Основные медико-демографические и другие показатели состояния общественного здоровья и среды обитания человека

ТЕОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Введение в предмет " Основы сестринского дела": предмет, место и роль общественного здравоохранения и здоровья. История сестринского дела. Перспективы развития сестринского дела.

Тема: "Предмет, место и роль общественного здравоохранения и здоровья. Система здравоохранения в России".

Здоровье, по определению ВОЗ(Всемирной организа­ции здравоохранения) -- состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только от­сутствие болезней (1946 г.)

Как указано в Европейской политике ВОЗ "Здоровье-21", каждый период жизни человека влияет на его здоро­вье, и необходимо стремиться к достижению полного по­тенциала здоровья для всех. При этом здоровье опреде­ляется как право всех людей и необходимое условие для благополучия, высокого качества жизни и устойчи­вого экономического развития.

По определению I Всероссийской научно-практичес­кой конференции по теории сестринского дела, состояв­шейся 27 июля - 14 августа 1993 года в Голицино, вво­дятся новые термины и понятия в сестринском деле, од­ним из которых является понятие здоровья. Здоровье - динамическая гармония личности с окружающей сре­дой, достигнутая посредством адаптации, средство жизни.

Известно, что на здоровье человека влияют как внут­ренние, так и внешние факторы, способствующие укреп­лению здоровья или разрушающие его (факторы риска), а также образ жизни человека. Охрана здоровья населе­ния является профессиональным долгом всех медицинс­ких работников.

Общественное здоровье- состояние, качество обще­ства, обеспечивающее условиями для продуктивного здо­рового образа жизни людей, не стесненного заболевания­ми, физическими и психическими дефектами.

Здоровый образ жизни - образ жизни, деятельность человека, направленная на укрепление здоровья.

Сохранение и укрепление здоровья - процесс повыше­ния информированности, изменение привычных устано­вок и поиск реальных путей, улучшающих качество жиз­ни.

Факторы риска - факторы, повышающие вероятность возникновения заболеваний (генетические (20%), окру­жающей среды (20%), образа жизни (50%), медицинские (10%)).

Основные медико-демографические и другие показатели состояния общественного здоровья и среды обитания человека

Показателями состояния здоровья населения и опреде­ления ее качества являются демографические показатели, показатели заболеваемости, показатели инвалидности, физического развития населения. Источниками этой ин­формации являются: статистические материалы виде от­четов Министерства Здравоохранения и Госкомстата РФ и материалов, основанных на доку­ментах учетного характера лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), специальных разрабо­ток на основе выборочных исследований и специальной документации в виде карт, анкет, переписей населения. В настоящее время расчет и оценка основных медико-демог­рафических и других показателей, характеризующих состояние общественного здоровья и среды обитания челове­ка, проводится в соответствии с требованиями ВОЗ.

Демография - наука о населении в его общественно-историческом развитии, изучающая вопросы естественно­го движения населения, предметом которой являются за­коны естественного воспроизводства населения в их обще­ственно- исторической обусловленности. Демография со­стоит из двух разделов - статики (фиксированных дан­ных) и динамики (естественного движения) населения. Статистика изучает численность и состав населения по полу, возрасту, занятости населения и другим признакам.

Общины сестер милосердия

Организация ухода за больными в нашей стране тес­но связана с деятельностью общин сестер милосердия. Как упоминалось, в 1844 г. в мире насчитывалось 56 общин сестер милосердия, из которых 35 были органи­зованы в Германии, 6 - в России (Санкт-Петербурге, Выборге, Саратове, Риге, Таллинне, Хельсинки) и по 1-3 общины в других странах.

Первые такие структуры в нашей стране создавались по линии частной благотворительности. В марте 1844 г. в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства Вели­кой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России православная община сестер милосердия (с 1873 г. - Свято-Троицкая община сестер милосердия в честь су­ществующей при общине церкви Святой Троицы). Согласно уставу общины, который был утвержден в 1848 г., ее целью было "попечение о бедных больных, утешение скорбящих, приведение на путь истинный лиц, предававшихся порокам, воспитание бесприютных де­тей и исправление детей с дурными наклонностями". Община включала: отделение сестер милосердия; жен­скую больницу; богадельню для неизлечимых больных; исправительную школу; пансион; приют для приходя­щих детей; отделение "кающихся Магдалин".

В общину принимались вдовы и девицы всех сословий в возрасте от 20 до 40 лет. Прежде чем получить звание сестры милосердия, женщины должны были отработать в общине в течение года. Процедура зачис­ления в сестры милосердия проходила в торжествен­ной обстановке, так же как при посвящении в сердо­больные вдовы.

После литургии, совершенной митрополитом Санкт-Петербургским, на каждую принимаемую в сестры возлагался золотой крест с изображением на одной сторо­не Пресвятой Богородицы с надписью "Всех скорбящих радость", а на другой - с надписью "Милосердие". При­нимаемая в сестры произносила присягу, в которой были следующие слова: "...буду тщательно наблюдать все, что по наставлению врачей будет полезным и нужным для вос­становления здоровья вверенных моему попечению боля­щих; все же вредное для них и запрещенное врачами все­мерно удалять от них".

По Уставу сестры милосердия не должны были иметь ни собственной одежды, ни мебели, ни собственных денег. "Все, что может за свои услуги сестра получить подарками или деньгами - говорилось в Уставе, - принадлежит общине". Если имелись нарушения, сестра исключалась из общины по Уставу, но в истории общины не было такого случая.

При создании общины количество сестер милосер­дия было определено в 30, испытуемых - в 20 чело­век. Звание сестер милосердия в течение года получали 3-4 человека. Богадельня общины имела 6 коек для неизлечимых больных; для сирот и детей неимущих было 70 мест; в исправительной школе обучались 20 детей; только в первые 11 лет в отделении "кающихся" находились 446 человек.

Существовала община на благотворительные сред­ства. В 50-е годы община переживала трудный период - хозяйство пришло в расстройство, ухудшилась дис­циплина сестер, встал вопрос об ее закрытии. Однако с 1859 г., когда общину возглавила Е. А. Кублицкая, ее дея­тельность стала возрождаться.

Профессиональная подготовка сестер милосердия включала обучение основным гигиеническим правилам ухода за больными, некоторым лечебным процедурам. Впоследствии круг их обязанностей был существенно расширен. Помимо работы в отделениях общины, сест­ры милосердия бескорыстно осуществляли уход за боль­ными в малоимущих и бедных семьях.

Женская больница при общине была организована на 25 коек, а начиная с 1868 г. уже насчитывала 58 коек. В 1884 г. была открыта мужская больница на 50 коек.

В разные годы в общине в качестве преподавателей-консультантов работали известные врачи: Н. Ф. Арендт, В. Л. Грубер, Н. Ф. Здекауер, Н. И. Пирогов, Е. В. Пав­лов, В. Е. Экк, первая женщина-врач Н. П. Суслова.

Покровская община сестер милосердия была учреж­дена в 1859 г. в Петербурге Великой княгиней Алексан­дрой Петровной. Согласно уставу (1861 г.) целью общи­ны являлось "попечение о приходящих больных, под­готовка опытных сестер милосердия и воспитание бед­ных и бесприютных детей".

Община включала отделение для сестер милосердия, больницу, лечебницу для амбулаторных больных, апте­ку, отделение для грудных детей, отделение для детей младшего возраста, школу для мальчиков, училище для подготовки фельдшериц.

В отделении сестер работали 35 человек. Сюда при­нимались, как правило, девушки и вдовы в возрасте от 17 до 40 лет. Испытательный срок составлял 3 года, по истечении которого в торжественной обстановке, пос­ле принесения клятвы сестры получали золотой крест на ленте синего цвета с надписью "Любовь и милосер­дие". Сестры, испытуемые и воспитанницы училища для фельдшериц дежурили в больнице, лечебнице для амбулаторных больных, аптеке и обязаны были выпол­нять распоряжения врачей. Больница общины имела 20 коек для взрослых и 30 - для детей. В лечебнице для амбулаторных больных бесплатно оказывалась по­мощь врачами-консультантами, находящимися в штате больницы.

Отделение для детей младшего возраста было рас­считано на 98 человек обоего пола. Сюда принимались дети-сироты, калеки, слепые, дети из бедных семей.

В школе для мальчиков обучались 40 воспитанников, которые оставались в общине до 12 лет.

В училище осуществлялась подготовка 100 фельдше­риц; обучение включало два этапа - подготовитель­ный (гимназический) и специальный (медицинский). Учебная программа предусматривала изучение анато­мии, физиологии, физики, фармакологии, клиничес­ких дисциплин, малой хирургии, десмургии, методов ухода за больными. Курс обучения составлял 4 года. Окончившие училище сестры милосердия получали ат­тестат, дающий право работы в качестве помощника лекаря.

В 1866 г. княгиня Н. Б. Шаховская создала общину сестер милосердия "Утоли моя печали" (название ико­ны Божией Матери). При общине, созданной при тю­ремной больнице, позднее были открыты сиротский приют для девочек, больница и амбулатория. Впослед­ствии община стала самой крупной в России, в 1877 г. она насчитывала 250 сестер милосердия.

Особое место в деятельности первых общин сестер милосердия занимает Крестовоздвиженская община, которая была учреждена в Петербурге в самом начале Крымской войны по инициативе Великой княгини Еле­ны Павловны (день создания общины - 5 ноября 1854 г. совпал с православным праздником Воздвижения Кре­ста Господня - символа христианской веры). Это было первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи раненым на поле боя. Помощь ране­ным силами сестер милосердия этой общины явилась прообразом деятельности будущего Общества Красного Креста.

Проанализировав опыт первых общин сестер ми­лосердия, можно отметить, что принципиальных от­личий в их деятельности не было.Неизменными ка­чествами сестер были строгая нравственность, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и самоотвер­женность, дисциплинированность и беспрекословное подчинение начальству. Уставы общин, хотя и были строгими, но, в отличие от монастырских, сохраняли за членами общины некоторые элементы свободы. Сест­ры имели право наследовать и владеть собственным имуществом, при желании могли вернуться к роди­телям или вступить в брак. Среди сестер милосердия было много женщин и девушек знатного проис­хождения. Однако устав не позволял делать кому-либо "скидки", да никто и не стремился к привилеги­ям, все с одинаковой самоотверженностью переносили тяготы трудовых будней мирного времени и лишения и опасности фронтовой жизни.

С другой стороны, следует подчеркнуть социальную направленностьсестринской, акушерской и фельдшер­ской помощи в России, которая прежде всего предназ­началась для бедных, беременных, новорожденных, де­тей, стариков, больных и раненых. Кроме того, она была направлена на оказание помощи пострадавшим от войн, стихийных бедствий, эпидемий. Предоставлялись не просто уход и физическая помощь больному, раненому, сироте-ребенку, но было организовано гуманитарное и профессиональное образование (приюты и школы при общине). Все, что может быть названо современным тер­мином "социальная реабилитация и адаптация".

Прослеживается и разделение сфер деятельности по оказанию помощи: помощь в госпиталях и больницах проходила под контролем врача и была от него зависи­ма, поскольку врач рассматривал сиделку, хожатого или сердобольную вдову как "орудие, от верности и точнос­ти которого зависит успех лечения": работа сестер в при­ютах, богадельнях была менее зависима от врача, пре­доставляла больше самостоятельности в действиях, так как, кроме ухода, подразумевала обучение, привитие навыков, в том числе и профессиональных.

Организация сестринской помощи, направленная в основном на социально незащищенные группы населе­ния, была экономически эффективной. Так, деятельность воспитательных домов, доходы которых значительно превышали расходы, позволила на заработанные сред­ства открывать больницы для бедных. Развитие сест­ринской и акушерской помощи поддерживалось обще­ством и государством.

В 1854 г. во время Крымской войны началась осада Севастополя.

5 ноября 1854 г. в церкви Михайловского дворца (ныне - Русский музей) состоялась торжественная це­ремония открытия Крестовоздвиженской общины. Пос­ле литургии сестры милосердия во главе с начальницей А. П. Стахович дали клятву, в которой были такие слова: "...доколе сил моих станет, употреблять буду все мои попечения и труды на служение больным братьям моим".

Утром 6 ноября первая группа сестер общины вые­хала на фронт. 22 ноября, после краткосрочного обуче­ния, в Крым отправилась вторая группа сестер мило­сердия. К началу 1856 г. на театре военных действий уже трудились более 200 сестер милосердия из Кресто­воздвиженской общины.

В своем письме 6 декабря 1854 г. Н. И. Пирогов пи­сал: "Дней пять тому назад приехала сюда Крестовоздвиженская община сестер Елены Павловны, числом до тридцати, и принялась ревностно за дело; если они так будут заниматься, как теперь, то принесут, нет сомне­ния, много пользы".

Впервые на этой войне, которую Н. И. Пирогов на­звал "великой драмой", сестры милосердия стали де­лать то, что в наше время обозначено как функция защи­ты больного, а их стали рассматривать как адвокатов больного. Именно сестра представляла и защищала ин­тересы больного. Вот как писал об этой работе сестер милосердия Н. И. Пирогов: "Они день и ночь попере­менно бывают в госпиталях, помогают при перевязке, бывают и при операциях, раздают больным чай и вино и наблюдают за служителями и за смотрителями и даже за врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой и с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль стра­даний и бедствий. Но еще должны приехать сердоболь­ные императрицы... распоряжение этих вдов тоже по­ручается мне".

В другом письме он отмечал: "Так поставили упу­щенный госпиталь на ноги, что теперь не узнаешь. От­дали вместе смотрителя под следствие, завели конт­рольные дежурства сестер". Не случайно Е. М. Бакунина, отмечая эту работу сестер милосердия, говорила о них как о "ходатайницах" за интересы больных и раненых.

С конца декабря большинство сестер не могли про­должать работу в госпиталях из-за сыпного тифа; ос­тальные ухаживали за больными сестрами. Вновь всту­павшие в общину женщины проходили в течение 2--3 месяцев обучение в пехотном госпитале Петербурга на специальных медицинских курсах, а затем также отправ­лялись на театр военных действий.

13 января 1855 г. в Севастополь прибыл отряд из 12 сестер во главе со старшей сестрой М. Меркуловой, им была поручена самая трудная работа - дежурства (днев­ные и ночные) на главном перевязочном пункте и во временном госпитале. Н. И. Пирогов разделил сестер на несколько групп и разработал для каждой группы инструкции, регламентирующие их деятельность. Группа перевязочных сестер несла суточное дежурство в отде­лениях госпиталей, помогала врачам при перевязках и операциях, наблюдала за чистотой палат. Согласно ин­струкции сестра обязана серьезно готовиться к перевяз­кам, подбирать для работы необходимые медикаментоз­ные и перевязочные средства. При перевязке она долж­на была обращать внимание на изменения раны и окру­жающей ее ткани; в случае появления сильного покрас­нения, гнойных затеков или кровотечения следовало не­медленно сообщать об этом врачу.

Особое внимание в инструкции уделялось мерам по предупреждению инфицирования ран, в частности, было указано, что в употреблении могут быть только чистые губки, специально взятые у сестры-аптекарши.

Н.И.Пирогов в одном из писем очень подробно описывает деятельность сестер. По его инициативе впервые в истории военно-полевой хирур­гии сестры милосердия и врачи были разделены на че­тыре группы. Первая группа обязана была сортировать поступающих по тяжести ранений, а тех, кто нуждался в срочной операции, немедленно передавали второй группе. Третья группа осуществляла уход за ранеными, которые не нуждались в срочном оперативном лечении. Четвертая группа, состоявшая из одних сестер и священ­ника, занималась безнадежно больными и умирающи­ми. Наконец, две сестры-хозяйки занимались раздачей раненым вина, чая или бульона. Сестры-хозяйки хра­нили всю провизию. Это была первая "специализация" среди сестер, учитывающая уровень их знаний и спо­собностей, а также практическую необходимость в этом роде деятельности.

Работать сестрам приходилось в ужасных условиях. Изо дня в день, по словам Пирогова, выполнялось от 150 до 200 ампутаций и других тяжелых операций. Не­редко раненые располагались в палатках-лазаретах. Од­нажды, вспоминал Пирогов, над этим лагерем мучени­ков разразился ливень, промочивший насквозь не толь­ко людей, но и матрацы под ними. Когда кто-нибудь входил в эти палатки-лазареты, со всех сторон раздава­лись стоны о помощи. И сестры милосердия, стоя в лу­жах на коленях перед больными, оказывали им посиль­ную помощь.

По словам очевидцев, многие сестры милосердия, помогая хирургам, так пригляделись к разнообразным операциям, что любая из них сама могла бы произвести ампутацию. Сестры не оставляли без попечения и ра­неных французов, которых не считали врагами. Принявшие на себя непосильный труд и тяжелый крест, сестры Крестовоздвиженской общины, "скрепя сердце, прислуживали операторам, хлороформировали оперируемых, наблюдали за пульсом, держали руку или ногу, которую резал или пилил оператор, прижимали паль­цами вместо турникета артерию, указанную хирургом, и даже налагали лигатуру на сосуд, из которого после отнятия ноги сочилась артериальная кровь".

Несмотря на то, что первые сестры милосердия были набраны с большой поспешностью и многие из них не имели никакого образования, все они быстро обучились сестринскому делу и стали образцами про­фессионализма.

Сестры общины были представителями различных сословий, имели разное образование, и это иногда было причиной сложностей, возникавших в отношениях меж­ду ними. Так, А. П. Стахович, начальница отряда Крес­товоздвиженской общины в Крыму, требовала, чтобы сестры милосердия называли ее генеральшей, "велича­ли превосходительством, хотя была вдовой капитана". Поэтому Н. И. Пирогов предложил "главную начальни­цу" называть просто старшей сестрой. Знаменитый хи­рург не разделял и мнения А. П. Стахович, смотревшей "на сестер, как на сиделок". Это послужило причиной обращения Н. И. Пирогова к Великой княгине Елене Пав­ловне с просьбой об "удалении" Стахович.

Помимо лечебной работы, сестры осуществляли кон­троль за деятельностью интендантов. Это было вызва­но тем, что государственные деньги, отпущенные для госпиталей, разворовывались, по меткому выражению Н. И. Пирогова, "даже днем". Таким образом, по словам Н. И. Пирогова, у сестер милосердия появилась новая функция - "нравственный контроль" за действиями гос­питальной администрации.

К борьбе с госпитальными казнокрадами, обворо­вывавшими больных и раненых, много усилий прило­жила Е. П. Карцева, приехавшая в Крым в 1855 г. и став­шая впоследствии одной из самых известных сестер.

За самоотверженный уход за ранеными и больными 158 участниц Крымской войны были награждены медалями "За оборону Севастополя" и позолоченным крестом.

Примером героизма и самоотверженности во время Крымской войны (1853- 1856 г.) является Даша Севастопольская (Михайлова), пер­вая российская сестра милосердия, безвозмездно помогав­шая страдальцам, применявшая для перевязки ран обыч­ный уксус, как средство дезинфекции.

Даша Севастопольская была сиротой, ее отец погиб на войне в битве при Синопе, а мать умерла. Она продала свое наследство, переоделась юнгой и отправилась на вой­ну. Никто не узнавал в ней девушки. Государь наградил ее золотой медалью "За усердие", велел великим князьям целовать ее, подарил пятьсот рублей, и обещал еще тыся­чу, когда она выйдет замуж, и обещание свое сдержал.

Крымская война показала пользу женского ухода за ранеными и больными, который осуществлялся воюю­щими сторонами. Это на основании опыта Крымской войны Н. И. Пирогов напишет то, что войдет во все ме­дицинские энциклопедии и учебники мира: "Война - это травматическая эпидемия. Как при больших эпиде­миях всегда недостает врачей, так во время больших войн всегда в них недостаток". Он убедился на практике, что в такой ситуации в интересах раненого и больного необходимо расширить функции медицинской сест­ры, они должны быть шире, чем у сиделки, и каче­ство оказания медицинской помощи должно быть выше. А профилактические мероприятия по предупреж­дению болезней, особенно инфекционных, по созданию условий выздоровления оказались настолько разитель­ными, что, как отметил Н. А. Семашко, Н. И. Пирогов доказал, что "будущее принадлежит предупредительной медицине". Доказали это и сестры милосердия, рабо­тавшие под руководством Н. И. Пирогова в труднейших условиях Крымской войны.

Н.И. Пирогов внес понятие о специализации в работе сестер общины: появились "хозяйки", "аптекарши", пере­вязочные и операционные сестры, появилось понятие "стар­шая медсестра" вместо должности "главной начальницы". Пирогов Н. И. отстоял идею введения женского труда в госпиталях (до этого уход осуществляли в большей сте­пени мужчины).

5 ноября 1854 г. в расположение войск союзных ар­мий в Константинополь прибыли из Англии 38 сиде­лок во главе с мисс Флоренс Найтингейл; в то время в английских госпиталях, по разным сведениям, находи­лось до 3 000 раненых. Сестры-сиделки были размещены в барачном госпитале (в Скутари, Турция) и вы­полняли различную работу в зависимости от необходи­мости и умения: одни из них помогали хирургам, дру­гие - работали кухарками, прачками, швеями, третьи -- занимались приготовлением подушек и тюфяков.

На место военных действий, в Балаклаву, Ф. Най­тингейл отправилась только в начале лета 1855 г. с це­лью посещения госпиталей, в которые ранее она посла­ла некоторых сестер. Мисс Найтингейл не только по­жертвовала свои сбережения на устройство кофейни в Инкермане, но и помогала в устройстве читален, орга­низации чтений для матросов, писала также письма за солдат, заботилась о том, чтобы их денежные переводы отправлялись на родину, занималась устройством бань, прачечных, больничных кухонь, чем способствовала снижению смертности и санитарных потерь в английс­кой армии.В конце 1855 г. Ф. Найтингейл вернулась в Англию, организовала сбор пожертвований с целью создания школы для подготовки сестер милосердия. 26 июня 1860 г. она открыла в Лондоне в госпитале Сент-Томас первую в мире школу для подготовки сестер милосердия.

ТЕОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Введение в предмет " Основы сестринского дела": предмет, место и роль общественного здравоохранения и здоровья. История сестринского дела. Перспективы развития сестринского дела.

Тема: "Предмет, место и роль общественного здравоохранения и здоровья. Система здравоохранения в России".

Здоровье, по определению ВОЗ(Всемирной организа­ции здравоохранения) -- состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только от­сутствие болезней (1946 г.)

Как указано в Европейской политике ВОЗ "Здоровье-21", каждый период жизни человека влияет на его здоро­вье, и необходимо стремиться к достижению полного по­тенциала здоровья для всех. При этом здоровье опреде­ляется как право всех людей и необходимое условие для благополучия, высокого качества жизни и устойчи­вого экономического развития.

По определению I Всероссийской научно-практичес­кой конференции по теории сестринского дела, состояв­шейся 27 июля - 14 августа 1993 года в Голицино, вво­дятся новые термины и понятия в сестринском деле, од­ним из которых является понятие здоровья. Здоровье - динамическая гармония личности с окружающей сре­дой, достигнутая посредством адаптации, средство жизни.

Известно, что на здоровье человека влияют как внут­ренние, так и внешние факторы, способствующие укреп­лению здоровья или разрушающие его (факторы риска), а также образ жизни человека. Охрана здоровья населе­ния является профессиональным долгом всех медицинс­ких работников.

Общественное здоровье- состояние, качество обще­ства, обеспечивающее условиями для продуктивного здо­рового образа жизни людей, не стесненного заболевания­ми, физическими и психическими дефектами.

Здоровый образ жизни - образ жизни, деятельность человека, направленная на укрепление здоровья.

Сохранение и укрепление здоровья - процесс повыше­ния информированности, изменение привычных устано­вок и поиск реальных путей, улучшающих качество жиз­ни.

Факторы риска - факторы, повышающие вероятность возникновения заболеваний (генетические (20%), окру­жающей среды (20%), образа жизни (50%), медицинские (10%)).

Основные медико-демографические и другие показатели состояния общественного здоровья и среды обитания человека

Показателями состояния здоровья населения и опреде­ления ее качества являются демографические показатели, показатели заболеваемости, показатели инвалидности, физического развития населения. Источниками этой ин­формации являются: статистические материалы виде от­четов Министерства Здравоохранения и Госкомстата РФ и материалов, основанных на доку­ментах учетного характера лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), специальных разрабо­ток на основе выборочных исследований и специальной документации в виде карт, анкет, переписей населения. В настоящее время расчет и оценка основных медико-демог­рафических и других показателей, характеризующих состояние общественного здоровья и среды обитания челове­ка, проводится в соответствии с требованиями ВОЗ.

Демография - наука о населении в его общественно-историческом развитии, изучающая вопросы естественно­го движения населения, предметом которой являются за­коны естественного воспроизводства населения в их обще­ственно- исторической обусловленности. Демография со­стоит из двух разделов - статики (фиксированных дан­ных) и динамики (естественного движения) населения. Статистика изучает численность и состав населения по полу, возрасту, занятости населения и другим признакам.

Наши рекомендации