Главное — развивать способности
Он собирался во всеуслышанье стать дипломатом или кинорежиссером, ни в коем случае не художником, а о медицине и звука не было. Я, впрочем, тоже принял решение стать врачом только в последний момент...
Встречаемся на Аллее Жизни, знаменитой дороге меж клиниками мединститута — от роддома до морга.
— Э! Здоров, Жорк!
— Хе-хо... Здрастьте-здрастьте. Что вы тут потеряли, юноша?
— Ты уже поступил?
— Есть такой вариант, поступил на лечфак. А вы тоже к нам?
Выканьем он иногда баловался и раньше.
— Мы тоже, ага, добираем баллы. А вы тут уже профессор?— попытался я срезонировать в тон.
— Есть вариант. Пути великих людей сходятся, надежда юношей питает, а почему мы краснеем?.. Пока-пока, желаю-желаю...
В ранге студента признал меня сразу и забомбар-дировал приветственным монологом:
— Поздравляю, не подкачал, Тонька, нашего полку прибыло, вот и славненько, старая любовь не ржавеет, друзья детства, будем вместе, плечом к плечу, мне достался шикарный труп, мускулюс дорзалис классический, пенис хоть выставку открывай, нашим девочкам такое не снилось, переходи на наш поток, у вас там серость, организуем творческий коллектив, надо жить, дорогой, надо жить, студенчество, золотые годы, надо брать все свое сейчас, потом поздно будет, поезд уйдет, жить, жить надо, чтоб было что вспомнить, а главное — развивать способности, хе-хе-хо, развивать личность...
Г/1/IP/1 2: Шо&ищия Гитоз
ZD9
^рок психотехники
Накануне восьмого марта. Угрюмый хвост у цветочного магазина. Жалобный шепоток из-за спины:
— Молодой человек, пропустите меня, пожалуйста, срочно, у меня жена окотилась.
— Жорка, падло.
— Хе-хо. Гражданин, мы перед вами, отойдем на секунду... Хочешь маленький афоризм?
— Ну.
— Почему нам не нравится стоять в очереди? _ ?
— Всякая очередь есть очередь в гроб. Вот такую истину я открыл.
— Гениально.
— Зачем стоишь? Не нравится, а стоишь? Ты ведь у нас с детства большой артист, хе-хе-хо, у тебя что, воображения не хватает?
— Тут и так весело.
— Ну-ну, стой, веселись. А цветочков на всех не хватит. На твою долю не достанется, гарантирую.
— Перебьюсь.
— Не надо себя обманывать. Ты ведь не отказываешься от своего варианта, когда Ирочка из книготорга припрятывает тебе дефицит. Ты проходишь без очереди, когда не боишься, когда знаешь свое право. Стоишь только потому, что не находишь способа перепрыгнуть через барьер этих спин.
— Ты все выразил?
— Да, а теперь учись, как сметать барьер. Урок психотехники, вариант ноль шесть, «кинохроника». Аплодисмент гарантируется. Отойди в сторону. Встречаемся за углом. - ТРИ - ЧЕТЫРЕ...
СКРОЗ^ЯК
Оскал, забор воздуха к животу. На задержке вдоха четыре коротких кабаньих шага, почти на месте — бросок ■— УДАР:
ВНИМАНИЕ! ВСЕМ! В СТОРОНУ!..
Серая вибрирующая толчея словно по шву лопнула. Еще один беззвучный посыл — в прорезь, в парализованное пространство — толпу колыхнуло вбок, открылся проход к прилавку.
Парадный всесокрушающий мегафон:
ШИРЕ РАЗОЙТИСЬ, ШИРЕ... ВКЛЮЧАЙТЕ КАМЕРУ. СТОП! МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК, ВСТАТЬ СЮДА. ОБЪЕКТИВ НОЛЬ-ШЕСТЬ, НАЕЗД НА ДРОБЬ-ДВА. ДЕВУШКА (продавщице), ПОПРАВЬТЕ ВОРОТНИЧОК, СТОП-КАДР. ЗАМЕЧАТЕЛЬНО. ТРИ БУКЕТА, ЭТОТ СЮДА. СТОП-КАДР. ДУБЛЬ. МУЖЧИНЫ, ШИРЕ УЛЫБКИ. ЕЩЕ ДВА БУКЕТА. СЮДА, СЮДА... ПОАПЛОДИРУЕМ НАШИМ ДОРОГИМ ЖЕНЩИНАМ. Молодцы, спасибо, великолепно.
Девушка, а с вами еще увидимся, счет у директора. Поздравляю!..
— ...Вот так, Тонечка, \e-xe-\o. Бери, все твое, бесплатно, они там еще год не очухаются. Бери, прелесть розочки. Для твоих распрекрасных дам.
— Отваливай.
— А спасибо кто скажет?
■— Спасибо скажет милиция.
ГЛАРА 2. Шорищия Гилтз
261
избегнуть мешать тайным системам
Шестой курс, скоро распределение. В вестибюле психиатрической клиники после занятий ко мне подходит Оргаев, доверительно мнет мой халат.
— У вас кто по психиатрии ведет практические? Циклоп, да?
— Не Циклоп.
— А у нас Циклоп. Землю есть заставляет.
(«Циклоп» — это одноглазый безногий доктор Борис Петрович Калган. О моей ученической дружбе с ним Жорик не знал ничего...)
— Учебники, говорит, изучайте сами, а я вам буду показывать врачебные подходы к больному. Кто хочет получить зачет, не посещая занятий, давайте зачетки. Никто не дал, естественно. А он пробормотал что-то, потом на каждого навел свой фонарь (тот самый глаз Боба, единственный, выразительный и подвижный) и по палатам. Каждому по больному: «Знакомьтесь, потом потолкуем». Мне дал шизулю дефектную, сумасшедшую совершенно. Сидит застывшая, вся в сале каком-то. Бубнит монотонно: «Избегнуть мешать тайным системам... Избегнуть мешать...»
— Фролова?
— Ну да... Циклоп потребовал, чтобы я описал ее детство. «Вживайтесь, находите подход». Было бы к чему подходить, она уже восемь лет твердит одну ату фразу, ни взгляда не поймать, ничего.
Я ему: «Больная недоступна, хроническая катато-ния». А он фонарем так неприятственно смазал: «Недоступных больных не бывает, Оргаев, бывают только недоступные доктора. Пойдемте со мной».
скъозияк
262
В палате садится на кровать к ней спиной, на костыль свой опирается и качается взад-вперед. Она тоже начинает качаться, как заводная кукла, и монотонным голосом: «Папочка, я не хочу. Папочка, я больше не буду. Папочка, я хорошая, это писька нехорошая. Папочка, скажи им, чтобы они выключили электричку. Папочка, они все с хвостами, папочка, отними меня. Папочка, у меня болят слезки...»
Обнимает его, плачет, бубнит свой бред. Так и просидели минут пятнадцать...
— Так это и есть врачебный подход.
— Хе-хо, бессмысленная сентиментальщина. Кому нужны эти объятия с безнадежностью?.. Я тоже так сел, а она меня по затылку бамс: «Избегнуть мешать тайным системам...» К черту! Психиатрия — занятие не для нормального человека. Практическая психология, психотехника, психомагия, только не в публичном варианте, не профанированно — это да, это стоит... Воздействие, прежде всего, на среднего, здорового массового индивида, на самые обыденные переживания, а через них и на глубину... Ты меня понимаешь. Ты знаешь, зачем это нужно.
— Не знаю... Забыл. Не понимаю. Зачем? Я слушаю его как сквозь стенку.
— Не придуряйся. Мы в жизнь выходим, мы молодые, а перед нами грандиозный бардак, деградация, все ползет в ж... А почему?.. Потому что нет настоящего управления. А почему его нет? — Потому что нет знания человеческого материала. И нет действенной психотехники, ни у кого нет. Стимулы исчерпались, все на соплях, стадо разбрелось кто куда. Никакая наука, никакая организация, никакие политические припарки, никакие экономики не дадут
Г/1 /IPA 2. Т1го$ищия Гитоз
263
ни х... (Жорик употреблял слово из трех букв, как правило, в утверждениях отрицательных), пока мы не доберемся до уровня человеческих атомов.
Психоэнергетический кризис — разве не ясно?
Капилляры общества зашлакованы, склероз нарастает. Демагогия и пропаганда работают против себя, обратная связь искажена до безумия. И это не результат каких-то ошибок или роковых выборов, нет, это просто всемирно-историческое невежество и отсутствие средств, это трагикомедия тысячелетий.
Думаешь, только у нас так?.. Везде, везде тот же круговорот дерьма. Управление психоэнергией — проблема для всех извечная, для систем всех масштабов, всех уровней — и ее решают только психотехнически гениальные личности. Ключ к решению в том, что каждый человеческий атом — я говорю образно — почитает себя не менее чем вселенной, и в своем атомарном масштабике исключительно прав. Каждый жаждет самореализации, жаждет полноты жизни, да, каждый желает быть маленьким богом, эффективности хочет! Своей собственной, личной, крохотной, но столь важной для него психологической эффективности, слышишь?..
От первого министра до последнего распиздяя! — Каждый жаждет магии, каждый! — Покажи мне хоть одного, кто не мечтал бы воздействовать на себя и других хоть чуть-чуть получше, чем это у него получается!.. А у подавляющего большинства не получается ни х.., ты согласен?
— Согласен. Не получается. Не получается ни ху...
Я впал в прострацию. Он не первый уже раз заводил со мной подобные речи, и я знал почти наизусть каждый следующий абзац.
СКРОЗ^ЯК
— В этом и твоя главная проблема — в дефиците психоэнергии и практической психотехники.
У тебя великолепные задатки, но ты жутко херово владеешь собой. Ты сверхчувствителен и почти беззащитен. Ты маешься от разорванности своих побуждений. Всякая сволочь может тебя вмиг поиметь и заставить почувствовать себя полным ничтожеством, пустым местом, так ведь?..
А вместе с тем ты, как и я, не мыслишь жизни без эффективного воздействия на людей, ты тщеславен и эмоционально зависим, я тебя знаю не первый год... У тебя незаурядный психотехнический талант, только не развитый. Мы с тобой люди призвания, мы отмеченные. Такие люди должны быть союзниками. В противном случае... Понимаешь?
— Ага, союз нерушимый, в противном случае неотвратимый пиптец.
— Нет, ты просто устал, ты в депрессии, Тонька. Я сейчас тебя подкреплю... Слушай меня внимательно. Излагаю нашу стратегическую программ). Через год заканчиваем институт. Какое-то время придется потолкаться внизу. Познание жизни, практика.
На этом этапе главное — не потерять себя, не застрять в болоте, наращивать целеустремленность, расширять кругозор — выходить на орбит). Согласен со мной?.. Вижу, согласен.
— Угу. Только где у нас верх, а где низ?.. (Жорка слышит иронию, раскаляется.)
— Вот здесь тебе и понадобится моя дружеская поддержка, а мне твоя, здесь и надо держаться за руки, чтобы одолеть крутизну. Если думаешь, что я склонен к в\льгарному карьеризму, то ошибаешься. Было, переболел, хе-хе-хо, переоценил ценности.
Г/1/15/1 2. Шозищия Гипноз
26D
В аспирантуру предлагают место, отказываюсь. Три года на побегушках лизать задницы — при одной мысли тошнит. И политическое функционерство не для меня, хотя мне ничего не стоит хоть завтра залезть высоко-высоко, у меня там крупный кролик, держу за яйца, очаровательная импотенция...
Функционерский успех — это для них, это для наших бездарных кроликов. Пускай получают большие кресла и громадные бабки, прекрасно! — У НИХ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ ЖИТЬ, и они мечтают о психотехнике, чтобы управлять головами своих подчиненных, влечениями любовниц и жен, мозгами скверных детишек и своими собственными непослушными органами. Вот мы и предоставим им такую морковку.
Управлять управителями — это надежно во все века и при всех системах. И это дело, огромное дело, ты понимаешь?.. Это могущество, это власть, которую мы используем для оздоровления общества.
Главное — координация. Допустим, ты гипнотера-певт в клинике неврозов, у тебя кабинет и прием. Ничего больше не нужно. У меня тоже кабинет гипнологии, в дальнейшем, может быть, институт...
Спокойно работаем, никуда не лезем, сотрудничаем, пишем совместные работы, распределяем пациенту ру. Известность нарастает сама собой. Реклама в меру необходимости, через прессу, здесь очень пригодится твой литературный талант. Снимаемся иногда в кино, выходим на телевидение...
Очень скоро, уверяю тебя, вся рыбка сама поплывет в наши сети, а там и киты, только вылавливай. Все они, уверяю тебя, жалкие дилетанты, кретины, не видящие психологически и на полхода вперед, у всех действия рефлекторные.
3SL
Л?_________________________________СКУОЗНЯК
266
А мы будем действовать профессионально, гроссмейстерски, мы создадим настоящую психотехнику и останемся свободными людьми, вот что главное.
Честолюбие наше будет удовлетворяться путями, достойными наших натур. Мы служители истины, воители духа. Да, да, хе-хе-хо, много званых, да мало избранных...
— Я не в силах тебе соответствовать, мне не по мозгам, Жорк. Извини, я пукнуть хочу.
— Ты иронизируешь, я понимаю. Но прошу все-таки осторожнее... Я не страдаю манией величия, я просто вижу возможности, твои и свои. Надо встать выше личного. Надо слышать зов...
— Ты достал меня, Жорк. Я те ща в морду дам.
— М-м, ты грубишь... Я труден, не отрицаю, я не не подарок... Я понимаю, почему ты отчуждался... Да, я обижался на тебя, да, терял чувство юмора, да, бывало... Нелегко было прощать предательства...
— Чё-ё-ё?..
— Не таращь глазки, ты помнишь все. Я звал тебя на этюды, а ты променял наши искания на свой похабный ансамбль. Я открывал тебе душу, а ты плевал в нее. Тебе был дорог и интересен кто угодно, кроме меня... Отбил у меня Наташку... Выпускной вечер, вспомни... Рисовал гнусные карикатуры... Я не злопамятен, но с трудом прощаю измены, с трудом...
— А теперь вспомни ты. Призрак на лестнице. Крысиная голова в портфеле. «Жди страшной смерти» в почтовом ящике...
— Да, это я, не скрываю... Я... Я был так одинок... Я злился и ревновал, по-глупому ревновал. И дневник твой украл я. Детское, ты простишь, ты простил уже... И я тоже простил тебя...
Г/1ДРД 2: Шоеищия Гипноз
267
— Но началось не с этого. Помнишь, на пустыре...
— Замолчи! Требую, замолчи! Хватит!.. Никто не знает, что с чего начинается!.. Ты не можешь постичь, ты... самовлюбленное насекомое! А я сирота не-ласканный, я страдал, мучился, я тянулся к тебе, а ты всегда уходил, ускользал, потому что боялся моего превосходства. Но я тебя не отпущу, птенчик!..
Ты не знаешь, что нас соединяет, какая мистерия... Не желаешь стать моим другом, но еще дозреешь до этого, обещаю. Я ЗА ТЕБЯ ОТВЕЧАЮ.
Это было сказано с колоссальной силой путем внезапного перехода на шепот.
И дальше он говорил тихо-тихо. А я уже орал:
— Ты?! За меня?!! Отвечаешь??!!!
— Да, в моем понимании дружба — это ответственность. И не в банальном понимании.
— А в каком?
— В ГИПНОТИЧЕСКОМ. (Еще тише.)
— В каком смысле гипнотическом?..
— Ответственность сильного перед слабым, старшего перед младшим, зрячего перед слепым. Ты же еще слепыш, дурачок, глазки еще не раскрылись...
Ты не распознаешь во мне своего поводыря. Не признаешь, что моложе меня не по возрасту, а по развитию, что сама судьба сделала меня твоим духовным учителем... Разумеется, я и сам ученик Истины, я расту, зрею... И я поклялся себе довести и тебя до зрелости. Без меня ты пропадешь. А со мной состоишься, раскроешься, осуществишься. Я должен, хочешь ты этого или нет, вести тебя, охранять...
— Стой-стой-стой. Это куда — вести?.. Это как — охранять? От кого ты меня охраняешь?
СК503ЙЯК
265
— От тебя самого, малыш. Я слежу за твоим развитием. Управляю твоими чувствами, детка.
— Жорка, да ты рехнулся, ты же совсем поехан-ный. А ну отвали от меня со своим бредом, незваный папочка. Ты что, всерьез?.. Ты думаешь, что способен управлять чьими-то чувствами?
— А по-твоему — не могу?..
— Не можешь. Чувствами управлять нельзя.
— Хе-хо, малыш мой, а в гипнозе?.. Чем, по-твоему, управляют в гипнозе — звездами? Лошадьми? Что я делаю с чувствами в гипносомнамбулизме?
— Навязываешь искусственные.
— Дурачок, что ж, по-твоему, психотехника — это игрушки? Загипнотизированный — по-твоему, притворяется, дурака валяет?
— Не валяй дурака сам. Ты ведь знаешь, что производишь психическое изнасилование. Дину заставляешь себе лгать. Не чувствами управляешь, а только полем сознания, текущими переживаниями, как телевизор. Скучно все это.
— Подожди, не уходи, я все понял. Академический спор закончили, переходим к практике. Ты меня сейчас ненавидишь. Ты ненавидишь меня всей душой.
— Ошибаешься.
— Хорошо, ты меня презираешь, охотно верю, ты, как всегда, трогательно меня презираешь, ты ко мне равнодушен, да?.. Ну, а я заинтересован в твоей ненависти. В полноценной здоровой ненависти. И я могу сейчас сделать так, что ты возненавидишь меня. Как думаешь, могу я сейчас вызвать у тебя чувство злобы, ярости, ненависти ко мне?.. Я могу?
— Нет. Не можешь.
— Никоим образом?.. Ни за что?..
Г/1/15/1 2. Шо&ищия Гипноз
— Ни за что.
— Хе-хо, расчудесно. Показываю психотехнику в действии, будь внимателен, Тоша, начинаем урок. Гипноз будет иметь лишь вспомогательное значение.
Вот телефон. Вот моя записная книжка. Вот номер телефона твоей Нелечки, твоей платонической пассии, неприступной богини, которую ты сейчас ждешь — и напрасно, кстати, она уже у себя в общежитии и ждет моего звонка... Я правильно определяю твое к ней отношение?.. На нашем курсе она для тебя идеал чистоты и женственности, ты смотришь на нее как зайчонок, не смея притронуться... Ты любишь ее и не дашь в обид) такому матерому маниакальному цинику, как Оргаев, я не ошибся?
— Ты не ошибся. В обиду не дам.
— Смотри же... Сейчас ты ответишь за свои слова... (Его голос снова стал наливаться и источать
S5v
ск&озмяк
270
вибрации.) По-твоему, она живой идеал... А я ее, видишь ли, успел познать с несколько иной стороны... С интимной. Выдаю тебе маленькую врачебную тайну: я загипнотизировал ее, она сама об этом меня попросила в связи с некоторыми проблемами. Прекрасный контакт. Отличная сомнамбула.
Слушай же внимательно: она в моей власти. ОНА В МОЕЙ АБСОЛЮТНОЙ ВЛАСТИ... Не напрягайся, пока еще не воспользовался, с меня довольно сего сознанья, я человек моральный, хе-хо... Но теперь ради тебя, любимого, так и быть, пожертвую своей совестью. Я тебе докажу, что настоящими чувствами управлять можно. Твоими, по крайней мере. Сейчас, сейчас это произойдет, не будем откладывать...
Я сделаю только то, чего она сама хочет давно и страстно. Облагодетельствую, освобожу от смирительной рубашки стыдливости, от страдания, угрожающего безумием. Да будет тебе известно: у нее вулканический темперамент. Она не знает, куда деть гормоны, ей больше невмоготу. И я ей, наконец, помогу. Я освобожу райскую птичку. Я ее трахну.
— Кого?..
— Ее, ее, твою любимую Нелечку трахнет твой старый, в двух смыслах преданный друг Георгий Оргаев. Она мне отдастся. Я с грубой нежностью ее дефлорирую. Она будет стонать, петь, визжать от невыносимого наслаждения. Она не почувствует боли... Нет, пусть почувствует! — ах!! — именно боль дает высший миг!.. А ты можешь при сем присутствовать, я внушу ей тебя не видеть, ты будешь для нее табуреткой. Я мог бы и уступить тебе пальму первенства, но без меня у тебя все равно ни х.. не выйдет.
Г/1ДРД 2: Лгорищия Гилтз
271
— Ну-с. На пари?
— Ты...
— Тихо... Тихо... Вспомни, мой друг, Евангелие, замечательная строфа: «Мы посеяли в вас духовное — велико ли то, если пожнем у вас телесное?..»
— Ну-с? Кулачки наши давно сжаты, зрачки шире глаз, море адреналина... Не буду тебя больше мучить, ну говори, хе-хе-хо, говори быстрее, что ненавидишь меня. Или просто бей, ну, не сдерживайся...
Понял ли ты, сосунок, или нет еще, что гипноз — это та провинция, с которой цезари духа начинают завоевание римских престолов силы и власти, богатства и процветания, любви, наслаждения?..
Я набираю Нелечкин номер...
— Ты получил урок? Если ты и сейчас отрицаешь, что ненавидишь меня, то... Алло, Неля?.. Привет, лапочка моя. Сейчас я приеду к тебе. Проведем сеанс. Да... И на этот раз пообщаемся по полной программе, моя девочка, ты меня поняла?.. Да-да-да, хе-хо, все-все-все, ты поняла. Приготовь посте...
Тьфу, черт, разъединилось... Набираю еще раз...
— НЕНАВИЖУ.
— Прекрасно. Теперь ударь. Ударь меня, разрядись, ради науки стерплю. Бей, не сдерживайся.
— Не еде... Не ударю...
— Птенчик, я победил тебя. Победил трижды, ты даже и не заметил. Ну подтверди, ударь.
— Звони еще раз. Набирай. Вместе поедем.
— Хе-хо, хехехошеньки. А куда мне спешить, птичка не улетит. Отложу до праздников.
СКРОЗНЯК
^фишо сеанса
ССЯ41С
скорой психологической помощи проводит
специапист экстра-квалификации, доктор медицины,
премиант международных симпозиумов
(гипнотизирующий портрет)
(ШДШ -641 У341ШС.
как человек влияет на человека,
как начать заниматься самоусовершенствованием,
как стать уверенным, что такое настоящее обаяние,
как овладеть силой своего подсознания,
что представляет собой человек-компьютер
(ШДШ Ш ИОШТШС
мгновенное расслабление, засыпание, пробуждение, моментальное отключение и включение памяти, моментальное вхождение в любой образ, обезболивание без наркоза, сновидения наяву, полет без крыльев и многое другое
(ШДШ Ш (МОШШ
укрепить волю, улучшить память, повысить работоспособность, распрощаться со страхами, расстаться с депрессией, открыть дорогу к успеху...
Т71ДРД 2. Шоеищия Гипноз ;^ь
273 При вашем желании
необходимое состояние все решит все решит
Рекомендуется иметь аист бумаги и карандаш.
Публикатор.— А что Оргаев? После визита с «ножичком» больше не проявлялся?
Д-р Павлов.— Еще с месяц звонили мне домой на разные голоса. Дюжина гвоздей в автокамере, почел за благо ходить пешком. «Рафик» на безлюдной дорожке, вираж довольно профессиональный — успел отпрыгнуть. Наконец, вульгарный булыжник в окно кабинета во время сеанса. Ни в кого не попал, по счастью, но срыв лечения, это была группа невротиков с расстройствами речи. Антону я об этом не рассказал.
Публикатор.— Куда-нибудь обращались?
Д-р Павлов.— Нет. Рамки обычных вероятностей. Покушения на психиатров не такая уж редкость.
А главное, все успел оттянуть на себя Антон. Мы ведь вскоре пошли на этот сеанс... Обратите внимание на афишу: нигде слово «гипноз» не употребляется.
из днебника Лялина
— Сколь же смешон ты, о старец несчастный и грешный. Бороду наголо сбрив, седину косметической краской замазав, потертого духа морщины сокрыть помышляешь ужель?
— Нет, не искусен ты, Лар, в мастерстве эпиграммы, тельной коровы мычанье напоминают оне. Вот почему говорят: чья бы корова мычала, лишь бы молчала твоя, муха тебя укуси.
— Стой!.. У тебя нос отрывается, дай поправлю.
Решение изменить внешность пришло обоим одновременно — нельзя быть узнанными: маэстро занервничает. Договорились:
i) не мешать Жорику,
•г) не мешать друг другу,
З) не мешать Провидению.
Как и было рекомендовано, я прихватил с собой карандаш. И листок бумаги, на котором уже давно было нечто написано...
— У него все падают назад, а потом вперед...
— Глаза потрясные... Усыпляет сразу, а потом превращает в инопланетян...
— Я не поддаюсь.
— Ха-ха, не поддашься, как же. Колебал он таких, как ты, одной левой.
— В космос брали его и на шахматный матч... Если в не он...
— Л от глупости лечит?
— Дурак, он гениев делает.
— Выйди, спой что-нибудь...
— В-в-в...
Г/1ДРД 2: Шоеищия Гипноз
ZJD
Знакомый ажиотаж. Едва втиснулись по законным билетам, на контроле пришлось унимать дерущихся безбилетников, чуть не потеряли свои носы.
Зал бурлит, как желудок Гаргантюа. На авансцене ничего, кроме нескольких десятков стульев и микрофона. Рояль в глубине, знаю этот «Стейнвей», я выступал здесь когда-то тоже...
Выходит ведущая. «Сегодня у нас в гостях...»
Аплодисменты.
Оргаева пока нет. Долгие-долгие аплодисменты...
Мертвая тишина.
Он уже здесь. Он давно здесь. Но нужно было появиться из-за края занавеса ни раньше, ни позже, а в тот самый, единственный миг кульминации ожидания, когда простой шаг в поле зрения воспринимается как материализация из эфира. Мысленно аплодирую: да, это психотехника, да, искусство...
Еще несколько неуловимых мгновений...
Вот он, Жорик — в светлом простом костюме, слегка домашнем, без галстука, в не слишком вычищенных ботинках. Чем непритязательней облачение чудотворца, тем он, значит, увереннее, да, ничего лишнего, не чересчур гладко выбрит. Плотный лысоватый мужчина, мужественная некрасивость, быва-лость — да, то, что надо.
И мощный электризующий взгляд.
Сейчас все начнется...
Вот знаменитые танковые шаги... Жорка показывал их мне еще на четвертом курсе. Учил, вразумлял:
— От того, как идешь, зависит девяносто процентов... Сечешь?.. Внедряется колоссальная подсознательная информация! — можешь обратить в бегство! — привести в бешенство! — восхитить! —
ск&озияк
276
парализовать! — уничтожить, не притрагиваясь, уничтожить! — только шагом навстречу, больше ничем!.. Неужели не замечал? На собаке, хоть на собаке попробуй... Ну вот, без билета в Большой театр проходил, значит, надежда есть... Как должен выходить к своему объекту гипнотизер? Как танк, только как танк, запомни — вот так! И не дать опомниться, быстрота и натиск. Объект должен успеть единственное: ощутить себя безграничной козявкой...
— Здравствуйте, леди и джентльмены... (Ироничная лесть. Уверенный жирный голос.) ...Мы с вами достаточно знакомы. Вы немножко
знаете обо мне. Я о вас тоже наслышан...
(Пауза, полуулыбка, бурные аплодисменты. Великолепный ход на сближение.)
...Значит, без предисловий. Начинаем сеанс.
Резкая тишина.
— Все вопросы потом. Каждый, кто хочет участвовать в сеансе, должен по моей команде «раз» сцепить пальцы рук за головой на затылке. Показываю — вот так... Локти должны смотреть вперед — вот так, строго перед собой, а не в стороны... Смотреть всем, не отрываясь, только на меня — вот сюда, в переносье. Дышать ровно... Не спешите, молодой человек, будьте внимательны. Девушка, не торопитесь, уберите с колен все лишнее... Спокойствие-Полная сосредоточенность. Внимание. РАЗ!
В этот миг и явилось решение. Я ПОДДАМСЯ.
Да — отбрасываю все защиты, все знания, все на свете — и помогаю Жорке со всей страстью наивности, погружаюсь в гипноз, как ягненок, как вон тот малый, который уже готов...
Исчезаю, меня нет, будь что будет...
Г/1 /IPA 2. Шотщия Гитоз
277
Публикатор.— Я тоже слышал об этом сеансе. Говорили, это было нечто необычайное, феноменальный успех, звездный час Оргаева. И будто бы один из загипнотизированных так играл на рояле, что все плакали, и сам Оргаев бросился его обнимать.
Д-р Павлов.— Возможно, так многим и показалось... Я сразу понял, что Антон не притворяется, все всерьез: увидел, как помутнели его глаза, утеряли подвижность зрачки, порозовела кожа — изобразить такое нельзя, это был настоящий транс.
Меня охватил ужас — что сейчас будет?.. Не соблюл второй пункт договора: что было силы пихнул Тоника в бок — нуль реакции. Еще раз толкнул, тронул локоть, плечо — типичная каталепсия... Тут Оргаев заметил мои попытки, властным жестом приказал прекратить (не узнал, слава богу, сработал грим), и другим, не менее властным — препроводить на сцену. Я выполнил третий пункт.
Все дальнейшее, до начала МУЗЫКИ, помню слабо. Там в общем-то и запоминать было нечего, все многажды пройдено...
Антон сидел среди остальных сомнамбул на сцене, никем не узнанный, — сидел, стоял, двигался, застывал опять с мутным взглядом, с розово-стеклянным лицом. Выполнение всех внушений, участие в групповых сценах...
Начались индивидуальные перевоплощения. Двое Репиных рисовали углем на больших листах — один изобразил нечто вроде паука, а другой самого Оргаева, довольно похоже. Еще один Репин...
Нет, это уже Пауль Клее, абстракция... Оргаев внушает: «При восприятии этих ритмических световых пространств у вас нарастает чувство восторга...
И К"! Т П
...Вы чувствуете себя частичкой мироздания, это доставляет вам неизъяснимое наслаждение...»
Вдруг тоненькая черноволосая девушка, только что бывшая Надей Павловой и выделывавшая немыслимые антраша, начинает с закрытыми глазами раскачиваться и всхлипывать.
Страдальческая судорожная гримаска...
Я понимаю, что с ней происходит: вскрывается внутренний конфликт, осложнение, потом будет плохо... Нужно немедленно ее усыпить поглубже, а затем мягко, успокоительно пробудить с лечебным внушением. Но Оргаев этого не сделает: если что, просто выгонит вон со сцены, к чему возиться.
Г А АР А 2: Шорищия Гипноз
А что такое с Антоном?!.. И он качается. Не глядя на девушку, повторяет все ее движения и мимику с абсолютной точностью — медиумирует...
Я уже поднялся, чтобы взбежать на сцену, как вдруг произошло нечто фантастическое.
Антон поднимается в воздух... Мне это, конечно, привиделось, показалось, я тоже был не в себе...
Поднимается — и — медленно плывет в глубину сцены — к роялю...
Берет несколько аккордов.
Еще. Еще.
Все поднимают головы.
Оргаев смотрит окаменело: узнал.
Девушка открывает глаза: проснулась.
Антон играет.
Я помню эту музыку. Она не состояла из нот. Это была Свобода. Пробудились все, один за другим. Несколько человек подошли к роялю. Другие начали двигаться в такт музыке — легко, радостно, осво-божденно... Улыбаясь, пошли со сцены...
В этот только момент Оргаев вышел из оцепенения и, брызнув потом, взревел диким голосом: «Сто-о-о-пН. Стоя-а-ать!!.. Спа-а-ать!!..»
Никто не обратил на это внимания.
Дальше смутно... Я погрузился в музыку Антона и утратил ощущение времени...
Оргаев бросается за кулисы. Антон играет. Сцена пуста. Занавес. Музыка продолжается.
Тишина. Лавина аплодисментов неизвестно кому.
Не помню, как возле меня очутился Антон:
— Я ему ее вернул... Вернул ту дурацкую клятву, нашей кровью подписанную и его краской. Вот и исполнилось им самим...
СКРОЗМЯК 250
Виртуоз
Эта глава объясняет, что же произошло в конце предыдущей.
Публикатор.Будучи, к своему прискорбию, человеком, далеким от искусства, я долго сомневался, стоит ли, с позиции широкого читателя, находящегося в том же положении, включать в издание эту часть лялинско-го архива. Хранится она отдельно, в драной черной нотной папке, на которой рукой Лялина жирными белилами нарисован огромный скрипичный ключ.
На обороте обложки — кусочек стиха:
...на перекрестке лиц и улиц душа и музыка сомкнулись и прежде губ и раньше рук (...) звук
(Зачеркнуто, но разобрать можно: «все сладил»).
Кроме обрывочных рукописей, не везде внятных, здесь есть нотные тексты (в основном, как пояснил доктор Павлов, наброски пьес, рожденных в медитациях) и несколько любительских аудиозаписей, сделанных в разных местах.
Прослушивание решимости не прибавило: одно дело — личное впечатление, другое — оценка более или
ГЛАЗА 3. &ИГГУ03
2δ\
менее объективная. Некоторые пьесы понравились мелодичностью и прозрачной простотой, другие зацепили острым ритмом; третьи, на мой слух, чересчур сложны, многозвучны — единственное, что я в них уловил, это чрезвычайная беглость пальцев.
Интересными показались записи с участием других инструментов, и среди них — два свежо звучащих дуэта фортепиано и скрипки.
Я спросил доктора Павлова, кто скрипач. Со смущением, не поддающимся описанию, коллега ответил:
— Скрипачом-любителем был мой отец, школьный учитель математики. Поздними вечерами уединялся со старенькой «Маджини»... Пытался учить музыке и меня, но я едва дотянул семилетку. Опомнился лет в семнадцать, затосковал. Если бы не Антон, с аналогичной историей вышедший в другое измерение...
— Будет скромничать, доктор, кто в каком измерении, история разберется. Скрипач, стало быть, — это вы, так и пишем.
— Антон уже на шестом курсе задумал и начал понемногу набрасывать книгу о музыке и человеке... Музыке и психике... Музыке и душе... Лишние какие-то слова, даже слово «музыка» — лишнее...
Поиск вел с разных сторон: ездил в культурологические экспедиции, наблюдал за детьми и взрослыми, рылся в библиотеке, собрал необозримый материал по звуковому общению в природе и воздействию музыки на живое; по истории музыки и ее врачебному применению... Литературный вид успел придать только нескольким фрагментам.
После этого разговора все стало немного понятнее.
Наброски Лялина привожу вперемешку с пояснениями д-ра Павлова и моими вопросами.
252
СКВОЗНЯК
Г/1 А Ък 3. &ИГТУ03
255
Музыка - это предзнание.
Из письма Бетховена
Я покоряюсь пустяку как щепка у волны на гребне и жизнь как падаль волоку, душа моя от света слепнет...
Какая мысль, какая страсть
роялю разверзает пасть?
О, как надменны, хищно-грубы
его оскаленные зубы,
как королевски он клыкаст...
Но подойти,
за крышку взяться,
и затрепещет нотный стан,
и партитуры прослезятся, и очертания креста в ключе скрипичном засквозятся, и кто-то встанет за спиной... и зарыдает воск свечной, и вступят клавиши и руки
в неугасимый разговор,
пожар божественной науки...
сквозняк
...На поляне, залитой солнцем, на руку мне, прямо на часы, прыгнул с травинки кузнечик.
Потушил зайчик. Замер.
Секундная стрелка, показалось, побежала быстрей. Я не двинулся. Десантник начал медленно сучить лапками, шевелить крылышками...
Спугнул. Чик! — опять прыгнул.
Я снял часы, положил в траву.
Присела на полсекунды иссиня-черная муха... Медленно, пошатываясь, как пьяная, переползла по прозрачной выпуклости стекла какая-то помятая букашка... Чи-чик! — кузнечик опять.
Я опять его отпугнул.
А он снова — прыг!..
У каждых часов собственный голос. Сентиментален тонюсенький ниск миниатюрной дамской «Мечты». Внушительно, целеустремленно теньканье мужских часов марки «Победа». Увесисто, по-солдатски, марширует будильник «Восход». По-старушечьи шаркают допотопные ходики. Мои, называемые «Алмаз», тикают с ускользающим призвоном, я изучил их песню, подкладывая на ночь под подушку. Когда не приходил сон, меня убаюкивал стучащий под ухом молоточек, покрытый бахромой с колокольцами...
У Пастернака потом нашел строчку, объяснившую поведение кузнечика:
Сверчки и стрекозы как часики тикают...
Точности тут нет: сверчки — да, пожалуй, их свиристящее стрекотание на «тик-так» смахивает; но не слыхивал я, чтоб и стрекозы тикали; не важно это, однако, — правда поэзии не буквальна: через звуко-подобие механического и живого поэт услышал вселенское всеединство...
Г/1 А Ък 3. &ИГГУ03
Z5D
Иллюзии и обманы в Природе — обмолвки истин, промельки тайн. Похоже, кузнечик принял мои часы за свою невесту — совпала какая-нибудь значимая акустическая характеристика...
Страстно надо искать, чтобы так обмануться!
А нас так обмануть запросто может Музыка, гениальнейшая из обманщиц.
Случаются, впрочем, обманы и внемузыкальные.
Однажды, проходя мимо громадного административного здания, я услыхал жуткий собачий визг. Пронзительно, то умолкая, то принимаясь вновь, взвывала отчаянно-жалобно какая-то псина.
«Что за идиот м>чит собаку!» — подумал я и пошел в сторону звука спасать несчастное животное от садиста-хозяина.
Подошел совсем близко. Вижу: будка проходной. Входят-выходят люди, охрана проверяет документы. Входят-выходят... Собаки нет. По-собачьи визжит, открываясь и закрываясь, дверь.
— Смазать петли надо, кретины! — кричу со злобой в пространство неизвестно ком\, затыкаю уши пальцами и \хожу...
Всякий звук наша внутренняя глубина воспринимает как Чей-то — изначальное допущение слышащего: звлковой мир одушевлен, он живой.
«^
4V
скяозияк
256
^рамузыка: акушерка Жизни
...Шум дождей, длившихся тысячелетиями, треск и грохот громадных молний... выбросы вулканической магмы... трепет теплого океанического бульона... дрожь новорожденных, еще не верящих в свое существование комочков живого...
Наш предок, на которого мы похожи в первые две-три недели внутриутробной жизни, сначала был микроскопической клеткой, вроде амебы. Потом стал крошечным, очень быстро растущим многоклеточным шариком. Вдавился вовнутрь — стал мешочком с входным отверстием, добавил к нему с другой стороны выходное — стал миникишкой. Подрос — начал напоминать обыкновенную гидру, живущую ныне в небольших теплых прудах. Вырос еще и превратился в нечто рыбоподобное...
Его наружная оболочка, прабабушка нашей кожи, стала средоточием первых высокораздражимых клеток. Поверхностные кле