Рекомендовано учебно-методическим советом Института гуманитарных наук и искусств

Председатель учебно-методического совета [И.В. Шалина]

Протокол № 8 от 15.04.2016 г.

Согласовано:

Дирекция образовательных программ [Е.С. Комарова]

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Аннотация содержания дисциплины

Дисциплина «Художественно-публицистические жанры» осваивается студентом на 2 курсе после изучения таких предметов, как «Информационные жанры» и «Аналитические жанры» в рамках модуля «Основы журналистской деятельности». Публикации в периодической печати и в сетевых изданиях, теле- и радиопередачи, основанные на образе, способны глубоко проникать во внутренний мир человека, формировать его менталитет, защищать духовное пространство, содействовать самосознанию личности и народа в целом. Глубокие традиции художественно-публицистических жанров в отечественной журналистике были заложены еще в ХIХ веке. Эти тексты отражали разные стороны культурной жизни страны, реально влияли на духовное состояние российского общества. Фельетоны, очерки, рецензии, творческие портреты, художественные обозрения публиковались на страницах газет и журналов на всем протяжении и следующего, ХХ века. Их авторы активно воздействовали на умы и души людей. Заботой публицистов было не только осмысление актуальных проблем традиционных искусств – изобразительного, музыкального, театрального, кино и литературы, но и собственные духовные и нравственные искания, востребованные самим ходом времени. И сегодня эта традиция не иссякла, хотя в последние годы художественная публицистика во многом уступила место иным направлениям в СМИ, трансформировалась и ушла в отдельные ниши. Особенно заметно она потеснена в теле- и радиоэфире. Еще в 60-е годы прошлого века на телевидении и радио было востребовано искреннее, человечное, говорившее правду искусство. Однако в настоящее время, как полагают мэтры отечественного телевидения и радио, художественное вещание явно не поспевает за информационным и развлекательным. Электронным СМИ не хватает образного, творческого начала, которое вносит в жизнь искусство. Редкими стали очерки, рецензии, фельетоны и в периодической печати. Вот почему так важно сегодня изучать законы и образцы художественно-публицистического творчества в разных видах СМИ, профессиональные возможности жанров указанного направления. Такова главная цель данной дисциплины.

Эта цель конкретизируется в следующих задачах:

– изучить художественные и художественно-публицистические жанры периодической печати, сетевых изданий, телевидения, радио;

– собрать творческое досье по художественно-публицистическим жанрам периодической печати;

– познакомиться с произведениями разных видов искусств: литературы, кино, театра, музыки, изобразительных искусств и отразить полученные впечатления в арт-дневничке;

– подготовить авторский текст в жанре рецензии на фильм, спектакль;

– снять и смонтировать телезарисовку, а затем представить на электронном носителе вместе с распечатанными литературным и режиссерским сценариями.

1.2. Язык реализации программы– русский.

1.3. Планируемые результаты обучения по дисциплине

Результатом обучения в рамках дисциплины является формирование у студента следующих компетенций:

ОК-3– способность использовать знания в области общегуманитарных социальных наук в контексте своей социальной и профессиональной деятельности;

ОК-4– культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-8– способность к самоорганизации и самообразованию;

ОПК-3– способность понимать сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой деятельности, знать ее базовые характеристики, смысл социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;

ОПК-12– способность понимать сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками медиапроизводства; индивидуальной и коллективной; текстовой и внетекстовой.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

– специфику художественных и художе­ственно-публицистических жанров СМИ;

– факты, события, явления, имеющие отношение к сферам культуры и искусства, которые являются объек­тами освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание анализируемых публикаций в периодической печати, сетевых изданиях, на телевидении и радио;

– базовые отечественные и зарубежные профессиональные стан­дарты работы журналиста в сфере художественного и художественно-публицистического творчества в СМИ;

– принципы работы с источниками информации и методы ее сбора (интер­вью, наблюдение, работу с документами), селекции, проверки и анализа;

– формы художественно-публицистического творчества в разных видах СМИ;

– творчество наиболее ярких журналистов данного направления.

Уметь:

– пользоваться методами, технологиями и техни­ками создания художественно-публицистических произведений в СМИ, понимать их содержательную и струк­турно-композиционную специфику;

– ориентироваться в современной жанровой системе СМИ;

– работать в условиях мульмедийной среды и конвергентной журналистики;

– анализировать качество авторского, журналистского,редакторскогои проектно-аналитического видов деятельности, проявляя готовность самостоятельно осуществлять все эти виды деятельности в своей будущей практике.

Демонстрировать навыки:

– анализа художественных и художественно-публицистических текстов в разных видах СМИ;

– создания художественно-публицистических текстов и программ.

1.4. Объем дисциплины

Виды учебной работы Объем дисциплины Распределение объема дисциплины по семестрам (час.)
Всего часов В т.ч. контактная работа (час.) VIII
Аудиторные занятия, час.
Лекции
Практические занятия
Лабораторные работы.      
Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации
Вид промежуточной аттестации 0,3 зачет
Общий объем по учебному плану, час.
Общий объем по учебному плану, з.е.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Код разделов и тем Раздел, тема дисциплины Содержание Время на проведение занятия, час
Р1. Раздел 1. Журналистика и искусство       6 ч (л)
Р1.1 Тема 1. Художественный образ Понятие «публицистика». Понятие художественного образа. Образ в искусстве. Особенности художественного образа в СМИ. Художественные приемы в работе публициста и критика.       2 ч (л)      
Р1.2 Тема 2. Место арт-критики в мире художественной культуры и художественной публицистики Сущность искусства. Единство предмета, метода, конечных задач искусства и арт-критики. Определение арт-критики. Ее отличие от истории и теории искусств. Интерес критики к актуальным проблемам современности. Ценностно-ориентационный характер критической деятельности. Художественность, публицистичность, научность арт-критики. Особенности образности в критическом выступлении. Критик и художник. Критик и публика. Критик и читатель. Роль публики и читателя в художественном процессе. Проблема обратной связи.   2 ч (л)
Р1.3 Тема 3. Арт-критика и СМИ Периодическая печать как историческая форма существования критики. Происхождение и этапы развития арт-критики. Устная критика. Ученые кружки. Писательская критика. Предметная специализация критики. Функциональные различия арт-критики в разных видах СМИ: в газете, журнале, на радио, телевидении, в Интернете. Журналы, альманахи, интернет-сайты. Профессиональная и любительская критика. Влияние СМИ на критику и критики на СМИ. Объекты и жанры арт-критики: аннотация, анонс, реплика, рецензия, творческий портрет, интервью, критическая статья, обозрение.   2 ч (л)
Р2 Классификация жанров художественной публицистики в периодической печати     4 ч (л), 6 ч (пр)
Р2.1 Тема 1. Зарисовка. Эссе Зарисовка в периодической печати (пейзажная, портретная, бытовая, производственная). Эссе: традиции и методы работы. Приемы создания художественного образа   2 ч (пр)
Р2.2 Тема 2. Очерк как жанр художественной публицистики Путевой, портретный, проблемный очерки. История становления жанра. Традиции. Методы работы.   2 ч (л), 2 ч (пр)
Р2.3 Тема 3. Сатирические жанры художественной публицистики. Фельетон, памфлет, пародия. История, традиции и методы работы.   2 ч (л), 2 ч (пр)  
Р3 Художественные программы на ТВ, РВ     8 ч (л)
Р3.1 Тема 1 Искусство в теле- и радиоэфире Три направления художественного вещания на ТВ и РВ: трансляция, адаптация, оригинальная постановка. Репродукция произведений искусств, создание оригинальных художественных ценностей; пропаганда искусства (эстетическое воспитание). Ведущие художественно-публицистических программ.     1 ч (л)
Р3.2 Тема 2. Литература на ТВ, РВ Сравнительный анализ литературы, телевидения и радио Литературные чтения. Проза, поэзия. Искусство В.Яхонтова, Д.Журавлева, И.Ильинского, С.Юрского, А.Демидовой, Л.Филатова, О.Табакова и др.     1 ч (л)
Р3.3 Тема 3 Музыка и изобразительное искусство на ТВ, РВ Сравнительный анализ музыки, телевидения и радио. Музыкальный клип как специфический жанр телевидения. История клипа. Музыкальный фильм. Концерт. Каналы MTV и МузТВ. Музыкальное радио. Музыкальная программа на радио. Ди-джей на радио. Сравнительный анализ природы изобразительного искусства, телевидения и радио. Изобразительные возможности телеэкрана и радиоэфира. Необходимость посредника. Изобразительное искусство на ТВ, РВ. Телемузей, телевернисаж.   2 ч (л)
P3.4 Тема 4. Театр на ТВ, РВ Сравнительный анализ театра, телевидения и радио. История их взаимоотношений. Способы показа театральных спектаклей: трансляция, адаптация, оригинальная постановка. Телеспектакль. Фильм-спектакль. Спектакли Г.Товстоногова и А.Эфроса на телевидении. Телетеатр миниатюр. Радиоспектакль: «театр у микрофона».       2 ч (л)
P3.5 Тема 5 Кино на ТВ Сравнительный анализ кино, телевидения и радио. История их взаимоотношений. Фильм, телесериал. Отечественный телесериал: история и теория. «Мыльная опера» как инструкция к поведению и фактор «империализма культуры». Проблема кинопоказов.       2 ч (л)
P4. Художественная публицистика на ТВ, РВ       4 ч (л), 6 ч (пр)    
Р4.1 Тема 1 Жанровое разнообразие художественно-публицистических программ на ТВ, РВ   Монологовые жанры ТВ: устный публицистический рассказ, телемемуары, эссе, рецензия, рецензия-фельетон, сатирический монолог, фельетон, памфлет, пародия. Диалоговые жанры ТВ:беседа, дискуссия, ток-шоу об искусстве, гостиная, клуб, кафе, теледискотека, творческий вечер. Синтетические жанры ТВ:очерк, творческий портрет, телезарисовка, публицистический фильм, обозрение, художественный тележурнал, телеканал, сатирический тележурнал с элементами фельетона, памфлета, пародии и сатирический телетеатр. Радиоочерк, радиозарисовка, радиорассказ, радиокомпозиция, радиофильм.       4 ч (л)
Р4.2 Тема 2 Художественно-публицистические программы на ТВ, РВ и их ведущие Тематическое многообразие художественно-публицистических программ. «Минуты поэзии», «Игра в бисер», «Вслух», «Послушайте!», «Дом актера», «Приют комедиантов», «Кинопанорама», «Культкино», «Магия кино», «Легенды мирового кино», «Билет в Большой», «Исторические концерты», «РОКовая ночь», «Эрмитаж», «Русский музей», «История одного шедевра», «Голоса Третьяковки», «Мост над бездной», «Встреча с песней», и др. Ираклий Андроников, Сергей Смирнов, Эдвард Радзинский, Виталий Вульф, Анатолий Смелянский, Георгий Авенариус, Алексей Каплер, Эльдар Рязанов, Кирилл Разлогов, Петр Шепотинник, Иван Демидов, Святослав Бэлза, Артем Варгафтик, Юрий Лотман, Иннокентий Иванов, Оксана Пушкина, Дмитрий Крылов, Игорь Волгин, Виктор Татарский, др.     3 ч (пр)  
Р4.3 Тема 3 Разбор телезарисовок   3 ч (пр)
    Всего: 34 ч: 22 ч (л), 12 ч (пр)

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Код разделов и тем Раздел, тема дисциплины Содержание Время на проведение занятия, час
Р1,2,4 Журналистика и искусство. Классификация жанров художественной публицистики в периодической печати. Художественная публицистика на ТВ, РВ       4 ч (л) в 3 семестре
Р1.1 Тема 1. Художественный образ Понятие «публицистика». Понятие художественного образа. Образ в искусстве. Особенности художественного образа в СМИ. Художественные приемы в работе публициста и критика.       1 ч (л)  
Р1.3 Тема 3. Арт-критика и СМИ Периодическая печать как историческая форма существования критики. Происхождение и этапы развития арт-критики. Устная критика. Ученые кружки. Писательская критика. Предметная специализация критики. Функциональные различия арт-критики в разных видах СМИ: в газете, журнале, на радио, телевидении, в Интернете. Журналы, альманахи, интернет-сайты. Профессиональная и любительская критика. Влияние СМИ на критику и критики на СМИ. Объекты и жанры арт-критики: аннотация, анонс, реплика, рецензия, творческий портрет, интервью, критическая статья, обозрение. 1 ч (л)  
Р2.1,2,3 Темы 1,2.3 Классификация жанров художественной публицистики в периодической печати и сетевых изданиях: зарисовка, эссе очерк сатирические жанры (обзор и задания) Зарисовка в периодической печати (пейзажная, портретная, бытовая, производственная). Эссе: традиции и методы работы. Приемы создания художественного образа Путевой, портретный, проблемный очерки. История становления жанра. Традиции. Методы работы Сатирические жанры художественной публицистики. Фельетон, памфлет, пародия. История, традиции и методы работы   1 ч (л)
P4.1 Художественная публицистика на ТВ, РВ Тема 1 Жанровое разнообразие художественно-публицистических программ на ТВ, РВ (обзор и задания) Монологовые жанры ТВ: устный публицистический рассказ, телемемуары, эссе, рецензия, рецензия-фельетон, сатирический монолог, фельетон, памфлет, пародия. Диалоговые жанры ТВ:беседа, дискуссия, ток-шоу об искусстве, гостиная, клуб, кафе, теледискотека, творческий вечер. Синтетические жанры ТВ:очерк, творческий портрет, телезарисовка, публицистический фильм, обозрение, художественный тележурнал, телеканал, сатирический тележурнал с элементами фельетона, памфлета, пародии и сатирический телетеатр. Радиоочерк, радиозарисовка, радиорассказ, радиокомпозиция, радиофильм.        
Р3 Художественные программы на ТВ, РВ   8 часов (л) в 4 семестре
Р3.2 Тема 2. Литература на ТВ, РВ Сравнительный анализ литературы, телевидения и радио Литературные чтения. Проза, поэзия. Искусство В.Яхонтова, Д.Журавлева, И.Ильинского, С.Юрского, А.Демидовой, Л.Филатова, О.Табакова и др.     2 ч (л)
Р3.3 Тема 3 Музыка и изобразительное искусство на ТВ, РВ Сравнительный анализ музыки, телевидения и радио. Музыкальный клип как специфический жанр телевидения. История клипа. Музыкальный фильм. Концерт. Каналы MTV и МузТВ. Музыкальное радио. Музыкальная программа на радио. Ди-джей на радио. Сравнительный анализ природы изобразительного искусства, телевидения и радио. Изобразительные возможности телеэкрана и радиоэфира. Необходимость посредника. Изобразительное искусство на ТВ, РВ. Телемузей, телевернисаж.   2 ч (л)
P3.4 Тема 4. Театр на ТВ, РВ Сравнительный анализ театра, телевидения и радио. История их взаимоотношений. Способы показа театральных спектаклей: трансляция, адаптация, оригинальная постановка. Телеспектакль. Фильм-спектакль. Спектакли Г.Товстоногова и А.Эфроса на телевидении. Телетеатр миниатюр. Радиоспектакль: «театр у микрофона».       2 ч (л)
P3.5 Тема 5 Кино на ТВ Сравнительный анализ кино, телевидения и радио. История их взаимоотношений. Фильм, телесериал. Отечественный телесериал: история и теория. «Мыльная опера» как инструкция к поведению и фактор «империализма культуры». Проблема кинопоказов.       2 ч (л)
    Всего: 4 часа (л) в 3 семестре, 8 часов (л) в 4 семестре


Код раздела, темы Наименование раздела, темы Всего по разделу, теме (час.) Всего аудиторной работы (час.) Лекции Практические занятия Лабораторные работы Всего самостоятельной работы студентов (час.) Подготовка к аудиторным занятиям (час.) Выполнение самостоятельных внеаудиторных работ (колич.) Подготовка к контрольным мероприятиям текущей аттестации (колич.) Подготовка к промежуточной аттестации по дисциплине (час.) Подготовка в рамках дисциплины к промежуточной аттестации по модулю (час.)
Всего (час.) Лекция Практ., семинар. занятие Лабораторное занятие Н/и семинар, семинар-конфер., коллоквиум (магистратура) Всего (час.) Домашняя работа* Графическая работа* Реферат, эссе, творч. работа* Проектная работа* Расчетная работа, разработка программного продукта* Расчетно-графическая работа* Домашняя работа на иностр. языке* Перевод инояз. литературы* Курсовая работа* Курсовой проект* Всего (час.)   Контрольная работа* Коллоквиум* Зачет Экзамен Интегрированный экзамен по модулю Проект по модулю
Р1                                              
Р2                                                  
P3                                              
  Всего (час),без учета промежуточной аттестации:                                  
  Всего по дисциплине (час.):                             В т.ч. промежуточная аттестация    
                                                               

3.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА ОЧНОМ ОТДЕЛЕНИИ

3.1. Распределение аудиторной нагрузки и мероприятий самостоятельной работы по разделам дисциплины(таблица 3.2)

Объем модуля (12 зач.ед)

Объем дисциплины (2 зач.ед.)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (ДЛЯ ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ)

4.1. Лабораторные работыне предусмотрены

Практические занятия

Код раздела,темы Номер занятия Тема занятия Время на проведение занятия, час.  
Р2 Классификация жанров художественной публицистики в периодической печати и сетевых изданиях Аннотация, анонс, реплика, рецензия, как жанры арт-критики   6 ч (пр)  
Р2.1 Тема 1. Эссе как жанр художественной публицистики Эссе: традиции и методы работы. Приемы создания художественного образа   2 ч (пр)  
Р2.2 Тема 2. Очерк как жанр художественной публицистики Путевой, портретный, проблемный очерки. История становления жанра. Традиции. Методы работы.   2 ч (пр)  
Р2.3 Тема 3. Сатирические жанры художественной публицистики. Фельетон, памфлет, пародия. История, традиции и методы работы.   2 ч (пр)    
Р4. Художественная публицистика на ТВ, РВ    
Р4.2 Тема 2 Художественно-публицистические программы и их ведущие Тематическое многообразие художественно-публицистических программ. «Минуты поэзии», «Игра в бисер», «Вслух», «Послушайте!», «Дом актера», «Приют комедиантов», «Кинопанорама», «Культкино», «Магия кино», «Легенды мирового кино», «Билет в Большой», «Исторические концерты», «РОКовая ночь», «Эрмитаж», «Русский музей», «История одного шедевра», «Голоса Третьяковки», «Мост над бездной» и др. Ираклий Андроников, Сергей Смирнов, Эдвард Радзинский, Виталий Вульф, Анатолий Смелянский, Георгий Авенариус, Алексей Каплер, Эльдар Рязанов, Кирилл Разлогов, Петр Шепотинник, Иван Демидов, Святослав Бэлза, Артем Варгафтик, Юрий Лотман, Иннокентий Иванов, Оксана Пушкина, Дмитрий Крылов, Игорь Волгин и др.     3 ч (пр)    
Р4.3 Тема 3 Разбор телезарисовок   3 ч (пр)  
    Всего      
     
             

4.3 Примерная тематика самостоятельной работы

4.3.1.

Наши рекомендации