Диагностика психического развития детей раннего возраста

Задание Баллы Комментарии
1. Лови шарик   1 балл - ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, берета рот и т.д.).   Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, и выявление понимания ребенком словесной инструкции, умения следить за двигающимся предметом, на определение уровня развития ручной моторики
2 балла — ребенок обучился и начал сотрудничать, пытается катить и ловить шарик, но это не всегда удается практически.
3 балла - ребенок самостоятельно начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный.
4 балла - ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.
2. Спрячь шарики   1 балл - ребенок не понял задание, не стремится к цели; после обучения задания не понял. Задание направлено на выявление практического ориентирования на величину, а также наличия соотносящих действий
2 балла - ребенок не понял задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет.
3 балла - ребенок сразу принял задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не мог соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет.
4 балла - ребенок сразу понял задание; выполнил задание и при этом использовал соотносящие действия; заинтересован в конечном результате.
3. Разборка и складывание матрешки     1 балл – ребенок не научился складывать матрешку; после обучения самостоятельно действует неадекватно: берет в рот, кидает, стучит, зажимает ее в руке, и т.д. Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину предметов, наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого
2 балла - ребенок выполняет задание в условиях подражания действиям взрослого; самостоятельно задание не выполняет.
3 балла - ребенок принял и понял задание, но выполняет его после помощи взрослого (указательный жест или речевая инструкция); понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрешку.
4 балла - ребенок сразу принял и понял задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате.
4. Разборка и складывание пирамидки   1 балл - ребенок действует неадекватно: даже после обучения пытается надеть колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает их в руке и т.п. Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину, наличия соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий..
2 балла - ребенок принял задание; при сборке не учитывает размеры колец. После обучения нанизывает все кольца, но размер колец по-прежнему не учитывает; не определена ведущая рука: нет согласованности действий обеих рук; к конечному результату своих действий безразличен.
3 балла- ребенок сразу принимает задание, понимает его, но нанизывает колечки на стержень без учета их размера, после обучения задание выполняет безошибочно; определена ведущая рука, но согласованность действий рук не выражена; адекватно оценивает результат.
4 балла - ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колец; определена ведущая рука; имеется четкая согласованность действий обеих рук; заинтересован в конечном результате.
5. Парные картинки     1 балл - ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т.д.   Задание направлено на выявление уровня развития зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции
2 балла - ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки; к оценке своей деятельности безразличен, самостоятельно задание не выполняет.
3 балла - ребенок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку, после обучения действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут.
4 балла - ребенок сразу понял задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован и конечном результате.
6. Цветные кубики     1 балл - ребенок не различает цвета даже после обучения. Задание направлено на выявление умений ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета.
2 балла - ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.
3 балла - ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату.
4 балла - ребенок сличает цвета, выделяет их по слову, называет основные цвета; заинтересован в конечном результате.
7. Разрезные картинки     1 балл - ребенок после обучения действует неадекватно; не пытается соотнести части разрезной картинки друг с другом. Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.
2 балла - ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразличен, самостоятельно сложить картинку не может.
3 балла - ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что конечный результат положительный.
4 балла - ребенок понимает задание; самостоятельно складывает разрезную картинку; заинтересован в конечном результате.
8. Конструиро-вание из палочек     1 балл - ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: бросает палочки, кладет их рядом, машет ими; безразличен к результату. Задание направлено на выявление у ребенка умения действовать по подражанию, показу.
2 балла - ребенок после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается; к конечному результату безразличен.
3 балла - ребенок правильно понимает задание, но строит «молоточек» только после подражания действиям взрослого; заинтересован в конечном результате.
4 балла - ребенок правильно выполняет предложенное задание по образцу; заинтересован в конечном результате.
9. Достань тележку     1 балл - ребенок не понимает задание; не стремится достичь цели. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умение использовать вспомогательное средство (тесемку).
2 балла - ребенок пытается достать рукой цель; после нескольких неудачных попыток отказывается от выполнения задания.
3 балла - ребенок пытается достать тележку за один конец тесемки; после двух-трех попыток достигает результата; понимает конечный результат своих действий.
4 балла - ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание; заинтересован в конечном результате.
10. Нарисуй     1 балл - ребенок не использует карандаш для черкания по бумаге; ведет себя неадекватно заданию; речевую инструкцию не выполняет. (дорожку или домик). Задание направле но на выявление понимания речевой инструкции, уровш развития предпосылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованности действш рук, отношения к результату.
2 балла - у ребенка есть стремление что-то изобразить (черкание); к конечному изображению безразличен; не выделена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук.
3 балла - ребенок понимает инструкцию; пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными прерывистыми линиями 'без определенного направления; понимает конечный результат своих действий: определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук.
4 балла - ребенок выполняет задание соответственно речевой инструкции; заинтересован в конечном результате (в большинстве случаев это прямая непрерывная линия); четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук.




Всего: 31 балл

11. «Почта» (ящик Г. Л Выготской).

Существуют 3 этапа подбора:

1) Силовой (ребенок пытается нажимом втолкнуть фигуру, которая не всегда подходит по форме)

2) Глазомер (поднеся фигуру к необходимому отверстию, ребенок на глазок определяет, пройдет ли она сквозь него, и, при необходимости, выбирает другое отверстие.

3) В уме (нет необходимости надавливать на фигурку, чтобы протолкнуть ее в отверстие или подносить фигурку к нему, чтобы определить, подходит ли она. Все просчитывается заранее, и нужная фигурка попадает в нужное отверстие.

Максимилиан брал фигурки правой рукой. Все фигурки вставлял быстро и правильно. Долго не получалось вставить куб (фигурка кубика с боковых сторон прямоугольная и, поэтому не пролезает в отверстие), но после обучения все получилось. Максимильян повторил задание дважды по собственной инициативе.Когда его попросили назвать фигурки, называл их неохотно, но верно: к концу проведения методики Максимилиан изрядно утомился.Можно однозначно сказать, что Максимилиан находится на 3 этапе подбора.

Заключение: Психолого-педагогическое обследование проводилось по «Психолого-педагогической дмагностике развития детей раннего и дошкольного возраста» (автор – Е.А. Стребелева, 2005). Проведенное обследование показало, что в целом ребенок развит хорошо, но соотносящие действия требуют дополнительного внимания (С заданием «Почта» справился хорошо, но испытывает трудности с пониманием и соотнесением размера предметов: «Спрячь шарики», «цветные кубики». По тому, как он понимает речевую инструкцию взрослого и с каким энтузиазмом начинает выполнять задание, можно сказать, что он хорошо овладел сюжетно игровыми действиями, что представляет собой хороший фундамент для дальнейшей учебной деятельности. Наглядно-образное мышление находится на довольно высоком уровне, но также требует внимания (легко складывает разрезную картинку, но при этом испытывает трудности, когда требуется сложить какую-либо фигуру из палочек по образцу). Как было указано в протоколе, сложность заключается в восприятии ребенком фигуры. К выполнению задания рисунок Максимилиан подошел с воодушевлением, но на листе оставлял лишь каракули, поэтому следует поработать над развитием мелкой моторики.

Наши рекомендации