Диагностика развития детей раннего возраста

Необходимость организации контроля за развитием детей в раннем детстве.

Правильный контроль за психическим развитием детей является залогом успешной воспитательной и оздоровительной работы в дошкольном учреждении, обеспечивает своевременную коррекцию в режиме дня, организации бодрствования, сна, корм­ления.

Обеспечить правильное воспитание в детском учреж­дении (наметить правильный режим, план занятий и др.) и дать матери совет по воспитанию ребенка дома можно лишь тогда, когда хорошо известно состояние здоровья ребенка и уровень его развития в данное время. Обуче­ние детей будет успешным лишь при условии, если мето­ды и предлагаемая ребенку дидактическая задача будут основываться на уже достигнутом ранее уровне его раз­вития. Поэтому одним из обязательных условий пра­вильного воспитания является хорошо организованный контроль за состоянием здоровья, развитием детей и их поведением.

Этот контроль должен осуществляться во всех детских учреждениях - поликлиниках, яслях, домах ребенка, яслях-садах, санаториях. Он является одним из средств достижения лучших результатов воспитания. Для анализа здоровья, поведения и развития детей не­обходимо пользоваться объективными показателями.

Учитывая повышенную физическую и психическую ранимость детей раннего возраста, их легкую заболевае­мость и быструю утомляемость, неустойчивость эмоцио­нального состояния, необходимо:

1. Прежде всего обеспечить повседневное объективное наблюдение за текущим состоянием,то есть следить, как ре­бенок чувствует себя в данный момент. Это помогает своевременно заметить начинающееся заболевание или даже предупредить его, избежать легко возникающего утомления. Объективными показателями текущего со­стояния здоровья являются: состояние возбудимости, температура, состояние зева, кожи и стул.

О состоянии возбудимости нервной системы можно судить по устойчивости аппетита, характеру засыпания, сна и пробуждения, активности во время бодрствования и эмоциональному состоянию ребенка. Эти сведения воспитатель получает, во-первых, у родителей на утрен­нем приеме ребенка, во-вторых, наблюдая за ребенком в течение дня. Все эти сведения она фик­сирует в групповом дневнике. Врач, старшая медицин­ская сестра и педагог, ежедневно приходя в группу и просматривая записи, узнают о состоянии детей и, если это необходимо, принимают те или иные меры для устра­нения каких-либо отрицательных явлений в поведении ребенка.

2. Наряду с ежедневным наблюдением за состоянием здоровья и возбудимости ребенка необходимо контроли­ровать ход физического и психического развития.

Основными показателями физического развития яв­ляются: масса, рост, окружность груди и головы.

Все из­мерения и их анализ ведет старшая медицинская сестра. Результаты измерений фиксируются при поступлении ребенка в дет­ское учреждение, затем ежемесячно в дату рождения для детей первого года жизни, а для детей 2-го и 3-го года — один раз в 3 мес.

Контроль за динамикой психического разви­тия ведется воспитателем. Учет и анализ психического развития строиться по объективным показателям, куда входят основные данные, характеризующие развитие эмоциональных реакций, сенсорное развитие, развитие движений, речи и мышления, деятельности, навыков и взаимоотношения со взрослыми и между детьми.

Контроль за развитием детей, не посещающих дет­ское учреждение, ведут работники поликлиники.

К контролю за развитием следует привлекать родите­лей, предварительно познакомив их с показателями, на­учить их правильно определять уровень развития ребенка и на основании этого намечать задачи и методы его дальнейшего воспитания.

3. Контроль за поведением детей и их индивидуаль­ными особенностями. Для правильного планирования воспитания одного контроля за динамикой развития не­достаточно. Необходимо следить за поведением детей и знать индивидуальные особенности каждого ребенка. Очень важно следить за характером и содержанием дея­тельности детей, за их эмоциональным состоянием, за характером взаимоотношений со взрослыми и детьми.

К индивидуальным особенностям ребенка относятся:

- быстрота формирования умений и навыков (темп разви­тия),

- преобладающее значение деятельности того или иного анализатора в ходе развития ребенка,

- поведение во время еды, засыпания,

- длительность и глубина сна,

- аппетит и причины их нарушений,

- работоспособность (длительность активного бодрствования),

- состояние воз­будимости и т. д.

Анализируя развитие того или иного ребенка, необхо­димо одновременно учитывать все показатели. Только в этом случае можно правильно на­метить необходимые приемы для дальнейшего развития.

Диагностика развития детей раннего возраста.

Диагностика развития детей — составная часть системы оздо­ровительно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреж­дении. Цель ее прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка, возрастной группы и дошкольного учреж­дения в целом. При этом устанавливают также правильность меди­ко-педагогических воздействий, условий воспитания. В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать воспитатель­ные воздействия, определив для него индивидуальный режим жизни.

Что же это за критерии, по которым оценивается уровень раз­вития детей?

Диагностика развития ребенка, разработанная в нашей стра­не в 30-е годы в клинике проф. Н. М. Щелованова (за детьми перво­го года жизни), а в 50-е годы продолженный сотрудниками Цент­рального ордена Ленина института усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ) под руководством проф. Н. М. Аксариной (для второго и третьего года жизни), имеет методологическую основу, кото­рая отличает его от тестовых систем, существующих на Западе. У нас контроль опирается на изучение объективных закономер­ностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания.

Ребенок раннего возраста отличается необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому, чем он младше, тем чаще нуждается в своевременном контроле за развитием. А это, в свою очередь, слу­жит основанием создания для него необходимых условий — «со­циальных ситуаций», которые обеспечивают «...особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий» (Л. С. Выготский), необходимых для формирования новых качественных достижений в психическом развитии детей. На первом году жизни развитие ребенка контролируют детские поликлиники один раз в ме­сяц, на втором — один раз в квартал, на третьем — один раз в пол­года, в так называемые эпикризные сроки.

Диагностика развития ребенка носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического раз­вития детей, их поведения. Невозможно врачу определить состоя­ние здоровья ребенка без оценки его психического развития, как нельзя педагогу оценить психическое развитие без учета его состоя­ния здоровья и применять соответствующие педагогические воз­действия. В дошкольных учреждениях очень важна связь в работе врача и педагога. Развитие ребенка неразрывно связано с его воспитанием. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, что, зная «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский), важно своевременно и правильно определить задачи для дальнейшего его хода.

Известно, что ребенок развивается неравномерно: неравно­мерно созревание различных морфологических структур, функцио­нальных систем, неравномерно и его психическое развитие. Поэтому так важна диагностика и одновременный контроль за развитием детей раннего возраста

Наши рекомендации