Развития детей раннего возраста
ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Учебно-методическое пособие
Уфа 2011
УДК: 616.8 – 07 – 053.2 (07)
ББК 57.336.1я7
0 - 93
Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста: учебно-методическое пособие /сост.: Н.А. Ивлева, А.Е. Казан, Т.Б. Хайретдинова. – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситета Росздрава», 2011. – 67с.
Учебно-методическое пособие «Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста» подготовлено в соответствии с типовой программой по дисциплине «Пропедевтика детских болезней» (М., 2000 г.) на основании рабочей программы (2008 г.), действующего учебного плана (2000 г.) и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности 060103 – Педиатрия (2000).
Учебно-методическое пособие «Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста» обобщает большой литературный и методический материал по детскому возрасту, способствует формированию у будущих педиатров чётких практических навыков по оценке нервно-психического развития детей. В пособии приводятся современные требования соответствующих нормативных документов органов здравоохранения. Данные нервно-психического развития очень важны для оценки состояния нервной системы и степени её развития.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 060103 – Педиатрия, врачей-интернов.
Рекомендовано в печать по решению Координационного научно-методического совета и утверждено на заседании редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава».
Рецензенты: | Амирова В.Р. - профессор кафедры госпитальной педиатрии с курсом поликлиники БГМУ |
Кунафина Е.Р. - д.м.н., доцент БГМУ |
© ГОУ ВПО «Башкирский государственный
медицинский университет Росздрава», 2011
Введение
Одним из основных разделов работы врача-педиатра является контроль за состоянием здоровья ребенка. Психическое развитие ребенка является одним из показателей здоровья и входит в его комплексную оценку. Психомоторным (нервно-психическим) развитием ребенка называется совершенствование или качественное изменение его интеллектуальных и двигательных умений, основанное на совокупности врожденных качеств и имеющее результатом более адекватное взаимодействие ребенка с окружающей средой. Непременным условием успешного психомоторного развития являются процессы морфофункциональной дифференцировки основных элементов центральной нервной системы. Между нервной и мышечной системами в процессе внеутробного развития имеется весьма прочная связь взаимообусловленности и взаимоиндукции, поэтому для нормального развития и функции нервной системы необходима активная мышечная деятельность. Изолированная задержка моторного развития в этот период так или иначе сказывается на психическом развитии и наоборот.
Психомоторное развитие ребенка отражает в раннем возрасте, наряду с другими показателями (костный возраст, зубная формула, динамика периферического анализа крови и др.), биологический возраст ребенка. Особенностями первого года жизни являются наличие безусловных рефлексов, возникновение и закрепление множества условно-рефлекторных связей, развитие и дифференцировка сенсорного восприятия, становление и развитие речевой функции и мышления, постепенно усложняющаяся моторная деятельность и приспособление организма к окружающей среде, что и обеспечивает его выживаемость в первые годы жизни.
Этапы развития ВНД ребёнка
На протяжении первого года жизни ребёнка выделяют 4 периода (этапа) развития ВНД.
I период – 0–6 недель.
Наиболее чёткая характеристика этапа - утробная поза. К концу 2-3-й недели ребёнок делает попытки удерживать (приподнимать) голову, лёжа на животе. Моторика представлена некоординированными атетозоподобными движениями. Характерна генерализованная мышечная гипертония, к концу периода исчезающая со стороны мышц шеи и верхних конечностей. Эмоции отрицательные - крик. Участие в эмоциональных реакциях мускулатуры, желёз, внутренних органов сопровождается повышением основного обмена. Слёзы появляются в 4-5 недель и свидетельствуют об усложнении вегетативной регуляции эмоциональных реакций. Рефлексы - шейно-тонический, Пейпера, Робинсона, Бабинского, Моро, «ползание» по Бауэру. Появляется лабиринтное сосредоточение - реакция на укачивание, на определённое положение - в «положении кормления» ребёнок начинает «искать» грудь, делает сосательные и глотательные движения. Лабиринтное и пищевое сосредоточение приводит к появлению доминанты - в соответствующих положениях и состояниях ребёнок оказывается неспособным к восприятию других раздражителей, например, перестает кричать при укачивании или подготовке к кормлению. Слуховое сосредоточение: со 2-й-З-й недели начинает реагировать на слабые звуки (до этого давал реакцию на сильные внезапные звуки). Проверить можно во время крика - при появлении слабого звука (разговор, прищёлкивание пальцами, погремушки) ребёнок перестаёт кричать. Такая реакция свидетельствует о формировании ориентировочного слухового рефлекса по типу доминанты. «Прислушиваясь» к звуку, ребёнок старше 2-3 недель перестаёт кричать, сосать и вообще «успокаивается». Зрительное сосредоточение появляется в 3-5 недель на яркие крупные предметы, вначале оно очень кратковременно. Дальнейшее совершенствование зрительного анализатора резко увеличивает возможности контакта ребёнка с внешним миром, а следовательно, и познание его, так как с 5 недель ребёнок уже длительно фиксирует глазами яркий крупный предмет, а затем начинает следить и за движущимися предметами.
Исходя из сказанного, «воспитательные» (развивающие) мероприятия в этом периоде должны начинаться не позднее II недели жизни ребёнка. Эти мероприятия очень велики (широки) и учитывают (установку кроватки ребенка в ней нужно менять) интенсивность и качество "звукового" окружения ребёнка, организацию периодов бодрствования, постоянный речевой и зрительный контакт со взрослыми, предъявление и набор игрушек. Появление слухового, а затем и зрительного сосредоточения диктует необходимость проведения кормления ребёнка 3-4 недель жизни в спокойной и так называемой «закрытой» обстановке. Если прежде звуки (шумы) и предметы не мешали сосанию, то с этого возраста младенец постоянно «отвлекается» (ориентировочный рефлекс-доминанта непищевого генеза). Человеческая речь и образ подготавливают появление положительных эмоций, в связи с чем в периоды бодрствования ребёнок обязательно должен слышать и видеть людей. Наконец, уже с 3-4 недели младенец нуждается в игрушках, которые предназначаются сначала только для созерцания. Оптимально - яркие крупные предметы, подвешенные в кроватке, или показываемые ребёнку (неподвижные) на расстоянии 40-50 см от лица. Менять игрушки следует, но не часто. Большое значение имеет цветовое окружение ребёнка. Окружающая обстановка, игрушки, одежда ухаживающих взрослых должны быть яркими, красочными. Не нужно обрекать ребёнка с первых недель жизни на монотонное, «серое» существование. Предпочтительны так называемые «тёплые» тона - красный, жёлтый, оранжевый. Возможно, мужчины менее непосредственны, менее эмоциональны и не так откровенно веселы в сравнении с женщинами именно потому, что по традиции меленьким девочкам создают «розовое» окружение, а мальчикам – «голубое».
II период - 1,5-3 месяца
Главными показателями (определителями) периода является «отход» от утробной позы и появление комплекса оживления.
Приспособление ребёнка в течение I периода к внешней среде сделало его ЦНС более устойчивой к воздействию раздражителей. Увеличился порог чрезмерных раздражителей, вызывающих запредельное (охранительное) торможение. Следовательно, увеличились периоды бодрствования. Это создает благоприятные предпосылки для ещё более интенсивного развития центральных (корковых) отделов всех анализаторов, что ведёт к более совершенной условно-рефлекторной деятельности.
Комплекс оживления складывается из улыбки (позднее - смех), двигательного беспокойства и голосовой активности (гуление, затем - лепет). Необходимо подчеркнуть, что здоровый ребёнок конца 2-го месяца жизни даёт комплекс оживления на контакт с себе подобными (с человеком), а не в связи с удовлетворением своих естественных биологических потребностей. Это свидетельствует о начинающемся интеллектуальном развитии, т.к. характеризует ребёнка, как существо, способное к анализу и синтезу, ощущающее потребность в непосредственных живых контактах. Комплекс оживления при появлении человека даёт основание утверждать, что ребёнок в возрасте 7-8 недель уже «осознаёт» особое, исключительное положение человека в окружающем мире и свою принадлежность к роду человеческому. Правда, способности к анализу и синтезу у ребёнка 3-го месяца жизни весьма ограничены. Младенец проявляет комплекс оживления на любой контакт с любым взрослым, не разделяя ещё человечество на «своих» и «чужих». Поэтому маленький ребёнок - существо очень компанейское, чрезвычайно рад любому проявлению внимания к себе. Способность к более тонкой дифференцировке объектов и субъектов в пределах группы возможна на более позднем (III) этапе.
Моторика. Хорошо держит головку, поворачивает её на свет и за движущимися предметами уже в начале 3-го месяца. В положении лёжа на животе, приподнимает не только голову, но и верхнюю половину туловища, опираясь сначала на локти, а затем и на предплечья. Это связано с исчезновением мышечной гипертонии верхних конечностей. В конце 3-го месяца появляются попытки удерживать уже и туловище в вертикальном положении - таким образом постепенно «подготавливается» сидячая поза. С 10-11 месяца начинает стоять, поддерживаемый под мышки, но при этом опирается на пальцы, а в тазобедренном и в коленных суставах ноги согнуты (гипертония мышц нижних конечностей ещё сохраняется). Движения верхних конечностей становятся более произвольными, атетозоподобные движения исчезают. Ребёнок самостоятельно переворачивается со спины на бок. Эмоции, как уже говорилось, с преобладанием положительных и проявляются комплексом оживления. К 2-2,5 месяцам появляется смех, на 3-м месяце положительные эмоции становятся стойкими, закрепляются. В дальнейшем примитивный смех переходит в гуление - ребёнок начинает непродолжительно с различными интонациями (преимущественно - положительной эмоциональной окраски) «петь». Атавистические рефлексы постепенно исчезают в краниокаудальном направлении, остаются лишь рефлекс Бабинского и у части детей - симптом Кернига. Напротив, условных рефлексов с кожных, лабиринтных, слуховых и зрительных анализаторов становится всё больше. Слуховое и зрительное сосредоточение становится более стойким и дифференцированным. Ребёнок длительно фиксирует взгляды на очень ярких и крупных предметах, находящихся на расстоянии нескольких десятков сантиметров, движущихся предметах. Постепенно формируется функциональная система «глаз-предмет-рука», вследствие чего ребёнок всем телом тянется к игрушке, но рукой наталкивается на неё лишь случайно (в конце 3-го месяца). Таким образом, развитие зрительного анализатора практически оканчивается с завершением 2-го этапа.
«Воспитательные мероприятия» периода - ещё больше увеличить контакт со взрослыми (особенно - речевой), подолгу оставлять на животе, разнообразить окружающие ребёнка предметы и игрушки. Последние могут быть уже меньших размеров и располагаться от ребёнка на более близком расстоянии - в пределах вытянутой руки младенца.
III период - 3-6 месяцев
Главные характеристики - полное «освобождение» рук и связанная с ним реакция ощупывания, узнавание «своих» и дифференцировка поведенческих реакций.
Статика и моторика. Полное исчезновение мышечной гипертонии даёт ребёнку возможность принимать любую позу и свободно пользоваться конечностями (особенно верхними). На 4-м месяце ребёнок, лёжа на животе, полностью приподнимает верхнюю половину туловища и живот. На 6-м месяце опирается на полностью выпрямленные руки. Это является исходным положением для перемещения в пространстве - ползание и ходьба на четвереньках. Как указывалось, в 4 месяца ребёнок свободно переворачивается со спины на бок, а в 5 месяцев - уже самостоятельно поворачивается со спины на живот. На 5-м месяце - садится при потягивании за ручки и сидит с поддержкой. Однако, лучше не заставлять ребёнка сидеть, пока он не научится это делать самостоятельно, нагрузка на неокрепшие мышцы туловища и позвоночник может привести к неблагоприятным последствиям. На 6-м месяце ребёнок делает попытки самостоятельно садиться, а к концу первого полугодия сидит уже без поддержки. Очень интенсивно развиваются и совершенствуются движения руками. Если на 4-м месяце ребёнок хватает предметы только при случайном наталкивании на них, при непосредственном случайном контакте с предметом (какое-то время держит игрушку, вложенную в руку), то на 5-м месяце младенец уже пытается достать предметы руками, сам хватает их и удерживает несколько секунд. Разумеется, наиболее недоступными (и интересными) оказываются «предметы», находящиеся всегда «под руками». Ребёнок подолгу разглядывает руки, ощупывает их. Затем ощупывает голову и выступающие части тела. А в 5-5,5-6 месяцев «достаёт» и ноги. Конечно же, для большего удобства ноги необходимо приблизить к глазам. При этом они нередко попадают и в рот. Интересно развитие контакта с предметами, «взятие» их. Если вначале хватание происходит путём наложения руки (так называемое «обезьянье» хватание), то к концу периода ребёнок берёт предметы уже «клешнёй», то есть с противопоставлением большого пальца. Сначала большой палец противопоставляется всем остальным пальцам.
Из атавистических рефлексов сохраняется только симптом Бабинского, условные рефлексы, напротив, становятся более многочисленными и разнообразными, строятся на базе всех анализаторов. Отчётливо выражена локализация тактильного раздражения.
В своей эмоциональной сфере ребёнок становится уже не столь простодушен. Он хорошо знает «своих» и положительными эмоциями (комплекс оживления) реагирует только на хорошо знакомые лица. При появлении же нового лица ребёнок к концу первого полугодия жизни (примерно к 5-ти месяцам) или «настораживается» (прячется, закрывает лицо, закрывает глаза, перестаёт двигаться, затихает), или реагирует отрицательно - крик, плач, двигательное беспокойство. Положительные эмоции сопровождаются длительным, певучим, чрезвычайно мелодичным и «окрашенным» гулением. Такое гуление является уже примитивным зачатком человеческой речи.
Исходя из сказанного «воспитательные мероприятия» этапа следующие:
1) максимальный длительный контакт ребёнка со взрослым; все манипуляции с ребёнком обязательно должны сопровождаться речью или пением;
2) игрушки должны быть небольших размеров – соответственно руке ребёнка - и расположены близко от него;
3) не следует излишнее (долго и интенсивно) стимулировать сидение и стояние;
4) нужно по возможности дольше оставлять ребёнка раздетым, сохраняя за ним при этом максимальную свободу перемещения (разумеется, с учетом соображений безопасности - в манеже, в кроватке с сеткой; в последнем случае постель нужно убрать, на дно кроватки положить гладкие доски или фанеру).
IV период – 6-12 месяцев.
Главные характеристики - дальнейшее совершенствование двигательных умений, манипулирование предметами.
Статика и моторика. Самостоятельно садится и подолгу сидит; стояние на 7-8 месяце, сначала с поддержкой, затем и без неё. Из положения «на четвереньках» встает на 10-м месяце. Самостоятельно стоит на 9-11-м месяце, сначала - несколько секунд, затем к концу 10-го месяца - минуты (без поддержки). На 11-м месяце «подпрыгивает» на месте, держась за сетку кровати. К концу года из положения «стоя» самостоятельно садится на корточки, становится на четвереньки. Перемещение в пространстве в начале периода представлено ползанием - сначала (в течение нескольких недель) назад, затем вкруговую и только после этого - вперед. Попытка ходить при поддержке за обе руки - на 8-9-м месяце, на 9-11-м месяце - попытки ходить самостоятельно, держась обеими руками за спинку кроватки, стул, коляску. Соответственно, ребёнок этого возраста перемещается в бок приставными шагами. На 11-м месяце попытки ходить при поддержке за одну руку. Попытки самостоятельной ходьбы без какой бы то ни было поддержки - к концу года. Oт начала самостоятельной ходьбы до полного закрепления навыков проходит несколько недель. В это время оценить сформированность самостоятельной ходьбы и «давность» этого навыка помогает положение рук ребёнка. В самом начале самостоятельной ходьбы руки вытянуты вперед (стремление уменьшить размеры «безопасного» пространства); затем ребенок при ходьбе разводит руки в стороны (балансирование), в ещё более старшем возрасте руки при ходьбе согнуты в локтевых суставах и приведены к туловищу («готовность» немедленно прийти на помощь). И только при полностью сформированной ходьбе руки ребёнка опущены вдоль туловища или заняты другими делами. Двигательные синкинезии (размахивание руками при ходьбе) появляются позднее.
По развитию манипуляций с предметами 4-й период можно разделить на 2 фазы. В первой фазе ребёнок оживлённо и энергично стучит предметом (игрушкой) по всему, что попадётся под руку.
Во второй фазе характер манипулирования предметами усложняется - ребёнок перекладывает игрушку (или другой предмет) из руки в руку, пытается найти предмету «достойное» применение. Манипуляции с предметами носят подражательный характер, однако это имеет большое значение в формировании уже целесообразных актов: на 10-11-м месяце ребенок причёсывается, «вытирает лицо», делает «ладушки», перелистывает страницы
книги и т.д. Уже на 9-м месяце ребёнок упорно ищет и находит спрятанный взрослыми предмет. Совершенствуется и изменяется и само хватание. Если в начале периода ребёнок хватает «клешнёй», то на 8-9-м месяце он хватает уже пальцами - с противопоставлением большого пальца. Это даёт возможность манипулирования уже мелкими предметами, которые ребёнок, кстати, начинает очень любить. С 11-ти месяцев ребёнок может брать и удерживать
самые мелкие предметы. Развивается так называемый автоматизм хватания - берёт всё, что попадается под руку.
Речь ребёнка второго полугодия жизни продолжает совершенствоваться. Гуление переходит в повторение слогов, затем - произношение простых слов с повторяющимися словами (ма-ма, па-па, ба-ба, дай-дай и т.д.), затем - понимание речи взрослого и осознанное применение простых слов. К концу года словарный запас ребенка состоит из 8-12 простых слов. В середине 2-го года ребёнок составляет простые предложения из 4-5 слов.
Совершенствование психического развития проявляется не только становлением речи, но и в понимании человеческой речи, в выполнении простых требований. В середине периода (в 8-9 месяцев) ребёнок показывает знакомые предметы, находящиеся на обычном месте, и части тела, названные взрослыми. Затем ищет и находит названные предметы, даже если их переставляют в необычное место. К концу года знает назначение предметов, пытается их целесообразно применять.
«Воспитательные мероприятия» состоят в первую очередь в формировании речевых навыков, в формировании исполнительской дисциплины, в совершенствовании манипуляций с предметами. Поэтому с ребенком нужно много и доброжелательно разговаривать, просить простые требования (показ частей тела и знакомых предметов), увеличивать его контакты с предметами, в том числе и с самыми мелкими, организовать игры ребёнка, стимулируя подражание действиям взрослых («ладушки», «каравай», и т.д.). Разумеется, для создания положительной мотивации абсолютно необходимы эмоции удовольствия, доброжелательное отношение. Манипуляции с мелкими предметами необходимы, но должны проходит под внимательным контролем взрослых. Во втором полугодии жизни обязательно начинать прививать ребёнку гигиенические навыки – умываться, приводить в порядок своё место, складывать игрушки, проситься на горшок, правильно есть.
Первого года жизни
Метод определения нервно-психического развития обеспечивает реализацию дифференциального подхода к оценке здоровья детей. Это даёт возможность своевременно установить первоначальные отклонения и найти соответствующие способы их коррекции, а при более значительных отклонениях проконсультировать ребёнка у специалиста. Здоровым считается ребёнок, гармонично физически и психомоторно развитый в соответствии с возрастом, этническими и средовыми особенностями, редко болеющий (не более 3 раз в год), не имеющий анамнестических (в том числе генетических и антенатальных) и объективных данных, которые могли бы быть предпосылками для формирования болезней.
На каждом возрастном этапе оценки нервно-психического развития ребёнка выделены ведущие линии развития, значимые и информативные показатели его. Значимые показатели - те, которые характеризуют умения, получающие наибольшее развитие, влияющие на другие умения на данном этапе и определяющие развитие ребёнка в дальнейшем. Информативными
являются показатели, наиболее чувствительные к любым неблагоприятным факторам. Отставание по информативным и значимым показателям свидетельствует о задержке развития и других умений.
На первом году жизни выделены следующие 8 линий развития (таблица 1): зрительные и слуховые ориентировочные реакции, эмоции, движения общие, движение руки и действия с предметами, подготовительные этапы активной речи и понимания речи, навыки и умения в процессах, всего 56 показателей.
Развитие детей первого полугодия жизни проверяется по всем линиям развития, кроме седьмой - подготовительных этапов понимания речи; во втором полугодии не оценивают третью линию развития - эмоции, контролируют развития действия с предметами, а не движения руки.
Значимыми до 6 месяцев являются показатели, характеризующие развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, формирование движений руки, от 6 до 12 месяцев - подготовительные этапы понимания речи, общие движения и действия с предметами.
Ребёнка первого года жизни
§ уровень его по ведущим линиям развития (Аз, Ас, Э, До, Др, Пр, Рп, Н);
§ степень задержки;
§ параметры поведения;
§ группа нервно-психического развития (5 групп);
§ воспитательные мероприятия, режим дня.
Таблица 1
Оценка поведения
Нормальное поведение - все параметры поведения имеют положительную характеристику.
Начальные или незначительные отклонения в поведении - один, несколько или все параметры поведения имеют отрицательную характеристику, но при этом известна причина отклонений (остродействующий фактор - острое заболевание, прививка, стрессовая ситуация), их длительность не превышает 2-3 месяца, и они поддаются медико-педагогической коррекции без дополнительного обследования и медикаментозного лечения.
Выраженные или значительные отклонения в поведении - один, несколько или все параметры поведения имеют отрицательную характеристику под влиянием неизвестной или постоянно действующей причины (хроническое заболевание или тяжелое функциональное расстройство, постоянная стрессовая ситуация); длительность отклонений - более 3 месяцев, предполагается затруднение медико-педагогической коррекции, требуется дополнительное обследование и специальное медикаментозное лечение.
Таблица 2
Примеры для оценки НПР
Коля К., 9 месяцев.
Ас - 10 месяцев.
Др - 10 месяцев.
До - 10 месяцев.
Рп - 10 месяцев. Опережение развития по всем линиям на 1 эпикризный срок.
Ра - 10 месяцев.
Н - 10 месяцев.
Заключение: НПР - I группа, ускоренное развитие.
Геннадий Б. 9 месяцев.
Ас - 11 месяцев.
Др - 11 месяцев.
До - 11 месяцев.
Рп - 11 месяцев. Опережение развития по всем линиям на 1 эпикризный срок.
Ра - 11 месяцев.
Н - 11 месяцев.
Заключение: НПР - I группа, высокое развитие.
Максим Г., 9 месяцев.
Ас - 9 месяцев.
Др - 9 месяцев.
До - 9 месяцев.
Рп - 9 месяцев. Все линии соответствуют календарному возрасту.
Ра - 9 месяцев.
Н - 9 месяцев.
Заключение: НПР - I группа.
Егор С. 9 месяцев.
Ас - 9 месяцев.
Др - 10 месяцев.
До - 11 месяцев.
Рп - 9 месяцев. Опережение развития по всем линиям на 1 эпикризный срок.
Ра - 9 месяцев.
Н - 10 месяцев.
Заключение: НПР - I группа, дисгармоничное развитие.
Костя Л., 9 месяцев.
Ас - 9 месяцев.
Др - 9 месяцев.
До - 9 месяцев.
Рп - 8 месяцев. Все линии соответствуют календарному возрасту.
Ра - 8 месяцев.
Н - 8 месяцев.
Заключение: НПР - 2 группа, 2 степень.
Детей первого года жизни
Дней
Дней
Месяц
Движения общие
Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову.
Методика выявления - ребёнка кладут на живот.
Поведение ребёнка - поднимает голову, удерживает ее 15-20 сек. и опускает.
Месяца
Движения общие
Лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову.
Материал - яркая звучащая игрушка.
Методика выявления - ребёнка кладут на живот и на расстоянии 30-40 см перед ним ставят игрушку, гремят ею, поднимают.
Поведение ребёнка - поднимает невысоко и удерживает голову до 40 сек.
Месяца
Движения руки
Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.
Материал - 2 погремушки (шарики на кольцах диаметром 5-10 см) висят на цветных лентах на высоте 10-15 см над грудью ребёнка справа и слева.
Методика выявления - оживляясь, выпрямляет руки и наталкивается на игрушку (одну или обе) 2-3 раза. Разжимая пальцы, пытается захватить игрушку и прослеживает глазами движения рук.
Движения общие
Лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. Материал - яркая погремушка.
Методика выявления – ребёнка кладут на живот и наблюдают. Если он опускает голову, разговаривают с ним, гремят погремушкой на высоте 20-30 см над подстилкой на расстоянии 50-70 см от ребёнка.
Поведение ребёнка - рассматривая игрушку к прислушиваясь, высоко поднимает голову, опираясь на предплечья, грудь приподнята. Лежит 2-2,5 мин. При поддержке под мышки крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.
Методика выявления - взрослый берёт ребёнка под мышки лицом к себе и опускает ногами на твёрдую опору.
Поведение ребенка - выпрямляет ноги в коленном суставе и опирается на всю ступню (до 1 мин.). Не ставить!!!
Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
Методика выявления - ребёнка держат на руках вертикально, поддерживая одной рукой за ягодицы, другой- под мышки.
Поведение ребёнка - удерживает голову прямо до 1-1,5 мин.
Месяца
Движения общие
То же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено.
Навыки и умения в процессах
Во время кормления придерживает грудь матери или бутылочку руками.
Материал - бутылочка с соской при искусственном или вмешанном вскармливания. Методика выявления - ребёнка держат на руках в положении полулёжа. При кормлении грудью мать направляет его руки, а бутылочку держит так, чтобы, протянув руки, ребёнок мог взять ее, направляет соску в рот ребёнка и поддерживает бутылочку, поправляя его руки.
Поведение ребёнка - при виде груди матери или бутылочки тянется руками и захватывает; во время кормления - руки на бутылочке.
Месяцев
Движения общие
Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.
Материал - яркая устойчивая игрушка.
Методика выявления - ребёнка кладут на живот, перед ним на расстоянии 50 см ставят игрушку и наблюдают.
Поведение ребёнка - самопроизвольно или при виде игрушки выпрямляет руки, поднимает голову и верхнюю часть корпуса; лежит, опираясь на кисти выпрямленных рук и приближая их к корпусу.
Переворачивается со спины на живот.
Материал - яркая игрушка. Методика выявления - внимание ребёнка, лежащего на спине, привлекают к игрушке, ее передвигают сверху вниз и кладут рядом с ребёнком так, чтобы он не мог взять.
Поведение ребёнка - следит за игрушкой, поворачивает голову, корпус, ложится на бок и сразу переворачивается на живот, выпрямляет ноги в тазобедренных суставах и, опираясь на выпрямленные руки, высоко поднимает голову.
Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
Методика выявления - ребёнка берут под мышки и опускают ногами на твердую опору. Поведение ребёнка - твёрдо опирается полностью выпрямленными ногами
о поверхность 3-4 мин.
Навыки и умения в процессах
Ест с ложки полугустую и густую пищу.
Материал - глубокая детская тарелка или блюдце с кашей или пюре, чайная ложка.
Методика выявления - к губам ребёнка, который во время кормления полусидит на коленях у взрослого лицом к нему, подносят ложку, наполненную кашей на 1/3, и предлагают есть. Нельзя разжимать губы!
Поведение ребёнка - открывает рот, когда ложка касается его губ. Снимает пищу губами понемногу. Ест медленно.
Месяцев
Движения общие
Переворачивается с живота на спину.
Материал - яркая устойчивая игрушка.
Методика выявления - у ребёнка, лежащего на животе, вызывают сосредоточение на игрушке, стоящей перед ним, и перемещают ее по кругу - за спину ребёнка.
Поведение ребёнка - следит за игрушкой, поворачивает голову и быстро переворачивается на спину.
Двигается, переставляя руки или немного ползая.
Материал - яркая устойчивая игрушку.
Методика выявления - внимание ребёнка, лежащего на животе привлекают к игрушке, поставленной перед ним, но недосягаемой.
Поведение ребёнка - 3-5 сек. смотрит на игрушку и пытается достать, подползает вперед, подтягивается на руках, двигается вбок, переставляя руки.
Навыки и умения в процессах
Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
Материал и методика выявления - см. "Навыки и умения в процессах" в 5 месяцев.
Поведение ребёнка - раскрывает рот раньше, чем ложка коснется губ, и снимает пищу губами.
Пьёт из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи.
Материал - глубокое блюдце или широкая чашка, пиала. Объем жидкости - до 50 г.
Методика выявления - к губам ребёнка, который полусидит на коленях у взрослого, подносят чашку и предлагают пить. Поведение ребёнка - прикасается губами к краю чашки и пьет, выпивая всю порцию.
Месяцев
Движения общие
Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).
Материал - яркая звучащая устойчивая игрушка.
Методика выявления - наблюдают до 30 мин. или привлекают внимание ребёнка, лежащего на животе, к игрушке, поставленной на расстоянии 50-70 см, и медленно отодвигают ее до 1-1,5 м (можно повторить).
Поведение ребёнка - ползёт энергично, быстро, любым способом, меняет направление. Сразу или с отвлечениями проползает 1-2 м.
Навыки и умения в процессах
Пьет ив чашки.
Материал и методика выявления- см. "Навыки и умения в процессах" в 6 месяцев.
Поведение ребёнка - пьет из чашки быстрее и выпивает большее количество жидкости (до 100 г).
Месяцев
Движения общие
Сам садится, сидит и ложится.
Материал - яркая звучащая игрушка.
Методика выявления - если ребёнок лежит на животе, показывают ему игрушку сверху и сбоку на расстоянии 70 см-1м; если сидит - сбоку и снизу кладут вне досягаемости.
Поведение ребёнка - поворачивает голову, чтобы увидеть; ложится на бок; опираясь на руку, садится; сидит прямо. Ищет игрушку, поворачивает голову, ложится на бок, опираясь на руку, и сразу ложится на живот. Может сесть и лечь другим способом.
Придерживаясь руками за барьер, сам встаёт, стоит и опускается.
Материал - яркая звучащая игрушка.
Методика выявления – ребёнку, лежащему на животе, показывают и предлагают игрушку, ее поднимают и ставят на барьер (1-1,5 мин.). Потом кладут игрушку на подставку позади стоящего ребёнка.
Поведение ребёнка - цепляясь руками за перекладину, встает на колено и одну ногу, затем на обе ноги и выпрямляется. Держась, стоит одну минуту на прямых расставленных ногах. Оборачивается за игрушкой, переставляя руки, опускается на колено, сгибает другую ногу и, придерживаясь, становится на четвереньки или садится.
Переступает, держась за барьер.
Материал - яркая игрушка.
Методика выявления – ребёнок стоит у барьера, игрушку медленно передвигают по барьеру от ребёнка на 1 м в течение 2 минут.
Поведение ребёнка - идет за игрушкой, переставляя руки, переступая приставным шагом, боком, медленно.
Навыки и умения в процессах
Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке.
Материал - корочка хлеба почти без мякиша.
Методика выявления - во время кормления ребёнку дают в руки хлеб, а затем начинают кормить.
Поведение ребёнка - берёт хлеб, направляет в рот и откусывает зубами и дёснами.
Пьёт из чашки, которую держит взрослый.
Материал - широкая чашке, объём жидкости - 100 г.
Методика выявления - во время кормления ребёнку предлагают пить и подносят чашку.
Поведение ребёнка - протягивает руки к чашке, открывает рот, пьёт, слегка придерживая чашку.
Месяцев
Движения общие
Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживает их руками.
Материал - стол-барьер, горка, стул или др. на расстоянии 30-40 см друг от друга.
Методика выявления - ребёнка, сидящего у опоры; привлекают игрушкой на расстоянии 70 см – 1 м.. По мере его приближения переходят дальше.
Поведение ребёнка - идет, держась одной рукой, вполоборота, приставным и чередующимся шагом. Переходит к другой опоре приставным шагом, держась одной рукой и перенося другую на новую опору.
Навыки и умения в процессах
Хорошо пьёт из чашки, слегка придерживая ее руками.
Материал - широкая чашка, объём жидкости 100 г.
Методика выявления - во время кормления ребёнку протягивают чашку, поддерживая ее за дно.
Поведение ребёнка - берёт чашку двумя руками, направляет ко рту, пьёт, поднимая чашку, без поддержки выронит.
Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания).
Методика выявления - ребёнка по потребности высаживают на горшок.
Поведение ребёнка - спокоен при высаживании, не пытается встать. Есть положительный результат.
Месяцев
Действия с предметами
Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия (вынимает и вкладывает, открывает и закрывает и др.). Действия с предметами принимают устойчивый х