Распознавание неподходящих клиентов

Мы, астрологи, работаем на свой страх и риск и беззащитны перед публикой. Некоторые из обращающихся к нам являются совершенно неподходящими клиентами, и их необходимо уметь распознавать. Некоторые трудны для контакта или даже психически больны; другие предъявляют запрос, который лично не можем удовлетворить; проблемы третьих таковы, что их нельзя разрешить с помощью астрологии. Отсеивая неподходящих клиентов, вы оказываете услугу и им, и себе. Если вы не можете дать человеку желаемого, то, отказывая ему, избегаете опасности получить разочарованного клиента. Последний в худшем случае портит вашу репутацию, в лучшем -- никого к вам не пошлет.

Задав некоторые вопросы еще до назначения встречи, вы узнаете, может ли этот человек получить желаемое с помощью астрологии. Например, порой выясняется, что на деле ему нужен не гороскоп, а ясновидение. Он хочет конкретных деталей, которые не определяются по карте. Скажите ему об этом, объяснив разницу между результатом работы экстрасенса и астрологической информацией. Или в глубине души посетитель стремится узнать о своих отношениях в прошлых жизнях с теперешним возлюбленным. Объясните ему различие между астрологической картой отношений и считыванием прошлых жизней.

Расскажите человеку, что реально ему может дать астрология. Вы должны уметь ясно изложить, какова сфера действия астрологии вообще и лично ваша как астролога -- в частности. Нередко, выслушав подробное объяснение того, что интерпретация астрологической карты не удовлетворит его запрос, и каковы ее реальные возможности, потенциальный клиент заявляет, что все равно ему нужна карта и ваша работа с ней!

Предположим, вашему собеседнику нужно что-то, что у вас пока получается не очень хорошо. Вообще полезно пересматривать перечень задач, за которые вы уже готовы браться. Все мы в каких-то областях блистаем, а в каких-то находимся на среднем уровне. И сознание, что нам не обязательно изображать из себя замечательных специалистов абсолютно во всем, приносит определенное облегчение. На первых порах вы можете ограничить свою работу проблемами, в которых чувствуете себя уверенно. С обретением опыта вы расширите свой диапазон.

Если вы не в состоянии удовлетворить запрос, клиента, то было бы разумно рекомендовать человеку кого-то, специализирующегося в данной области. Я, например, не слишком искусна в финансовом консультировании, а порой речь идет о большой сумме денег. И я просто говорю: "Это не моя специальность. Могу ли я порекомендовать Вам экспертов в этой области?" Люди ценят честность; они запоминают вас и возвращаются.

Некоторые клиенты ожидают от астролога чудес, пусть и не говоря об этом. Это ожидание встречается даже по отношению к таким специальностям, как медицина и психотерапия, а у нас -- тем более, в силу сакрального аспекта нашей деятельности. Например, вы рассчитали и проинтерпретировали карту для клиентки, и она осталась довольна беседой и особенно вашими замечаниями относительно ее брака. Теперь она заставляет мужа прийти к вам на консультацию, чтобы вы его "исправили". Нередко клиент просит встретиться с другом либо членом семьи, страдающим суицидальностью или тяжелой наркоманией.

Нереалистические ожидания клиента важно обсудить с ним, объяснив, чего можно ждать от вашей работы и чего -- нельзя. Порой даже достаточно искушенные люди в глубине души верят, что вы совершите чудо. И сколь бы добросовестно вы ни выполнили свою работу, они все же будут разочарованы результатом. Если чувствуется, что человеком руководят ожидания такого рода, лучше вообще не браться за его карту.

Предварительная беседа служит также для того, чтобы отсеять очень больных людей. Даже не имея опыта в консультировании, вы инстинктивно чувствуете психическую болезнь. И любой человек с улицы, и ребенок имеют такое чутье. Рядом с клиентом, страдающим серьезными нарушениями могут возникать физиологические реакции -- зуд, мурашки, тошнота. Вы можете испытывать смутную напряженность и желание убежать от него. Уважайте и развивайте в себе этот инстинкт, несмотря на то, что вполне понятное стремление помогать людям и расширять свою практику, побуждает вас подавлять его. Этот инстинкт, например, поможет вам услышать, что человек вкладывает слишком много ярости в обсуждение проблемы, что это уже не катарсис, а буйство. Неблагоразумно игнорировать такой предупредительный сигнал.

Конечно, подобным людям тоже нужно помогать, но в частной практике даже психотерапевты берут не всякого пациента. Они понимают необходимость психиатрического тыла в работе с людьми психически больными или находящимися в тяжелой депрессии. Психотерапевты также отдают себе отчет, что в сложных ситуациях может понадобиться иная помощь, помимо психотерапии, -- госпитализация, юридическая или финансовая поддержка. Принимая пациентов у себя дома или в частном кабинете, психотерапевт физически и юридически не защищен.

Мы, астрологи, еще более уязвимы, поскольку не имеем юридического статуса, и представители других профессий не принимают наши суждения всерьез. Поэтому, если вы чувствуете себя не слишком уверенно, лучше не беритесь за консультацию. Можете сказать человеку, что, по вашему впечатлению, его проблема астрологически неразрешима. Чтобы разобраться в ней, потребуется несколько встреч, скорее психотерапевтического характера, а вы не терапевт. И ради Бога, не давайте ему мой телефон! Если хотите сохранить хорошие отношения с коллегами, не посылайте к ним клиентов трудных или страдающих серьезными нарушениями только потому, что эти коллеги более опытны.

Насчет незащищенности: предположим, Вы -- женщина-астролог. Вам звонит с просьбой о консультации мужчина, он неуместно игрив или слишком стремится увидеться, возможно, даже настаивает на встрече прямо сейчас. Вы живете одна или будете одна в свои консультативные часы. Хотя обычно с мужчинами Вы чувствуете себя безопасно, мысль о встрече с этим мужчиной пугает Вас. Не исключено, что опасения напрасны, однако следует помнить, что люди, проигнорировавшие собственные внутренние сигналы, часто впоследствии глубоко сожалеют об этом. Если нельзя устроить так, чтобы во время консультации кто-то находился поблизости, лучше откажите, сославшись на занятость. Основная проблема, связанная с рекламой в обычных средствах массовой информации (газеты или телефонный справочник), в отличие от справочников или информационных бюллетеней "New Age"[4], -- в большем количестве таких нежелательных звонков. Публика до сих пор порой путает нас с заведениями, дающими для прикрытия рекламу о гаданиях и предоставляющими сексуальные услуги. Настоящие астрологи, как и настоящие гадатели на чайных листьях или на картах, не имеют к подобным местам никакого отношения, но часть публики пока не поняла этого.

Закон также продолжает путать нас с "фасадными" гадателями. Во многих штатах и городах наша деятельность подпадает под старые законодательные акты против гаданий. Они редко применяются, но упоминаются достаточно часто, беспокоя представителей нашей профессии. Поэтому, отсеивая нежелательных клиентов, вы избавите себя и от конфликтов с законом. Достаточно одного больного с тяжелыми нарушениями, недовольного и сутяжного клиента, чтобы астролог оказался под судом. Я была свидетелем на таком судебном процессе в Сан-Хосе, Калифорния. Было ужасно видеть эфемериды и натальную карту, используемые как вещественное доказательство, словно ружье или трубка для курения наркотика. Комитет Правовой Информации AFAN[5] не раз эффективно защищал астрологов, если против них пытались использовать упомянутые выше законы.

Договариваемся о встрече

Предположим, в ходе разговора вы убедились в адекватности ожиданий клиента и своей способности удовлетворить их. Вы определили проблемы и подробно объяснили, как они будут рассматриваться на консультации. С астрологически опытным клиентом можно обсудить и используемые техники, например, композитную карту для проблем отношений. Вы повторили собеседнику условленное время консультации и удостоверились в правильности записи данных рождения, что особенно рекомендуется делать на ретроградном Меркурии. Клиенту эта процедура показывает, что вы внимательны и аккуратны. Затем вы рассказываете, как к вам добраться, и говорите, что с собой принести, например, кассету для записи беседы, если это вам нужно.

В завершение разговора вы можете предложить собеседнику до консультации еще раз обдумать то, что он хочет получить от нее. Скажите, что можно прийти со списком вопросов. Если клиент изучал астрологию, приветствуйте вопросы о конкретных астрологических показателях -- аспектах и т.д. Или если, например, его интересует анализ отношений, попросите выделить области конфликта, требующие прояснения. Если Вы оба как следует подготовите вопросы, на которые должны найти ответ в карте, работа будет более целенаправленной и, соответственно, более полезной для клиента.

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Обдумайте следующие ситуации, которые могут возникнуть в ходе предварительной беседы. Можно проиграть их с другом или соучеником.

1) Потенциального клиента интересуют отношения, и он ничего не знает об астрологии. Объясните, что вы можете сделать для него с помощью карты отношений и выясните необходимые данные рождения.

2) На дворе август, психотерапевт вашего потенциального клиента уехал в отпуск, и последний в состоянии сказать вам лишь одно, что ему нужно исследовать эмоциональные проблемы, внезапно возникшие в отсутствие терапевта. Как вы объясните этому человеку, что он мог бы получить сейчас от толкования карты? Как определить, благоразумно ли его консультировать?

3) Потенциальный клиент находится в кризисном состоянии; свое время рождения он знает лишь приблизительно, с точностью до получаса. Объясните ему, зачем нужно ректифицировать его карту и какая дополнительная информация для этого необходима.

Перед приходом клиента

Наступил день консультации. Вы подготовились к ней в соответствии с запросами, высказанными клиентом. Конечно, при этом вы все равно должны были изучить карту в целом. Во-первых, список вопросов, который он принесет с собой, может включать что-нибудь новое. Во-вторых, целостный подход к конкретной проблеме часто требует общего представления о человеке. Так, вопрос о выборе профессии порой требует анализа всей карты, хотя и через призму профессиональных склонностей. При сопоставлении карт необходимо понимание характеров и потребностей обеих сторон.

Обратите внимание на свое самочувствие. Нервничаете ли вы по поводу предстоящей консультации? Тщательная подготовка уменьшает тревогу, однако некоторые люди никогда не чувствуют себя вполне готовыми, и испытывают "страх сцены" перед каждой сессией. Медитация и упражнения на сосредоточение помогают освободиться от эгоцентрической озабоченности и войти в контакт с Высшим Началом. Кому-то быстро приносят успокоение и сосредоточенность несколько капель "Лекарства спасения" Баха -- комбинации цветочных экстрактов, -- которое можно найти во многих магазинах, где продаются экологически чистые продукты. Нервозность обычна для первых консультаций, т.к. свежеиспеченному профессионалу, естественно, недостает уверенности. Руководство более опытного астролога помогает облегчить начальный этап практики. Если "страх сцены" не уходит и досаждает вам, попробуйте поработать над ним с помощью целителя или терапевта. Впрочем, здоровое сомнение в себе бывает результатом стремлений Высшего "Я" сохранять в нас смирение и мотивировать к росту.

Предположим, что вам нравится консультировать обычно перед сессиями вы чувствуете себя спокойно. Но сейчас примерно за час до прихода клиента вас внезапно охватывает ужас. Имейте в виду, что некоторые ваши чувства непосредственно перед консультацией могут быть телепатически восприняты от ожидаемого посетителя. В данном случае возможно, что он панически боится узнать из карты что-то о своем будущем. Обычно, когда эмоции действительно не свои, сама мысль о том, что это так растворяет их. В начале консультации можно поинтересоваться: "Как Вы чувствуете себя перед интерпретацией карты? Немного не по себе?" Обсуждение страхов и фантазий клиентов на тему предстоящего часто рассеивает их тревогу.

Многие астрологи выполняют перед приходом посетителя определенные ритуалы, что является для них частью эмоциональной и интеллектуальной подготовки, помогает сконцентрироваться. Даже приведение в порядок комнаты может входить в этот процесс. Некоторые медитируют и призывают своих божественных наставников. Другие очищают энергетическое пространство комнаты для консультаций с помощью свечей или полынных палочек. Подобные процедуры -- мощный сигнал бессознательному о том, что предстоит нечто сверхординарное, требующее участия высшей части собственного существа, а не просто личной самости.

Первые взаимные впечатления

Первое впечатление клиента о вас очень важно. Для него особенно существенно убедиться, что вы в здравом уме. Это не удивительно при той репутации, которую имеют оккультные науки. Приятная обстановка и профессиональные манеры помогают найти правильный тон в работе. Посетитель постарается также понять, может ли он положиться на вашу внимательность и сконцентрированность на нем, -- не заняты и Вы преимущественно собой и собственной значимостью.

Посвятите первые несколько минут установлению контакта с клиентом и его комфорту. Имейте в виду, что большинство людей неоднозначно относятся к получению помощи, хотя бы и от астролога. Возможно, клиент нервничал, думая о том, как придет к вам и будет делиться своими самыми интимными переживаниями. Может быть, ему не по себе и от фантазий на тему о том, что вы ему скажете. Неплохо проявить заботу, спросив, как он добрался и не нужно ли ему немного времени, чтобы перевести дух и освоиться. Не говорите слишком много о себе, даже в ответ на вопросы клиента. Обычно это жест вежливости, ведь он пришел ради себя, а не ради вас.

Со своей стороны, вы тоже хотите понять, с кем имеете дело. Стараетесь оценить его интеллект и образование, чтобы знать, как с ним говорить. Исходя из возраста и жизненной фазы строите предположения об его уровне зрелости и основных жизненных задачах момента. Вы также пытаетесь оценить его опыт осознания эмоциональных и духовных проблем. Насколько он готов принять на себя ответственность за свои трудности, вместо того, чтобы обвинить во всем звезды? Подобные впечатления -- ценный материал для проведения сессии.

Наши рекомендации