Тип Плоские черви. Класс Сосальщики (Легочный, Ланцетовидный и Кровяные сосальщики)
Цель изучения темысостоит в формировании знаний по медико-биологическим основам паразитарных инвазий, вызванных трематодами, умений и навыков по морфофункциональной характеристике и оценке медицинской значимости Легочного, Ланцетовидного и Кровяных сосальщиков.
Задачи:
1) знать классификацию, изучить систематическое положение, морфо-функциональную характеристику, патогенное действие и медицинское значение представителей класса Сосальщики (Легочный, Ланцетовидный и Кровяные сосальщики);
2) рассмотреть таблицы;
3) обучить технике макроскопического анализа Ланцетовидного сосальщика;
4) обучить технике микроскопического анализа кала при выявлении и идентификации яиц Ланцетовидного сосальщика;
5) знать меры личной и общественной профилактики трематодозов.
Студент должен знать:
1. До изучения темы (базисные знания):
- биология, школьный курс: строение плоских червей, цикл развития гельминтов класса Сосальщики.
-устройство и правила работы со световым микроскопом.
- основные термины паразитологии;
- алгоритм описания паразитарных инвазий;
- основы медицинской гельминтологии (систематика, классификация гельминтов, эпидемиологическая классификация гельминтозов);
2. После изучения темы:
1) систематическое положение и характерные черты организации (морфофизиологические особенности) животных типа Плоские черви (Plathelminthes), класса Сосальщики (Trematoda);
2) особенности морфологии, циклов развития, путей инвазии, патогенного действия Легочного, Ланцетовидного и Кровяных сосальщиков;
3) способы лабораторной диагностики трематодозов;
4) меры общественной и личной профилактики трематодозов.
Студент должен уметь:
· проводить макроскопический анализ и идентифицировать по морфологическим признакам мариту Ланцетовидного сосальщика;
· проводить микроскопический анализ кала и идентифицировать яйца Ланцетовидного сосальщика;
· решать ситуационные задачи.
Студент должен владеть:
ОК-1, ПК-3, ПК-17, ПК-31.
Задания по самостоятельной аудиторной работе студентов по теме занятия:
1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспекта лекции №11 «Медицинская гельминтология. Тип Плоские черви» и рекомендуемой учебной литературы.
2. Ответить на вопросы для самоконтроля:
1) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, цикл развития, патогенное действие легочного сосальщика (Paragontmus westermani).
2) Лабораторная диагностика, меры общественной и личной профилактики парагонимоза.
3) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, цикл развития, патогенное действие ланцетовидного сосальщика (Dicrocelium lanceatum).
4) Лабораторная диагностика, меры общественной и личной профилактики дикроцелиоза.
5) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, цикл развития, патогенное действие кровяных сосальщиков (Schistosoma haematobium, Schistosoma mansoni).
6) Лабораторная диагностика, меры общественной и личной профилактики шистосомозов
3. Проверить свои знания с использованием тестового контроля:
Примеры тестовых заданий:
- Пищеварительная система у сосальщиков … .
1) имеет три отдела: передний, средний и задний
2) имеет два отдела и слепо заканчивается
3) отсутствует
4) характеризуется наличием пищеварительных желез
2. Заражение человека парагонимозом происходит при употреблении … .
1) мяса зараженных животных
2) раков, крабов, креветок
3) плохо провареной рыбы семейства карповых
4) овощей, фруктов
5) некипяченой воды, зелени
- При паразитировании у человека возбудитель урогенитального шистосомоза локализуется в … .
1) желчных протоках и печени
2) тонком кишечнике
3) венах малого таза
4) головном мозге
5) лимфатических узлах
- Компонентом природного очага Республики Башкортостан являются … .
1) печеночный сосальщик
2) кошачий сосальщик
3) ланцетовидный сосальщик
4) легочный сосальщик
Выполнить другие задания:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Изучить и зарисовать микропрепараты:
Ланцетовидный сосальщик (№21) | Яйца ланцетовидного сосальщика (№22) |
Формы контроля освоения заданий по самостоятельной аудиторной работе по данной теме:
Тестовые задания, контрольные вопросы, ситуационные задачи, рисунки.
Тестовые задания (примеры тестов см. выше).
Контрольные вопросы (см. вопросы для самоконтроля)
1. Почему не следует брать в рот травинки или листочки, гуляя по лесу или лугу?
2. Каким гельминтозом можно заразиться при случайном заглатывании муравья?
3. Что нужно исследовать у больного для обнаружения яиц кровяных сосальщиков и почему?
4. Если больной, придя на прием к врачу, жалуется на боли в животе, расстройство функций желудочно-кишечного тракта, всегда ли для исключения гельминтозов следует исследовать только фекалии на яйца гельминтов?
Ситуационные задачи
1. В Китае, Корее, Японии существует традиция употреблять сок крабов как противовоспалительное средство. Каким гельминтозом можно заразиться при использовании сока термически не обработанных крабов?
2. Мужчина долгое время жил на Дальнем Востоке. Обратился к врачу с жалобами на боли в груди, одышку, кашель с выделением обильной мокроты ржаво-красного цвета. Был заподозрен туберкулез легких.
Какой гельминтоз нужно исключить? Обоснуйте метод лабораторной диагностики.
3. Советский специалист был направлен в заграничную командировку одно из африканских государств. Несмотря на предупреждение о запрещении купания в данном водоеме, он выкупался. Вскоре на теле в нескольких местах обнаружил точечные кровоизлияния, кожный зуд. Через 2-3 месяца стал отмечать выделение кроваво-красной мочи. Чем мог заразиться больной? Что необходимо исследовать и обнаружить для уточнения диагноза (моча, фекалии и т.д.)?
5. Больной обратился с жалобами на слабость, жжение при мочеиспускании, выделение кроваво-красной мочи. Он отметил, что дней 15 назад искупался в водоеме.
О чем вы подумаете сразу? Какой лабораторный метод исследования больного следует провести, чтобы исключить гельминтоз?
6. По окончании одного из технических вузов молодой специалист получил направление в г. Арсеньев Приморского края. Устроившись на работу, все свободное время проводил за городом, так как был заядлым туристом и рыбаком. Очень любил мясо крабов и раков, которое иногда употреблял недостаточно проваренным. Через некоторое время стал ощущать боли в груди, кашель с выделением ржаво-коричневой мокроты.
О каком заболевании можно предполагать? Каковы методы лабораторной диагностики?
7. Японский рабочий рисовых плантаций обратился к врачу с жалобами на боли в животе, слабость, жидкий стул с примесью крови и гноя. Месяц тому назад отмечался сильный кожный зуд, жжение, отек нижних конечностей. При исследовании фекалий больного в них обнаружены яйца гельминта.
Чем болен человек?
Рекомендуемая литература(см. приложение 1)
Практическое занятие № 23
1. Тема: