Этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной изобразительной деятельности клиента
Данный этап арт-терапевтического процесса связан с укреплением психотерапевтических отношений, консолидацией личности клиента и его постепенным переходом от хаотичного поведения и изобразительной деятельности к созданию более сложной изобразительной продукции с осознаванием ее психологического содержания и связи со своим опытом и системой отношений.
Достигнутое на предыдущем этапе ощущение безопасности и доверия к психотерапевту и структурированию его деятельности и поведения в рамках определенных правил и форм художественной экспрессии дает клиенту достаточную свободу самовыражения, благодаря чему он начинает более активно выражать свои чувства, мысли, потребности и фантазии в изобразительной работе и общении с психотерапевтом. В процессе его изобразительной работе происходит актуализация переживаний, отражающих различные аспекты как более раннего, так и текущего опыта клиента, которые так или иначе запечатлеваются в создаваемой им художественной продукции. Конфронтация с этими переживаниями может быть для клиента порой весьма болезненной.
Кроме того, поскольку на данном этапе клиент переходит к созданию более сложных, так называемых символических, образов, они также выступают в качестве одного из факторов “удерживание”. “Удерживающая” функция художественного образа наиболее ярко проявляется в тех случаях, когда речь идет о слишком сложных и непонятных для клиента чувствах. Работая над созданием серии связанных друг с другом образов или вновь и вновь возвращаясь к одной и той же теме или изображению, он проецирует на них эти переживания, которые “накапливаются” в изобразительной продукции словно в “контейнере” и находится в ней до тех пор, пока эти чувства не начнут осмысляться клиентом и не будут включены им в более сложную систему значений, отражающую внутренний мир клиента и систему его отношений. Осознание содержания изобразительной продукции и ее связи с внутренним миром и системой отношений иногда происходит благодаря самостоятельной работе клиента с образом и взаимодействию с ним (инсайт), независимо от интервенции психотерапевта, однако чаще всего это происходит благодаря интерпретации и вербальной обратной связи.
Используемые психотерапевтом на данном этапе арт-терапевтического процесса приема работы могут быть различными. Он, в частности, может применить разные виды обсуждений, направленные на “прояснение” скрытого смысла изобразительной продукции, а также высказываний и поведения клиента. Воздерживаясь, как правило, от собственных оценок, психотерапевт использует вопросы, амплификации и метафоры для того, чтобы помочь клиенту как можно более полно раскрыть этот смысл.
На данном этапе работы могут также применяться различные виды игровой деятельности, художественные описания изобразительной продукции, элементы драматерапевтической работы, движение и танец, работа с голосом, построение ролевых диалогов, а также различные виды обсуждений, направленные на “деконструировиние” привычных ассоциативных связей и связанной с образом системы значений, направленные на преодоление культурных стереотипов и привычных форм самоидентификации клиента.
Психотерапевт может использовать иные формы интервенций и виды работы, в том числе убеждения, советы или рекомендации; коррекцию неверных мыслительных процессов, помощь в преодолении клиентом чувств вины и стыда, поддержку более адаптивных защитных механизмов и способов поведения, помощь клиенту в установлении и регулировании его социальных связей, конфронтации и собственные интерпретации действий клиента, различные системные интервенции, связанные с привлечением к арт-терапевтической работе членов семьи клиента и другие приемы.
На третьем этапе арт-терапевтического процесса в состоянии и поведении клиента происходят следующие основные изменения:
- исчезновение импульсивного, хаотичного поведения, связанного с “выплескивания” чувств, и переход клиента к изобразительной деятельности, связанной с созданием визуальных образов;
- развитие у клиента способности видеть заключенный в создаваемой им изобразительной продукции смысл и ее связь с содержанием своего внутреннего мира и системой отношений;
- получение клиентом удовлетворения от изобразительной деятельности и создаваемых им художественных образов, а также от дальнейшего взаимодействия с ними посредством разных видов творческой работы, рефлексии и анализа;
- в повышении самооценки клиента, развитии механизмов психологической защиты и новом восприятии им самого себя и собственных возможностей;
- в использовании им новых форм поведения, художественной практики и взаимоотношений с психотерапевтом и получении на основе всего этого нового опыта;
- в укреплении личных границ клиента и его относительном дистанцировании от психотерапевта, что проявляется, в частности, в его меньшей фокусировке на психотерапевтических отношениях и в большей – на изобразительной деятельности, себе и системе своих отношений;
- в усвоении им новой информации о себе и окружающем мире, в частности благодаря “деконструированию” используемых им ранее способов репрезентации своего опыта и использованию новых.
Основные же задачи психотерапевта на этом этапе работы заключаются в следующем:
· в поддержании атмосферы терпимости, защищенности и безопасности и четких пространственно – временных границ арт-терапевтической работы, необходимых для дальнейшего выражения клиентом различных чувств, потребностей и мыслей и освоения им новых возможностей и опыта;
· в структурировании и организации, в случае необходимости, деятельности клиента и привлечении его внимания к новым материалам, средствам и формам творческой работы;
· в фасилитации эмоциональной экспрессии клиента;
· в активизации “диалога” с клиентом посредством использования разных видов интерпретации и вербальной обратной связи;
· в дальнейшем обмене с ним чувствами, ассоциациями, образами, идеями;
· в предоставлении ему новой информации и “деконструировании” прежних форм репрезентации им своего опыта, а также в создании совместно с ним новых форм репрезентаций;
· в укреплении его личных границ и фокусировке его внимания на различных аспектах его системы отношений, включая отношения к самому себе.