вывернув швы наружу. | Достижение четкости проведения пеленания. |
Распеленать ребенка в кроватке (при необходимости подмыть и осушить чистым полотенцем), положить на пеленальный стол. | Обеспечение проведения процедуры. |
Выполнение процедуры | |
Надеть на ребенка тонкую распашонку разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперед. | Предупреждение охлаждения грудной клетки. |
Надеть подгузник. Для этого: § уложить ребенка на пеленки так, чтобы широкое основание подгузника приходилось на область поясницы; § провести нижний угол подгузника между ножками малыша; § обернуть боковые концы подгузника вокруг тела Примечание: подгузник можно заменить памперсом | Предупреждение загрязнения значительных участков тела. |
Завернуть ребенка в тонкую пеленку «без ручек»: § расположить ребенка на тонкой пеленке так, чтобы верхний ее край был на уровне «подмышек»; § один край пеленки провести между ножек; § другим краем - обернуть малыша; § подвернуть нижний край пеленки, оставив пространство для свободного движения ножек и обернуть им туловище ребенка; § зафиксировать пеленку, расположив «замочек» пеленки спереди | Реализация использования метода свободного пеленания Профилактика потертостей Сохранение возможности осуществлять движения ножками. Обеспечение комфортных условий |
Запеленать ребенка в теплую пеленку «с ручками» при необходимости: § расположить ребенка на фланелевой пеленке так, чтобы ее верхний край располагался на уровне козелка; § одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны; § другим краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо; § подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалось свободное пространство для движения ножек ребенка; § зафиксировать пеленку на уровне середины плеч (выше локтевых суставов), «замочек» расположить спереди | Предупреждение переохлаждений ребенка Предупреждение образования «декольте» при пеленании Фиксация ручек ребенка. Обеспечение комфортных условий |
Завершение процедуры | |
Уложить ребенка в кроватку. | Обеспечение безопасности ребенка. |
Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором. Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
ОБРАБОТКА ПУПОЧНОЙ РАНКИ
Показания:
• «открытая» пупочная ранка.
Оснащение:
• стерильные ватные палочки;
• лоток для обработанного материала;
• 3% раствор перекиси водорода;
• 70% этиловый спирт;
• 5% раствор перманганата калия;
• стерильная пипетка;
• набор для пеленания, приготовленный на пеленальном столике;
• емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.
Обязательные условия:
• при обработке пупочной ранки обязательно растягивать ее края(даже при образовавшейся корочке).
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
Объяснить маме (родственникам) цель и ход проведения процедуры. | Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком. |
Подготовить необходимое оснащение. | Обеспечение четкости и быстроты выполнения процедуры. |
Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором и постелить на него пеленку. Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Уложить ребенка на пеленальном столе. | Наиболее удобное положение ребенка. |
Выполнение процедуры | |
Хорошо растянуть края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки. | Обеспечение максимального доступа к пупочной ранке. |
Капнуть из пипетки в ранку 1-2 капли 3% раствора перекиси водорода. Удалить образовавшуюся в ранке «пену» стерильной ватной палочкой движением изнутри кнаружи (сбросить палочку в лоток). | Достижение механического очищения пупочной ранки. |
Сохраняя растянутыми края пупочной ранки, обработать ее стерильной ватной палочкой, смоченной 70% этиловым спиртом движением изнутри кнаружи (сбросить палочку в лоток). Обработать кожу вокруг ранки этиловым спиртом с помощью ватной палочки движениями от центра к периферии (сбросить палочку в лоток). | Обеспечение дезинфицирующего и подсушивающего эффекта. Обработка движениями изнутри кнаружи или от центра к периферии предупреждает занос инфекции в пупочную ранку. |
Обработать (по необходимости) пупочную ранку, не затрагивая кожу вокруг ранки, 5% раствором перманганата калия или спиртовым раствором с помощью ватной палочки. | Обеспечение дезинфицирующего и подсушивающего эффекта. Крепкий раствор перманганата калия может вызвать ожог кожи. |
Завершение процедуры | |
Запеленать ребенка и положить в кроватку. | Обеспечение безопасности ребенка. |
Убрать пеленку с пеленального стола. | Обеспечение инфекционной безопасности. |