Вывести учащихся в чтение легко и быстро!

ИНСТРУКЦИЯ К АРАБСКИМ КУБИКАМ

Отвергаем широко распространенное заблуждение, что прежде, чем научиться читать, нужно знать названия букв, алфавит. Мешают научиться читать и многочисленные азбуки с привязкой названий букв к картинкам.

Кубики и таблицы предъявляются двухлеткам, трёхлеткам и более старшим детям и взрослым сразу все, сразу всеми кубиками и начинаем оперировать, складывая слова, прописывая их указкой по таблице, с первых занятий.

Кубики различаются по цвету фона, цвету букв и наполнителю (серые – камешки, жёлтые – полистерольные шарики или бумажки). Лучше, если будете собирать вместе с ребятами, чтобы у них не возникало желания кубики разбирать. "Пока кубики собирали, он и читать начал", - рассказывает мама о своем четырёхлетнем сыне. Не все ребята будут так быстры, но бесспорно одно - обучение по новой технологии выводит в чтение намного раньше и быстрее, чем по технологиям традиционным, слишком ранним, почти немедленным вводом терминологии. Твердые-мягкие, такие-сякие и прочие названия дадим потом, оформив словесно-логически то, что хорошо ПОКАЗАНО цветом, формой, объёмом, компоновкой, ПРЕДСТАВЛЕНО как система.

Учимся играя! Игра только тогда и там, где есть ТВОЙ ВЫБОР, ТВОЙ ПОИСК, ТВОЯ БОРЬБА. Игра мобилизует ТВОИ возможности, инициативу, учит сотрудничать, когда выступаешь за команду, тактике, стратегии. Используются ТВОИ индивидуальные качества - вот тебе и ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ обучения. Без выбора, поиска, борьбы нет игры. Для детей все занятия – игра, тогда ожидаем быстрый выход в чтение. Ребята поют, прыгают, бегают, хлопают в ладошки, если есть возможность - висят на канатах, ползают по шведской стенке и... как-то между прочим выучиваются читать. Пока один пишет/читает - другие прыгают-бегают в тренажерном зале. Смена деятельности – лучшее усвоение. Всё схватывается системно.

Логопеды сообщают, что благодаря "Кубикам" значительно быстрее выправляются недостатки речи, выучиваются читать и реабилитируются к пяти-шести годам дети с диагнозами ЗПР и ОНР, выводят в речь молчащих (аутичных) детей.

Таблица развешивается: буквы в два ряда попарно (как учим буквы парами), если работа в группе - нижний край таблицы на уровне глаз учителя. В домашних условиях при индивидуальной работе удачнее разместить в углу. Ребенку меньше бегать от одного края до другого, а также на ней можно рисовать, ребусы разгадывать (таблицу в этом случае помещаем в пленку или термопленкой для учебников защитим – такая таблица одновременно и пропись). Для кубиков нужна полка под таблицей (а лучше две-три параллельные). Все кубики выкладываем на столе подальше от полок, чтобы детки побегали (если неправильный кубик принес, то снова его прочитаем – закрепим). Для слов с огласовкой кясра/танвин (выделено красным) подставим кубики с белыми гранями (на кубиках их много).

Серый фон – твёрдые буквы (как камень)

Желтый фон – мягкие буквы (как мягкое масло)

Синие буквы – солнечные буквы

Читаем с указкой таблицу нараспев (отрабатывая произношение) – по букве со всеми сочетаниями, по горизонтали всю таблицу, вертикали всю таблицу. Чем чаще, тем лучше. Подобный ПОКАЗ снимает с преподавателя массу словесно-логических пояснений, учащиеся, уловив законы соотнесения, быстро запоминают и отыскивают нужные буквенные сочетания.

Поём и показываем сочетания указкой. Когда стучим указкой и говорим ТУК-ТУК-ТУК-ТУК! ребята хлопают в ладошки и прыгают, на ТЮК-ТЮК-ТЮК-ТЮК и стук указкой ребята хлопают в ладошки и прыгают на одной ножке. Преподаватель может организовать ритмические движения детей, разумеется, и на свой вкус. Главное в том, чтобы дети двигались, сами убедитесь, как они оживятся. И запомнится изучаемый материал намного быстрее!

Обучение чтению, соединённое с пением, идёт намного быстрее и радостнее.

Ударные буквы "тянутся", а безударные коротенькие-коротенькие; кубик со знаком ударения ставим на тот кубик, который произносится намного дольше, чем остальные. И ударение именно ПОСТАВИЛИ.

ПУТЬ К ЧТЕНИЮ ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ ПИСЬМО. Существует определение письма как превращения звуков в знаки. Чтение отсюда превращение знаков в звуки.

А вот из кубиков слова составлять, указкой писать по таблице, смотреть, как пишет обучающий (мама, папа) большими буквами на доске (большом листе бумаги, садовой дорожке) заказанное тобой или товарищем слово - всегда интересно. Интересно (в четыре, пять лет) печатать разные слова на машинке, компьютере. На компьютере можно печатать крупными буквами, легко исправлять ошибки.

Раньше нужно начинать! Быстро выявятся дети, которым труднее. Ребёнок 3-5 лет намного пластичнее, чем семилетка.

Отрабатываем, читая попарно «сложные» буквы:

Вывести учащихся в чтение легко и быстро! - student2.ru С первых уроков пишем по таблице различные слова/словосочетания/предложения с пунктуацией, поставив руку ребенка на указку (кинестетическое запоминание). Слова должны быть интересны ребенку.

Далее, после обучения чтению, таблица пригодится для более полного изучения арабского языка.

Остальные пособия вводим на первых же занятиях:

1. Понадобятся также карточки с картинкой и крупной подписью (чёрным цветом выделяем ударную букву, второстепенное ударение – серый цвет, остальные буквы разными цветами - по «зайцевски»). Вначале обучаемые учатся выделять буквы в словах, ударную букву. Эти же карточки (заламинированные или в плёнке – фломастерами пишем) используем как пропись.

2. В обычных книгах подписываем картинки крупно и по «зайцевски».

3. Презентации с последовательно появляющимися буквами и далее картинкой очень нравятся детям.

4. Нужны будут крупно напечатанные сочетания букв для отработки скорости чтения (с озвучкой), читаем нараспев.

5. Карточки с крупными цветными фразами(например, скороговорки или фразеологизмы), далее книги с крупным цветным шрифтом (удачны книги-плакаты для вынужденного чтения). Со временем шрифт уменьшается, количество текста увеличивается.

6. Печатают ученики на компьютере крупным шрифтом.

7. Прописи с крупными буквами.

Дополнительные материалы и игры на форуме Методики Зайцева.

ИГРЫ С ТАБЛИЦАМИ И КУБИКАМИ

(русский вариант – выдержки из книги Зайцева Н.А. «Письмо.Чтение.Счет»)

ВИДЫ ПИСЬМА

1) КАК ТЕБЯ ЗОВУТ? - КА-ТЯ. Всего два кубика. Конечно, рациональнее четырёх К-А-Т-Я. А теперь кубики перевернули-перевернули, переставили-переставили. Где твое имя? Вот оно. КА-ТЯ. Опять перепутали-переставили. Где? Нет, это ТЮКА, ты ТЮКА. Двухлетняя девочка смеётся. Начинает шалить. Ты ТИКА. Ты ТЕК. Вот смотри, как надо: КА-ТЯ. Опять перевернули кубики, переставили. Где ты? Ужас какой! Ты КЫТЬ. Ты ТЬКА. КЭТЯ. КУТЯ.

Из двух кубиков - 72 комбинации. Из трёх - 1296. Из четырёх - 1140. Запомнить, какой кубик сначала, какой потом, где верх, где низ букв, запомнить СВОИ кубики, а на них СВОИ склады, учиться составлять и прочитывать слово справа налево не так-то просто. Но и не так тяжело - со взрослым. С одного-двух-трёх весёлых, непродолжительных занятий Катя научится составлять своё имя, потом находить СВОИ квадратики в таблице, выискивать СВОИ кубики среди других.

Через некоторое время обязательно понадобится и фамилия.

А если ребят много, группа? - Дадим указку ребёнку, обхватим его руку своей, другую на плечо и, стоя за его спиной, напишем указкой имя по таблице 1. Все наблюдают внимательно, тянут руки к указке: "Меня еще не писали!" Изучаем склады (пошли влево, пошли вправо, рука вверх, рука с указкой вниз) не только глазом, ухом, но и телом. Двигательная память, мускульная, моторная, кинетическая, мышечная, кинестетическая, различение по весу, объёму, ощущаемой руками вибрации - КИНЕСТЕТИКА, одним словом. Всё это и есть НАГЛЯДНОСТЬ. Не только глядеть, а воспринимать в движении, щупая, нюхая, пробуя, - ни одного канала восприятия не бывает лишним. С запахом и вкусом тоже не шутки, вспомните о слепоглухонемых.

2) Составим из кубиков, пропишем указкой по таблице МА-МА, ПА-ПА, имя брата, сестры, БА-БУ-Ш-КА, КО-Ш-КА СО-БА-КА (говорится "сабака", а пишется "собака"), как' маму зовут, как папу, и дедушка СА-ША, и бабушка 0-ЛЯ, а еще дедушка ВИ-ТЯ и бабушка ЛА-РИСА.

Сначала король, теперь окружение: его люди, животные, вещи.

3) КАКОЕ СЛОВО ТЕБЕ НАПИСАТЬ? - по твоему выбору, какое ты хочешь. Любое. Пишем сотни слов, тысячи. Указкой по таблице, кубиками. Ведь это быстро, не надо доски, мела, тряпки, фломастеров, бумаги.

В детских садах, где в группах развешены таблицы, есть полки для работы с кубиками, дети и без воспитателей постоянно что-то пишут указками, составляют слова из кубиков.

Какое слово тебе написать? Машина. Даем указку ребенку, обхватываем его руку своей и водим: МА-ШИ-НА. - А тебе какое?

Каждый наблюдает передвижения указки, горит от нетерпения - так ему хочется, чтобы и его слово написали.

Только тогда, когда много пишем, по-настоящему почувствуем, что такое слово, его границы. Потом только можно выходить в предложение.

При понимании письма как просто шкрябания ручкой в тетради, шестилетка за весь год напишет в первом классе не более двухсот слов. При наших подходах - еще и до шести лет многие тысячи. Даже двухлетки так писать любят.

4) Через некоторое время начнем разнообразить предыдущую игру. Спросите ребят: "ЧЕГО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ПОКУШАТЬ?" И будем писать: бананы, помидоры, пельмени, яблоки и т.д.

А мороженого хотите? Сейчас сделаем. Несите МО. И несут. Четырёхлетки - на второй, на третий день. А что удивительного, ребята любят работать стайкой, соревнуясь, наблюдая друг за другом. Лучше, если полка, на которой составляем слова, в одном конце комнаты, а стол с кубиками - в другом, подальше. Толпой бегут к столу, каждому хочется найти кубик первым. Нашли, бегу обратно.

- Правильно, вот МО, ставьте сюда, белой полосочкой вниз. Несите РО... Несите ЖЕ. Большой двойной железно-золотой... Несите НО... Несите Е, маленький золотой... И вот, слово составлено.

- А какой кубик дольше других произносится? Прочитайте слово, указывая на кубики, на РО палец естественно, задержится подольше.

- РО! - кричат ребята, приносят белый кубик и СТАВЯТ ударение. Этим кубиком уже пользовались раньше. Теперь все готово.

- Кто будет мороженое кушать?

"Кушать" - значит прочитать, указывая пальчиком кубики. Ребята мигом принимают игру. Один мальчик вниз головой висел, продев ноги в кольца, но как до "кушанья" дошло, быстро высвободился и тоже принял участие.

Иногда ребята приносят не тот кубик. Ничего страшного:

- Это К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ, большой деревянно-золотой, а нам нужно М-МА-МО-МУ-МЫМЭ, большой железно золотой.

Никто не бегает зря, - даже если не тот кубик принёс, всё равно что-то узнаешь, уточнишь. Постепенно становишься внимательнее, зорче.

Бывает и так: кубик выбрал правильно, а где на нём, например, НО, пока ещё не определить. Тогда ребята вертят кубик, а воспитатель подсказывает: это НЫ, это НУ, это НА... Вот НО, догадываются ребята.

5) Описанным выше способом можем из кубиков приготовить целый "обед": ЩИ, КА-ША, ПЕ-ЛЬ-МЕ-НИ, МА-С-ЛО, РЫ-БА, КО-М-ПО-Т, Я-ГО-ДЫ, ЧА-Й. Конечно, ребята САМИ составляют слова. Воспитатель только немножко помогает:

смотрит, чтобы справа налево не писали, кубики вверх ногами не ставили, чтобы слова друг на друга не наезжали. "Обед" готов, прочитываем названия блюд. Ребята читают, воспитатель только ставит на слово кубик ударения.

А теперь игра: "КТО ЗНАЕТ, ГДЕ ЧАЙ?" Все бросаются на поиск. Тот, кто покажет первым, "выходит" - идёт в свободный угол, где может заниматься чем хочет; еще лучше - залезает на канат, на шведскую стенку. Как правило, ребята продолжают наблюдать издали, дожидаясь выхода последнего участника. "Кто знает, где пельмени? - Выходи!"

И так далее. С выходом последнего участника слова переставляются ("Никто не подглядывает, отвернитесь!") и игра возобновляется. Через 3-4 круга можно начать новую игру.

Ставя кубик с ударением на ударный склад слова, спрашиваем: "КТО ЗНАЕТ, ЧТО ЭТО?" "Ягоды!" - выкрикивает кто-то и выходит первым. "А что это? - каша!" Продолжаем, пока все не выйдут, переставляем слова и начинаем новый круг.

Ребёнок приучается целиком воспринимать слово, не по кусочкам, спотыкаясь, его прочитывать, а целиком. Первая игра (Кто знает где...?) - превращение звуков в знаки - письмо; вторая (Кто знает, что это?) - превращение знаков в звуки - чтение.

Можно и чего-нибудь вкусненького "покушать».

6) МАГАЗИН. До этой игры, варианта предыдущей, многие додумываются сами. Сначала вместе с ребятами выкладываем из кубиков названия товаров. Когда всё готово, можно давать аналогичные задания. А можно и так: "Ну-ка, сбегай в магазин, купи ПЕЧЕНЬЕ (КОФЕ, ПЕРЕЦ, МАКАРОНЫ...)". Поскольку каждый "продукт" существует в одном экземпляре, то достаётся тому, кто пошустрее. Он и уходит с "покупкой". Его сменяет следующий играющий.

Оживляются самые нерасторопные, малоактивные дети, игра мобилизует их, заставляет действовать.

7) Можно устроить ЗООПАРК: ВО-Л-КИ, ЖИ-РА-ФЫ, МЕ-Д-ВЕ-ДИ, ЗА-Й-ЦЫ, КА-БА-НЫ, ЛЬ-ВЫ, ГУ-СИ, МЫ- ШИ, А-И-С-ТЫ, ЧЕ-РЕ-ПА-ХИ. Или так: К-РО-КО-ДИ-.Л, ЛИ-СА, ЖА-БА, 3-МЕ-Я, МУ-ХИ (везде летают), ПО-ПУ-ГА И, СИ-НИ-ЦА, МЫ-ШЬ, ПЕ-ТУ-Х, и четверо ребят пришли:

ВО-ВА, ВИ-ТЯ, НА-ДЯ, БО-РЯ.

Журналистам простительно, а педагоги не должны заблуждаться: ни зарубежные, ни российские годовалые дети не читают. Они и говорить-то ещё не умеют.

Ребята эти ПИШУТ !!! То есть звуки превращают в знаки. Вроде Вани Махини, с удовольствием показывающего папе, как много он уже понял, во всем разобрался, готов к новым подвигам. Один раз папа принес домой большой бидон. Ваня никогда не видел такой штуки, осмотрел снаружи и изнутри, а потом потащил папу к кубикам: напиши!

Всё это виды превращения звуков в знаки, то есть письма. В играх типа 5-6-7 сразу выявляются дети, которые мигом всё понимают, быстро отыскивают нужные кубики и склады, составляют слова, прочитывают. Есть дети помедленнее. Выявятся и слабенькие. Но и они подтянутся. Когда "быстрые" дети отирав лены на канаты, шведскую стенку или в другой угол комнаты -пусть наблюдают оттуда, - появляется возможность поработать с "медленными". Только последнего "медленного" отправишь, когда он все-таки сделает то, что и остальные (помоги ему, натолкни) - тут же все опять возвращаются обратно, и он вместе с ними.

Что происходит? - Да столь модное ныне ТЕСТИРОВАНИЕ, только более точное, надежное, не завуалированное якобы психологической учёностью и доступное для любой мало-мальски подготовленной воспитательницы детского сада. Убедительно такое тестирование и для родителей.

8) Игрой, похожей на предыдущую, является и ПОЕЗД. Поставили паровозик, за ним вагончики из кубиков. Каждое слово - вагончик. Кто в этом вагончике поедет? - ВА-НЯ поедет. А маму возьмем? МА-МА. Дальше еще слова-вагончики: ПА-ПА, СО-БА-КА, друг ТО-ЛЯ, ДЕ-ДУ-Ш-КА, 0-БЕ-ЗЬ-Я-НА. И вот поезд отправляется. Гудок. Едем-едем, станция. Все пошли гулять - гуляйте, ребята, сюда не смотрите, - в это время все вагоны переставили (переставляем "вагоны"). Как теперь узнать, кто где едет? И опять задания двух видов: "Где едет дедушка?" и "Кто в этом вагончике?"

9) Игра по таблицам. Вызываете двух ребят из разных команд. - КТО БЫСТРЕЕ НАЙДЁТ МИ? - Выигрывает и получает очко (бирку, метку) тот, кто покажет МИ первым. Выходит следующая пара. - КТО БЫСТРЕЕ НАЙДЁТ СО? -И так далее. В конце игры подсчитываем количество очков (бирок, меток) у каждой команды. Игра очень азартная. Ребята кричат, подсказывают. А подсказывать не умеют. Нужно их научить. Что вы кричите: выше, ниже, левее, правее? Нужно говорить: маленький железно-золотой ( ЗЕ), большой деревянно-золотой (СО), большой железный (Д).

10) ЖИВОЕ СЛОВО. Кубики распределяются на пять площадок. 9+9+9+9+10= 46 кубиков, сорок седьмой, беленький, у наставника. Играющие разбиваются на пять групп, каждой группе по площадке. Наставник громко объявляет:

- ЗА, иди сюда!

Выбегает ребенок и ставит кубик ЗА на полку.

- И, иди сюда!

Справа от ЗА приставляется новый кубик.

- ЧИ, иди сюда!

На полке растёт хорошо всем видное слово.

- КИ, иди сюда!

Написали. Наставник ставит на ЗА ударение.

- Ребята, что получилось?

- ЗАЙЧИКИ! - дружно отвечает группа.

- Забирайте свои кубики, возвращайтесь на свои места. Написав 4-5 слов, ребята меняются площадками, делают переход, как в волейболе. Каждая группа должна пройти через все площадки, поработать со всеми кубиками. Игра протекает быстро, живо, ребята никому не дают зазеваться, кое-кто от нетерпения к соседям сбегает, кубик покажет: "Что вы спите, вот он!"

От прописывания слов до предложения - один шаг. Чуть позже расскажем, как его сделать.

11) ПИШИТЕ КУБИКАМИ ИЛИ УКАЗКОЙ ПО ТАБЛИЦАМ ПРИ ПЕРВОЙ ВОЗМОЖНОСТИ, по 20-30 и более раз в день. Во-первых, ребята должны видеть, как вы это делаете, чтобы самим успешнее имитировать ваши действия. Во-вторых, от этого в значительной степени зависят успехи ребят в будущем письме и в чтении.

Сели читать ребятам сказку - название обязательно выложите из кубиков на полке. Слушают ребята сказку и видят: МАША И МЕДВЕДЬ, три слова, и почему МЕ (воспитательница рассказала), и почему ДЬ знают. Новую сказку стали читать - опять название сложили. А перед третьей ребята сами напомнят, что надо сделать.

Выкладываем на полке имена персонажей сказки, слово, которое ребятам толкуем, пишем вместе с ними дни недели, поздравления с праздниками, днями рождения.

У воспитателей, закрепившихся в такой работе, почти и нет специальных занятий по обучению чтению, а все дети прекрасно читают. Как раньше ни в одной деревне не было курсов по запряганию лошади (вторник и пятница, с девяти до одиннадцати), а все, однако, ездили.

12) Пишем указкой по таблице только домашних животных, только диких, только насекомых. Только цветы, фрукты, овощи, мебель, одежду и прочее.

Слова предлагают сами дети, кто предложил, тот и полу чает указку.

13) То же, что и предыдущее, но ребята ПИШУТ САМИ, без помощи воспитателя, стоящего за спиной и водящего их рукой. Некоторые ребята уже могут сами, а другим страшновато. Но втроём, вчетвером - бригадой не страшно, справимся. Слова предлагает воспитатель.

14) СЛОВА С ЗАДАННЫМ КУБИКОМ. Это значит, что будем писать любые, какие хотите слова, но чтобы заданный кубик (к примеру, В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ) в слове участвовал. ВОЛК, ВОРОНА, ВУЛКАН, ГОЛОВА, ВЫДРА, КОЛЕН-ВАЛ и т.п. Ребёнок, предложивший слово, получает указку (всем хочется), выходит и пишет слово с помощью воспитателя. С каждым днём чувствуешь, что ребята делают это все увереннее и увереннее. Некоторые уже совершают отстраняющее движение локтем: "Я сам!" А девочка, которая предложила хорошее слово ВЕЕР, не получила указки - будь внимательнее, ВЕ не с этого кубика, а с маленького ВЬ-ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВИ-ВЕ.

15) Особенно важно написать побольше «сложных» слов. Понятно, почему. И ошибок на произношение в таких словах побольше, да и с их правописанием немало проблем.

16) ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА с заданными кубиками. Если ребёнок говорит [масына], значит, надо в группе (ему и так уже с его недостатком все надоели) поработать с кубиками Ж3, Ш-С, заодно прихватив и кубики ЗЬ-СЬ.

Если ребёнок вместо гусь говорит [дусь], а вместо Галя - [даля], поработайте с кубиками Г-К и Д-Т, ГЬ-КЬ и ДЬ-ТЬ.

В процессе работы, наблюдая за собой и другими ребятами, различая глазами, руками, помня телом местоположение в таблице складов, которые он не различал на слух, ребёнок, в большинстве случаев, сам себе выправляет произношение без походов к логопеду.

Очень важно, что во время такой работы его никто не дёргает и даже как бы не обращает на него внимания.

Воспитатели детских садов, вооружённые кубиками, сплошь и рядом работают лучше логопедов, не пользующихся кубиками.

17) Задания, аналогичные 14-15-16 ребята выполняют САМОСТОЯТЕЛЬНО, выходя к кубикам или таблицам бригадами по 3-4 человека (в одиночку ещё не каждый писать решится, а втроём-четвером не страшно). Слова придумывают сами или пишут заданные воспитателем.

18) Ребёнок получает КАРТИНКУ С НАДПИСЬЮ, выполненной заглавными печатными буквами: САМОЛЁТ. Нужно такое же слово СОБРАТЬ ИЗ КУБИКОВ.

Впервые предложив это задание детям, я был поражен тем интересом, который они к этой форме работы проявили. У каждого, конечно, была своя картинка, каждому нужно было составить своё слово. Иногда ребята совершают ошибки, СА-МО-ЛЁ-Т, к примеру, могут сложить не из четырёх, а из пяти кубиков: СА-М-0-ЛЁ-Т. Из четырёх, конечно, рациональнее, и когда предлагаешь то же слово набрать из четырех кубиков, ребята быстро находят решение.

Пришлось задуматься: а почему им нравятся такие упражнения? Во-первых, наверно, потому, что нужно самим вести поиск и выбрать нужные кубики из общей массы, узнать их. Во-вторых, соотносить настоящие буквы (на картинке) с не совсем настоящими, вроде бы игрушечными, "детскими" буквами на кубиках. А читать придётся скоро книжки, написанные "взрослыми" буквами. Тут у ребенка свой практический расчет, прикидка на будущее.

А для учителя чем хорош такой вид работы, как он проявится в будущих успехах его учеников? - Так ведь это же задание на переписывание. Для ребят, которым, чтобы прочитать слово, нужно потрудиться, потратить время, слово легче перерисовать. Отсюда пропуск букв, другие ошибки.

Интересно, что подобное переписывание значительного количества слов с удовольствием проделывают трёх-четырёх-пятилетки. При понимании же письма как просто шкрябания ручкой в тетради ребёнок доберётся до аналогичной работы на несколько лет позднее.

19) Командная игра. Воспитатель объявляет: КАША - СУП. Выходят двое, по человеку от команды. Каждый получает по два кубика, заранее не зная, какие кому достанутся. Тот, кто составит слово первым, получает очко (бирку, метку). КОТ -ПЁС - выходит следующая пара играющих. ДУБ - ЕЛЬ - третья пара. Будьте внимательны, предупреждает воспитатель, говорится [дуп], а пишется ДУ-Б, потому что ДУ-БЫ. Через одну-другую пару слов нужно провести закрепление, дать ребятам написать ДУБЫ - ЕЛИ.

В конце игры подсчитываем количество очков, набранных каждой командой. Гиперактивные дети успокаиваются, сосредотачиваются, начинают работать. Малоактивные дети оживляются, становятся самостоятельнее.

20) Та же игра, но со словами из трёх, четырёх, а то и пяти кубиков. Отличие в том, что теперь ребята должны выбирать кубики на столе из общей их массы. МИМОЗА - СИРЕНЬ, ВОЛК ЗАЯЦ

Возможности подбора пар слов для этой игры расширяются, если работать не с одним, а двумя комплектами кубиков.

21) Какое слово я задумал(а)? Птица есть такая, вот из этих кубиков состоит: Р-РА-РО-РУ-РЫ-РЭ, В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ, Н-НА-НО-НУ-НЫ-НЭ?

- ВОРОНА! - Догадывается первым какой-то ребёнок, выбирает двух друзей и вместе с ними идет складывать из этих кубиков слово.

Вариант игры: что у меня в шкатулке? Вот из этих кубиков состоит: Т-ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТЭ, А-0-У-Ы-Э, К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ?

Тоже птица. Тому, кто догадается, что это УТКА, вручается картинка с уткой.

22) Игра под названием ВОЛШЕБНИК. Выставляется на полке какое-нибудь слово. Условия:

1. Кубик можно в слове повернуть.

2. Кубик в слове можно переставить.

3. Кубик можно заменить, т.е. любой из слова вынуть, а любой другой в начале, середине, конце оставшейся части слова поставить.

4. Кубик можно добавить (за это два очка).

5. Кубик можно из слова убрать.

Но так, чтобы каждый раз в результате только одного из перечисленных действий получалось новое слово.

Допустим, начали со слова ВОЛК. Убрали последний кубик, стал ВОЛ. Заменили кубик, получили КОЛ, ещё заменили - КОЗА, потом КОНЬ - ПЕНЬ - ДЕНЬ - ТЕНЬ -СЕНЬ - СЕЛО ДЕЛО - ЛОСЬ - ЛОСОСЬ и т.д. Каждый, кто сможет изменить слово, - волшебник.

23) Злой волшебник превратил мальчика Ваню в собаку. А вам, ребята, нужно Ваню расколдовать. На полке из кубиков собрана СОБАКА. Играем на тех же условиях, что и в предыдущей игре: СОБАКИ - БАКИ - БАНЯ - ВАНЯ.

Можно кошку превратить в тигра: КОШКА - КОРКА - КОРТ - БОРТ - БОР - ТИР - ТИГР. И прочее, и прочее. Что угодно можно превратить во что угодно, а игру назвать модным словом ТРАНСФОРМЕР.

24) Все в детстве играли "в города": Воронеж - Житомир - Ростов - Вильнюс - Саратов...

Можно играть в нечто подобное и па кубиках, только не в города, а на любое слово - имя собственное, нарицательное, в любом падеже, числе, времени, лице, любой части речи. И не на последнюю букву, а на последний склад. Игра командная.

ХА-Л-ВА, ВА-ЛЕ-НО-К, К-РО-Т, Т-РО-ПА, ПА-Р, Р-ВА-ТЬ, ТЬ-МА и т.д.

Цель игры - поставить команду соперников в такое положение, задать слово на такой склад, чтобы соперники не могли придумать на него слово. Всего два слова, например, начинающихся на ТЬ: тьма да тьфу. Падежи, правда, могут выручить: тьмы, тьме, тьмой... Нет слов на СЬ, ну, кроме имен собственных Сью, Сыози. Нет слов на ЗЬ. Команда, попавшая в безвыходное положение, наказывается каким-нибудь весёлым штрафом, а чтобы продолжить игру, надо придумать слово с трудным складом не в начале, а в середине слова.

С малышами складываем слова из кубиков. Детям постарше показываем слова указкой в таблице, чуть позже ребята начинают делать это сами.

Игру можно назвать ЦЕПОЧКА.

25) Дайте ребятам постарше, которые уже умеют читать, пять кубиков и предложите составить слово ЛЕСТНИЦА. Почти наверняка ребята напишут ЛЕСНИЦА и скажут, что один кубик лишний. Нет, не лишний, он тоже нужен. Чуть поспорив, начинают искать ему место. Дайте ребятам поэкспериментировать, не подсказывайте решения. Пусть помаются, спросят у взрослых. Кто-нибудь да вызнает. Тогда продемонстрируйте всем слово, собранное из пяти кубиков. Да ещё объясните, почему оно так пишется (от глагола лезть).

Подобным же образом поработайте и над другими словами с непроизносимыми согласными. Когда через неделю-другую предлагаешь написать эти же слова кубиками или по таблице, ребята пишут их правильно.

27) Контрольный диктант за первый класс: У ЯШИ ЖИВЕТ КОТ ВАСЬКА. ДНЁМ ОН СПИТ У НОРЫ. ТАМ МЫШИ. Какое изящество, какая мысль, какой стиль! Куда ни ткнешься - везде специалисты по развитию речи. Поработали бы со специалистами по составлению диктантов или контрольных работ по математике: "В овощной магазин завезли 1500 кг фруктов..."

В начале сентября 1989 года вдруг захотело наши уроки снять телевидение. Договорились со знакомым директором школы, дал он нам класс шестилеток, 37 человек. Спросили у завуча, какой диктант первоклашки писали весной. Оказался именно этот, про Яшу. Работали с классом три дня, два-три урока по 30 минут. Научились считать до ста, прибавлять и отнимать в этих пределах, по "Стосчёту" это не трудно. Быстро освоились с кубиками - ведь шестилетки! А диктант на третий день написали четыре раза, правда, кубиками. Конечно, без ошибок.

А что здесь необыкновенного? Всего 29 кубиков (три беленьких для точек) и пять красных кирпичиков из строительного набора для заглавных букв. Чем дальше пишешь, тем меньше остаётся.

У - пишет первая от окна парта и сразу кладет кирпичик на букву ( вмиг всё поняли после небольшого объяснения). ЯШИ - пишет вторая и тоже - кирпичик на Я. ЖИВЁТ (кубиками никак ЖЫ не напишешь) - третья. КОТ - уже четвёртая парта. ВАСЬКА - этим повезло пять блоков ставили: ВА-СЬ-КА, точка в конце, да ещё нашлёпка на В. И так далее. Двенадцать пар ребят только поучаствовали, а диктант уже кончился. Тихо в классе, глядят на полку с кубиками.

- Ребята, давайте еще раз напишем!

- Ага, давайте!

Быстро собрали кубики на стол, перемешали и написали второй раз, и третий. Теперь всем повезло - писали и короткие слова, и длинные, ставили точки, отмечали заглавные буквы.

А на четвёртый раз оставил самых слабеньких - и те справились.

В садиках, где работают по нашим методикам, пишут диктанты и посложнее.

28) Только что была показана техника диктанта кубиками. А теперь О ДИКТАНТЕ ПО ТАБЛИЦАМ. Приготовьте пять картонок ( шириной 10 см) со знаками препинания и распределите их над таблицей 1, но которой будем писать указкой. Пробел обозначен двумя вертикальными чертами, остальные знаки часто встречающиеся в последнем листе таблицы (можно добавлять).

Наши рекомендации