Из сказанного можно видеть, что «биоэтика» имеет отношение к медицине, но вовсе не исчерпывается ею, и никак не является синонимом медицинской этики.
По этой причине более правильным для обозначения медицинской этики представляется термин «биомедицинская этика», хотя до сих пор многие ученые в России применяют термины «биоэтика» и «биомедицинская этика» как синонимы. Это особенно ярко видно из официально рекомендуемой для медвузов России «Программе» по преподаванию биоэтики (2001 год).
В пояснительной записке этого документа, авторы все время употребляют термин «биомедицинская этика». Однако сам документ назван программой по «биоэтике» и в текстовой части употребляется то один, то другой термин.
Из сказанного выше ясно, что биомедицинская этика – часть биоэтики, такая же, как скажем этика юриста, этика менеджера, этика бизнеса и пр. и пр.
Не претендуя на исчерпывающую характеристику понятия, можно дать следующее определение биомедицинской этики – это учение, отражающее современное развитие биологии и медицины, новые направления и почти фантастические достижения этих наук, новые технологии и грани, которых не было даже еще в 70-х годах ХХ столетия, и появляющийся в связи с этим клубок морально-правовых проблем.
Круг вопросов, которые включает в себя биомедицинская этика, ныне также очень широк и не очень очерчен. Он во многом зависит и от того, кто пытается его очертить – клиницист или теоретик, юрист или представители разных конфессий.
В США, курс биомедицинской этики, который читается всем студентам медицинских колледжей или факультетов университетов, включает следующие вопросы: врачебная тайна, охрана врачом частной жизни пациента, компетентность пациента, информированное согласие, отказ от лечения, прекращение лечения, смерть и умирание (в том числе эйтаназия), проблема репродуктивных технологий, забота о новорожденных.
Профессор И. И. Косарев (1999) приводит следующее содержание базисного курса по биомедицинской этике, практикуемого в Великобритании: 1. Моральная аргументация, медицинская этика и информированное согласие. 2. Информированное согласие и дискуссия о «праве умереть». 3. Моральное и правовое значение сообщения пациентам правды. 4. Конфиденциальность и хорошая клиническая практика. 5. Этика медицинского исследования. 6. Репродуктивная этика – оплодотворение, суррогатное материнство, генетическое исследование и скрининг. 7. Медицина и права детей. 8. Медицина и права психических больных. 9. Проблема распределения ресурсов в медицине. 10. Моральная ответственность пациентов за свое собственное здоровье. 11. Биомедицинская этика и медицинское образование.
Профессора И. В. Силуянова, А. Я. Иванюшкин, Б. Г. Юдин (Врач, 1994, N9, с. 39) в определении содержания биомедицинской этики полностью повторяют то, что излагается в курсе биоэтики в США: врачебная тайна и охрана врачом частной жизни пациента, компетентность пациента, информированное согласие, отказ от лечения, прекращение лечения, смерть и умирание (ассистирование при самоубийстве - эйтаназия), проблема репродуктивных технологий, забота о новорожденных.
Имеется множество других перечней содержания биомедицинской этики: «эйтаназия, право на смерть, право на реанимацию, право больного получить точную информацию о своем заболевании, аборты, пренатальная диагностика, генетическое консультирование, стерилизация лиц с высоким риском наследственных заболеваний, эксперименты на людях, искусственное осеменение, имплантация эмбриона, банки спермы, эксперименты на генах, вопросы трансплантации, контрацепция, демографический контроль» (Durand G. (1988). Информированное согласие больного на проведение диагностических и лечебных процедур, экспериментальное лечение, точное определение критериев смерти, точное определение показаний к реанимации, отбор больных для трансплантации, независимость больных от окружающих и медперсонала в принятии решения относительно лечения (Hildreth E. A., 1989).
Проблемами биомедицинской этики ХХ1 века объявляются: фетальная жизнеспособность, аборт, контрацепция, бесплодие, генетическая инженерия, агрессивное и не агрессивное лечение пожилых женщин, нехватка средств в медицине, менопауза, трансплантация органов, проблемы пола, фертильность у женщин в постменопаузальном возрасте, родильные центры, фетальная хирургия и фетальная терапия (Freda M.C., 1994).
Русская православная церковь видит в данном предмете следующий круг проблем: статус человеческого эмбриона, с какого времени он должен считаться собственно человеком? Оценка с православной точки зрения репродуктивных технологий, в том числе избыточные эмбрионы. Определение смерти. Вопросы трансплантации. Донорство половых клеток. Пренатальная диагностика. Генетическая паспортизация. Клонирование человека. Генная терапия. Проблема транссексуализма.
Ю.М. Лопухин считает, что биоэтика (биомедицинская?) должна отражать: геномику (генетическая паспортизация людей, генный трансфер), протеомику (синтез принципиально новых лекарств), клеточную биологию, породившую терапевтическое клонирование и т.н. «фетальную терапию», опасности генной фармакотерапии, генетическую (ПЦР) диагностику, пренатальную диагностику, исследования на эмбрионах, экстракорпоральное оплодотворение (евгеника). Обоснование организации справедливой медицинской помощи, защиты человечества от генетически модифицированных продуктов, пути выхода из проблемы нехватки пищевых ресурсов с позиций Мальтуса, проблема генетического оружия.
Представления автора о биомедицинской этике видны из круга проблем, излагаемых в данном учебнике. Это такие вопросы, как взаимоотношения морали и этики, мораль и право, медицинское право; взаимоотношения врача и больного, информированное согласие в вопросах диагностики, лечения; медицинский эксперимент, в том числе этика клинических испытаний лекарственных средств; эйтаназия и паллиативная терапия; аборт и репродуктивные технологии (ЭКО, клонирование); фетальная и клеточная терапия; генетика и биоэтика (геномика, протеомика, генетическая паспортизация, генетический скрининг); трансплантация органов человека и животных; ВИЧ-инфекция и СПИД; справедливое распределение ресурсов в медицине; права ребенка; права психических больных; милосердие для бедствующих; проблемы реконструкции тела и изменения пола (последняя проблема в учебнике не затрагивается).
Следует помнить, что биомедицинская этика – предмет не статический и круг его вопросов не может быть очерчен никем раз и навсегда. Это – очень динамичное, постоянно развивающееся учение и круг его интересов меняется за очень короткий срок. Одни положения меняются или устаревают и, выполнив свою роль, уходят в историю, а другие тут же встают на их место. Да это и вполне естественно ибо биомедицинская этике теснейшим образом связана с бурно развивающейся медициной и социальными явлениями, быстро меняющимися в последние годы представлениями о морали, перманентным вторжением права во многие вопросы этики, особенно медицинской и целым рядом других явлений.
Проблемой биомедицинской этики, кроме медиков во всем мире активно занимаются представители многих дисциплин – философы, биологи, генетики, юристы, представители различных конфессий и многие другие специалисты. Однако при всем при том главным ее руслом всегда останется медицина и врачевание.