Программа идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев

4.1. Идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца включает в себя следующие мероприятия:

  • установление в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя сведений, определенных статьей 7 Федерального закона, и проверка достоверности этих сведений до приема на обслуживание клиента;
  • принятие обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по выявлению и идентификации бенефициарных владельцев клиентов, в том числе мер по установлению в отношении указанных владельцев сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, и проверке достоверности полученных сведений;
  • проверка наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 7.4 Федерального закона;
  • определение принадлежности физического лица, находящегося на обслуживании или принимаемого на обслуживание, к числу иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, или должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации;
  • выявление юридических и физических лиц, иностранных структур без образования юридического лица, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
  • оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее - Риск), в соответствии с программой оценки риска;
  • обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.

4.2. Работники Предпринимателя обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 статьи 7 Федерального закона. Работники Предпринимателя идентифицируют как лиц (клиентов), которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера (не предполагающие дальнейшего обслуживания клиента Предпринимателем, поскольку при их совершении обязательства сторон выполняются одновременно) (далее – «разовые» операции), вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок (совершаемых операций), так и лиц (клиентов), которые принимаются на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений.

В соответствии с Федеральным законом идентификация выгодоприобретателей не проводится, если клиентом является орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или орган государственной власти иностранного государства.

В соответствии с Федеральным законом при покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму, не превышающую 40 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, а также при использовании персонифицированного электронного средства платежа для совершения покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу на сумму, не превышающую 100 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей, идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится (за исключением случая, если у работников Предпринимателя возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

4.3. Работники Предпринимателя обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов (бенефициарный владелец - физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента - физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо), в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 ст. 7 Федерального закона. Идентификация бенефициарных владельцев клиентов не проводится (за исключением случаев направления уполномоченным органом запроса в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 ст. 7 Федерального закона) в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся:

- органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями, находящимися в их ведении, государственными внебюджетными фондами, государственными корпорациями или организациями, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале;

- международными организациями, иностранными государствами или административно-территориальными единицами иностранных государств, обладающими самостоятельной правоспособностью;

- эмитентами ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

- иностранными организациями, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России;

- иностранными структурами без образования юридического лица, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца, а также единоличного исполнительного органа.

4.4. В случае, если в результате принятия предусмотренных Федеральным законом мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган клиента.

4.5. Если от имени клиента действует его представитель, работники Предпринимателя обязаны идентифицировать представителя, проверить его полномочия, а также идентифицировать и изучить представляемого клиента.

4.6. Работники Предпринимателя в соответствии с пунктом 1 статьи 7.3. Федерального закона обязаны предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц (любых назначаемых или избираемых лиц, занимающих какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любых лиц, выполняющих какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе, для публичного ведомства или государственного предприятия), их супругов и близких родственников, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации, а также на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении Предпринимателя информацию о находящихся у нее на обслуживании указанных в настоящем пункте лицах.

4.7. При проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновлении информации о них работники Предпринимателя вправе требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя), а также иные документы, предусмотренные Федеральным законом и принимаемыми на его основе нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России. При проведении идентификации клиента - физического лица работники Предпринимателя вправе требовать представления клиентом, представителем клиента информации о страховом номере индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.

Работники Предпринимателя вправе использовать представленные клиентом в целях идентификации и (или) обновления информации сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

При подтверждении достоверности сведений, полученных в ходе идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также обновлении информации о них работники Предпринимателя используют сведения из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, единого государственного реестра юридических лиц, государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц и иных информационных систем органов государственной власти Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов, в том числе полученные в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

4.8. Работники Предпринимателя при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца также используют сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов, получаемые в соответствии с абзацем 5 статьи 9 Федерального закона от соответствующих федеральных органов исполнительной власти в установленном порядке.

Работники Предпринимателя также могут использовать иные дополнительные (вспомогательные) источники информации, доступные Предпринимателю на законных основаниях.

4.9. При выполнении требований Федерального закона и нормативных актов Росфинмониторинга работники Предпринимателя учитывают установленный статьей 4 Федерального закона запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

4.10. Работники Предпринимателя предпринимают обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по сбору сведений и документов, свидетельствующих, что клиент действует к выгоде или в интересах другого лица (выгодоприобретателя), в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций (сделок), а также по идентификации выгодоприобретателя в объеме, установленном пунктом 4.1 настоящих Правил.

4.11. Работники Предпринимателя в рамках идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, а также при проведении операций и сделок с их участием или к их выгоде, обязаны проверить факт наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца сведений в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – Перечень), который составляется и ведется Росфинмониторингом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей».

При проведении работниками Предпринимателя проверки наличия информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце в Перечне используется актуальный на дату такой проверки Перечень.

В отношении лиц, указанных в настоящем пункте, работники Предпринимателя также проверяют наличие принятого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) принадлежащих им денежных средств или иного имущества.

4.12. Результаты проверки клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне, а также дата проверки, фиксируются работниками Предпринимателя в анкете клиента (формы анкет приведены в Приложениях 2-7 к настоящим Правилам).

4.13. Информация о результатах проверки клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне не должны быть доступны клиенту, представителю клиента, выгодоприобретателю, бенефициарному владельцу или иным лицам, за исключением органов государственной власти в соответствии с их компетенцией в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

4.14. Идентификация клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев осуществляется с учетом степени (уровня) Риска.

4.15. Работники Предпринимателя осуществляют идентификацию на основании действительных на дату предъявления документов, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца.

В случае, если для идентификации предъявляются документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке, то такие документы должны представляться работникам Предпринимателя с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.

В случае, если работники Предпринимателя осуществляют идентификацию на основании документов, исходящих от государственных органов иностранных государств, то такие документы должны быть легализованы в установленном порядке, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Положения абзаца второго и третьего настоящего пункта не распространяются на документы, удостоверяющие личность, выданные компетентными органами иностранных государств, при условии наличия у иностранного гражданина документа, подтверждающего право законного пребывания на территории Российской Федерации (например, въездная виза, миграционная карта).

Работники Предпринимателя осуществляют идентификацию на основании документов, представленных клиентом (представителем клиента) в подлиннике либо в форме надлежащим образом заверенной копии (за исключением документов, удостоверяющих личность физических лиц).

Если к идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца имеет отношение только часть документа, для идентификации может быть представлена заверенная выписка из него.

В случае представления клиентом копий документов работники Предпринимателя вправе потребовать представления подлинников документов для ознакомления.

4.16. В целях идентификации бенефициарных владельцев работники Предпринимателя вправе предпринимать следующие меры:

· включение в договор с клиентом обязанности последнего представлять Предпринимателю сведения о бенефициарных владельцах;

· анкетирование клиентов (направление клиентам опросников, составленных в свободной форме, позволяющей идентифицировать бенефициарных владельцев);

· изучение учредительных документов клиентов – юридических лиц;

· устный опрос клиента с занесением установленной информации в анкету клиента;

· использование внешних доступных Предпринимателю на законных основаниях источников информации (например, средства массовой информации, Internet);

· иные меры по усмотрению Предпринимателя.

Признание физического лица бенефициарным владельцем должно являться результатом анализа совокупности имеющихся у Предпринимателя документов и (или) информации о клиенте и о таком физическом лице.

4.17. Сведения о результате принятых работниками Предпринимателя мер по идентификации бенефициарного владельца клиента фиксируются в соответствующей Анкете клиента.

При фиксировании таких сведений работники Предпринимателя указывают:

· перечень предпринятых в целях идентификации бенефициарного владельца мер;

· решение Предпринимателя о признании физического лица бенефициарным владельцем клиента, включая обоснование принятого решения;

· информацию о невозможности в результате принятых мер идентификации бенефициарного владельца у клиента либо об отсутствии бенефициарного владельца у клиента - физического лица, включая информацию о предпринятых Предпринимателем мерах по его установлению и идентификации;

· решение Предпринимателя о признании бенефициарным владельцем клиента - юридического лица единоличного исполнительного органа, включая обоснование принятого решения.

4.18. Сведения о клиенте, а также представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце фиксируется в анкете клиента (Приложениях 2-7 к настоящим Правилам).

Анкета клиента составляется на бумажном носителе или в виде электронного документа.

Анкета клиента, составленная в виде электронного документа, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью работника Предпринимателя, ответственного за работу с клиентом.

Сведения, содержащиеся в анкете клиента, хранящейся в электронном виде, при переносе их на бумажный носитель по своему содержанию должны соответствовать их электронному аналогу.

4.19. В целях идентификации клиента – физического лица – работники Предпринимателя на основании документа, удостоверяющего личность, и иных документов заполняют анкету клиента по форме, приведенной в Приложении 2 к настоящим Правилам.

4.20. В целях идентификации клиента – индивидуального предпринимателя – работники Предпринимателя на основании документа, удостоверяющего личность, документов о государственной регистрации и иных документов заполняют анкету клиента по форме, приведенной в Приложении 3 к настоящим Правилам.

4.21. В целях идентификации клиента – юридического лица – работники Предпринимателя на основании учредительных документов, документов о государственной регистрации и иных документов заполняют анкету клиента по форме, приведенной в Приложении 4 к настоящим Правилам.

4.22. В целях идентификации клиента – иностранной структуры без образования юридического лица, выгодоприобрететеля – иностранной структуры без образования юридического лица работники Предпринимателя заполняют анкету клиента по форме, приведенной в Приложении 5 к настоящим Правилам.

4.23. В целях идентификации и изучения выгодоприобретателя – физического лица – работники Предпринимателя на основании документа, удостоверяющего личность, и иных документов заполняют анкету выгодоприобретателя по форме, приведенной в Приложении 6 к настоящим Правилам.

4.24. В целях идентификации и изучения выгодоприобретателя – юридического лица – работники Предпринимателя на основании учредительных документов, документов о государственной регистрации и иных документов заполняют анкету выгодоприобретателя по форме, приведенной в Приложении 7 к настоящим Правилам.

4.25. В целях идентификации бенефициарных владельцев работники Предпринимателя используют форму Анкеты клиента – физического лица (Приложение 2 к настоящим Правилам).

4.26. Работники Предпринимателя также оформляют анкету клиента в случаях, если:

  • фамилия, имя и отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), а также другие имеющиеся у работников Предпринимателя сведения о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце полностью совпадают с информацией, содержащейся в Перечне;
  • в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельцева или операции у работников Предпринимателя возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
  • имеются основания для документального фиксирования информации, предусмотренные пунктом 2 статьи 7 Федерального закона;
  • Работники Предприниматель оценивает степень (уровень) Риска как повышенную.

4.27. Работники Предпринимателя обновляют сведения о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце не реже одного раза в год при установлении отношений длящегося характера, либо при повторном обращении клиента, совершавшим «разовые операции», а также если у них возникли сомнения в достоверности сведений, полученных ранее в результате реализации Программы идентификации, или в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца или операции возникли подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. В случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации работники Предпринимателя обновляют указанные сведения в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений. Работники Предпринимателя при обновлении сведений могут использовать как информацию, получаемую от клиента, так и иные официальные источники информации.

4.28. При получении от клиента информации (документов), подтверждающей (подтверждающих) изменение сведений, устанавливаемых в целях идентификации, работники Предпринимателя в день их получения вносят соответствующие изменения в анкету клиента.

4.29. В соответствии с пунктом 9 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 №667, работники Предприниматель могут устанавливать и фиксировать следующие данные, получаемые ими в соответствии с пунктом 5(4) статьи 7 Федерального закона:

а) дата государственной регистрации юридического лица;

б) почтовый адрес юридического лица;

в) состав учредителей (участников) юридического лица;

г) состав и структура органов управления юридического лица;

д) размер уставного (складочного) капитала или размер уставного фонда (паевых взносов).

4.30. При идентификации юридического лица (при наличии его согласия) могут устанавливаться и фиксироваться коды форм федерального государственного статистического наблюдения.

4.31. Документы, полученные в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также документы, относящиеся к деятельности клиента (в том числе документы переписки и иные документы по усмотрению Предпринимателя), подлежат хранению у Предпринимателя в течение не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.

4.32. Информация и документы, содержащие сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также относящиеся к деятельности клиента, должны храниться таким образом, чтобы они могли быть своевременно доступны Росфинмониторингу, а также иным органам государственной власти в соответствии с их компетенцией в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и с учетом обеспечения возможности их использования в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе.

4.33. В целях проверки достоверности установленных в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя сведений, определенных статьей 7 Федерального закона, до приема на обслуживание клиента, и проверке достоверности полученных сведений о бенефициарном владельце, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, работниками Предпринимателя используются доступные на законных основаниях источники информации, в том числе сведения, предоставляемые органами государственной власти, указанные в п. 4.7 и 4.8 настоящих Правил.

В случае возникновения у работников Предпринимателя подозрений в достоверности полученных сведений, а также подозрений в том, что деятельность клиента может быть связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма Специальное должностное лицо или работник, отвечающий за работу с клиентом, запрашивает у клиента следующие дополнительные документы и информацию:

· документы и сведения, необходимые в целях повторной идентификации;

· сведения о фактическом месте нахождения юридического лица либо его постоянно действующих органов управления, включая договоры на аренду (покупку) офисного либо иного помещения, в котором располагается юридическое лицо либо его постоянно действующие органы управления;

· документы, позволяющие оценить масштабы и результаты хозяйственной деятельности объемам операций (бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, налоговые декларации по налогу на прибыль и НДС с отметкой налоговых органов о получении, штатные расписания и т.д.);

· оригиналы доверенностей на физических лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица;

· документы, являющиеся основанием для проведения расчетов, договоры, контракты, товаросопроводительные, складские документы и т.д.;

· иные документы, исходя из специфики деятельности клиента и конкретных обстоятельств.

Запрошенные документы (информация) должны быть предоставлены клиентом Предпринимателю в течение одного рабочего дня со дня получения запроса.

4.34. Полученные от клиента дополнительные документы и информация подлежат проверке и анализу со стороны Специального должностного лица в день получения дополнительных документов и информации с привлечением при необходимости работника, ответственного за работу с клиентом.

4.35. В случае, если клиент не предоставляет документы, необходимые для проведения его идентификации, а также в случае появления иных оснований, установленных в Программе, регламентирующей порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, в отношении клиента может быть принято решение об отказе от выполнения распоряжения клиента о совершении операции в порядке, установленном указанной Программой. Лицом, уполномоченным принимать в соответствии с Федеральным законом решения об отказе от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, является Предприниматель.

4.36.Перечень мероприятий, проводимых в целях проверки информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце, может быть уточнен Специальным должностным лицом в зависимости от обстоятельств, уровня риска и специфики деятельности клиента.

4.37. Критериями, являющимися основанием для возникновения сомнений в достоверности и точности информации, полученной при идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца могут также являться истечение срока действия представленных документов и обнаружение несовпадения информации, представленной клиентом, с информацией, полученной работниками Предпринимателя из иных источников.

4.38. Работники Предпринимателя обязаны:

  • Принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, их супругов и близких родственников, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации;
  • Принимать на обслуживание иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичной международной организации либо лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, или должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях или иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федерального закона, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации, только на основании письменного решения Предпринимателя;
  • Принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц;
  • На регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении Предпринимателя, информацию о находящихся у них на обслуживании иностранных публичных должностных лицах.

4.39. Выявление публичных должностных лиц, указанных в п. 4.38 настоящих Правил, осуществляется работниками Предпринимателя на основании документов и сведений, полученных при идентификации клиента, а также из иных источников информации, доступных Предпринимателю на законных основаниях. Результаты выявления публичных должностных лиц, указанных в п. 4.38. настоящих Правил должны быть зафиксированы работником Предпринимателя, проводящим идентификацию, в соответствующей анкете клиента.

4.40. Работник Предпринимателя, проводящий идентификацию, в случае выявление среди клиентов Предпринимателя публичных должностных лиц, указанных в п. 4.38 настоящих Правил, незамедлительно докладывает об этом Специальному должностному лицу в свободной форме. Специальное должностное лицо на основании полученной от работника Предпринимателя информации незамедлительно готовит служебную записку Предпринимателю.

4.41. Предпринимателем в день получения служебной записки должностного лица принимается письменное решение о принятии на обслуживание публичного должностного лица, указанного в п. 4.38 настоящих Правил. Копию указанного решения специальное должностное лицо приобщает к анкете клиента. При отсутствии письменного решения публичное должностное лицо, указанное в п. 4.38 настоящих Правил, на обслуживание не принимается.

4.42. Сведения о ближайшем родстве с иностранными публичными должностными лицами и источниках происхождения денежных средств или иного имущества публичных должностных лиц, указанных в п. 4.38 настоящих Правил, получаются работниками Предпринимателя от клиентов с помощью обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер (устный опрос при идентификации, использование иных источников информации, доступных Предпринимателю на законных основаниях и иные). Результаты установления указанных сведений должны быть зафиксированы работником Предпринимателя, проводящим идентификацию, в соответствующей анкете клиента.

4.43. Предприниматель не реже одного раза в год обновляет информацию о находящихся у него на обслуживании иностранных публичных должностных лицах.

4.44. В случае, если финансовым операциям клиента – должностного лица публичной международной организации либо лица, замещающего (занимающего) государственную должность Российской Федерации, должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должность федеральной государственной службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должность в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации или иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона, включенную в соответствующий перечень должностей, определяемый Президентом Российской Федерации, организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, присвоена высокая степень (уровень) риска совершения таких операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, к финансовым операциям такого клиента применяются требования, установленные подпунктами 2 - 5 пункта 1 статьи 7.3. Федерального закона.

4.45. Принадлежность лица к категории иностранных публичных должностных лиц или должностных лиц публичных международных организаций определяется в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

В соответствии с Конвенцией ООН против коррупции от 31.10.2003 «иностранное публичное должностное лицо» (ИПДЛ) определено как любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе, для публичного ведомства или государственного предприятия.

В соответствии с рекомендациями международных организаций и зарубежных компетентных органов - Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Парламента Европы, Вольфсбергской группы, Сети по борьбе с финансовыми преступлениями США (ФИНСЕН), Объединенной группы по борьбе с отмыванием денег Великобритании и Федеральной Банковской комиссией Швейцарии к данной категории могут быть отнесены следующие граждане иностранных государств:

I. Лица, на которых возложено или было возложено ранее (с момента сложения полномочий прошло менее 1 года) исполнение важных государственных функций, а именно:

1. Главы государств (в том числе правящие королевские династии) или правительств;

2. Министры, их заместители и помощники;

3. Высшие правительственные чиновники;

4. Должностные лица судебных органов власти "последней инстанции" (Верховный, Конституционный суд), на решение которых не подается апелляция;

5. Государственный прокурор и его заместители;

6. Высшие военные чиновники;

7. Руководители и члены Советов директоров Национальных Банков;

8. Послы;

9. Руководители государственных корпораций;

10. Члены Парламента или иного законодательного органа.

II. Лица, облеченные общественным доверием, в частности:

1. Руководители, заместители руководителей международных организаций (ООН, ОЭСР, ОПЕК, Олимпийский комитет, Всемирный Б

Наши рекомендации