Ты хорошо спишь. Ты легко и быстро засыпаешь.

И тут масса всяких нюансов: одни дети не засыпают в темно­те, другие не засыпают, когда остаются одни в комнате, третьим нужна музыка.

Ты хорошо засыпаешь. Тебе нравится засыпать одному. Тебе нравится засыпать в тишине. Тебе нравится засыпать, ко­гда потушен свет.

И засыпание быстро налаживается. Энурез вкладывается в блок о сне:

Когда ты ночью спишь, тебе не снится, что ты писаешь. Во время ночного сна твой мочевой пузырь удерживает жидкость; во время ночного сна у тебя сфинктер, выход из мочевого пузыря закрыт. Тебе во время сна совсем не хочется писать и не снится, что ты писаешь (потому что иногда им снится, что они писают). Твой мочевой пузырь терпеливый, твой мочевой пузырь креп­кий. Он всю ночь удерживает мочу. И потом уже отдельно - в лю­бое место вставьте: «Тебе очень нравится просыпаться сухим».

Заикающиеся в своем большинстве стараются освободиться от икания. Даже маленькие. Даже маленькие, пятилетки, закрывают ротик ручкой, отказываются говорить. Они хотят хорошо говорить. А энуретики, даже подростки, иногда, беспечны, безразличны. К сожалению, у больных, страдающих энурезом, интеллектуальный уровень часто невысокий. Ниже чем, например, у заикающихся.

Как-то мы провели работу: посмотрели успеваемость заикаю­щихся с первого по десятый класс в одной школе. Сравнили с успе­ваемостью других учеников в этой же школе. Что нас потрясло? Во-первых, оказалось, что заикающиеся в целом учатся лучше, чем не заикающиеся. Вне всяких сомнений. Во-вторых, оценки по поведе­нию у заикающихся на порядок выше. А в-третьих, что оценки по устным предметам у заикающихся выше. Несмотря на то, что они заикаются, оценки у них выше. То ли учителя идут им навстречу, то ли они достаточно компенсируют свои трудности. А вот энуретики интеллектуально слабее, у них больше органики. Невротический энурез хорошо лечится. До трех-четырех лет ребенок был опрятным, потом - срыв, регресс (обычно это происходит в детском саду). Ви­ной тому передержки на горшке или другие ошибки. Результаты ле­чения неврозоподобного и органического энурезов развития неодно­значны. Улучшение получается, а полное излечение - не всегда. Нужно ждать возрастного самоизлечения.

И обязательно говорите.

Ты хорошо и быстро отдыхаешь, когда спишь. Можно выделить: «Тебе нравится спать одному, без яркого света».

Дальше отличная, с моей точки зрения, фраза:

7. Ты видишь только хорошие добрые сны. Это прекрасно. Все ночные страхи здесь сидят. Во время сна ты видишь только хороших теть и дядь. Во время сна ты видишь только хороших ласковых добрых зверу­шек. Когда ты спишь, ты видишь только тех, кто тебя любит или кого ты любишь. Здесь вы варьируете.

При фобических реакциях общая фраза такова:

8. Ты храбрый и смелый мальчик / Ты храбрая, смелая Девочка. Тебе хочется быть таким же храбрым, как разведчики или космонавты. Тебе очень нравится или начинает нравиться быть в такой обстановке (которой он боится: боится темноты, боится оставаться один). Ты начинаешь очень любить собак. Можносказать:«Ты хочешь быть и тебе нравится быть смелым и храбрым». Здесь может быть затронута серия поведенческих проблем.

Стараемся уходить от негативного отрицания, даем только позитивное.

Тебе начинает нравиться ходить в школу. Страх перед школой. Все надо конкретизировать. Здесь страх перед школой, школьный невроз обязательно идут в этом блоке:«Ты смелый, храбрый. Ты с удовольствием начинаешь ходить в школу и будешь ходит в школу».

9.Речь. Речевая патология не бывает без задержки интеллектуального развития. Эти патологии тесно связаны. Поэтому разговор том, что задержка речевого развития существует сама по себе - чепуха. И любая задержка интеллектуального развития обязательна ведет и к задержке речевого развития. С умом мы начинали разбираться, теперь речь: «Утебя хорошо и быстро начинает развиваться речь. Ты начинаешь так же хорошо говорить, как говор я, твоя мама. У тебя во время речи все лучше и лучше работаю губки, язычок, горлышко. Ты начинаешь очень легко и красив произносить те звуки, которые не получались раньше. Ты очень хорошо начинаешь оформлять фразу словами. Тебе все легче и легче находить слова, которые выражают твои мысли. Твоя го­ловка начинает считать. Тебе все легче и легче считать. У тебя все лучше и лучше усваивается счет».

Наши рекомендации