И развития детей в изобразительной деятельности 8 страница

Для успешного развития способности к изображению необхо­димо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощуще­ний и двигательной сферы - владение мелкими и дифференциро­ванными движениями рук (кисти руки, пальцы), отмечает Н.П.Сакулина.

В этой же работе Н.П.Сакулина выделяет показательуровня развития способности к изображению - степень реальности изо­бражения и делает выводы о возможностях создания реалистиче­ского изображения ребенком, дошкольником. Она подчеркивает, что способность к изображению в дошкольном возрасте не может развиваться в полной мере, и детский рисунок следует только приближать к возможно большей правдивости и полноте отраже­ния реальной действительности. По отношению к детскому ри­сунку можно говорить о тенденциях реализма.

Исследования по проблеме детского восприятия вообще (А. В. Запорожец, Л.А.Венгер) и в области изодеятельности в ча­стности (Н.П.Сакулина) позволили в дальнейшем конкретизиро­вать эти положения о возможности дошкольника в освоении деятельности.

С точки зрения общей теории способностей очевидно, что объ­ективная причина ограниченных возможностей детей в освоении реалистического рисунка заключается в незрелости функциональ­ных механизмов, которые находятся пока в стадии развития, ста­новления. Для развития операционных механизмов нужен опре­деленный уровень функционального развития.

К сожалению, в практике нередко встречается попытка форси­ровать развитие у детей способности к изображению, завышение требований к детскому рисунку, механическое «натаскивание» детей и даже рисование заребенка, вместо ребенка для того, что­бы продемонстрировать якобы высокий уровень изобразительной деятельности детей.

Н.П.Сакулина отмечает, что способность к изображению обусловливает создание любого рисунка с различными целевыми установками.

Затем она рассматривает те качества, которые необходимы для создания художественногорисунка, т.е. способность к художест­венному выражению. Она предлагает и другой термин - «способ­ность к образному выражению», которую она относит к разряду художественно-творческих способностей.

Однако четкого выделения компонентов этой способности Н.П.Сакулина не дает. Полагаем, что из рассуждений автора о возможной выразительности детского рисунка можно выделить некоторые качества (свойства), составляющие способность к об­разному выражению:

1. Эстетическое восприятие явлений реального мира, т. е. не просто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но и эстети­ческая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него. Способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Именно это качество создает основу для выражения в графической форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т.п. И рисунок становится не просто изображением, позволяющим уз­нать явление, а дает последнему яркую характеристику, подчерки­вает в нем особенно впечатляющее, т.е. создается художественно-вы­разительный образ, а не просто графическое изображение. А это, как отмечает Н.П.Сакулина, ступень более высокая, чем выполнение графического изображения. Явно, что в этом свойстве проявляются личностные моменты (ценностные ориентиры, мотивы личности).

2. Интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувство, в направленности ребенка на создание нового, ориги­нального художественно-выразительного образа.

Н.П.Сакулина, по существу, выделяет такие свойства, как ак­тивность воображения, образного мышления, чувств, восприятия. Необходимое условие этой активности - наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков.

Очевидно, в данном случае речь идет о творческой способности, которая проявляется в действиях по актуализации имеющегося опы­та, экспериментировании (поисковых действиях), видении проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативном мышлении, воображении), актуализации неосознанного опыта.

Таким образом, способность к образному выражению предпо­лагает наличие способности к изображению со всеми ее компо­нентами. При этом в отборе и переработке впечатлений проявля­ются эстетическая оценка явления, активность всех психических процессов. Способность к выражению особенно ярко проявляется и формируется при направленности ребенка на создание нового, оригинального образа.

В этой же работе Н.П.Сакулина определила показатели развития художественно-творческих способностей. Это само­стоятельность, активность, инициатива ребенка в деятельности, выразительность ее результата (рисунка). На материале экспе­риментального исследования по формированию способностей к изображению и художественному выражению автор пока­зывает индивидуальные различия в становлении этих способ­ностей.

В последующих работах Н.П.Сакулиной, а также в работах ее учеников проблема способностей к изобразительной деятельно­сти получила дальнейшую разработку.

Так, Т.С.Комарова исследовала такой компонент способности к изображению, как овладение графическими навыками и уме­ниями, включая и технику рисования1. Определено содержание графических умений и навыков, выделена система этих навыков и умений, доступная детям дошкольного возраста вообще и детям разных возрастных групп в частности, разработана методика их формирования.

В дальнейших исследованиях Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобрази­тельной деятельности, представлено содержание, доказана воз­можность развития ряда их сенсорных способностей2. По сущест­ву, разработана структура сенсорных способностей,проявляющих­ся и формирующихся в изобразительной деятельности в условиях развивающего обучения детей:

1. Способность целенаправленного аналитико-синтетического
восприятия изображаемого предмета.

2. Способность формирования обобщенного представления,
отражающего признаки и свойства многих предметов, которые
могут быть переданы в изображении.

3. Способность создания изображения предмета на основе
имеющегося представления согласно материалу, технике и изо­
бразительным возможностям данного вида деятельности.

4. Способность совершать комплекс движений под контролем
зрения.

5. Способность восприятия создаваемого и законченного изо­
бражения и сенсорной оценки его согласно имеющемуся представ­
лению.

и развития детей в изобразительной деятельности 8 страница - student2.ru 1 См.: Комарова Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников. - М.,
1970.

2 См.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М, 1965. - С. 100-135:
Сенсорное восприятие в детском саду. - М., 1981.-С. 15-77.

6. Способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е. привлечения накопленного ранее сенсорно­го опыта, и преобразование его при помощи воображения.

Хотя эти способности названы авторами «сенсорными», ана­лиз их содержания показывает, что доминирующая способность восприятия сочетается со способностью мышления, памяти, пред­ставления, воображения.

Следовательно, в реальной деятельности все способности на­ходятся в сложном системном сочетании, которое определяется целями и задачами изобразительной деятельности.

Позднее Т.С.Комарова отметила ручную умелость как своеоб­разную сложную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте1. В структуре этой способности выделяются три компонента: техника рисования,(способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна); формообразующие движения(движения, направленные на передачу формы предмета) и регуляция рисо­вальных движения по ряду качеств(темпу, ритму, амплитуде, силе нажима); плавность движения, непрерывность; удержание на­правления движения по прямой, дуге, окружности, умение изме­нять направление движения под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот, умение подчинять дви­жение соразмерению отрезков по длине, изображений или их час­тей по величине.

Разработав детальную методику формирования у детей этой сложной способности, Т.С.Комарова рассматривает ее как сред­ство, овладев которым ребенок сможет выразительно и без осо­бых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел.

Действительно, ручная умелость в данном понимании и выше­названные сенсорные способности (восприятие создаваемого и законченного изображения и сенсорная оценка его согласно имеющемуся представлению; оперирование представлениями и преобразование их при помощи воображения) по существу, со­ставляют основу исполнительской части изобразительной дея­тельности. Эта способность - пример сложного диалектического единства взаимосвязи, взаимопереходов разных способностей. Относительно изобразительной деятельности в целом ручная уме­лость выступает как способность и специальная и общая. Относи­тельно способности творческого самовыражения она выступает

как средство - комплекс знаний, умений и навыков. К выводу о невозможности абсолютного отделения, дифференциации спо­собностей от знаний, умений пришел Л.А.Венгер, долгое время изучавший проблему способностей и их соотношения со знаниями и умениями.

Все названные способности развиваются у детей, но неравно­мерно. Нередко отмечается хорошее оперирование представления­ми, но неотчетливость самих представлений или отмечается хоро­шее развитие движений, но недостаточное развитие восприятия.

Помимо возрастных, с большой отчетливостью, как отмечает Н.П.Сакулина, выступают индивидуальные различия в развитии способностей (у одних детей отстает развитие моторной сферы, у других - восприятие, у третьих - воображение, но хорошо разви­вается память).

Таким образом, в данных исследованиях раскрыто содержание сенсорных, сенсомоторных способностей, обеспечивающих ус­пешное освоение деятельности. Если исходить из предложенной Н.П.Сакулиной классификации способностей, их можно рассмат­ривать как компоненты способности к изображению. При созда­нии художественно-выразительного образа эти способности, не­сомненно, проявляются, входят в структуру художественно-творческих способностей, занимая подчиненное положение.

В других исследованиях, проводимых под руководством А.В.За­порожца, Л.А.Венгера (по проблеме сенсорного воспитания де­тей), а затем под руководством Н.Н.Поддьякова (по проблеме умственного воспитания), а также в исследованиях Н.П.Сакули­ной разработаны обобщенные способы восприятия (обследова­ния) изображаемых предметов; определено содержание изобрази­тельной деятельности, позволяющее сформировать обобщенные представления о группе подобных предметов, а на этой основе - и обобщенные способы изображения1. В результате такого обуче­ния удается научить детей относительно самостоятельно обследо­вать изображаемые предметы, находить сходство с подобными предметами, уже известными ему, применять на этой основе зна­комый способ изображения; устанавливать отличие этого пред­мета от подобных и варьировать известный способ изображения для того, чтобы передать это отличие. (Подобные исследования, только в области лепки, проводились Н.А.Курочкиной.)

Таким образом, Н.П.Сакулиной удалось сформировать и сис­тему ориентировочных действий, направленных на анализ новой изобразительной задачи, соотнесение ее с имеющимися способами



и развития детей в изобразительной деятельности 8 страница - student2.ru и развития детей в изобразительной деятельности 8 страница - student2.ru 1 См.: Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.. 1990. -С. 6-43.

1 См.: Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддьякова. - М, 1972. -С. 85-105.

изображения и на этой основе выбор или поиск подходящего спо­соба ее решения. Иными словами, удалось сформировать ориенти­ровочные действия, названные Л. А.Венгером способностями.

В 60-70-х годах и по настоящее время проблемой целенаправ­ленного и активного воздействия на развитие художественно-творческих способностей занимались Н.П.Сакулина, Н.Б.Хале-зова (лепка), ряд исследователей под руководством Н.А.Вет-лугиной (Т.Г.Казакова, В.А.Езикеева - в области рисунка). Ис­следовались детское творчество в целом, его своеобразие, особен­ности развития, пути и методы воздействия на детей. Термин «художественно-творческие способности» используется авторами в контексте раскрытия этих вопросов. Специально ни содержание, ни структура художественно-творческих способностей ими не определяются. Но на основе анализа проводимых исследований можно выделить ряд свойств, качеств, без которых невозможно создание художественно-выразительного образа и которые, сле­довательно, можно отнести к категории «способностей к изобра­зительной деятельности», а именно к художественно-творческим способностям. Эти способности могут быть представлены и как специальные задачи обучения деятельности. Полагаем, что не­стандартное, оригинальное образное восприятие окружающего мира - высший уровень развития этой способности.

1. Способность образного видения окружающего (умения на­блюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способность сохранять целостное эмоциональное впечатление от объекта), воспринимая его через призму наиболее выразительного признака (важный гусь, сердитый котенок, могучая сосна и т.п.). Полагаем, что нестандартное, оригинальное образное восприятие окру­жающего мира - высший уровень развития этой способности.

2.'Способность создавать разнообразные, относительно непо­вторимые по содержанию и форме (оригинальные) замыслы, ис­пользуя и активно перерабатывая индивидуальный опыт.

3. Способность проявлять активность, самостоятельность,
инициативу в поиске содержания и наиболее выразительных
средств создания образа.

4. Способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства;
искренне, правдиво непосредственно переживая изображаемое,
увлекаться, быть захваченным деятельностью.

Выделенные выше художественно-творческие способности представляют собой или своеобразие психических процессов, уча­ствующих в творчестве, или качество способов действий.

Таким образом, при всех различиях в подходе к определению содержания, структуры способностей к изобразительной деятель-

ности среди них отчетливо можно выделить две группы: способ­ность к изображению и способность к художественно-творческому выражению (художественно-творческие способности).

Они представляют собой сложное сочетание различных более частных способностей свойств психики с конкретными операци­онными механизмами.

К настоящему времени структура способности к изображе­нию определена довольно полно и четко. Структура художест­венно-творческих способностей требует дальнейшего изучения и уточнения.

Относительная определенность содержания и структуры спо­собностей к изобразительной деятельности дает возможность довольно четко сформулировать соответствующие задачи руко­водства изобразительной деятельностью детей и тем самым при­близить реализацию идеи о педагогике способностей, высказан­ную А.Н.Леонтьевым.

Правомерность постановки соответствующих задач обуслов­лена и тем, что большинство вышеназванных исследователей дан­ной проблемы разработали с большей или меньшей степенью полноты методику формирования этих способностей (Н. П. Саку-лина, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, Н.Б.Халезова, Н.А.Курочкина, В.А.Езикеева и др.). Однако в практике обучения детей изобрази­тельной деятельности есть типичные ошибки (в плане формиро­вания способностей). Каковы эти ошибки и их причины?

Программное содержание и методика работы с детьми на заня­тиях и вне их ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений и навыков, т.е. носят узкодидактический характер. Потому о формировании способности говорить не при­ходится, ее развитие стихийно, бессистемно. Например, обследова­ние (восприятие) используется только с целью формирования пред­ставления об изображаемом предмете, т. е. как метод обучения, и не осознается как одна из специфических и важнейших задач обуче­ния, конечный смысл которой в развитии у детей наблюдательно­сти, творческого нестандартного видения окружающего мира. По­этому нередко организованное восприятие проводится формально или заменяется показом детям образца работы. Педагоги не разви­вают способность к замысливанию образа, а значит, не развивают воображение; не создают на занятии условий для возникновения соответствующих чувств; не формируют у детей способности пере­носа знаний, умений в новые условия и пр.

Дальнейшее изучение данной проблемы, очевидно, будет свя­зано с решением ряда вопросов:

- уточнением содержания и структуры художественно-творческих способностей;

- изучением закономерностей их формирования (как склады­
ваются, как возникают);

- дальнейшим поиском оптимальных путей и методов их раз­
вития и диагностики.

ГЛАВА II ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. То есть данная проблема не нова в плане ее постановки. Не нова она и в плане доказательства необходимости ее решения уже в дошко­льном возрасте. Общеизвестное выражение С.В.Михалкова «Все начинается с детства» применимо в данном случае. Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми по­терями в развитии личности в последующие годы. Это объясняет­ся тем, что дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприя­тен для развития не только образного мышления, но и воображе­ния, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Именно воображение - одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творческости - одна из главных за­дач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образо­вания на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание ее как развитие творче­ских основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей в отноше­нии к себе (т.е. творческое саморазвитие).

Общепризнана возможность творческого развития детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой по­тенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобрази­тельной деятельности дошкольников.

Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей.

Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества. Философы, психологи, физиологи, искус­ствоведы, педагоги, специалисты в области кибернетики исполь­зуют разные методы познания этого явления: биографический,

анкетный, беседы, эксперимент, моделирование и др. Однако дан­ные очень скудные и во многом спорные. Тайна научного творче­ства с давних времен интересовала самих ученых, а художественно­го - поэтов, писателей, композиторов, актеров. Человечество, пы­таясь понять творчество, по сути, пытается понять себя, пожалуй, самую главную сущностную характеристику человека. Что касается детского творчества, то понимание его столь же важно для взросло­го не только в смысле осознанного управления творческим разви­тием ребенка, но и для понимания собственно зрелого творчества. Поскольку в его истоках, в «зернышке» (Е.А.Флерина), зародыше заложено и, может быть, ярче проявляется то, что характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека. Поэтому интерес к детскому творчеству, например, кибернетиков, пытающихся мо­делировать творческий процесс, вполне понятен.

В исследованиях по данной проблеме отчетливо наметились четыре направления:

- изучение продуктов, результатов творчества;

- изучение структуры творческого акта;

- исследование психических процессов, состояний человека в
творческой деятельности;

- поиск путей развития и измерения творческих способностей
человека.

В данной главе представлена характеристика детского творче­ства по этим направлениям.

§ 1. Детский рисунок как продукт художественного творчества

Что это такое - детское изобразительное творчество? Как, по­чему оно возникает, развивается? В чем его смысл?

Н.П.Сакулина писала, что детская изобразительная деятель­ность дошкольников при всем ее своеобразии сходна с аналогич­ной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл.

Чтобы понять своеобразие развития детской изобразительной деятельности и творчества, рассмотрим сначала особенности изо­бразительной деятельности взрослых, например графической.

Продуктом деятельности человека могут быть письмо, чертеж, рисунок. Рисунок может иметь разное назначение. Не всякий рису­нок представляет собой художественный образ. Предназначенный для передачи информации (в атласе ботаническом, зоологическом и т.п.) рисунок должен быть точным, полным, документальным, отвечающим познавательным целям. Такой рисунок направлен в первую очередь на мысли человека, когнитивную сферу личности.

4 Г. Г. Григорьева

Художественный образ воздействует на чувства, а через них и на мысли. Он выражает отношение художника к миру людей, к природе, характер изображаемого предмета и явления.

Изобразительная деятельность детей (рисование, лепка, аппли­кация) относится к сфере изобразительного искусства. Искусство -художественное (образное) отражение человеком окружающего его мира: предметов, явлений природы, общества, себя.

Образ в изобразительном искусстве - наглядный. Окружающий мир воспроизводится в наглядной чувственно-воспринимаемой форме с помощью специальных изобразительных материалов, способов, средств (в рисунке, живописи - композиция, цвет, коло­рит, линия и др.).

Отображая мир, художник воплощает в произведении искусст­ва свои мысли, чувства, стремления, идеалы. Он воспроизводит явления жизни и одновременно дает им оценку, объясняет их сущность и смысл, выражает свое понимание мира.

Главным предметом искусства являются человек, окружающая действительность.

Даже в тех случаях, когда предметом изображения является мир вещей, предметы природы (натюрморт), картины природы (пейзаж), они отражаются в связи с человеком, представлены че­рез призму его восприятия и отношения к этим явлениям.

Искусство всегда обращено к человеку, к его чувствам и мыс­лям. Такие особенности художественного образа, как конкрет­ность, индивидуальность, неповторимость, обеспечивают эмо­циональное его восприятие, а обобщенность образа - узнавае­мость, способность понимания его разными людьми.

Художественный образ, несущий в себе через внешнюю изо­бразительность чувства и мысли художника, его идеалы, устрем­ления, оценки, обязательно связан с моралью, нравственностью. Это всегда сплав эстетического и этического. Добро, зло, нена­висть, чувство долга, проблемы смысла жизни и т.д., т.е. духов­ный мир человека, этическое сознание общества представлено в эстетической форме.

Смысл искусства не только в отражении действительности, но и в стремлении к ее преобразованию, изменению, улучшению в соответствии с идеалами художника.

Воздействуя на сознание человека прежде всего через эмо­циональную сферу, через чувства, вызывая эстетическое пережи­вание, оно «проясняет» нравственные чувства и представления. Однако степень воздействия одного и того же произведения на разных людей различна, обусловлена их нравственным опытом (представлениями, убеждениями, чувствами, поведением) и спо­собностью понимать язык данного искусства. Чем выше уровень

развития человека в этом плане, тем большее влияние оно ока-|Ывает на него.

Процесс восприятия искусства - это одновременно и процесс Сотворчества с художником. В силу этих особенностей искусство Является своеобразной формой эмоционально-интеллектуального общения людей не только в пределах одного общества и времени, Но даже между поколениями. Поэтому главный смысл изобрази­тельной деятельности мы видим в развитии личности человека, в формировании его идеалов, устремлений, в развитии его духовно­го мира. Огромное влияние оказывает искусство на детей.

Маленькие дети очень любят рисовать, можно сказать, что в детском возрасте рисуют все. Так что же представляет собой дет­ский рисунок? Можно ли считать его произведением искусства? Над этим задумывались многие психологи, педагоги, искусство-Веды, этнографы, медики. Этот вопрос рассматривался в исследо­ваниях зарубежных и отечественных ученых: известного русского физиолога В.М.Бехтерева, искусствоведа А.В.Бакушинского, пе­дагогов Г.В.Лабунской, Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Т.С.Ко­маровой, Т.Г.Казаковой и др., психологов Е.И.Игнатьева, В.И.Кириенко, В.С.Мухиной, О.М.Дьяченко и др.

Так чем же привлекает нас детский рисунок, что мы ценим в нем?

Многие достоинства рисунка заметила Е.А.Флерина. Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственность вы­ражения ребенком своих мыслей и чувств (черты, присущие са­мым высоким образцам искусства). Что обычно поражает в дет­ском рисунке? Конечно, не форма и способы, а умение, исполь­зуя минимум средств, передать свое состояние. Помните, у К.И.Чуковского: «Бяка-закаляка кусачая, я тебя боюсь!»? Бла­годаря этому мы знаем, что волнует ребенка, отчего ему хоро­шо, почему плохо.

Во-вторых, содержательность. Рисунок даже самого малень­кого ребенка несет в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором он живет. Рисуя, ребенок часто рассказывает о своем замысле: «Это рыба... а это акула-каракула подскочила». Обра­щается к маме: «Слышишь, как рычит - сейчас съест. А это коров­ка... а это коровкина нога». На бумаге каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников - все, что окру­жает детей, что их волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков.

Еще одно ценное качество детского рисунка - смелость. Ма­лыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все. Море? Пожалуйста! Космос? Нет ничего проще! Сказочную птицу? Ну,

это совсем пустяк! А хотите увидеть, как растут деревья? Нет, не просто деревья, а именно, как растут. Это очень просто. Надо только поставить точку, а от нее быстро провести вверх короткую линию и сказать слово «вжик». Так можно сразу вырастить много деревьев. Как видим, для маленького ребенка нет ничего невоз­можного. А ведь риск, способность к риску, смелость - непремен­ное условие и характеристика творческой личности. Ребенок рас­тет и, к сожалению, на смену смелости нередко приходит излиш­няя осторожность. И взрослый ответ на предложение что-либо нарисовать слышит слова типа: «Не умею рисовать», «Не хочу, не буду, нарисуй лучше ты мне».

Гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка - показа­тель природной доверчивости, доброжелательности человека. Ребенок изначально несет в себе многие лучшие черты человече­ства, те общечеловеческие ценности, которые зафиксированы во всех мировых религиях, мифах, легендах, сказках. В детских ри­сунках почти всегда добро побеждает зло.

Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятие, ожидание добра от него и только добра. Это удивляет и радует нас, взрослых, и в то же время немного печалит от осознания, как трудно, почти невозможно сберечь такое восприятие мира.

Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоцио­нальную реакцию и именно поэтому их можно назвать вырази­тельными. Выразительность - главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается спо­собность художника посредством разнообразных приемов пере­давать человеческие эмоции, использование им в образной харак­теристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой рас­крывают сущность изображаемого явления или характера. Сте­пень художественной выразительности произведения может быть различной. Чем талантливее художник, тем больше созданное им произведение воздействует на наши чувства.

Выразительность детского рисунка (лепки) это посильное рас­крытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмо­ционального отношения к нему (Г. В. Лабу некая). Как же удается ребенку выполнить выразительный рисунок? Какие средства он использует?

Содержание образа воплощается выразительными средствами в наглядной форме. Художник, хорошо владеющий техникой, способен адекватно выразить задуманное. Техническая сторона художественной деятельности наряду с выразительной присутст-

№0

вует в любом виде искусства. Выразительность и грамотность исполнения в зрелом искусстве неразрывны. Применительно к детскому творчеству изобразительная грамотность,по определе­нию Г.В.Лабунской, - это те элементарные умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно-достоверному изображению.

Наши рекомендации