Ты хорошо спишь. Ты легко и быстро засыпаешь.
И тут масса всяких нюансов: одни дети не засыпают в темноте, другие не засыпают, когда остаются одни в комнате, третьим нужна музыка.
Ты хорошо засыпаешь. Тебе нравится засыпать одному. Тебе нравится засыпать в тишине. Тебе нравится засыпать, когда потушен свет.
И засыпание быстро налаживается. Энурез вкладывается в блок о сне:
Когда ты ночью спишь, тебе не снится, что ты писаешь. Во время ночного сна твой мочевой пузырь удерживает жидкость; во время ночного сна у тебя сфинктер, выход из мочевого пузыря закрыт. Тебе во время сна совсем не хочется писать и не снится, что ты писаешь (потому что иногда им снится, что они писают). Твой мочевой пузырь терпеливый, твой мочевой пузырь крепкий. Он всю ночь удерживает мочу. И потом уже отдельно - в любое место вставьте: «Тебе очень нравится просыпаться сухим».
Заикающиеся в своем большинстве стараются освободиться от икания. Даже маленькие. Даже маленькие, пятилетки, закрывают ротик ручкой, отказываются говорить. Они хотят хорошо говорить. А энуретики, даже подростки, иногда, беспечны, безразличны. К сожалению, у больных, страдающих энурезом, интеллектуальный уровень часто невысокий. Ниже чем, например, у заикающихся.
Как-то мы провели работу: посмотрели успеваемость заикающихся с первого по десятый класс в одной школе. Сравнили с успеваемостью других учеников в этой же школе. Что нас потрясло? Во-первых, оказалось, что заикающиеся в целом учатся лучше, чем не заикающиеся. Вне всяких сомнений. Во-вторых, оценки по поведению у заикающихся на порядок выше. А в-третьих, что оценки по устным предметам у заикающихся выше. Несмотря на то, что они заикаются, оценки у них выше. То ли учителя идут им навстречу, то ли они достаточно компенсируют свои трудности. А вот энуретики интеллектуально слабее, у них больше органики. Невротический энурез хорошо лечится. До трех-четырех лет ребенок был опрятным, потом - срыв, регресс (обычно это происходит в детском саду). Виной тому передержки на горшке или другие ошибки. Результаты лечения неврозоподобного и органического энурезов развития неоднозначны. Улучшение получается, а полное излечение - не всегда. Нужно ждать возрастного самоизлечения.
И обязательно говорите.
Ты хорошо и быстро отдыхаешь, когда спишь. Можно выделить: «Тебе нравится спать одному, без яркого света».
Дальше отличная, с моей точки зрения, фраза:
7. Ты видишь только хорошие добрые сны. Это прекрасно. Все ночные страхи здесь сидят. Во время сна ты видишь только хороших теть и дядь. Во время сна ты видишь только хороших ласковых добрых зверушек. Когда ты спишь, ты видишь только тех, кто тебя любит или кого ты любишь. Здесь вы варьируете.
При фобических реакциях общая фраза такова:
8. Ты храбрый и смелый мальчик / Ты храбрая, смелая Девочка. Тебе хочется быть таким же храбрым, как разведчики или космонавты. Тебе очень нравится или начинает нравиться быть в такой обстановке (которой он боится: боится темноты, боится оставаться один). Ты начинаешь очень любить собак. Можносказать:«Ты хочешь быть и тебе нравится быть смелым и храбрым». Здесь может быть затронута серия поведенческих проблем.
Стараемся уходить от негативного отрицания, даем только позитивное.
Тебе начинает нравиться ходить в школу. Страх перед школой. Все надо конкретизировать. Здесь страх перед школой, школьный невроз обязательно идут в этом блоке:«Ты смелый, храбрый. Ты с удовольствием начинаешь ходить в школу и будешь ходит в школу».
9.Речь. Речевая патология не бывает без задержки интеллектуального развития. Эти патологии тесно связаны. Поэтому разговор том, что задержка речевого развития существует сама по себе - чепуха. И любая задержка интеллектуального развития обязательна ведет и к задержке речевого развития. С умом мы начинали разбираться, теперь речь: «Утебя хорошо и быстро начинает развиваться речь. Ты начинаешь так же хорошо говорить, как говор я, твоя мама. У тебя во время речи все лучше и лучше работаю губки, язычок, горлышко. Ты начинаешь очень легко и красив произносить те звуки, которые не получались раньше. Ты очень хорошо начинаешь оформлять фразу словами. Тебе все легче и легче находить слова, которые выражают твои мысли. Твоя головка начинает считать. Тебе все легче и легче считать. У тебя все лучше и лучше усваивается счет».