При дислексии: «У тебя появляется желание не только слушать, когда мама читает книжки, но и самому их читать. У тебя начинает появляться умение складывать буквы, ты хорошо усваиваешь буквы».

Заикание. Слово «заикание» мы убираем, не надо ребенку знать, что он заикается. Это большая ошибка, когда в присутствии маленьких детей мы фиксируем на этом внимание, вбиваем им в го­лову, что у них что-то не так с речью. Надо давать информацию, что у них все хорошо:«Тебе очень нравится говорить слитно, плавно и легко. Тебе все меньше и меньше нравится спешить, споты­каться, захлебываться. Тебе очень нравится говорить красиво, громко и выразительно. Тебе очень нравится говорить так, что­бы одно слово продолжало другое». Заиканию вы противопостав­ляете внутреннюю установку на здоровую активную речь: «Тебе нравится громко, на весь лес кричать». Старый способ выкрикивания заикания - прекрасный способ. Поорали, поорали - пе­рестали заикаться. Утебя появилось желание говорить с ребята­ми в детском саду, с взрослыми, с мамой, с папой.

При страхе речи:

Ты очень смело говоришь. Тебе нравится говорить с не­знакомым человеком.

При логофобии[16] мы соответствующим образом противопос­тавляем желание ее преодолеть. Оно очень хорошо и быстро реали­зуется в этом плане.

Поведенческий блок. В краткую базовую программу этот блок не входит, только при составлении индивидуальных программ. Мы уже говорили, что часто мама, и особенно бабушка, требуют, чтобы дети были послушными, исполнительными, спокойными. Лично я люблю детей активных, самостоятельных, подвижных. Я начинаю раздражаться, когда мама приводит ребенка и с гордостью говорит «вот, какой он у меня хороший», «какая она у меня замечательная, дисциплинированная, культурная, однако проблемы есть». Я люблю таких детей, которым палец в рот не клади: и ответят, и слушаться просто так не будут. Пример приведу. Был мальчик, с которым всем было трудно. У меня же он вызывал море положительных эмоций в процессе работы. Мама его постоянно держала в напряжении, тюка­ла, нормальных отношений не получалось. Шло «кровопролитие» полное. Мама - одиночка, педагог. Она возмущалась: «Видите, как он себя ведет!». А он рассуждал на различные темы, и с ним было трудно, но интересно: все замечал, критиковал. Активный, умный, хороший парень. Наша задача заключается не в формальном лече­нии (в общем-то здорового ребенка), а в глубинной перестройке всей системы отношений мама-ребенок.Тебе очень нравится быть хо­рошим. Ты очень любишь быть хорошим. Тебе очень нравится быть добрым. Ты любишь делать сестричке, братику, маме по­дарки. Тебе очень нравится быть терпеливым. Тебе очень нра­вится не обижать других детей. Поведенческие реакции. Все стро­им на положительных эмоциях: хочется - не хочется. Хочется: быть хорошим; неприятно: быть плохим. Подкрепление положительным хорошим поступком.Тебе очень нравится, когда тебя хвалят в школе. Тебе очень неприятно, когда тебя ругают в школе. Ты очень горд, когда маме говорят, что ты хороший. Тебе очень обидно, когда говорят, что ты плохой. Тебе не нравится обижать других. Тебе не хочется обижаться. Тебе нравится любить.И такдалее. Если ребенок ворует, нужно говорить следующее:«Тебе очень нравится, когда ты удерживаешься от того, чтобы это сделать».Идальше ваше творчество.

Патологические привычки:«Тебе перестает нравиться грызть ногти. Тебе совсем не нравится грызть ногти. Тебе совсем не нравится сосать язык, кусать губы. Тебе совсем не нравится грызть карандаш или ручку. Ну, это на некоторых совсем не дей­ствует. Почему-то это очень вкусно! Ну, может быть, надо говорить, что:«Вкус карандаша, который ты грызешь или ручки, которую ты кусаешь, ужасно противный». Может быть, так формулировать.

Энкопрез.

Тебе очень неприятно, когда у тебя грязные штанишки.Опять же осторожно, чтобы не вызвать психологической травмы. И ты очень рад, когда показываешь маме с папой чистые шта­нишки. И ты горд, что сходил сегодня в туалет. Но, в принципе, это протестная реакция. Как правило, на уход отца из семьи. Энко­през, как правило, ночным не бывает, это уже глубокая органика, когда сфинктер почти не работает, или мы имеем дело с глубоко ум­ственно отсталым ребенком, который пачкает и мочит все подряд. Это дневное проявление. От ощущения этой теплой массы они по­лучают сексуальное удовольствие.Тебе совсем неприятно вот это ощущение. Тебе не хочется, чтобы это повторилось. И ты очень горд, когда у тебя этого нет.

Онанизм.

Тебе не нравится трогать свои половые органы. Работа с детьми мастурбирующими, онанирующими очень сложна. Но захва­тывающе интересный процесс лечения тесно переплетается с про­филактикой! А уж тут наш метод незаменим. В каждой семье вот этот акт имеет свое название. Как-то родители его обозначают. Надо этот термин обязательно включить:«Тебе не нравится вот это... Тебе неприятно это. А приятно тебе, когда ты этого не делаешь».Так как онанизм у маленьких детей бывает многих видов, необходи­мо тщательно разобраться в его особенностях, отношении окру­жающих, семейной атмосфере.

Ну и все остальные моменты расцвечиваете в эти блоки в ин­дивидуальной программе.

Наши рекомендации