Иммунитет. Тканевая жидкость. Лимфа.

План лекции:

1. Что такое иммунитет.

2. Естественный иммунитет.

3. Искусственный иммунитет.

4. Значение тканевой жидкости.

5. Лимфа.

6. Лимфообращение.

Что такое иммунитет. Иммунитет — это невосприимчи­вость организма к инфекционным заболеваниям и некоторым ядовитым веществам.

Б процессе развития жизни на Земле у всех живых су­ществ, в том числе и у человека, развилась система защитных свойств организма. Каждая клетка организма содержит бак­терицидные вещества, которые убивают или задерживают раз­витие микробов и вирусов. Эти вещества входят, например, в состав слезы, слюны, кишечного и желудочного сока, жел­чи. Одним из таких бактерицидных веществ является лизоцим, который не только задерживает рост и развитие микро­бов, но и растворяет их (лизис — растворение). С большим эф­фектом функцию защиты организма выполняют фагоциты. Их можно встретить в любом участке тела. Они, подобно аме­бам, захватывают и переваривают попавшие в организм мик­робы, а также разрушающиеся клетки тела, освобождая от них кровь. Данный процесс уничтожения получил название фагоцитоза.

При проникновении в организм микробов и чужеродных белков (антигенов) в нем начинают появляться связывающие и обезвреживающие их антитела, которые выполняют функ­цию ликвидации вредного действия антигенов.

Токсины — ядовитые вещества, выделяемые болезнетвор­ными микробами или некоторыми животными (змеи, скорпи­оны), вызывают образование в организме антитоксинов.

Такая система защиты обеспечивает невосприимчивость организма к заразным заболеваниям и некоторым ядовитым веществам.

Естественный иммунитет, Естественный иммунитет бывает у врожденным и приобретенным. Способность организма к за­щите от инфекционных4 болезней может быть врожденной, наследственной, возникшей в процессе эволюции. Например, человек не заболевает рядом болезней, свойственных живот­ным, и животные невосприимчивы ко многим инфекциям че­ловека. Кроме того, у некоторых людей врожденные защит­ные силы организма достаточны для борьбы с определенными инфекциями. Так, в прошлые времена, когда свирепствовали эпидемии оспы, чумы, холеры, заболевали далеко не все. Од­нако, если этих защитных сил недостаточно для борьбы с ин­фекцией, человек заболевает.

Человек, перенесший, например, корь, коклюш, ветряную или натуральную оспу, уже не заболевает этими болезнями повторно: в крови его появились антитела против данного возбудителя, возникло новое состояние в организме — естест­венно приобретенный иммунитет. Естественный иммунитет — это видовое и одновременно индивидуальное свойство организма, зависящее от состояния здоровья человека. Сопротив­ляемость организма инфекционным болезням ослабляется при переохлаждении, переутомлении, стрессовых состояни­ях и т. д.

Искусственный иммунитет. Но заболевание человека мож­но предупредить, если сделать ему предохранительную при­вивку. С этой целью изготавливают вакцины, содержащие ослабленных или убитых микробов — возбудителей опреде­ленных болезней. Такая вакцина, введенная в организм, вы­зывает ответную защитную реакцию, т. е. начинается активное образование антител. Они склеивают чужеродные тела. Стоит только в дальнейшем возбудителям болезни проникнуть в организм, как антитела начинают препятствовать их раз­множению. Так вырабатывается искусственный активный иммунитет. В Советском Союзе широко применяется вакцинация детей против оспы, полиомиелита, туберкулеза, благодаря чему достигнуто значительное снижение числа заболеваний этими тяжелыми болезнями.

Иногда при вспыхнувшей болезни поздно вводить вакци­ну. Тогда прибегают к введению в организм лечебных сыво­роток, содержащих готовые антитела против данной инфек­ционной болезни. Это противодифтерийная, противокоревая, противодизентерийная, противостолбнячная сыворотки и не­которые другие. Такой метод лечения получил название искусственного пассивного иммунитета: организм получает готовые антитела, которые предупреждают развитие болезни, часто опасной для жизни. Обычно искусственный пассивный иммунитет сохраняется недолго. Его роль — предохранить ор­ганизм от заболевания после возможного заражения или осла­бить течение болезни. Сыворотки готовят в иммунологических лабораториях путем иммунизации лошадей или других жи­вотных.

Однако в некоторых случаях защитные силы организма действуют ему во вред. Так, в настоящее время в практику медицины начали вводить пересадки кожи, почек, костного мозга, сердца и других органов. Но вследствие иммунитета обычно происходит отторжение органа, взятого от другого организма. В настоящее время иммунологи всего мира рабо­тают над проблемой изыскания средств, позволяющих заме­нять один орган другим без опасности его отторжения ор

Значение тканевой жидкости. Снабжение клеток кислородом и питательными веществами, а также освобождение их от продуктов жизнедеятельности осуществляется через посредство тканевой жидкости. Эта жидкость бесцветна и по составу близка к плазме крови. Тканевая жидкость заполняет меж­клеточные пространства в тканях. Сквозь стенки кровеносных капилляров в нее постоянно просачиваются составные части крови, растворенный в ней кислород, питательные вещества, а также особые вещества, оказывающие гуморальное влияние на деятельность различных органов. Клетки используют со­держащиеся в тканевой жидкости вещества, необходимые для их нормальной жизни.

Образующиеся в клетках продукты жизнедеятельности — углекислый газ, вода, аммиак и другие вещества — поступают в тканевую жидкость и лимфу.

Лимфа.В межклеточных пространствах берут начало зам­кнутые с одного конца лимфатические капилляры. Ими про­низаны ткани. Через стенки мешочков, которыми начинаются эти капилляры, происходит проникновение в них веществ, со­держащихся в тканевой жидкости. Так образуется лимфа. Это почти бесцветная жидкость, близкая по составу к плазме кро­ви. Но лимфа, как и тканевая жидкость отличается от плазмы крови ее мшим содержанием белков. Это связано с тем, что стенки кровеносных и лимфатических капилляров обла­дают избирательной проницаемостью, т. е. через них способны проникать лишь некоторые вещества.

Из форменных элементов крови в лимфе, как и в тканевой жидкости, обнаруживаются лишь лейкоциты, причем в зна­чительном количестве. В лимфе очень много лимфоцитов, ко­торые поступают в нее непосредственно из лимфатических узлов.

В среднем в организме взрослого человека содержится 1,5 л. Лимфы. Реакция всех трех компонен­тов внутренней среды — крови, тканевой жидкости, лимфы — слабощелочная.

Лимфообращение. Лимфатическая система состоит из лимфатических сосудов и лимфоидных органов, к которым относятся лимфатические узлы, миндалины и селезенка. Вы­ше уже говорилось, что лимфа образуется из тканевой жид­кости, компоненты которой просачиваются в слепо замкну­тые лимфатические капилляры. Ими начинается система лимфатических сосудов.

Лимфатические капилляры собираются в мелкие лимфа­тические сосуды, которые постепенно укрупняются. Обычно в местах слияния мелких лимфатических сосудов в более крупные находятся лимфатические узлы. В конце концов вся лимфа собирается в два лимфатических протока — грудной лимфатический проток и правый лимфатический проток, впа­дающие в подключительные вены. Направление тока лимфы определяется клапанами, которых в лимфатических сосудах очень много.

На пути лимфатических сосудов в области крупных суста­вов, около позвонков, на шее, в брыжейке тонких кишок, под­мышечной ямке, паховой области и других частях тела рас­положены крупные лимфатические узлы.

Лимфа выполняет разнообразные функции. Основная из них заключается в том, что вещества, просочившиеся из кро­веносных капилляров в межклеточное пространство и образо­вавшие тканевую жидкость, а также накопившиеся в ней про­дукты жизнедеятельности клеток с током лимфы поступают в кровяное русло. Кроме того, таким же путем в кровь попадают лейкоциты, образовавшиеся в лимфатических узлах и селезенке. Наконец, в лимфатических узлах задерживаются болезне­творные микробы, проникшие в организм. Здесь они подвер­гаются фагоцитозу, а их токсины обезвреживаются.

Если какой-либо орган поражается инфекцией, то лимфа­тические узлы, расположенные вблизи него по направлению тока лимфы припухают, что свидетельствует о развившемся в них воспалительном процессе. Но этот процесс защищает организм от распространения инфекции — от общего зараже­ния.

У детей часто воспаляются лимфатические узлы на шее. Это бывает, например, при ангине. Однако увеличение лимфа­тических шейных узлов может быть вызвано и более тяжелы­ми заболеваниями, например туберкулезом.

Вопросы для повторения

1.Что такое иммунитет?

2. Какие виды иммунитета вам из­вестны?

3. Что вам известно о лимфе?

4. Что такое тканевая жидкость и каково ее значение в организме?

5. В чем различие между составом крови и лимфы детей младшего школьного возрастали взрослых людей?

6. Какое значение имеет свер­тывание крови?

Урок № - 49-50

Тема лекции.

Физиология крови.

План лекции:

1. Свертывание крови.

2. Группы крови. Переливание крови.

3. Резус-фактор

Свертывание крови. Кровотечение может возникать вслед­ствие нарушения целостности стенок кровеносных сосудов при ранениях и некоторых заболеваниях.

Способность крови образовывать сгусток называется свер­тыванием . Это очень сложный процесс последователь­ных ферментативных биохимических реакций, предохраняю­щих организм от кровопотерь.

Рассмотрим этот процесс упрощенно. При ранениях по­вреждаются клетки тканей и тромбоциты. В результате обра­зуется особое вещество тромбопластин. Затем, это вещество при участии солей кальция и некоторых белков (глобулинов), содержащихся в кровяной плазме, под действием специального фермента превращается в протромбин, который взаимодей­ствуя, в свою очередь, с солями кальция, дает начало ферменту тромбину. Под каталитиче­ским действием тромбина растворимый белок плазмы фибриноген превращается в нерастворимый фибрин, который выпадает в виде клубка спутанных бесцвет­ных нитей, в петлях которого задерживаются фор­менные элементы крови. Из кровяного сгустка вы­жимается жидкость — кро­вяная сыворотка, которая представляет собой плазму, лишенную фибриногена. Вне сосудов кровь сверты­вается в течение 3—4 минут, а циркулирующая в сосудах вообще не свертывается. Уста­новлено, что во внутренней оболочке стенок сосудов выраба­тывается особый фермент, препятствующий свертыванию крови.

Понижение температуры замедляет активность ферментов и удлиняет время свертывания крови.

У некоторых людей, как правило у мужчин, иногда встре­чается заболевание, называемое гемофилией. При гемофилии способность крови к свертыванию значительно понижена. Это связано с отсутствием в плазме крови одного из белков — глобулинов, необходимых для образования протромбина. Вы­яснено, что гемофилия относится к числу наследственных за­болеваний и передается сыновьям от матерей, у которых эта болезнь не проявляется.

Чтобы предохранить кровь от свертывания, к ней прибав­ляют вещества, переводящие соли кальция в нерастворимое состояние и осаждающие их. Так, к крови, предназначенной для переливания, добавляют соли лимонной кислоты.

Группы крови. Переливание крови.Первое переливание крови человеку было произведено 15 июня 1667 г. Жаном Батистом Дени. Он влил больному, ослабевшему после 20 кро­вопусканий, несколько граммов крови ягненка. Хотя чужерод­ная кровь вызвала тяжелую болезнь, больной перенес ее и выздоровел. Но дальнейшие попытки переливания крови от животных человеку вели к смертельному исходу. Поэтому та­кие методы лечения были запрещены законом.

Исследования Ландштейнера и Янского в 1900 г. позволи­ли выяснить, что в эритроцитах крови людей содержатся ве­щества, названные агглютиногенами (т. е. склеиваемыми), а в плазме — вещества, названные агглютининами (т. е. склеи­вающими).

В крови людей были найдены два вида агглютиногенов, обозначенных первыми буквами латинского алфавита,— А и В — и два вида агглютининов, обозначенных греческими буквами аир. Оказалось, что стоит встретиться агглютиногену А с агглютинином а или агглютиногеиу В с агглютини­ном в в достаточных концентрациях, как произойдет склеи­вание эритроцитов. На этом основании людей по совместимо­сти крови разделили на 4 группы.

Посмотрим, как распределяются агглютиногены и агглю­тинины в крови людей всех четырех групп.

Из приведенной табли­цы ясно, что агглютинация собственных эритроцитов в крови человека любой группы невозможна, пото­му что в ней нет одноимен­ных агглютиногеков и аг­глютининов.

Теперь посмотрим, в ка­ких случаях можно произ­водить межгрупповое пере­ливание крови донора (че­ловека, дающего кровь) ре­ципиенту (человеку, прини­мающему кровь), а в ка­ких — нельзя. При этом следует учитывать, что опасна агглютинация эри­троцитов донора. Плазма же донора настолько раз­бавляется кровью реципи­ента, что не агглютинирует эритроцитов последнего. На но, в каких случаях межгрупповое переливание крови мож­но производить, а в каких — нельзя.

Из таблицы видно, что кровь людей I группы можно пе­реливать людям всех четырех групп, так как она не содер­жит агглютиногеков. Люди с I группой крови называются универсальными донорами. Кровь доноров II группы можно переливать реципиентам только II и IV группы. Кровь доноров III группы можно переливать реципиентам III и IV группы. Кровь доноров IV группы можно переливать только реципи­ентам с кровью той же группы. В крови у них содержатся в полном комплекте склеивающиеся вещества, но зато совсем отсутствуют склеивающие вещества а и в. Людей с IV группой крови называют универсальными реципиентами.

Установлено, что больше всего людей с I группой крови (49%), меньше со II (30%), еще меньше с III (15%)) и совсем мало с IV (6%). Группа крови не меняется в течение жизни человека. Групповая принадлежность является биологическим фактором, который не зависит от расы и национальности.

Резус-фактор. Но даже при учете совместимости групп не всегда переливание крови заканчивалось удачно. Иногда воз­никали настолько тяжелые осложнения, что Повторные пере­ливания крови той же группы вызывали смертельный исход. Долгое время ученые не могли найти причину этого явления.

В 1940 г. Ландштейнер и Винер в эритроцитах крови чело­века обнаружили белок аггдютиноген, родственный агглютиногену эритроцитов обезьяны макаки-резуса. Этот белок был назван резусом-фактором. Оказалось, что 85 % людей земногоj шара имеют данный белок. Их называют резус-положительными людьми. У 15% людей этого белка в крови нет. Их называв ют резус-отрицательными людьми.

Если резус-отрицательному человеку перелить резус-положительную кровь, то даже при условии совместимости к по группам в крови резус-отрицательного человека будут образовываться антитела против чужеродного белка, который в данном случае будет кровь резус-положительного человека. Если нет возможности определить кровь по резус-принадлежности, то реципиенту вливают кровь только резус-отрицательного донора.

Вопросы для повторения

  1. Что вам известно о группах крови?
  2. Что такое резус-фактор?
  3. Что вы знаете о малокровии?
  4. Какие причины его вы­зывают?

Урок № - 51-52

Тема лекции.

Строение сердца.

План лекции:

1. Развитие, топография и строение сердца.

2. Кровоснабжение сердца.

Развитие, топография и строение сердца.Движение крови по сети сосудов, пронизывающих все органы и ткани тела, обеспечивает постоянное снабжение их кислородом и пита­тельными веществами, а также удаление из них продуктов жизнедеятельности.

Сердце, попеременно сокращаясь и расслабляясь, обеспе­чивает постоянное движение крови по замкнутой сосудистой системе — кровообращение.

Сердечнососудистая система детей имеет специфические особенности как по строению, так и по характеру деятельно­сти. Прежде всего следует отметить возрастную неравномер­ность в развитии сердца и сосудов.

В разные периоды развития детского организма сердце рас­тет неравномерно. Особенно интенсивный его рост наблюдает­ся у детей в первые два года жизни и в период полового со­зревания (12—15 лет). У детей младшего школьного возраста (7—10 лет) сердце растеточень медленно, значительно отста­вая от увеличения массы размеров всего организма.

Сердце расположено в грудной полости позади грудины, в средостении, которое ограничено листками плевры. Распо­ложение сердца асимметрично: 2/з его лежат в левой части грудной полости и '/з— в правой. Основание сердца располо­жено на уровне второго межреберного промежутка, верхуш­ка — на уровнё пятого межреберья слева.

Стенки сердца образованы тремя оболочками: эпикардом, миокардом и эндокардом . Наружная оболочка серд­ца — соединительнотканный эпикард. Средняя оболочка — миокард — образована мышечной тканью. Сердечная мышца принадлежит к числу поперечнополосатых но, в отличие от скелетной мускулатуры, ее деятельность не зависит от воли человека. Сердечная мышца отличается от скёлётной муску­латуры и по строению: ее волокна переходят друг в друга,

располагаются в виде компактной сети и прочно связаны ме­жду собой соединительной тканью. Третья, тонкая оболочка сердца, выстилающая его изнутри,— эндокард — образована несколькими тканями: соединительной, гладкой мышечной и особой тканью — эндотелием. Клапаны сердца образованы эндокардом и включают соединительнотканную основу.

Сердце ребенка, как и взрослого человека, состоит из че­тырех отделов — двух предсердий и двух желудочков. Правая и левая части сердца разделены сплошной перегородкой. Предсердие и желудочек в каждой части со­единены между собой предсердно-желудочковым отверстием. Края этих отверстий снабжены створчатыми клапанами. В левой части сердца клапан имеет две створки. Он называется левым предсердно-желудочковым. В правой части сердца клапан трехстворчатый, он именуется правым пред­сердно-желудочковым. Створчатые клапаны открываются только в сторону желудочков, так как к их краям прикреп­ляются сухожильные нити, отходящие от верхушек сосочковых мышц, которые находятся в стенках желудочков. Эти мышцы и сухожильные нити препятствуют выворачиванию створок в полость предсердий при сокращении желудочков, что обеспечивает полное смыкание створок клапанов и не дает возможности крови возвращаться в предсердия.

Отверстия легочной артерии и аорты снабжены полулун­ными клапонами, каждый из которых состоит из трех полулуний — карманов, обращенных основанием к же­лудочкам, а свободными краями в сторону аорты и легочной артерии. Кровь не может возвращатъся из артерий в желудоч­ки, потому что при изменении ее направления полулунные лапаны заполняются кровью, преграждая ей обратный путь в сердце.

Сосуды, приносящие кровь от органов к сердцу, называют­ся венами. В правое предсердие впадают верхняя и нижняя полые вены, в левое предсердие — четыре легочные вены. Со­суды, несущие кровь от сердца, называются артериями. Из левого желудочка кровь поступает в аорту — самую крупную артерию нашего тела; из правого желудочка — в легочную артерию.

Кровоснабжение сердца. У сердца есть собственная систе­ма кровообращения, и оно само снабжает себя кровью. От аорты отходят две венечные артерии, которые опоясывают основание сердца, окружая его венцом. От венеч­ных артерий в глубину мышцы направляется огромное количество мелких артериальных сосудов, переходя­щих в капилляры. В сердечной мышце они расположены при­мерно вдвое гуще, чем в скелетных. Капилляры переходят в вены.

В правое предсердие открывается венечный синус, в кото­рый собирается венозная кровь из вен самого сердца. Собст­венное кровоснабжение обеспечивает бесперебойную работу сердца в течение всей жизни.

Вопросы для повторения

  1. Из каких отделов состоит сердце?
  2. Какие сердечные клапаны вам известны и как они функционируют?
  3. Как осуществляется крово­снабжение сердечной мышцы?

Урок № - 53-54

Тема лекции.

Работа сердца.

План лекции:

1. Сердечный цикл.

2. Изменения частоты сердечных сокращений.

3. Регуляция сердечной деятельности.

4. Автоматия сердца.

5.

Сердечный цикл. Деятельность сердца представляет собой ритмичную смену сердечных циклов. Во время каждого цик­ла предсердия и желудочки находятся то в состоянии сокра­щения — систолы, то в состоянии расслабления — диастолы. Сердечный цикл состоит из трех фаз. У взрослого человека он длится 0,8 с. Первая фаза — систола обоих предсердий — про­должается 0,1 с. Желудочки в это время находятся в состоя­нии диастолы. Вторая фаза— это систола желудочков, длящая­ся 0,3 с, во время которой наблюдается диастола предсердий. Третья фаза, продолжающаяся 0,4 с, называется сердеч­ной паузой. В это время и предсердия и желудочки находятся в состоянии диастолы.

При систоле предсердий кровь через открытые предсердно-желудочковые отверстия свободно проникает в желудочки, которые в это время находятся в состоянии диастолы. По мере заполнения желудочков кровью створки клапанов поднима­ются, отходя от стенок желудочков. При этом края их смыка­ются и закрывают отверстия между предсердиями и желудоч­ками. Полулунные клапаны в это время еще сомкнуты. В этот момент начинается систола желудочков, т. е. сокраще­ние их мышечных стенок. Давление крови внутри желудочков увеличивается настолько, что становится гораздо большим, чем в крупных сосудах (легочной артерии и аорте). Поэтому полулунные клапаны прижимаются к стенкам артерий и кровь с силой выбрасывается в эти сосуды. Затем давление в желудочках падает, и полулунные клапаны смыкаются за­полняющей их кровью, которая стремится обратно в желу­дочки.

После этого наступает третья фаза сердечного цикла — пауза, т. е. полное расслабление всех отделов сердца. Во вре­мя паузы кровь поступает из вен в предсердия, а оттуда сво­бодно стекает в желудочки через открытые предсердно-желудочковые отверстия. Затем наступает следующий сердечный цикл — систола предсердий, систола желудочков, пауза.

В течение всей жизни человека сердце, действуя наподобие насоса, проталкивает кровь по сосудистой системе. При одном сокращении каждый желудочек выбрасывает примерно 70—80 мл крови. Это ударный объем сердца. В 1 мин сердце человека сокращается примерно 70 раз. Количество крови, выбрасывае­мой желудочками за 1 мин, называется минутным объемом сердца. У взрослого человека он равен примерно 5 л, а у семи­летнего ребенка — несколько больше 2 л. Сердце человека, прожившего 70 лет (средняя продолжительность жизни), пере­качивает за все эти годы 155 000 000 л крови. Такую большую работу сердце может выполнять благодаря тому, что за время диастолы отделов сердца и общей паузы в каждом цикле сердечная мышца успевает восстанавливать работоспособность. Это связано с тем, что сердце обильно снабжается кровью.

Сердечная мышца ребенка потребляет большое количество кислорода: ребенок грудного возраста использует на 1 кг мас­сы тела в два-три раза больше кислорода, чем взрослый че­ловек. Вот почему для ребенка любого возраста важно дли­тельное пребывание на свежем воздухе.

Даже у спокойно сидящего ребенка наблюдается сердечная аритмия: сначала кратковременное учащение сердцебиений, затем одиночные редкие удары, совпадающие с выдохом. Это так называемая дыхательная аритмия. Она исчезает к 13—15 годам и опять проявляется в возрасте 16—18 лет, после чего у здоровых людей уже не обнаруживается.

Ритм сердечных сокращений у детей несколько иной, чем у взрослых. У детей сердечный цикл короче: у семилетнего ребенка он продолжается 0,63 с, а у взрослого человека — 0,8 с.

Из таблицы 9 видно, что систола желудочков у детей более кратковременна, чем у взрослых, зато частота сокращений сердца в детском возрасте больше, чем в зрелом.

На частоту сердечных сокращений ребенка оказывают влияние все психические и эмоциональные переживания (крик, беспокойство, радость, испуг и т. п.).

Изменения частоты сердечных сокращений. В детском возрасте частота сердечных сокращений у девочек и мальчи­ков неодинакова. Например, при физической нагрузке у маль­чиков 7—9 лет частота сердечных сокращений может увели­чиваться до 184, в 12—13. лет — до 206.. а у юношей 16—18 лет — до 196 ударов в 1 мин. У девочек в возрасте 8—9 лет при выполнении мышечной работы частота пульса может уве­личиваться до.187, в 14—15. лет — до 206, а у девушек 16—18 лет — до 200 ударов в 1 мин.

Чем более тренировано сердце, тем относительно больше возрастают сила, его сокращения и ударный объем. Во время мышечной работы улучшается кровоснабжение сердечной мышцы, но не следует забывать о некоторых функциональных изменениях, наступающих при этом в сердечнососудистой системе. Так, во время физической работы происходит расши­рение кровеносных сосудов мышц и к ним притекает больше крови. В то же время в органах брюшной полости сосуды су­живаются и кровоснабжение этих органов уменьшается. Если интенсивную мышечную деятельность, например- бег или прыжки, внезапно прекратить, то возможен дефицит крови в сердце. Кровяное давление падает, пульс становится замед­ленным, ребенок чувствует тошноту, головокружение, возмож­на потеря сознания.

По этой же причине детям противопоказаны упражнения и работа, связанные с большим мышечным напряжением (под­нятие тяжестей, борьба), так как задержка дыхания при зак­рытой голосовой щели и натуживание влекут за собой повы­шение давления в грудной полости и дефицит крови в сердце. В то же время затруднен и отток крови из сердца, что вредно отражается на здоровье ребенка.

Регуляция сердечной деятельности. Почему же сердце изменяет частоту и силу сокращений в зависимости от па-грузки организма и его состояния? Это происходит благода­ря взаимодействию нервных и гуморальных влияний на сер­дечную мышцу. К сердцу подходят вегетативные нервы двух родов: парасимпатические (ветви блуждающего нерва) и сим­патические. Влияние этих нервов на частоту и силу сердечных сокращений противоположно. Под влиянием парасимпатиче­ских нервов деятельность сердца замедляется и ослабляется, а под влиянием симпатических нервов учащается и усилива­ется. Нервные влияния сказываются на изменениях характе­ра работы сердца очень быстро, почти мгновенно.

Но наряду с нервным существует и другой механизм регу­ляции сердечной деятельности — гуморальный. Под действием веществ, выделяемых в кровь некоторыми органами, сердце изменяет характер деятельности. Так, под влиянием адрена­лина, образующегося в клетках надпочечников, сердечные сок­ращения учащаются и усиливаются. Перестройка деятельности сердца под влиянием гуморальных факторов осуществляется значительно медленнее, чем под воздействием нервных им­пульсов. Но зато влияние гуморальных факторов длительно: работа сердца в определенном ритме и с той или иной интен­сивностью может поддерживаться значительно дольше, чем под влиянием нервных импульсов.

Таким образом, взаимодействие нервных и гуморальных влияний на работу сердца обеспечивает постоянное его прис­пособление к изменяющимся потребностям организма в зави­симости от характера его деятельности и состояния.

Автоматия сердца.Сердце сокращается ритмически. Даже после удаления из организма оно продолжает сокращаться.

Свойственная сердцу спо­собность к ритмическим со­кращениям вне зависимо­сти от воздействий извне получила название автоматци. Если сердце лягуш­ки вырезать, то оно будет продолжать сокращаться и остановится только потому, что к нему прекратится до­ступ питательных веществ и перестанут удаляться продукты обмена, образую­щиеся во время работы сердечной мышцы. Пропу­ская подогретый питатель­ный раствор, насыщенный кислородом, через коронар­ную систему сердца ребен­ка, умершего за 20 ч до этого, русский физиолог А. Кулябко в 1902 г. за­ставил это сердце возобно­вить ритмические сокраще­ния. Затем С. В. Андрееву удалось оживить сердце, вырезан­ное из трупа через двое суток после смерти. Сердце продол­жало ритмично сокращаться вне организма в течение 13 ч.

Способностью к автоматии, т. е. к самопроизвольно возникающим ритмическим сокращениям, обладают некоторые мы­шечные волокна сердца. В опытах их удается отделять друг от друга. Когда такие отдельные клетки помещают в пита­тельную среду — кровяную сыворотку, некоторые из них че­рез несколько часов начинают ритмически сокращаться.

В стенке правого предсердия близ места впадения в него верхней полой вены находится синусно-предсердный узел, образованный мышечными элементами сердца. Его клетки обладают наибольшей способностью к автоматии. Синусно-предсердный узел называют водителем ритма сердца. Под влиянием возникающих в нем ритмических возбуждений происходит сокращение предсердий. Далее возбуждение передается на другой узел — пред- сердно-желуд очковый, расположенный в правой части сердца, около перегородки между предсердием и желудочком. По особым мышечным волокнам, отходящим от этого узла, возбуждение передается на стенки обоих желудочков, и они сокращаются.

Автоматические импульсы в узлах сердечной мышцы воз­никают только при условии ее непрерывного снабжения кислородом и питательными веществами.

Вопросы для повторения

  1. Чем отличается сердечная деятель­ность ребенка от работы сердца взрослого человека?
  2. Какие основные типы кровеносных сосудов вы знаете?
  3. Что такое сердечный цикл и из каких фаз он состоит?

Урок № - 55-56

Тема лекции.

Наши рекомендации