Рабочая программа одобрена учебно-методическим советом ФГБОУ ВО «ЧГИФК»

«___» ____________ 2017 г., протокол № ___.

Секретарь учебно-методического совета к.б.н., доцент ______________ Синяк Е.Д.
Заведующий учебным отделом   ______________ Сабурова Н.Н.

Согласовано:

  Заведующий выпускающей кафедрой Теории и методики физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности к.п.н., доцент ______________ Кугушева Т.В.
  Заведующий выпускающей кафедрой Теории и методики единоборств к.п.н., доцент ______________ Зебзеев В.В.
  Заведующий выпускающей кафедрой Теории и методики лыжных гонок и биатлона к.п.н., доцент ______________ Горбунов С.С.
  Заведующий выпускающей кафедрой Теории и методики прыжков на лыжах с трамплина, лыжного двоеборья и горнолыжного спорта к.п.н., доцент ______________ Попова А.И.
  Заведующий выпускающей кафедрой Адаптивной физической культуры и оздоровительных технологий к.м.н., доцент ______________ Паутов Э.С.
  Заведующий выпускающей кафедрой Туризма и менеджмента к.э.н., доцент ______________ Першина С.В.

1 Цели и задачи освоения дисциплины

1.1 Цель дисциплины

Цель дисциплины – овладение современными научными знаниями в области общей гигиены и гигиены физической культуры, овладение практическими навыками формирования здорового образа жизни и эффективного применения различных гигиенических факторов в физкультурно-спортивной деятельности.

В процессе освоения данной дисциплины обучающийся формирует и демонстрирует следующие компетенции:

· способностью определять анатомо-морфологические, физиологические, биохимические, биомеханические, психологические особенности физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста (ОПК-1),

· способностью обеспечивать в процессе профессиональной деятельности соблюдение требований безопасности, санитарных и гигиенических правил и норм, проводить профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь (ОПК-7),

· способностью формировать осознанное отношение различных групп населения к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностные ориентации и установки ведения здорового образа жизни (ОПК-10),

· способностью реализовывать программы оздоровительной тренировки для различного контингента обучающихся, включающие в себя технологии управления массой тела, рационального питания и регуляции психического состояния (ПК-19).

1.2 Задачи дисциплины

· овладение студентами научными знаниями и практическими навыками комплексного применения различных гигиенических факторов для сохранения и укрепления здоровья населения;

· формирования здорового образа жизни среди различных контингентов населения;

· целенаправленное использование различных гигиенических факторов для повышения оздоровительного эффекта занятий физическими упражнения­ми и достижения высоких спортивных результатов.

1.3 Место дисциплины в структуре профессиональной подготовкивыпускников.

Дисциплина «Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности» относится к базовой части блока «Дисциплины» (Б1.Б.17).

В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций:

Индекс Наименование компетенции Перечень дисциплин, практик и других видов работ
Предшествующие Последующие
ОПК-1 способность определять анатомо-морфологические, физиологические, биохимические, биомеханические, психологические особенности физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста Биология с основами экологии; Анатомия человека; Биомеханика двигательной деятельности; Биохимия человека; Физиология человека; Психология физической культуры Спортивная метрология и компьютерная обработка данных; Учебная практика; Государственная итоговая аттестация
ПК-7 способность обеспечивать в процессе профессиональной деятельности соблюдение требований безопасности, санитарных и гигиенических правил и норм, проводить профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь Безопасность жизнедеятельности; Основы медицинских знаний; Теория и методика преподавания гимнастики; Теория и методика преподавания плавания; Теория и методика преподавания лыжного спорта; Теория и методика преподавания туризма Теория и методика преподавания спортивных игр; Теория и методика преподавания легкой атлетики; Стрелковый спорт; Учебная практика; Производственная практика; Государственная итоговая аттестация.
ОПК-10 способность формировать осознанное отношение различных групп населения к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностные ориентации и установки ведения здорового образа жизни Теория и методика физической культуры. Государственная итоговая аттестация.
ПК-19 способность реализовывать программы оздоровительной тренировки для различного контингента обучающихся, включающие в себя технологии управления массой тела, рационального питания и регуляции психического состояния Физическая реабилитация и спортивная медицина; Спортивно-педагогическое совершенствование; Профессионально-педагогическая деятельность; Государственная итоговая аттестация.


В результате изучения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты освоения:

знать:

· анатомо-морфологические, физиологические, биохимические, биомеханические, психологические особенности различных возрастно-половых групп в физкультурно-спортивной деятельности;

· требования обеспечения безопасности, санитарных и гигиенических правил и норм в профессиональной деятельности;

· мотивационно-ценностные ориентации и установки ведения здорового образа жизни;

· подходы к управлению массой тела, принципы рационального питания.

уметь:

· использовать знания об анатомо-морфологических, физиологических, биохимических, биомеханических, психологических особенностях различных возрастно-половых групп в физкультурно-спортивной деятельности;

· осуществлять профилактику травматизма;

· формировать осознанное отношение различных групп населения к физкультурно-спортивной деятельности;

· использовать принципы рационального в управлении массой тела.

владеть:

· навыками использования средств физкультурно-спортивной деятельности в различных возрастно-половых группах;

· навыками обеспечения в профессиональной деятельности: требований безопасности, санитарных и гигиенических правил и норм, профилактики травматизма;

· навыками формирования: осознанного отношения различных групп населения к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностных ориентаций и установки ведения здорового образа жизни;

· навыками управления массой тела.

2. Требования к результатам освоения дисциплины

Паспорт компетенций

Дисциплина участвует в формировании 4 компетенций из перечня компетенций выпускника, заданных следующими картами:

2.1.1 Карта компетенции
Индекс ОПК-1
Формулировка способность определять анатомо-морфологические, физиологические, биохимические, биомеханические, психологические особенности физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста
Уровень сформированности допороговый
     

Компонентный состав компетенции:

Перечень компонентов Технологии формирования Оценочные средства компетенции
Знает: · анатомо-морфологические, физиологические, биохимические, биомеханические, психологические особенности различных возрастно-половых групп в физкультурно-спортивной деятельности умеет: · использовать знания об анатомо-морфологических, физиологических, биохимических, биомеханических, психологических особенностях различных возрастно-половых групп в физкультурно-спортивной деятельности владеет: · навыками использования средств физкультурно-спортивной деятельности в различных возрастно-половых группах ТТ ННТ УО-1 УО-3
2.1.2 Карта компетенции
Индекс ОПК-7
Формулировка способность обеспечивать в процессе профессиональной деятельности соблюдение требований безопасности, санитарных и гигиенических правил и норм, проводить профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь
Уровень сформированности допороговый
     

Компонентный состав компетенции:

Перечень компонентов Технологии формирования Оценочные средства компетенции
Знает: · требования обеспечения безопасности, санитарных и гигиенических правил и норм в профессиональной деятельности умеет: · осуществлять профилактику травматизма владеет: · навыками обеспечения в профессиональной деятельности: требований безопасности, санитарных и гигиенических правил и норм, профилактики травматизма ТТ ННТ УО-1 УО-3
2.1.3 Карта компетенции
Индекс ОПК-10
Формулировка способность формировать осознанное отношение различных групп населения к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностные ориентации и установки ведения здорового образа жизни
Уровень сформированности допороговый
     

Компонентный состав компетенции:

Перечень компонентов Технологии формирования Оценочные средства компетенции
Знает: · мотивационно-ценностные ориентации и установки ведения здорового образа жизни умеет: · формировать осознанное отношение различных групп населения к физкультурно-спортивной деятельности владеет: · навыками формирования: осознанного отношения различных групп населения к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностных ориентаций и установки ведения здорового образа жизни ТТ ННТ УО-1 УО-3
2.1.4 Карта компетенции
Индекс ПК-19
Формулировка способность реализовывать программы оздоровительной тренировки для различного контингента обучающихся, включающие в себя технологии управления массой тела, рационального питания и регуляции психического состояния
Уровень сформированности допороговый
     

Компонентный состав компетенции:

Перечень компонентов Технологии формирования Оценочные средства компетенции
Знает: · подходы к управлению массой тела, принципы рационального питания умеет: · использовать принципы рационального в управлении массой тела владеет: · навыками управления массой тела ТТ ННТ УО-1 УО-3

Образовательные технологии и оценочные средства, используемые при формировании компетенций

Образовательные технологии, используемые для формирования компетенций Оценочные средства для аттестации
ТТ – традиционные технологии: · лекции; · практические занятия. ННТ – неимитационные неигровые технологии: · разбор конкретных ситуаций, · лекция-дискуссия Устный опрос (УО): · УО-1 – собеседование; · УО-3 – зачет  

3 Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Трудоемкость в часах
5 семестр Всего
1. Аудиторная работа / в том числе в интерактивной форме 8/2 8/2
1.1. Лекции / в том числе в интерактивной форме 4/0 4/0
1.2. Практические занятия / в том числе в интерактивной форме 4/2 4/2
2. Самостоятельная работа
3. Вид текущего контроля – контрольная работа + +
4. Промежуточная аттестация – зачет + +
5. Всего трудоемкость дисциплины: в академических часах (АЧ) в зачетных единицах (ЗЕ)

4 Структура и содержание дисциплины

4.1Модульный тематический план

№ раздела Разделы, темы дисциплины Формируемые компетенции Виды учебной работы и трудоемкость в часах Трудоёмкость АЧ
Аудиторная работа СР
Лекции Ппракт. Всего
Общая гигиена ОПК-1, ОПК-7, ОПК-10
Гигиена физической культуры и спорта ОПК-1, ОПК-7, ОПК-10, ПК-19
Итого:

4.2 Содержание разделов и тем учебной дисциплины

Раздел, темы Содержание Часы
1. Общая гигиена
1.1 Тема Предмет и задачи гигиены. 5
Лекция 1. Предмет и задачи гигиены. Гигиена - основа профилактики. Определение и содержание дисциплины. Единство организма человека с окружающей средой. Цель и задачи гигиены. Формы внедрения в практику гигиенических рекомендаций (нормы, пра­вила, государственные нормы и правила). Методы гигиенических исследований (метод санитарного описания, физиче­ские методы, химические методы, токсикологические, санитарно-статистические и др.). Краткие исторические сведения о развитии гигиены (М. Петтенкоффер). Развитие гигиены в России А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман). Пути внедрения гигие­нических знаний и проведение санитарных мероприятий.
Самостоятельная работа. Основные понятия, цель, задачи и содержание гигиены. Нормативные документы, регламентирующие гигиеническое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности [1, 3, 7, 13, 15, 18, 22].
1.2 Тема Гигиена окружающей среды. 15
Лекция 2. Гигиена воздушной среды. Воздух и окружающая среда. Роль атмосферного воздуха в жизни человека. Физические показатели состояния воздушной среды. Химический состав атмосферного воздуха. Химические показатели качества воздушной среды. Микробное загрязнение воздушной среды. Механические примеси. Климат. Акклиматизация.
Самостоятельная работа. Повторение лекционного материала по теме: «Гигиена воздушной среды». Работа с учебной литературой [1, 3, 7, 13, 15, 18, 22].
Практическое занятие 1. Гигиена водной среды и почвы. Вода как фактор внешней среды, Происхождение воды на Земле. Значение воды в жизнедеятельности человека. Нормирование качества питьевой воды. Физические показатели качества питьевой воды. Химические показатели качества питьевой воды. Виды источников водоснабжения. Самоочищение воды. Выбор источников водоснабжения. Методы очистки воды и обеззараживания воды в промышленных и полевых условиях. Почва как фактор внешней среды. Физические свойства почвы. Самоочищение почвы. Эпидемиологическое значение почвы.
Самостоятельная работа. Повторение лекционного материала по теме: «Гигиена воздушной среды». Подготовка к практическому занятию «Гигиена водной среды и почвы». Работа с учебной литературой [1, 2, 5, 6, 7, 11, 13, 14,15,23].

Гигиена физической культуры и спорта
2.1 Тема Гигиена физической культуры и спорта и здоровый образ жизни. 7
Лекция 3. Гигиена физической культуры и спорта - наука об укреплении здоровья и повышения работоспособности физкультурников и спортсменов. Значение и роль гигиены в современной системе физического воспитания. Роль отечественных ученых в разработке важнейших положений гигиены физической культуры и спорта (П.Ф. Лесгафт, Б.В. Гориневский, В.А. Волжинский, А.А. Минх и др.). Роль здорового образа жизни. Значение режима труда и отдыха в жизнедеятельности человека. Структура здорового образа жизни и характеристика его основных элементов: рациональный суточный режим, соблюдение личной гигиены, отказ от вредных привычек, профилактика инфекционных заболеваний, в том числе инфекций передающихся половым путем, закаливание, рациональное питание.
Самостоятельная работа. Основы здорового образа жизни Повторение материала по теме: «Гигиена физической культуры и спорта и здоровый образ жизни». Исторические аспекты развития гигиены и её значение в сфере физической культуры и спорта. Рациональный суточный режим для лиц разного возраста. Учет биологиче­ских ритмов, трудовой деятельности и занятий спортом. Сон и его значение. Гигиенические требования ко сну. Сон и спортивная работоспособность. Профилактика бессонницы. Личная гигиена: уход за телом, волосами, ногтями, полостью рта. Особенности ухода за телом для занимающихся различными ви­дами спорта. Рациональное питание. Закаливание. Работа с учебной литературой [1,2,3,5,6,7,8, 9,10,11,12, 13, 14,16,17, 19,20,21,23].
2.2 Тема Профилактика инфекционных заболеваний 6
Самостоятельная работа. Профилактика инфекционных заболеваний. Вредные привычки - курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков - разрушители здоровья и работоспособности. Социальное и биоло­гическое значение вредных привычек. Значение и роль физической культуры и спорта в профилактике и в борьбе с вредными привычками в современных ус­ловиях. Отрицательное влияние курения на организм и спортивную работоспособность. Отказ от вредных привычек. Средства и методы профилактики и борьбы с курением. Алкоголизм. Стадии развития алкоголизма. Социально-гигиеническое значение алкоголизма. Отрицательное влияние алкоголя на спортивную работоспособность. Профилактика алкоголизма. Отрицательное воздействие наркотиков организм. Социально-гигиенические аспекты наркоманий. Профилактик и борьба с наркоманиями. Эпидемиологические факторы внешней среды и профилактика инфекционных заболеваний. Краткая характеристика эпидемиологических факторов. Условия возникновения и развития инфекционного процесса. Восприимчивость и иммунитет. Краткая характеристика инфекций передающихся половым путем и их профилактика. Работа с учебной литературой [1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 19, 20, 21, 23].
2.3 Тема Закаливание 6
Самостоятельная работа. Закаливание. Гигиеническое значение закаливания. Физиологический механизм закаливания. Специфический и неспецифический эффект закаливания. Общие и местные закаливающие процедуры. Основные принципы закаливания (постепенность, систематичность, соблюдение правильной дозировки, учет индивидуальных особенностей, разнообразие средств и форм, сочетание общих и местных процедур, самоконтроль). Оценка эффективности закаливающих процедур. Закаливание воздухом. Гигиеническая характеристика воздушных ванн и методика их применения. Закаливающее воздействие занятий физическими уп­ражнениями и спортом на открытом воздухе. Закаливание водой. Воздействие на организм водных процедур. Гигиеническая характеристика применения различных водных процедур (обтирание, обливание, душ, купание). Гигиеническая характеристика местных водных процедур (полоскание горла, ножные ванны, ручные ванны). Закаливание солнцем. Гигиеническая характеристика воздействий солнечной радиации на организм. Отрицательное влияние чрезмерного солнечного облучения на здоровье и работоспособность [1,2,3,5,6,7,8, 9,10,11,12, 13, 14,16,17, 19,20,21,23].
2.4 Тема Гигиена питания спортсмена 8
Практическое занятие 2. Гигиенические требования к пище и питанию различных групп населения и спортсменов. Значение питания как важнейшего фактора сохранения и укрепления здоровья, повышения спортивной работоспособности. Гигиенические требования к пище и питанию в современных условиях. Рациональное питание. Доброкачественность пищи. Калорийность пищи. Регулируемые и нерегулируемые энерготраты. Методы определения суточного расхода энергии. Гигиеническое значение отдельных пищевых веществ. Гигиеническое значение витаминов и минеральных веществ. Пищевой рацион и режим питания. Гигиенические требования к составлению пищевых рационов спортсменов в зависимости от вида спор­та. Питание во время соревнований и в восстановительном периоде. Профилактика и коррекция избыточного веса (массы тела). Отрицательное влияние избыточной массы тела и ожирения на состояние здоровья и рабо­тоспособность. Ос­новные причины возникновения избыточной массы тела и ожирения. Методы определения нормального и идеального веса (массы) тела. Особенности пищевого рациона для снижения веса. Особенности пищевого рациона для увеличения веса.
Самостоятельная работа. Нормы калорийности пищевых рационов с учетом половых, возрастных, профессиональных особенностей и занятий физическими упражнениями и спортом. Контроль над калорийностью питания. Гигиеническое значение отдельных пищевых веществ. Работа с учебной литературой [1, 2, 3, 4, 5, 8, 10, 11, 12, 19]. Гигиеническое значение белков. Потребность организма в белках в зависимости от половых, возрастных, профессиональных особенностей и занятий спортом. Содержание бел­ков в различных продуктах. Гигиеническое значение жиров. Потребность в жирах в зависимости от половых, возрастных, профессиональных особенностей и занятий спортом. Содержание жиров в различных продуктах. Гигиеническое значение углеводов. Потребность в углеводах в зависимости от половых, возрастных, профессиональных особенностей и занятий спортом. Содержание углеводов в различных продук­тах. Гигиеническое значение витаминов. Авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз. Гигиеническая характеристика наиболее важных витаминов. Нормы потребления витаминов в зависимости от калорийности суточного рациона и спортивной направленности. Витаминоподобные вещества. Гигиеническое значение минеральных веществ. Потребность организма в минеральных элементах. Со­держание минеральных веществ в различных продуктах. Гигиеническое значение пищевых волокон и содержание их в различных продуктах.
2.5 Тема Система гигиенического обеспечения в спорте
Лекция 4. Система гигиенического обеспечения в спорте. Структура системы гигиенического обеспечения в спорте. Характеристика элементов системы гигиенического обеспечения в спорте. Особенности гигиенического обеспечения юных спортсменов. Гигиенические требования к спортивным сооружениям. Гигиена физического воспитания детей и подростков. Гигиена физической культуры в среднем и пожилом возрасте. Гигиенические требования к организации физического воспитания в школе. Особенности гигиенического обеспечения занятий физическими упражнениями для лиц среднего и пожилого возраста.
2.6 Тема Гигиенические требования к спортивным сооружениям.  
Самостоятельная работа. Гигиенические требования к выбору места, экологическим условиям и ориентации зданий спортивных сооружений. Гигиенические требования к строительным материалам. Гигиенические требования к планировке спортивных сооружений. Гигиенические требования к освещению спортивных сооружений. Гигиеническая характеристика естественного и искусственного освещения. Единицы освещенности. Приборы и методы определения освещенности. Нормы осве­щенности открытых и крытых спортивных сооружений. Гигиенические требования к отоплению спортивных сооружений. Гигиеническая характеристика различных систем отопления. Нормативные показате­ли микроклиматических условий в различных спортивных сооружениях. Гигиенические требования к вентиляции спортивных сооружений. Гигиеническая характеристика различных систем вентиляции в спортивных соору­жениях. Методы определения эффективности вентиляции. Нормативные пока­затели эффективности вентиляции в спортивных сооружениях. Работа с учебно-методической литературой [1,2,3,5,6,7,8, 9,10,11,12,16,17,19,20,21,23].
2.7 Тема Гигиена физической культуры разных возрастных групп  
Самостоятельная работа. Гигиена физической культуры разных возрастных групп. Гигиеническая характеристика возрастных особенностей детей и подростков. Влияние физических упражнений на отдельные системы организма и здоровье. Гигиенические требования к организации физического воспитания в школе. Гигиеническая характеристика отдельных средств и форм работы по физическому воспитанию школьников. Гигиеническая характеристика возрастных особенностей лиц среднего и пожилого возраста. Медицинские группы. Особенности гигиенического обеспечения занятий физическими упражнениями лиц среднего и пожилого возраста (суточный режим, двигательная ак­тивность, питание, закаливание, восстановление). Гигиеническая характеристика основных форм занятий физическими упражнениями для лиц среднего и пожилого возраста (утренняя гигиеническая гимнастика, оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, гимнастические упражнения, спортивные игры и др.). Работа с учебной литературой [1,2,3,5,6,7,8, 9,10,11,12,16,17, 19,20,21,23].

4.3 Перечень тем, содержание которых полностью выносится на самостоятельное изучение

Не предусмотрены.

5 Промежуточная аттестация по дисциплине

Учебным планом для направления подготовки 49.03.01 Физическая культура предусмотрена следующая форма промежуточной аттестации по дисциплине:

– зачет в 5 семестре.

Зачет по дисциплине выставляется при выполнении всех заданий практических занятий и самостоятельной работы.

Фонды оценочных средств

Вопросы для зачета

1. Дисциплина «Гигиена». Её цель и задачи. История предмета.

2. Методы гигиенических исследований.

3. Характеристика биологических факторов внешней среды.

4. Инфекционные заболевания и пути их распространения.

5. Источники инфекции. Механизмы передачи инфекции.

6. Восприимчивость и иммунитет.

10. Виды иммунитета.

11. Гигиена половой жизни. Профилактика ВИЧ.

12. Мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний.

13. Значение правил личной гигиены для различных контингентов населения.

14. Правила ухода за телом, кожей, зубами, волосами. Профилактика эпидермофитии.

15. Гигиенические основы суточного режима.

16. Вредные привычки. Профилактика и борьба с курением, алкоголем и наркотиками.

17. Гигиеническое значение закаливания. Основные принципы закаливания. Виды закаливания.

18. Закаливание воздухом. Гигиеническая характеристика воздушных ванн.

19. Закаливание водой. Гигиеническая характеристика различных водных процедур.

20. Закаливание солнцем. Гигиеническая характеристика воздействий солнечных лучей. Методика приема и дозировка солнечных ванн.

21. Гигиеническое значение температуры воздуха. Правила и методы измерения температуры воздуха. Гигиенические нормы.

23. Гигиеническое значение влажности воздуха. Виды влажности. Приборы и методы определения относительной влажности. Гигиенические нормы.

24. Гигиеническое значение направления и скорости движения воздуха. Гигиенические нормы.

25. Гигиеническая характеристика атмосферного давления и его влияние на организм человека. Методы и единицы измерения.

26. Гигиеническая характеристика комплексного влияния физических свойств воздуха. Методика исследования охлаждающей способности воздуха. Гигиенические нормы.

27. Гигиеническая характеристика химического состава воздуха. Гигиенические нормы.

28. Гигиеническая характеристика механических примесей. Запыленность воздуха. Гигиенические нормы.

29. Климат, погода, акклиматизация. Влияние погодных условий на организм человека.

30. Гигиеническое и физиологическое значение питьевой воды.

31. Гигиенические требования к питьевой воде.

32. Органолептические (физические) свойства питьевой воды.

33. Гигиеническое значение минерального состава воды.

34. Гигиеническая характеристика источников водоснабжения.

35. Гигиеническая характеристика систем водоснабжения.

36. Методы очистки питьевой воды. Гигиеническая характеристика систем водоочистки.

37. Показатели бактериальной загрязненности воды. Коли-индекс, коли-титр и их определение.

38. Гигиеническая характеристика жесткости воды и её значение. Методы устранения повышенной жесткости.

39. Методы обеззараживания воды (физические и химические).

40. Хлорирование - как метод дезинфекции и профилактики желудочно-кишечных инфекций.

41. Гигиеническая характеристика почвы и её эпидемиологическое значение. Физико-гигиенические свойства почв.

42. Требования к расположению и ориентации спортивных сооружений.

43. Гигиеническая характеристика естественного и искусственного освеще­ния. Единицы освещенности. Приборы и методы определения освещенности. Нормы освещенности.

44. Гигиенические требования к отоплению спортивных сооружений. Гигие­ническая характеристика различных систем отопления.

45. Гигиенические требования к вентиляции спортивных сооружений. Ги­гиеническая характеристика различных систем вентиляции. Показатели эффективности вентиляции.

46.

47. Гигиенические требования к местам занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе.

48. Гигиенические требования к открытым и закрытым искусственным бас­сейнам.

49. Гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям, роль зеленых насаждений.

50. Гигиенические требования к пище и питанию. Роль питания в поддержа­нии состояния здоровья, нормального развития организма, общей и спортивной работоспособности.

51. Составные элементы суточных энерготрат. Методы определения суточного расхода энергии.

52. Калорийность пищи. Нормы калорийности пищевых рационов с учетом половых, возрастных, профессиональных особенностей и занятий физическими упражнениями и спортом.

53. Гигиеническое значение белков. Потребность организма в белках.

54.Гигиеническое значение и нормы жиров в питании человека, занимаю­щегося и не занимающегося физической культурой и спортом.

55. Гигиеническое значение и нормы углеводов в питании человека.

56. Гигиеническое значение витаминов. Гиповитаминоз, авитаминоз, гипервитаминоз.

57. Роль и значение жирорастворимых витаминов для спортсменов и лиц, не занимающихся спортом.

58. Роль и значение водорастворимых витаминов. Гигиеническая характери­стика наиболее важных витаминов (С, B1, B2, В6, Bl2).

59. Гигиеническое значение и роль минеральных веществ в питании спорт­сменов и лиц, не занимающихся спортом.

60. Гигиеническая характеристика макро- и микроэлементов.

61. Гигиеническая характеристика мясомолочных продуктов, их значение в питании.

62. Гигиеническая характеристика крупяных продуктов, овощей и фруктов, их значение в питании.

69. Гигиеническое значение разнообразия в питании спортсменов.

70. Режим питания занимающихся и не занимающихся физической культурой и спортом.

71. Особенности питания при необходимости увеличения мышечной массы и при сгонке веса.

72. Продукты повышенной биологической ценности и специальные пита­тельные смеси. Их использование в физической культуре и спорте.

73. Гигиенические особенности физического воспитания школьников.

74. Гигиенические особенности занятий физическими упражнениями в среднем и пожилом возрасте.

75. Биоритмы и работоспособность.

76.Общая характеристика гигиенических факторов ускорения процессов восстановления и повышения работо­способности в спорте.

77. Гигиеническая характеристика и методика применения восстановительных гидропроцедур.

78. Гигиеническое, лечебно-профилактическое и оздоровительное значение паровых и суховоздушных (сауна) бань.

89. Особенности гигиенического обеспечения при занятиях физической
культурой и спортом в условиях высокой и низкой температуры.

90. Гигиенические мероприятия при резком изменении времени (в связи с
трансмеридиальными перелетами спортсменов).

6.2 Перечень тем курсовых работ (проектов)

Не предусмотрены.

Наши рекомендации