Развития детей раннего возраста

ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Учебно-методическое пособие

Уфа 2011

УДК: 616.8 – 07 – 053.2 (07)

ББК 57.336.1я7

0 - 93

Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста: учебно-методическое пособие /сост.: Н.А. Ивлева, А.Е. Казан, Т.Б. Хайретдинова. – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситета Росздрава», 2011. – 67с.

Учебно-методическое пособие «Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста» подготовлено в соответствии с типовой программой по дисциплине «Пропедевтика детских болезней» (М., 2000 г.) на основании рабочей программы (2008 г.), действующего учебного плана (2000 г.) и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности 060103 – Педиатрия (2000).

Учебно-методическое пособие «Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста» обобщает большой литературный и методический материал по детскому возрасту, способствует формированию у будущих педиатров чётких практических навыков по оценке нервно-психического развития детей. В пособии приводятся современные требования соответствующих нормативных документов органов здравоохранения. Данные нервно-психического развития очень важны для оценки состояния нервной системы и степени её развития.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 060103 – Педиатрия, врачей-интернов.

Рекомендовано в печать по решению Координационного научно-методического совета и утверждено на заседании редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава».

Рецензенты: Амирова В.Р. - профессор кафедры госпитальной педиатрии с курсом поликлиники БГМУ
  Кунафина Е.Р. - д.м.н., доцент БГМУ  

© ГОУ ВПО «Башкирский государственный

медицинский университет Росздрава», 2011

Введение

Одним из основных разделов работы врача-педиатра является кон­троль за состоянием здоровья ребенка. Психическое развитие ребенка явля­ется одним из показателей здоровья и входит в его комплексную оценку. Психомоторным (нервно-психическим) развитием ребенка называется со­вершенствование или качественное изменение его интеллектуальных и двига­тельных умений, основанное на совокупности врожденных качеств и имеющее результатом более адекватное взаимодействие ребенка с окру­жающей средой. Непременным условием успешного психомоторного раз­вития являются процессы морфофункциональной дифференцировки ос­новных элементов центральной нервной системы. Между нервной и мы­шечной системами в процессе внеутробного развития имеется весьма проч­ная связь взаимообусловленности и взаимоиндукции, поэтому для нормаль­ного развития и функции нервной системы необходима активная мышечная деятельность. Изолированная задержка моторного развития в этот период так или иначе сказывается на психическом развитии и наоборот.

Психомоторное развитие ребенка отражает в раннем возрасте, наряду с другими показателями (костный возраст, зубная формула, динамика пе­риферического анализа крови и др.), биологический возраст ребенка. Осо­бенностями первого года жизни являются наличие безусловных рефлексов, возникновение и закрепление множества условно-рефлекторных связей, развитие и дифференцировка сенсорного восприятия, становление и разви­тие речевой функции и мышления, постепенно усложняющаяся моторная деятельность и приспособление организма к окружающей среде, что и обеспечивает его выживаемость в первые годы жизни.

Этапы развития ВНД ребёнка

На протяжении первого года жизни ребёнка выделяют 4 периода (этапа) развития ВНД.

I период – 0–6 недель.

Наиболее чёткая характеристика этапа - ут­робная поза. К концу 2-3-й недели ребёнок делает попытки удерживать (приподнимать) голову, лёжа на животе. Моторика представлена некоорди­нированными атетозоподобными движениями. Характерна генерализован­ная мышечная гипертония, к концу периода исчезающая со стороны мышц шеи и верхних конечностей. Эмоции отрицательные - крик. Участие в эмоциональных реакциях мускулатуры, желёз, внутренних органов сопро­вождается повышением основного обмена. Слёзы появляются в 4-5 недель и свидетельствуют об усложнении вегетативной регуляции эмоциональных реакций. Рефлексы - шейно-тонический, Пейпера, Робинсона, Бабинского, Моро, «ползание» по Бауэру. Появляется лабиринтное сосредоточение - ре­акция на укачивание, на определённое положение - в «положении кормле­ния» ребёнок начинает «искать» грудь, делает сосательные и глотательные движения. Лабиринтное и пищевое сосредоточение приводит к появлению доминанты - в соответствующих положениях и состояниях ребёнок оказы­вается неспособным к восприятию других раздражителей, например, пере­стает кричать при укачивании или подготовке к кормлению. Слуховое со­средоточение: со 2-й-З-й недели начинает реагировать на слабые звуки (до этого давал реакцию на сильные внезапные звуки). Проверить можно во время крика - при появлении слабого звука (разговор, прищёлкивание пальцами, погремушки) ребёнок перестаёт кричать. Такая реакция свиде­тельствует о формировании ориентировочного слухового рефлекса по типу доминанты. «Прислушиваясь» к звуку, ребёнок старше 2-3 недель перестаёт кричать, сосать и вообще «успокаивается». Зрительное сосредоточение появляется в 3-5 недель на яркие крупные предметы, вначале оно очень кратковременно. Дальнейшее совершенствование зрительного анализатора резко увеличивает возможности контакта ребёнка с внешним миром, а сле­довательно, и познание его, так как с 5 недель ребёнок уже длительно фик­сирует глазами яркий крупный предмет, а затем начинает следить и за дви­жущимися предметами.

Исходя из сказанного, «воспитательные» (развивающие) мероприятия в этом периоде должны начинаться не позднее II недели жизни ребёнка. Эти мероприятия очень велики (широки) и учитывают (установку кроватки ребенка в ней нужно менять) интенсивность и качество "звукового" окружения ребёнка, организацию периодов бодрствования, постоянный речевой и зрительный контакт со взрослыми, предъявление и набор игрушек. Появле­ние слухового, а затем и зрительного сосредоточения диктует необходимость проведения кормления ребёнка 3-4 недель жизни в спокойной и так называемой «закрытой» обстановке. Если прежде звуки (шумы) и предметы не мешали сосанию, то с этого возраста младенец постоянно «отвлекается» (ориентировочный рефлекс-доминанта непищевого генеза). Человеческая речь и образ подготавливают появление положительных эмоций, в связи с чем в периоды бодрствования ребёнок обязательно должен слышать и ви­деть людей. Наконец, уже с 3-4 недели младенец нуждается в игрушках, ко­торые предназначаются сначала только для созерцания. Оптимально - яр­кие крупные предметы, подвешенные в кроватке, или показываемые ребён­ку (неподвижные) на расстоянии 40-50 см от лица. Менять игрушки следу­ет, но не часто. Большое значение имеет цветовое окружение ребёнка. Ок­ружающая обстановка, игрушки, одежда ухаживающих взрослых должны быть яркими, красочными. Не нужно обрекать ребёнка с первых недель жизни на монотонное, «серое» существование. Предпочтительны так назы­ваемые «тёплые» тона - красный, жёлтый, оранжевый. Возможно, мужчины менее непосредственны, менее эмоциональны и не так откровенно веселы в сравнении с женщинами именно потому, что по традиции меленьким де­вочкам создают «розовое» окружение, а мальчикам – «голубое».

II период - 1,5-3 месяца

Главными показателями (определителями) периода является «отход» от утробной позы и появление комплекса ожив­ления.

Приспособление ребёнка в течение I периода к внешней среде сдела­ло его ЦНС более устойчивой к воздействию раздражителей. Увеличился порог чрезмерных раздражителей, вызывающих запредельное (охранитель­ное) торможение. Следовательно, увеличились периоды бодрствования. Это создает благоприятные предпосылки для ещё более интенсивного развития центральных (корковых) отделов всех анализаторов, что ведёт к более со­вершенной условно-рефлекторной деятельности.

Комплекс оживления складывается из улыбки (позднее - смех), дви­гательного беспокойства и голосовой активности (гуление, затем - лепет). Необходимо подчеркнуть, что здоровый ребёнок конца 2-го месяца жизни даёт комплекс оживления на контакт с себе подобными (с человеком), а не в связи с удовлетворением своих естественных биологических потребностей. Это свидетельствует о начинающемся интеллектуальном развитии, т.к. ха­рактеризует ребёнка, как существо, способное к анализу и синтезу, ощу­щающее потребность в непосредственных живых контактах. Комплекс оживления при появлении человека даёт основание утверждать, что ребё­нок в возрасте 7-8 недель уже «осознаёт» особое, исключительное положе­ние человека в окружающем мире и свою принадлежность к роду человече­скому. Правда, способности к анализу и синтезу у ребёнка 3-го месяца жиз­ни весьма ограничены. Младенец проявляет комплекс оживления на любой контакт с любым взрослым, не разделяя ещё человечество на «своих» и «чужих». Поэтому маленький ребёнок - существо очень компанейское, чрезвычайно рад любому проявлению внимания к себе. Способность к бо­лее тонкой дифференцировке объектов и субъектов в пределах группы воз­можна на более позднем (III) этапе.

Моторика. Хорошо держит головку, поворачивает её на свет и за движущимися предметами уже в начале 3-го месяца. В положении лёжа на животе, приподнимает не только голову, но и верхнюю половину туловища, опираясь сначала на локти, а затем и на предплечья. Это связано с исчез­новением мышечной гипертонии верхних конечностей. В конце 3-го месяца появляются попытки удерживать уже и туловище в вертикальном положе­нии - таким образом постепенно «подготавливается» сидячая поза. С 10-11 месяца начинает стоять, поддерживаемый под мышки, но при этом опира­ется на пальцы, а в тазобедренном и в коленных суставах ноги согнуты (ги­пертония мышц нижних конечностей ещё сохраняется). Движения верхних конечностей становятся более произвольными, атетозоподобные движения исчезают. Ребёнок самостоятельно переворачивается со спины на бок. Эмо­ции, как уже говорилось, с преобладанием положительных и проявляются комплексом оживления. К 2-2,5 месяцам появляется смех, на 3-м месяце положительные эмоции становятся стойкими, закрепляются. В дальнейшем примитивный смех переходит в гуление - ребёнок начинает непродолжи­тельно с различными интонациями (преимущественно - положительной эмоциональной окраски) «петь». Атавистические рефлексы постепенно исче­зают в краниокаудальном направлении, остаются лишь рефлекс Бабинского и у части детей - симптом Кернига. Напротив, условных рефлексов с кож­ных, лабиринтных, слуховых и зрительных анализаторов становится всё больше. Слуховое и зрительное сосредоточение становится более стойким и дифференцированным. Ребёнок длительно фиксирует взгляды на очень яр­ких и крупных предметах, находящихся на расстоянии нескольких десятков сантиметров, движущихся предметах. Постепенно формируется функцио­нальная система «глаз-предмет-рука», вследствие чего ребёнок всем телом тянется к игрушке, но рукой наталкивается на неё лишь случайно (в конце 3-го месяца). Таким образом, развитие зрительного анализатора практиче­ски оканчивается с завершением 2-го этапа.

«Воспитательные мероприятия» периода - ещё больше увеличить контакт со взрослыми (особенно - речевой), подолгу оставлять на животе, разнообразить окружающие ребёнка предметы и игрушки. Последние могут быть уже меньших размеров и располагаться от ребёнка на более близком расстоянии - в пределах вытянутой руки младенца.

III период - 3-6 месяцев

Главные характеристики - полное «осво­бождение» рук и связанная с ним реакция ощупывания, узнавание «своих» и дифференцировка поведенческих реакций.

Статика и моторика. Полное исчезновение мышечной гипертонии даёт ребёнку возможность принимать любую позу и свободно пользоваться конечностями (особенно верхними). На 4-м месяце ребёнок, лёжа на живо­те, полностью приподнимает верхнюю половину туловища и живот. На 6-м месяце опирается на полностью выпрямленные руки. Это является исход­ным положением для перемещения в пространстве - ползание и ходьба на четвереньках. Как указывалось, в 4 месяца ребёнок свободно переворачива­ется со спины на бок, а в 5 месяцев - уже самостоятельно поворачивается со спины на живот. На 5-м месяце - садится при потягивании за ручки и сидит с поддержкой. Однако, лучше не заставлять ребёнка сидеть, пока он не нау­чится это делать самостоятельно, нагрузка на неокрепшие мышцы тулови­ща и позвоночник может привести к неблагоприятным последствиям. На 6-м месяце ребёнок делает попытки самостоятельно садиться, а к концу пер­вого полугодия сидит уже без поддержки. Очень интенсивно развиваются и совершенствуются движения руками. Если на 4-м месяце ребёнок хватает предметы только при случайном наталкивании на них, при непосредствен­ном случайном контакте с предметом (какое-то время держит игрушку, вложенную в руку), то на 5-м месяце младенец уже пытается достать пред­меты руками, сам хватает их и удерживает несколько секунд. Разумеется, наиболее недоступными (и интересными) оказываются «предметы», находящиеся всегда «под руками». Ребёнок подолгу разглядывает руки, ощупы­вает их. Затем ощупывает голову и выступающие части тела. А в 5-5,5-6 ме­сяцев «достаёт» и ноги. Конечно же, для большего удобства ноги необхо­димо приблизить к глазам. При этом они нередко попадают и в рот. Инте­ресно развитие контакта с предметами, «взятие» их. Если вначале хватание происходит путём наложения руки (так называемое «обезьянье» хватание), то к концу периода ребёнок берёт предметы уже «клешнёй», то есть с про­тивопоставлением большого пальца. Сначала большой палец противопостав­ляется всем остальным пальцам.

Из атавистических рефлексов сохраняется только симптом Бабинского, условные рефлексы, напротив, становятся более многочисленными и разнообразными, строятся на базе всех анализаторов. Отчётливо выражена локализация тактильного раздражения.

В своей эмоциональной сфере ребёнок становится уже не столь про­стодушен. Он хорошо знает «своих» и положительными эмоциями (ком­плекс оживления) реагирует только на хорошо знакомые лица. При появле­нии же нового лица ребёнок к концу первого полугодия жизни (примерно к 5-ти месяцам) или «настораживается» (прячется, закрывает лицо, закрывает глаза, перестаёт двигаться, затихает), или реагирует отрицательно - крик, плач, двигательное беспокойство. Положительные эмоции сопровождаются длительным, певучим, чрезвычайно мелодичным и «окрашенным» гулени­ем. Такое гуление является уже примитивным зачатком человеческой речи.

Исходя из сказанного «воспитательные мероприятия» этапа следую­щие:

1) максимальный длительный контакт ребёнка со взрослым; все манипуляции с ребёнком обязательно должны сопровождаться речью или пением;

2) игрушки должны быть небольших размеров – соответственно руке ребёнка - и расположены близко от него;

3) не следует излишнее (долго и интенсивно) стимулировать си­дение и стояние;

4) нужно по возможности дольше оставлять ребёнка раздетым, сохраняя за ним при этом максимальную свободу перемещения (разумеется, с учетом соображений безопасности - в манеже, в кроватке с сеткой; в последнем случае постель нужно убрать, на дно кроватки положить гладкие доски или фанеру).

IV период – 6-12 месяцев.

Главные характеристики - дальнейшее со­вершенствование двигательных умений, манипулирование предметами.

Статика и моторика. Самостоятельно садится и подолгу сидит; стояние на 7-8 месяце, сначала с поддержкой, затем и без неё. Из положе­ния «на четвереньках» встает на 10-м месяце. Самостоятельно стоит на 9-11-м месяце, сначала - несколько секунд, затем к концу 10-го месяца - ми­нуты (без поддержки). На 11-м месяце «подпрыгивает» на месте, держась за сетку кровати. К концу года из положения «стоя» самостоятельно садится на корточки, становится на четвереньки. Перемещение в пространстве в на­чале периода представлено ползанием - сначала (в течение нескольких не­дель) назад, затем вкруговую и только после этого - вперед. Попытка хо­дить при поддержке за обе руки - на 8-9-м месяце, на 9-11-м месяце - по­пытки ходить самостоятельно, держась обеими руками за спинку кроватки, стул, коляску. Соответственно, ребёнок этого возраста перемещается в бок приставными шагами. На 11-м месяце попытки ходить при поддержке за одну руку. Попытки самостоятельной ходьбы без какой бы то ни было под­держки - к концу года. Oт начала самостоятельной ходьбы до полного за­крепления навыков проходит несколько недель. В это время оценить сформированность самостоятельной ходьбы и «давность» этого навыка помогает положение рук ребёнка. В самом начале самостоятельной ходьбы руки вы­тянуты вперед (стремление уменьшить размеры «безопасного» пространст­ва); затем ребенок при ходьбе разводит руки в стороны (балансирование), в ещё более старшем возрасте руки при ходьбе согнуты в локтевых суставах и приведены к туловищу («готовность» немедленно прийти на помощь). И только при полностью сформированной ходьбе руки ребёнка опущены вдоль туловища или заняты другими делами. Двигательные синкинезии (размахивание руками при ходьбе) появляются позднее.

По развитию манипуляций с предметами 4-й период можно разделить на 2 фазы. В первой фазе ребёнок оживлённо и энергично стучит предметом (игрушкой) по всему, что попадётся под руку.

Во второй фазе характер манипулирования предметами усложняется - ребёнок перекладывает игрушку (или другой предмет) из руки в руку, пытается найти предмету «достойное» применение. Манипуляции с предмета­ми носят подражательный характер, однако это имеет большое значение в формировании уже целесообразных актов: на 10-11-м месяце ребенок причёсывается, «вытирает лицо», делает «ладушки», перелистывает страницы
книги и т.д. Уже на 9-м месяце ребёнок упорно ищет и находит спрятанный взрослыми предмет. Совершенствуется и изменяется и само хватание. Если в начале периода ребёнок хватает «клешнёй», то на 8-9-м месяце он хватает уже пальцами - с противопоставлением большого пальца. Это даёт возмож­ность манипулирования уже мелкими предметами, которые ребёнок, кстати, начинает очень любить. С 11-ти месяцев ребёнок может брать и удерживать
самые мелкие предметы. Развивается так называемый автоматизм хватания - берёт всё, что попадается под руку.

Речь ребёнка второго полугодия жизни продолжает совершенство­ваться. Гуление переходит в повторение слогов, затем - произношение про­стых слов с повторяющимися словами (ма-ма, па-па, ба-ба, дай-дай и т.д.), затем - понимание речи взрослого и осознанное применение простых слов. К концу года словарный запас ребенка состоит из 8-12 простых слов. В се­редине 2-го года ребёнок составляет простые предложения из 4-5 слов.

Совершенствование психического развития проявляется не только становлением речи, но и в понимании человеческой речи, в выполнении простых требований. В середине периода (в 8-9 месяцев) ребёнок показыва­ет знакомые предметы, находящиеся на обычном месте, и части тела, на­званные взрослыми. Затем ищет и находит названные предметы, даже если их переставляют в необычное место. К концу года знает назначение пред­метов, пытается их целесообразно применять.

«Воспитательные мероприятия» состоят в первую очередь в форми­ровании речевых навыков, в формировании исполнительской дисциплины, в совершенствовании манипуляций с предметами. Поэтому с ребенком нужно много и доброжелательно разговаривать, просить простые требова­ния (показ частей тела и знакомых предметов), увеличивать его контакты с предметами, в том числе и с самыми мелкими, организовать игры ребёнка, стимулируя подражание действиям взрослых («ладушки», «каравай», и т.д.). Разумеется, для создания положительной мотивации абсолютно необходи­мы эмоции удовольствия, доброжелательное отношение. Манипуляции с мелкими предметами необходимы, но должны проходит под внимательным контролем взрослых. Во втором полугодии жизни обязательно начинать прививать ребёнку гигиенические навыки – умываться, приводить в порядок своё место, складывать игрушки, проситься на горшок, правильно есть.

Первого года жизни

Метод определения нервно-психического развития обеспечивает реа­лизацию дифференциального подхода к оценке здоровья детей. Это даёт возможность своевременно установить первоначальные отклонения и найти соответствующие способы их коррекции, а при более значительных откло­нениях проконсультировать ребёнка у специалиста. Здоровым считается ребёнок, гармонично физически и психомоторно развитый в соответствии с возрастом, этническими и средовыми особенностями, редко болеющий (не более 3 раз в год), не имеющий анамнестических (в том числе генетических и антенатальных) и объективных данных, которые могли бы быть предпо­сылками для формирования болезней.

На каждом возрастном этапе оценки нервно-психического развития ребёнка выделены ведущие линии развития, значимые и информативные показатели его. Значимые показатели - те, которые характеризуют умения, получающие наибольшее развитие, влияющие на другие умения на данном этапе и определяющие развитие ребёнка в дальнейшем. Информативными

являются показатели, наиболее чувствительные к любым неблагоприятным факторам. Отставание по информативным и значимым показателям свиде­тельствует о задержке развития и других умений.

На первом году жизни выделены следующие 8 линий развития (таблица 1): зрительные и слуховые ориентировочные реакции, эмоции, движения общие, движение руки и действия с предметами, подготовитель­ные этапы активной речи и понимания речи, навыки и умения в процессах, всего 56 показателей.

Развитие детей первого полугодия жизни проверяется по всем линиям развития, кроме седьмой - подготовительных этапов понимания речи; во втором полугодии не оценивают третью линию развития - эмоции, контро­лируют развития действия с предметами, а не движения руки.

Значимыми до 6 месяцев являются показатели, характеризующие раз­витие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, формирование движений руки, от 6 до 12 месяцев - подготовительные этапы понимания речи, общие движения и действия с предметами.

Ребёнка первого года жизни

§ уровень его по ведущим линиям развития (Аз, Ас, Э, До, Др, Пр, Рп, Н);

§ степень задержки;

§ параметры поведения;

§ группа нервно-психического развития (5 групп);

§ воспитательные мероприятия, режим дня.

Таблица 1

Оценка поведения

Нормальное поведение - все параметры поведения имеют положи­тельную характеристику.

Начальные или незначительные отклонения в поведении - один, несколько или все параметры поведения имеют отрицательную характери­стику, но при этом известна причина отклонений (остродействующий фак­тор - острое заболевание, прививка, стрессовая ситуация), их длительность не превышает 2-3 месяца, и они поддаются медико-педагогической коррек­ции без дополнительного обследования и медикаментозного лечения.

Выраженные или значительные отклонения в поведении - один, несколько или все параметры поведения имеют отрицательную характери­стику под влиянием неизвестной или постоянно действующей причины (хроническое заболевание или тяжелое функциональное расстройство, по­стоянная стрессовая ситуация); длительность отклонений - более 3 месяцев, предполагается затруднение медико-педагогической коррекции, требуется дополнительное обследование и специальное медикаментозное лечение.

Таблица 2

Примеры для оценки НПР

Коля К., 9 месяцев.

Ас - 10 месяцев.

Др - 10 месяцев.

До - 10 месяцев.

Рп - 10 месяцев. Опережение развития по всем линиям на 1 эпикризный срок.

Ра - 10 месяцев.

Н - 10 месяцев.

Заключение: НПР - I группа, ускоренное развитие.

Геннадий Б. 9 месяцев.

Ас - 11 месяцев.

Др - 11 месяцев.

До - 11 месяцев.

Рп - 11 месяцев. Опережение развития по всем линиям на 1 эпикризный срок.

Ра - 11 месяцев.

Н - 11 месяцев.

Заключение: НПР - I группа, высокое развитие.

Максим Г., 9 месяцев.

Ас - 9 месяцев.

Др - 9 месяцев.

До - 9 месяцев.

Рп - 9 месяцев. Все линии соответствуют календарному возрасту.

Ра - 9 месяцев.

Н - 9 месяцев.

Заключение: НПР - I группа.

Егор С. 9 месяцев.

Ас - 9 месяцев.

Др - 10 месяцев.

До - 11 месяцев.

Рп - 9 месяцев. Опережение развития по всем линиям на 1 эпикризный срок.

Ра - 9 месяцев.

Н - 10 месяцев.

Заключение: НПР - I группа, дисгармоничное развитие.

Костя Л., 9 месяцев.

Ас - 9 месяцев.

Др - 9 месяцев.

До - 9 месяцев.

Рп - 8 месяцев. Все линии соответствуют календарному возрасту.

Ра - 8 месяцев.

Н - 8 месяцев.

Заключение: НПР - 2 группа, 2 степень.

Детей первого года жизни

Дней

Дней

Месяц

Движения общие

Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову.

Методика выявления - ребёнка кладут на живот.

Поведение ребёнка - поднимает голову, удерживает ее 15-20 сек. и опускает.

Месяца

Движения общие

Лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову.

Ма­териал - яркая звучащая игрушка.

Методика выявления - ребёнка кладут на живот и на расстоянии 30-40 см перед ним ставят игрушку, гремят ею, поднимают.

Поведение ребёнка - поднимает невысоко и удерживает голову до 40 сек.

Месяца

Движения руки

Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.

Материал - 2 погремушки (шарики на кольцах диаметром 5-10 см) висят на цветных лентах на высоте 10-15 см над грудью ребёнка справа и слева.

Методика выявления - оживляясь, выпрямляет руки и наталкивается на иг­рушку (одну или обе) 2-3 раза. Разжимая пальцы, пытается захватить игрушку и прослеживает глазами движения рук.

Движения общие

Лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. Материал - яркая погремушка.

Методика выявления – ребёнка кладут на живот и наблюдают. Если он опускает голову, разговаривают с ним, гремят погремушкой на высоте 20-30 см над подстилкой на расстоянии 50-70 см от ребёнка.

Поведение ребёнка - рассматривая игрушку к прислушиваясь, высоко поднимает голову, опираясь на предплечья, грудь приподнята. Лежит 2-2,5 мин. При поддержке под мышки крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.

Методика выявления - взрослый берёт ребёнка под мышки лицом к себе и опускает ногами на твёрдую опору.

Поведение ребенка - выпрямляет ноги в колен­ном суставе и опирается на всю ступню (до 1 мин.). Не ставить!!!

Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).

Методика выявления - ребёнка держат на руках вертикально, поддерживая одной рукой за ягодицы, другой- под мышки.

Поведение ребёнка - удер­живает голову прямо до 1-1,5 мин.

Месяца

Движения общие

То же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено.

Навыки и умения в процессах

Во время кормления придерживает грудь матери или бутылочку руками.

Материал - бутылочка с соской при искусственном или вмешанном вскар­мливания. Методика выявления - ребёнка держат на руках в положении полулёжа. При кормлении грудью мать направляет его руки, а бутылочку держит так, чтобы, протянув руки, ребёнок мог взять ее, направляет соску в рот ребёнка и поддерживает бутылочку, поправляя его руки.

Поведение ребёнка - при виде груди матери или бутылочки тянется руками и захватывает; во время кормления - руки на бутылочке.

Месяцев

Движения общие

Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрям­ленных рук.

Материал - яркая устойчивая игрушка.

Методика выявления - ребёнка кладут на живот, перед ним на расстоянии 50 см ставят игрушку и наблюдают.

Поведение ребёнка - самопроизвольно или при виде игрушки выпрямляет руки, поднимает голову и верхнюю часть корпуса; лежит, опираясь на кисти выпрямленных рук и приближая их к корпусу.

Переворачивается со спины на живот.

Материал - яркая игрушка. Ме­тодика выявления - внимание ребёнка, лежащего на спине, привлекают к игрушке, ее передвигают сверху вниз и кладут рядом с ребёнком так, чтобы он не мог взять.

Поведение ребёнка - следит за игрушкой, пово­рачивает голову, корпус, ложится на бок и сразу переворачивается на живот, выпрямляет ноги в тазобедренных суставах и, опираясь на выпрямленные руки, высоко поднимает голову.

Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

Методика выявле­ния - ребёнка берут под мышки и опускают ногами на твердую опору. Поведение ребёнка - твёрдо опирается полностью выпрямленными ногами

о по­верхность 3-4 мин.

Навыки и умения в процессах

Ест с ложки полугустую и густую пищу.

Материал - глубокая детская тарелка или блюдце с кашей или пюре, чайная ложка.

Методика выявления - к губам ребёнка, который во время кормления полусидит на коленях у взрослого лицом к нему, подносят ложку, наполненную кашей на 1/3, и предлагают есть. Нельзя разжимать губы!

Поведение ребёнка - открывает рот, когда ложка касается его губ. Снимает пищу губами понемногу. Ест медленно.

Месяцев

Движения общие

Переворачивается с живота на спину.

Материал - яркая устойчивая игрушка.

Методика выявления - у ребёнка, лежащего на животе, вызывают сосредоточение на игрушке, стоящей перед ним, и перемещают ее по кру­гу - за спину ребёнка.

Поведение ребёнка - следит за игрушкой, пово­рачивает голову и быстро переворачивается на спину.

Двигается, переставляя руки или немного ползая.

Материал - яркая устойчивая игрушку.

Методика выявления - внимание ребёнка, лежащего на животе привлекают к игрушке, поставленной перед ним, но недосягаемой.

Поведение ребёнка - 3-5 сек. смотрит на игрушку и пытается до­стать, подползает вперед, подтягивается на руках, двигается вбок, пере­ставляя руки.

Навыки и умения в процессах

Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

Материал и методика выявления - см. "Навыки и умения в процессах" в 5 месяцев.

Поведение ребёнка - раскрывает рот раньше, чем ложка коснется губ, и снимает пищу губами.

Пьёт из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи.

Материал - глубокое блюдце или широкая чашка, пиала. Объем жидкости - до 50 г.

Методика выявления - к губам ребёнка, который полусидит на коленях у взрослого, подносят чашку и предлагают пить. Поведение ребёнка - при­касается губами к краю чашки и пьет, выпивая всю порцию.

Месяцев

Движения общие

Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).

Материал - яркая звучащая устойчивая игрушка.

Методика выявления - наблюдают до 30 мин. или привлекают внимание ребёнка, лежащего на животе, к игруш­ке, поставленной на расстоянии 50-70 см, и медленно отодвигают ее до 1-1,5 м (можно повторить).

Поведение ребёнка - ползёт энергично, быстро, любым способом, меняет направление. Сразу или с отвлечениями проползает 1-2 м.

Навыки и умения в процессах

Пьет ив чашки.

Материал и методика выявления- см. "Навыки и умения в процессах" в 6 месяцев.

Поведение ребёнка - пьет из чашки быстрее и выпивает большее количество жидкости (до 100 г).

Месяцев

Движения общие

Сам садится, сидит и ложится.

Материал - яркая звучащая игрушка.

Методика выявления - если ребёнок лежит на животе, показывают ему игрушку сверху и сбоку на расстоянии 70 см-1м; если сидит - сбоку и снизу кладут вне досягаемости.

Поведение ребёнка - поворачивает го­лову, чтобы увидеть; ложится на бок; опираясь на руку, садится; сидит прямо. Ищет игрушку, поворачивает голову, ложится на бок, опи­раясь на руку, и сразу ложится на живот. Может сесть и лечь другим способом.

Придерживаясь руками за барьер, сам встаёт, стоит и опускается.

Материал - яркая звучащая игрушка.

Методика выявления – ребёнку, ле­жащему на животе, показывают и предлагают игрушку, ее поднимают и ставят на барьер (1-1,5 мин.). Потом кладут игрушку на подставку позади стоящего ребёнка.

Поведение ребёнка - цепляясь руками за перекладину, встает на колено и одну ногу, затем на обе ноги и выпрямляется. Держась, стоит одну минуту на прямых расставленных ногах. Оборачивается за игрушкой, переставляя руки, опускается на колено, сгибает другую ногу и, придерживаясь, становится на четве­реньки или садится.

Переступает, держась за барьер.

Материал - яркая игрушка.

Мето­дика выявления – ребёнок стоит у барьера, игрушку медленно передви­гают по барьеру от ребёнка на 1 м в течение 2 минут.

Поведение ребёнка - идет за игрушкой, переставляя руки, переступая приставным шагом, боком, медленно.

Навыки и умения в процессах

Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке.

Материал - корочка хлеба почти без мякиша.

Методика выявления - во время кормления ребёнку дают в руки хлеб, а затем начинают кормить.

Поведение ребёнка - бе­рёт хлеб, направляет в рот и откусывает зубами и дёснами.

Пьёт из чашки, которую держит взрослый.

Материал - широкая чашке, объём жидкости - 100 г.

Методика выявления - во время кормления ребёнку предлагают пить и подносят чашку.

Поведение ребёнка - протягивает руки к чашке, открывает рот, пьёт, слегка придерживая чашку.

Месяцев

Движения общие

Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживает их руками.

Материал - стол-барьер, горка, стул или др. на расстоянии 30-40 см друг от друга.

Методика выявления - ребёнка, сидящего у опоры; привлекают игрушкой на расстоянии 70 см – 1 м.. По мере его приближения переходят дальше.

Поведение ребёнка - идет, держась одной рукой, вполоборота, приставным и чередующимся шагом. Переходит к другой опоре приставным шагом, держась одной рукой и перенося другую на новую опору.

Навыки и умения в процессах

Хорошо пьёт из чашки, слегка придерживая ее руками.

Материал - широкая чашка, объём жидкости 100 г.

Методика выявления - во время кормления ребёнку протягивают чашку, поддерживая ее за дно.

Поведе­ние ребёнка - берёт чашку двумя руками, направляет ко рту, пьёт, поднимая чашку, без поддержки выронит.

Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания).

Методика выявления - ребёнка по потребности высаживают на горшок.

Поведение ребёнка - спокоен при высаживании, не пытается встать. Есть положительный результат.

Месяцев

Действия с предметами

Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия (вынимает и вкладывает, открывает и закрывает и др.). Действия с предметами принимают устойчивый х

Наши рекомендации