I. Медицинская демография. Медико-демографические показатели здоровья населения

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

“Кировская Государственная Медицинская Академия”

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ

НАСЕЛЕНИЯ

I. Медицинская демография. Медико-демографические показатели здоровья населения - student2.ru

Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов

Киров 2010

УДК 614.2 (075.8)

ББК 51.1 (2) 2я73

П48

Печатается по решению Центрального методического совета и Редакционно-издательского совета Кировской государственной медицинской академии (Протокол № 4 от 17 декабря 2009 г.).

Показатели здоровья населения: Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов, факультета ВСО / сост. Шешунов И.В., Петров С.Б., Петров Б.А., Симкин Д.С., , Кашин А.В.– Киров, Кировская государственная медицинская академия, 2009. – 98 c.

Данное учебно-методическое пособие разработано в соответствии с программой преподавания дисциплины “Общественное здоровье и здравоохранение” для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов, факультета ВСО медицинских вузов. Представлена современная методология изучения общественного здоровья. Приведены основные статистические показатели для анализа общественного здоровья.

Рецензенты:

Немцов Б.Ф., доктор медицинских наук, профессор.

Куковякин С.А., доктор медицинских наук, профессор.

© Шешунов И.В., Петров С.Б., Петров Б.А., Симкин Д.С., Кашин А.В.

© ГОУ ВПО Кировская ГМА, 2009.

Оглавление

Введение
Методические указания
Раздел 1. Медицинская демография. Медико-демографические показатели здоровья населения.  
1.1.Статика населения.
1.2.Динамика населения.
1.2.1. Механическое движение населения.
1.2.2. Естественное движение населения
1.2.2.1. Рождаемость населения.
1.2.2.2. Смертность населения.
1.2.2.3. Естественный прирост населения.
1.2.2.4. Средняя продолжительность предстоящей жизни.
1.2.2.5. Материнская смертность.
1.2.2.6. Детская смертность.
1.2.2.7. Перинатальная смертность.
Раздел II. Методы изучения заболеваемости населения.
2.1 Источники изучения заболеваемости.
2.2 Виды заболеваемости. Основные статистические документы. Показатели заболеваемости.  
2.2.1. Заболеваемость по данным обращаемости.
2.2.2. Заболеваемость по данным медицинских осмотров.
2.2.3. Заболеваемость по данным о причинах смерти.
2.2.4. Основные показатели заболеваемости.
2.2.5. Номенклатура и классификация болезней.
Раздел III. Инвалидность как медико-социальная проблема. Эпидемиология инвалидности.  
3.1. Основные причины инвалидности.
3.2. Степени нарушений функций организма.
3.3. Группы инвалидности. Медицинские показания для определения инвалидности.  
3.4. Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов.
3.5. Социальная защита населения.
3.6. Показатели инвалидности населения. Эпидемиология инвалидности.
Раздел IV. Физическое развитие.
Заключение
Рекомендуемая литература.

Введение.

В основе профессиональной деятельности врача любой специальности лежат два основных понятия: здоровье и болезнь. В практической деятельности врач обычно оценивает здоровье отдельного человека, однако для принятия управленческих решений необходимо анализировать здоровье определенных, часто многочисленных групп людей. При этом здоровье следует рассматривать не просто как арифметическое сложение данных о здоровье индивидуумов, а как множество показателей, рассчитанных с использованием вероятностных и статистических методов анализа.

В настоящее время для оценки общественного здоровья принято использовать следующие группы показателей (индикаторов), которые достаточно полно отражают картину общественного здоровья:

- показатели медико-демографических процессов;

- показатели заболеваемости;

- показатели инвалидности;

- показатели физического развития.

Этим группам показателей общественного здоровья и посвящено данное учебно-методическое пособие.

Методические указания.

Цель: Способствовать формированию знаний по анализу показателей общественного здоровья.

Задачи: Дать студентам понятия об общественном здоровье, методах его оценки.

Студент должен знать: комплексный подход к оценке здоровья популяции; проблемы, связанные с измерением здоровья; показатели общественного здоровья; источники информации; основные тенденции медико-демографических процессов, заболеваемости и инвалидизации населения, физического развития.

Студент должен уметь: рассчитывать, оценивать и интерпретировать основные показатели здоровья населения; использовать показатели общественного здоровья в планировании мероприятий по его улучшению.

I. Медицинская демография. Медико-демографические показатели здоровья населения.

Демография – это наука о населении. Слово демография происходит от греческих слов demos-народ и grapho-писать, изображать.

В круг проблем демографии входит изучение территориального размещения населения, тенденций и процессов, происходящих в населении в связи с социально–экономическими условиями жизни, быта, традициями, экологическими, медицинскими, правовыми и другими факторами. Под населением (народонаселением) понимается совокупность людей, объединенных общностью проживания в пределах той или иной страны или части ее территории (области, края, района, города), группы стран, всего мира.

Медицинская демография изучает взаимосвязь воспроизводства населения с социально-гигиеническими факторами и разрабатывает на этой основе медико-социальные меры, направленные на обеспечение наиболее благоприятного развития демографических процессов и улучшение здоровья населения.

Медицинская демография изучает демографические процессы и явления и их воздействие на состояние здоровья и здравоохранение, медико-демографические процессы и явления и их воздействие на состояние здоровья и здравоохранение, медико-демографические аспекты общественного здоровья и здравоохранения, т.е. находится на стыке общей демографии и науки об общественном здоровье и здравоохранении.

Статистическое изучение народонаселения ведется в двух основных направлениях:

1. статика населения;

2. динамика населения.

Статика населения, т.е. численный состав населения на определенный (критический ) момент времени. Состав населения изучается по ряду основных признаков: пол, возраст, социальные группы, профессия и занятие, семейное положение, национальность, язык, культурный уровень, грамотность, образование, место жительства, плотность населения и т.д.

Динамика населения, т.е. движение и изменение количества населения. Изменение численности населения может происходить из-за его механического движения (под влиянием миграционных процессов) и в результате естественного движения – рождаемости и смертности.

Естественное движение населения характеризуется рядом статистических показателей. Основными показателями естественного движения населения являются: рождаемость, смертность, естественный прирост населения. Кроме того, основные показатели естественного движения дополняются уточненными показателями: плодовитость, материнская смертность, младенческая смертность, перинатальная смертность, структура смертности по причинам и т.д.

Статика населения

Основным, наиболее достоверным источником сведений о численности состава населения служат регулярно проводимые как в нашей стране так и за рубежом всеобщие переписи.

Первые попытки переписи населения относятся к древнейшим цивилизациям Индии, Египта, Китая, Греции, Рима.

В России первые попытки проведения переписи населения были в ХI-XII вв. На Руси в основном проводился похозяйственный учет населения (по «домам», по «дворам», по «сохам») в целях рационального налогооблажения. С 1718 по 1860 г. в России прошло десять «ревизий», «сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола».

Первая всеобщая перепись населения России была проведена в 1897 году.

В XX столетии в нашей стране было проведено 8 всеобщих переписей в 1920, 1926, 1937, 1959, 1970, 1979 и 1989 г.г.

Последняя всеобщая перепись населения проведена в 2002 г.

Основные принципы переписи:

- всеобщность или охват всего населения;

- единая программа для всего населения;

- поименность при сборе информации, но при дальнейшей обработке данные обезличиваются;

- личный опрос счетчиками каждого взрослого у него на дому (в месте фактического проживания);

- строгое соблюдение тайны;

- одномоментность проведения переписи;

- сочетание сплошного учета данных с выборочным учетом некоторых признаков;

- принцип самоопределения – все ответы на вопросы получают со слов населения.

Одномоментность проведения переписи достигается определением «критического» момента, иными словами, точной даты и часа сбора информации. Как правило, перепись проводится в зимнее время, в средине недели, т.е. в период наименьшей миграции населения.

Данные об общей численности населения обычно проводятся по наличному населению, а сведения, характеризующие возрастно-половой состав, - по постоянному населению. Кроме того, рассчитывается средняя численность населения.

К наличному населению относятся лица, находящиеся на момент переписи на данной территории, включая временно проживающих. К постоянному населению относятся лица, постоянно проживающие на данной территории, включая временно отсутствующих. Среднегодовая численность населения рассчитывается как среднее арифметическое из численности на начало и конец соотвествующего года.

На основании расчета удельного веса лиц в возрасте 0-14, 15-49, 50 лет и старше определяется возрастной тип населения. По возрастному составу различают прогрессивный, регрессивный и стационарный типы населения.

Прогрессивнымсчитается тип населения, в котором доля детей в возрасте 0-14 лет превышает долю населения в возрасте 50 лет и старше.

Регрессивнымсчитается тип населения, в котором доля лиц в возрасте 50 лет и старше превышает долю детского населения.

Стационарным называется тип, при котором доля детей равна доле лиц в возрасте 50 лет и старше.

Прогрессивный тип народонаселения обеспечивает дальнейшее увеличение численности населения, регрессивный тип угрожает нации вымиранием.

Таблица 1

Наши рекомендации