Организация предметно–пространственной среды для обеспечения развития продуктивной деятельности и как следствие развития мелкой моторики

Развивающая предметная среда по определению С.Л.Новоселовой является системой материальных объектов деятельности ребенка, которая должна объективно через функционально моделируемое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального и психического развития и совершенствования, обеспечить зону ближайшего развития». Иными словами, развивающая предметная среда включает все окружающие ребёнка предметы, влияющие на его психическое, эмоциональное и физическое развитие.

Требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы) определены «Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», и включают в себя соблюдение следующих принципов:

Информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

Полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;

Педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развиваюшей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

Трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;

В процессе работы пополнялась предметно – развивающая среда

Учитывая необходимость полифункциональности оборудования и реализации принципа вариативности заявленного в ФГТ, содержание центров развития логопедической группы включает в себя:

Перечень оборудования сенсорного уголка кубики разного цвета и размера (пластмассовые, деревянные), шарики разного размера и цвета (пластмассовые, резиновые, деревянные), мячи разного цвета и размера (большие и маленькие, легкие и тяжелые), емкости для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек, кнопочницы, шнуровницы, пуговичницы, липучки, дидактическую игру «Собери бусы», состоящую из деревянной иглы со шнуром и набором шаров, колец, мозаики разнообразные (в том числе из мелких деталей), дидактические игры на различение цвета, формы, величины, все это оборудование использовалось во время работы по развитию мелкой моторики и накоплению детьми сенсорного опыта в свободной игровой деятельности.

В центре познавательного развития находятся серии предметных картин и картинок, сюжетные картины, наглядные пособия (альбомы, дидактический материал по коррекции недостатков речевого развития, иллюстра­ции, репродукции картин); иллюстрации диких животных и птиц (волк, лиса, мед­ведь, заяц, слон), карточки по дням недели, частям, магнитная доска с буквами, детские энциклопедии, звуковые карты-схемы. Данное оборудование используется как при проведении НОД, так и во время кружковой работы, а также при беседах в режимных моментах, индивидуальной и самостоятельной работе с детьми.

В центр развития элементарных математических представлений находятся карточки (в футляре из плотной ткани) с нашитыми в два ряда пуговицами (от 6 до 10), пособие для упражнений детей в счете с помощью зрительного и слухового анализаторов, узкие карточки с изображением разных предметов (от 1 до 10), расположенных в ряд, карточки с изображением разных предметов (от 1 до 10), расположенных не в ряд, изображения целых предметов и разделенных на две и четыре равные части, счетные палочки. «Игры с точками», «Текстовые задачи», «Часы». Данное оборудование используется как во время кружковой деятельности, так и во время индивидуальной работы с детьми, при их самостоятельной игровой деятельности и способствует развитию у воспитанников знаний умений и навыков по математике, и учит применять полученные знания на практике.

Центр патриотического воспитания содержит такой материал как альбомы «Моя семья, мой дом, моя улица, мой детский сад», «Мой город родной», карта города Богданович, открытки «Животные и птицы наших лесов», фотографии «Памятные места», «Главные улицы города», «Моя Родина». Данный материал мы использовали как наглядные пособия в рисовании, он способствует воспитанию патриотических чувств детей.

Центр экологического воспитания и экспериментирования состоит из следующих материалов: лупа школьная, комнатные растения, дидактические картинки с изображением грибов; ягод, цветов, деревьев, гербарий; коллекция минералов, макеты-модели, детские энциклопедии о животном и растительном мире, материал для игр-экспериментирований. Игровая деятельность в центре способствует развитию познавательного интереса детей, расширению их кругозора, наглядный материал, также используется и при проведении НОД по художественному творчеству.

Центр развитиясюжетно-ролевых игр: набор солдатиков, фотоаппарат, технические игрушки механические: электровоз с вагонами, автомобили гоночные, специального назначения, экскаватор, трактор, троллейбусы, автомобили с прицепами, самолеты, вертолеты, игрушки животных, набор «Доктор», сумка для почтальона, конверты, открытки, бумага для писем, набор «Школа», данные материалы способствуют успешной социализации детей, воспитывают умения принимать на себя роли, сотрудничать в игре с другими детьми.

Центр развития театрализованной деятельности перчаточный театр, театр народных игрушек, магнитный, пальчиковый, куклы с «живой рукой» и др. театры, куклы – герои сказок, играю с материалами данного центра дети развивают свои творческие способности, закрепляют материал по художественной литературе.

Литературный центр: Русские народные сказки по программе, художественная литература по лексической теме, фольклорный материал (стихи, потешки, пословицы, поговорки), иллюстрации к сказкам или литературным произведениям (в виде серии сюжетных картинок), тексты стихов и загадок для заучивания наизусть (с картинным материалом) материал данного центра способствует закреплению знаний в образовательной области «Чтение художественной литературы», развитию познавательного интереса, а также данные материалы используются при организации НОД по художественному творчеству.

Центр двигательной активности мячи большые надувные, средние, малые, массажные мячики разных цветов и размеров, обручи, гимнастические палки, ленты разных цветов на кольца, кегли, флажки разных цветов, массажные дорожки для профилактики плоскостопия, мишени на ковролиновой основе с набором мячиков и дротиков на липучках, кольцеброс. Оборудование этого центра способствует развитию движений детей, обеспечению двигательной активности воспитанников, в организации НОД материалы можно использовать во время проведения физминуток.

Центр развития изобразительной деятельности

Назначение оборудования центра: обеспечить условия для развития эстетических представлений, для творческой самореализации каждого ребенка.

Центр изобразительной деятельности выполняет функцию по организации самостоятельного художественного творчества ребенка, поэтому там должны располагаться различные материалы как традиционные, так и нетрадиционные, для изобразительной деятельности.

Для развития рисования и графомоторных навыков в центр развития изобразительной деятельности добавились прописи, картинки для штриховки в различных направлениях, изображения которые следует дорисовать, обвести по точкам, скопировать по клеткам. Все это помогает ребенку подготовить руку к письму в школе. Также добавились схемы для поэтапного рисования, животных, птиц, растений, явлений окружающего мира, различные материалы для рисования – масляные карандаши, витражные краски, щетки, ватные палочки, коктейльные трубочки. Доска для рисования цветными мелками, доска для рисования маркерами, ватман для коллективных работ.

Для развития знаний умений и навыков в лепке добавились, к пластилину, масса для лепки, формы для изготовления поделок, схемы лепки животных, птиц, растений.

Для развития навыков изготовления аппликации и других поделок из бумаги добавились различные виды цветной бумаги и картона, фигурные ножницы, трафареты, готовые аппликации «Вырежи и наклей», ткань, схемы для выполнения оригами.

Также добавились наглядные пособия по декоративному творчеству, с изображениями и схемами рисования узоров народного творчества.

Центр речевого развития пополнялся схемами и сюжетными картинками для составления описательных рассказов, дидактические игры по развитию речи, картотека пальчиковой и артикуляционной гимнастики, звуковые дорожки с картинками для тренировки дифференциации звуков, что способствовало улучшению коммуникативных способностей детей при работе с ними.

Программа дополнительного образования «Волшебные руки», как средство развития, мелкой моторики, с помощью продуктивной художественной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Наши рекомендации