Утренний туалет тяжелобольного: туалет полости рта

Цель: соблюдение правил личной гигиены. Показания: дефицит самоухода.

Оснащение: лоток, шпатель, стерильные марлевые салфетки, шарики, пинцет, емкость с ан­тисептическим раствором (2% раствор натрия гидрокарбоната, фуращтин. раствор перман-ганата калия) или с кипяченой теплой водой, зубная щетка, клеенка, пеленка, глицерин, пер­чатки.

Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре: 1. Доброжелательно и уважительно представиться пациенту. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациен­та впервые. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, если он в сознании. Получить его согласие. Установление контакта с пациентом. Обеспечение психологической под­готовки пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав паци­ента.
2. Подготовить необходимое оснащение. Обеспечение качественного выпол­нения процедуры.
3. Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки. Обеспечение инфекционной безо­пасности.
Н. Выполнение процедуры: 4. Помочь пациенту занять положение Фаулера, если это не про­тивопоказано. Накрыть шею и грудь пациента полотенцем. Примечание: процедура может выполняться в положении паци­ента лежа на боку или лежа на животе (или спине), повернув голов v набок. Обеспечение комфортного положе­ния во время процедуры. Предупреждение намокания белья пациента. Допустимые положения.
5. Приготовить зубную щетку без пасты, смочить ее в растворе соды. Примечание: при отсутствии зубной щетки можно воспользо­ваться марлевой салфеткой, закрепленной зажимом либо пин­цетом. Обеспечение возможности проведе­ния процедуры.
6. Обнажить зубы с помощью шпателя. Почистить зубы: после­довательно внутреннюю, жевательную и наружную поверхно­сти, выполняя движения вверх-вниз в направлении от задних к передним зубам. Повторить процедуру не менее 2 раз. Обеспечение качества выполнения.
7. Удалить остатки жидкости с помощью сухих тампонов. Профилактика аспирации.
8. Попросить пациента высунуть язык. Если пациент не может это сделать, то обернуть язык марлевой салфеткой и левой рукой осторожно вытянуть его изо рта. Обеспечение эффективности проце­дуры.
9. С помощью пинцета смочить салфетку в антисептическом растворе и обработать язык, снимая налет в направлении от кор­ня к кончику. Салфетку заменить и повторить обработку в слу­чае необходимости. Отпустить язык. Сбросить салфетки в лоток дтя использованного материала. Обеспечение качества услуги.
10. Новой салфеткой, смоченной в антисептическом растворе, протереть внутреннюю поверхность щек в одном направлении: изнутри кнаружи. Далее обработать пространство под языком, десны, меняя сал­фетки по мере загрязнения. Профилактика инфицирования око­лоушных желез.
11. Смазать язык глицерином, если он сухой. Обеспечение качества услуги.
12. Нанести на салфетку вазелин и смазать последовательно тон­ким слоем верхнюю и нижнюю губы. Профилактика образования трещин на губах.
13. Убрать полотенце. Обеспечение инфекционной безо­пасности
14. Снять перчатки, поместить их в лоток ддя использованного инструментария. Помочь пациенту занять удобное положение. Убедиться, что он чувствует себя комфортно. Обеспечение физического и психоло­гического комфорта.
III. Завершение процедуры: 15. Погрузить предметы ухода, инструментарий в дезинфици­рующий раствор, утилизировать использованные салфетки. Вы­мыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безо­пасности.
16. Сделать запись о выполнении процедуры в медицинской до­кументации. Обеспечение преемственности ухода.


АППЛИКАЦИЯ

(медикаментозное воздействие на слизистую оболочку полости рта)

Цель: гигиеническая и лечебная.

Показания: удаление напета с поверхности языка, воспалительные заболевания полости рта. Оснащение; марлевые салфетки, антисептический раствор, мензурка, перчатки.

Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре: 1. Доброжелательно и уважительно представиться пациенту. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациен­та впервые. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей проце­дуры, получить его согласие. Установление контакта с пациентом. Обеспечение психологической под­готовки пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав паци­ента.
2. Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки. Обеспечение инфекционной безо­пасности.
3. Подготовить необходимое оснащение. В мензурку налить рас­твор. Погрузить в него стерильную салфетку. Обеспечение качественного выпол­нения процедуры.
П. Выполнение процедуры: 4. Помочь пациенту занять удобное положение. Попросить его открыть рот. Обеспечение комфортного состояния во время процедуры.
5. Осмотреть полость рта. Слегка отжать салфетку и поместить ее на нужный участок (язык, подъязычное пространство, десна, слизистая щек). Обеспечение непосредственного кон­такта антисептического раствора с местом воспаления.
6. Удалить салфетку через 4-5 минут от момента нанесения препарата и поместить се в лоток для использованного материа­ла. Примечание: многократное повторение процедуры повышает ее эффективность. Обеспечение качества ухода и лече­ния.
7. Спросить пациента о самочувствии, убедиться, что он чувст­вует себя нормально. Обеспечение физического и психоло­гического комфорта.
III. Завершение процедуры: 8. Использованные салфетки и перчатки и положить в лотки для использованных материалов с последующей дезинфекцией и утилизацией. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безо­пасности.
9. Сделать запись о выполнении процедуры в медицинской до­кументации. Обеспечение преемственности ухода.


Наши рекомендации