Медико-демографические показатели здоровья населения

Методика расчета показателей дана в соответствующем разделе пособия, а также в учебниках. Данные для расчета имеются в ф. 12. ориентировочные уровни их в Удмуртии за 2006 г. следующие(табл. 2, 3):

Таблица 2

Общая заболеваемость (на 1000 населения соответствующего возраста)

всего (дети, взрослые)

№№ п/п Классы болезней Удмуртская Республика РФ
  Всего 1794,4 1836,1 1459,7
1. Инфекционные и паразитарные болезни 76,2 77,0 53,4
2. Новообразования 24,8 38,5 35,4
3. Болезни эндокринной системы 24,6 38,3 48,0
4. Болезни крови и кроветворных органов 9,4 10,7 10,9
5. Психические расстройства 65,2 67,2 54,0
6. Болезни нервной системы 58,7 62,2 49,6
7. Болезни глаза 141,6 156,2 103,9
8. Болезни уха 54,2 49,6 36,8
9. Болезни системы кровообращения 187,3 201,9 194,2
10. Болезни органов дыхания 492,7 466,6 353,0
11. Болезни органов пищеварения 107,8 114,7 113,0
12. Болезни мочеполовой системы 131,0 133,5 98,6
13. Осложнения беременности и родов* 112,1 113,3 70,7
14. Болезни кожи и подкожной клетчатки 90,0 93,8 62,2
15. Врожденные аномалии 7,3 7,9 6,2
16. Болезни костно-мышечной системы 137,3 146,1 110,1
17. Болезни перинат. периода 6,7 6,3 4,9
18. Неточно обоз. состояния 15,3 16,1 12,5
19. Травмы и отравления 107,7 112,7 91,5

Показатель исчислен на женское население 10-49 лет

Таблица 3

Первичная заболеваемость и травматизм (на 1000 населения соответствующего возраста)

Взрослые

№№ п/п Классы болезней Удмуртская Республика РФ
  Всего 607,1 591,9 539,2
1. Инфекционные и паразитарные болезни 41,4 40,8 27,4
2. Новообразования 10,4 10,4 11,1
3. Болезни эндокринной системы 4,0 5,0 7,1
4. Болезни крови и кроветворных органов 0,6 1,0 1,9
5. Психические расстройства 6,4 5,9 6,6
6. Болезни нервной системы 4,9 5,3 10,4
7. Болезни глаза 21,0 24,9 28,7
8. Болезни уха 24,6 21,9 19,6
9. Болезни системы кровообращения 19,6 21,7 26,3
10. Болезни органов дыхания 182,1 149,2 145,4
11. Болезни органов пищеварения 13,3 13,7 24,6
12. Болезни мочеполовой системы 44,8 51,0 48,9
13. Осложнения беременности и родов* 134,2 133,5 67,3
14. Болезни кожи и подкожной клетчатки 56,4 59,1 40,4
15. Врожденные аномалии 0,1 0,3 0,2
16. Болезни костно-мышечной системы 26,3 26,4 31,3
17. Болезни перинат. периода - - -
18. Неточно обоз. состояния 3,1 3,9 2,4
19. Травмы и отравления 101,5 105,4 85,7


*Показатель исчислен на женское население 18-49 лет

Уровни смертности населения представлены в табл. 4.

Таблица 4

Уровень смертности (на 100 тыс. населения)

№№ п/п Причины Всего Мужчин Женщин
  Всего 155,3 1428,2 1843,2 1681,1 1291,4 1206,7
1. Инфекционные и паразитарные болезни 23,8 19,6 40,9 34,4 9,1 6,8
Из них от: - кишечных инфекций 0,3 0,1 0,4 - 0,1 0,1
-туберкулеза (всех форм) 21,2 18,0 37,4 32,9 7,2 5,2
- других инфекционных и паразитарных болезней 2,3 1,5 3,1 1,5 1,8 1,5
2. Новообразования 165,3 159,3 197,2 183,5 137,0 138,0
3. Болезни эндокринной системы 5,4 4,4 4,9 2,8 5,7 5,8
4. Болезни крови и кроветворных органов 0,4 0,5 0,3 1,0 0,6 0,1
5. Психические расстройства 5,4 2,9 8,9 4,8 2,3 1,3
6. Болезни нервной системы 8,3 9,0 12,0 14,2 5,1 4,6
7. Болезни глаза и его придаточного аппарата - - - - - -
8. Болезни уха и сосцевидного отростка 0,2 - 0,4 - - -
9. Болезни системы кровообращения 781,7 739,9 771,8 727,1 786,1 747,9
Из них: - гипертонической болезни 16,0 14,9 18,4 17,4 13,8 12,7
- ишемической болезни 368,0 362,8 384,1 367,1 352,2 357,5
- цереброваскулярных болезней 277,6 262,0 225,7 223,9 320,7 239,5
- других болезней системы кровообращения 120,1 100,3 143,6 118,7 99,4 84,2
10. Болезни органов дыхания 101,3 84,2 148,7 129,2 60,3 45,4
Из них: - гриппа, ОРЗ и пневмонии 46,6 37,8 74,4 62,7 22,6 16,3
- других болезней органов дыхания 54,7 46,4 74,3 66,5 37,7 29,1
11. Болезни органов пищеварения 97,6 91,0 131,5 120,9 68,0 65,2
12. Болезни мочеполовой системы 7,9 6,2 8,1 6,6 7,7 5,8
13. Осложнения беременности и родов 0,2 0,4 - - 0,4 0,7
14. Болезни кожи и подкожной клетчатки 1,4 1,5 1,5 1,8 1,3 1,2
15. Болезни костно-мышечной системы 1,2 1,7 0,6 1,0 1,8 2,3
16. Врожденные аномалии 5,5 4,9 6,8 5,3 4,3 4,4
17. Состояния, возникающие в перинатальном периоде 5,8 6,2 7,7 8,9 4,2 3,8
18. Симптомы и неточно обозначенные состояния 59,9 52,9 35,7 30,1 80,3 72,3
19. Несчастные случаи, отравления и травмы 279,0 243,6 466,2 409,5 117,2 101,1
Из них от: - автотранспортных травм 29,8 26,8 47,2 43,2 14,8 12,7
- случайных отравлений алкоголем 42,0 32,5 71,3 50,9 16,6 16,7
- прочих отравлений 17,3 16,0 29,7 28,4 6,6 5,3
- случайных утоплений 11,1 11,0 20,4 19,1 3,1 4,1
-самоубийств 63,7 62,2 115,3 112,9 19,3 18,6
- убийств 28,6 21,9 46,5 35,8 13,2 10,0
- прочих несчастных случаев, отравлений и травм 86,5 73,2 135,8 119,2 43,6 33,7


Показатели медицинского обслуживания и здоровья женщин и детей

Помимо основных форм годового отчета ЛПУ (ф.№30, №12 и №14), дополнительная характеристика качества обслуживания женщин-матерей содержится в отчетной форме №31 «Отчет о медицинской помощи детям», и отчетной форме №32 «Отчет о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам».

По данным формы №32 можно рассчитать следующие показатели:

число поступивших под наблюдение

женской консультации со сроком

беременности до 12 недель ´100

1. Ранняя диспансеризация беременных (%)= поступило беременных под

наблюдение консультации - всего

В ЛПУ Удмуртии этот показатель составляет 84,0 %.

доля закончивших беременность родами

в срок ´100

2. а) Исходы беременности (%) = Число беременных, состоявших под

наблюдением на начало года +

число беременных, поступивших под

наблюдение в отчетном году

В Удмуртии показатель равен 89,0 %, в т.ч. в городах – 88,3%, в селе – 89,7%.

число закончивших беременность преждевременными

родами ´100

2. б) Исходы беременности (%) = число беременных, состоявших под

наблюдением на начало года +

число беременных, поступивших под

наблюдение в отчетном году

Показатель в ЛПУ Удмуртии равен – 33%, в т.ч. в городах – 3,1, в селе – 3,7.

число закончивших беременность абортами ´ 100

2. в) Исходы беременности (%) = число беременных, состоявших под

наблюдением на начало года +

число беременных, поступивших под

наблюдение в отчетном году

Показатель в ЛПУ Удмуртии равен 7,7%, в т.ч. в городах – 8,6%, в селе – 6,6%.

число беременных, не осмотренных

3.Доля беременных не = терапевтом ´ 100

осмотренных терапевтов (%) число закончивших беременность - всего

Показатель в ЛПУ Удмуртии равен 1,0 %.

Частота заболеваний, предшествовавших или возникших во время беременности, осложнивших беременность, роды и послеродовый период (на 10 тыс. закончивших беременность родами в срок, преждевременными и абортами из числа, состоявших под наблюдением на начало года и поступивших под наблюдение в отчетном году) рассчитывается по отдельным заболеваниям по формуле:

4. Частота заболеваний во время = число заболеваний ´ 100

беременности число закончивших беременность - всего

Показатель по Удмуртии равен – 217,8, в городе – 245,0, в селе – 162,0 на 100.

Токсикозами 2-ой половины беременности страдают 24,4, сердечно-сосудистыми заболеваниями – 15,0, с анемиями – 44,4, болезнями мочеполовой системы – 60,5 женщин на 100 закончивших беременность.

5. Частота осложнений родов = число осложнений родов ´ 10000

и послеродового периода число родов

В 2006 г. в родовспомогательных ЛПУ на 10000 родов было зарегистрировано:

Всего осложнений 18148,8

В т.ч. кровотечений126,8

Аномалий родовой деятельности 1057,8

Преэклампсий и эклампсий 2840,4

Затрудненные роды803,1

Венозные осложнения205,0

Соматическая патология 3456,1

число умерших женщин в период беременности

6. Материнская смертность родов и послеродовом периоде (за отчетный год)

(на 100 000 тыс. родившихся = ´ 100 000

живыми) число родившихся живыми

Уровень материнской смертности в 2006 г. было 28,6, 2005 г. – 17,5 на 100 тыс. родившихся живыми.

Материнская смертность, обусловленная беременностью, независимо от ее продолжительности и локализации, смерть женщины, наступившая в период беременности или в течении 42 дней после ее окончания от какой-либо причины, связанной с беременностью, отягощенной ею или ее ведением, но не от несчастного случая или случайно возникшей причины.

Отчет по форме №32 дает возможность подробно характеризовать состояние здоровья новорожденных детей.

7. Мертворожденность

(на 1000 родившихся = родилось мертвыми ´ 1000

живыми и мертвыми) родилось живыми и мертвыми всего

Мертворожденность в Удмуртии составляет 6,4.

8. Недоношенность (%%) = родилось недоношенными ´ 100

родилось живыми всего

Показатель равен – 5,5 %.

Оба эти показателя можно раздельно для доношенных и недоношенных, а также в зависимости от массы тела ребенка при рождении.

9. Смертность новорожденных = умерло новорожденных ´ 1000

(на 1000 родившихся живыми) родилось живыми

Смертность новорожденных – 6,4. Показатель может быть рассчитан раздельно для доношенных и недоношенных детей, а также в зависимости от массы тела ребенка при рождении.

10. Доля новорожденных, = умерло новорожденных в первые 0-6 суток ´ 100

умерших в первые 0-6 суток умерло новорожденных всего

В настоящее время этот показатель колеблется около 70 %. Его можно рассчитать по отдельным группам детей, в зависимости от массы тела при рождении.

(число родившихся мертвыми + число

новорожденных, умерших в первые

11. Перинатальная смертность ‰ = 0-6 суток) х 1000

число родившихся мертвыми + число

родившихся в живыми

Перинатальная смертность составляет в Удмуртии 11,1 ‰.

12. Частота противетубер- = сделано противотуберкулезных прививок х 100

кулезных прививок (%) число родившихся живыми

число родившихся больными и заболело

13. Заболеваемость новорожденных = после рождения х 1000

(на 1000 родов) общее число родов

Заболеваемость новорожденных составляет 522,1 на 1000 родов.Показатель можно рассчитать в целом, а также по отдельным нозологическим формам, а также в разрезе 2-х групп – родившихся с массой тела 500-999 гр. и более, для доношенных и недоношенных.

Причины смерти новорожденных (плодов) родившихся с массой тела 500-999 грамм (летальность) можно рассчитать по отдельным нозологическим формам как и в целом для всех умерших, так и для умерших, в возрасте 0-6 суток на 100 заболевших и родившихся больными (%).

14. Структура причин смерти = число умерших детей х 100

новорожденных (%%) число родившихся больными и заболевшими

после рождения

По форме №14 «Отчет о деятельности стационара» можно также глубоко проанализировать летальность новорожденных детей в возрасте 0-6 суток жизни по двум весовым категориям – с массой тела при рождении до 1000 г. (500-999) и с массой тела при рождении 1000 г. и более. При этом можно высчитать показатель в целом и по нозологическим формам, а также по срокам смерти – в первые 0-6 суток после рождения и сверх 6 суток.

Аналогично можно рассчитать этот же показатель для детей с массой тела 1000 грамм и более как в отношении доношенных, так и в отношении недоношенных детей, всех умерших в возрасте 0-6 суток.

Родившихся мертвыми в связи с той или иной

15. Структура причин = патологией х 100

мертворожденности (%) всего родилось мертвыми

Отчет ф.№31 дает дополнительные возможности анализировать состояния медицинской помощи детям в возрасте до 14 лет.

(число зарегистрированных заболеваний

16. Заболеваемость детей первого среди детей первого года жизни – всего

года жизни (на 1000 детей, достигших или по одной из нозологических форм

1 года в отчетном году) = и групп) х 100

число детей, достигших в отчетном году

возраста 1 года

Число детей, находившихся на грудном

вскармливании более 6 месяцев х 100

17. Частота грудного вскармливания (%) = число детей, достигших в отчетном

году возраста 1 года

Этот показатель в Удмуртии составил 44,9 %.

18. Частота выявленной патологии среди

детей дошкольного возраста, начавших число выявленных при осмотрах лиц

учиться с 6 лет, с 7 лет, школьников = с той или иной патологией х 100

2-8 классов, детей, переданных под всего осмотрено детей той или

наблюдение поликлиники для взрослых иной группы

(на 100 осмотренных)

Анализ стоматологической помощи

На основании учетной документации – дневников работы стоматологов (зубных врачей) дополнительно к годовому отчету по ф.30 можно значительно расширить анализ работы стоматологической службы, рассчитав следующие показатели:

число посещений, включая

1. Средняя нагрузка врача-стоматолога в час = профилактические, в день

число часов работы в день

В час стоматолог-терапевт принимает 3 человека, стоматолог-хирург – 5 человек, стоматолог-ортопед 1-2 человека, ортодонт детский – 2 человека.

число посещений, включая профилактические,

2.Средняя дневная нагрузка врача = всего за год

стоматолога в день число занятых должностей врачей-

стоматологов х число рабочих дней в году

Норматив составляет 16-18 человек.

число посещений, включая

3. Средняя нагрузка врача стоматолога в = профилактические, всего

году (функция врачебной должности) число занятых ставок

4. Доля первичных посещений = число первичных посещений х 100

к врачам стоматологам (%) общее число посещений, включая профилактические

В целях развития стоматологической помощи населению, упорядочения систем учета труда врачей-стоматологов и ориентации их работы на конечные результаты приказом МЗ СССР от 25.01.88 г. № 50 введена новая система учета труда, основанная на измерении объема их работы в условных единицах трудоемкости (УЕТ). Этот порядок учета труда стимулирует рост его производительности, стимулирует заинтересованность в конечных результатах и развивает профилактическую направленность в работе. За 1 УЕТ принят объем работы врача, необходимый для наложения пломбы при среднем кариесе. Врач при шестидневной рабочей неделе должен выполнить 21 УЕТ, при пятидневной – 25 УЕТ в день.

5. Доля посещений, сделанных к = число посещений детьми до 14 лет х 100

стоматологу детьми (%) число посещений всего

Размер показателя зависит от наличия детских врачей – стоматологов.

6. Доля нуждавшихся в санации из = число нуждавшихся в санации х 100

числа осмотренных (%) число осмотренных в порядке плановой

санации

В Удмуртской Республике доля нуждавшихся в санации составила 70,6 %. Если санация качественная и регулярная, данный показатель снижается.

санировано в порядке плановой санации х 100

7.Удельный вес плановых санаций = всего санировано в порядке плановой

и в порядке обращения к врачу санации

Норматив равен 53-62 %, в Удмуртии показатель равен 45,1 %.

санировано из числа выявленных при

8. Выполнение плана санации полости рта = плановой санации х 100

нуждалось в санации из числа

осмотренных

Показатель должен приближаться к 100%, в Удмуртии равен 68,0 %. Показатель также необходимо рассчитать для детского населения и беременных.

Показатели 6, 7, 8 определяются на основании ф. №30.

8. Доля санированных стоматологом = число санированных за месяц х 100

за месяц (%) общее число посещений за месяц

9. Среднее количество санаций в смену = число санированных за месяц х 100

число рабочих дней в месяце

В Удмуртии этот показатель равен 3,5.

Оценивая труд врача-стоматолога на детском приеме в УЕТ, необходимо учитывать, что главный принцип организации работы в данном случае состоит в проведении плановой оздоровительной работы. В связи с этим объем работы должен быть направлен на максимальный охват детей оздоровительной работой, на снижение числа здоровых детей и детей с первой активностью кариеса, на сведение до минимума осложнений кариеса в случае удаления постоянных зубов.

число запломбированных зубов

11.Среднее число пломб на 1 рабочий день = в месяц

число рабочих дней в месяц

Норматив - 7 пломб в день, в Удмуртии – 10,2.

12. Отношение числа наложенных пломб

при неосложненном кариесе к числу число пломб, наложенных при неослож-

пломб после лечения осложненных = ненном кариесе

форм кариеса (пульпиты, число пломб, наложенных после

периодонтиты) лечения осложненных форм кариеса

Норматив – 3:1, в Удмуртии 4,0:1.

13. Отношение числа вылеченных зубов к = число запломбированных зубов

числу удаленных число удаленных зубов

Норматив – от 2,5 до 6,0:1.

14. Среднее число посещений, приходящихся = число посещений - всего

на лечение одного зуба число вылеченных зубов

Норматив на 1 пломбу – 2 посещения, при пульпите – 2, на курс лечения парадонтоза – 10, при заболевании слизистой рта – 3 посещения.

15. Среднее число удаленных зубов на 1 день = число удаленных зубов в месяц

число рабочих дней в месяце

Норматив 25 зубов.

16. Доля закончивших лечение по число больных, закончивших лечение в связи

поводу заболеваний зубов (кариес, = с данным заболеванием х 100

пульпит, периодонтит) (в %) число больных, закончивших лечение - всего

17.Доля операций хейлопластики по поводу число операций хейлопластики х 100

врожденной деформации губы (%) = общее число оперированных

Таким же образом определяется доля и других операций – гайморотомии, удаления секвестров, вскрытия абсцессов и флегмон и др.

18. Частота осложнений при операциях (на 100 оперированных).

19. Послеоперационная летальность (на 100 оперированных).

20. Число лиц, получивших протезы = число получивших протезы х 100

(на 100 населения) численность населения

Норматив – 450, в Удмуртии – 380. Данные для этого показателя в ф .№ 30.

Контрольные вопросы

1. Что такое статистика здравоохранения, каковы ее задачи и содержание?

2. Виды медицинской документации, ее назначение.

3. По каким разделам проводится анализ работы лечебно-профилактического учреждения?

4. Какие показатели характеризуют организацию медицинского обслуживания населения в поликлинике?

5. Какие показатели характеризуют организацию работы стационара?

6. Какие показатели характеризуют профилактическую работу ЛПУ?

7. Какие показатели характеризуют диагностическую работу ЛПУ?

8. Какие показатели характеризуют лечебную работу ЛПУ?

9. Как оценить преемственность между поликлиникой и стационаром?

10. Какие показатели характеризуют медико-демографические показатели здоровья населения?

11. Как рассчитать укомплектованность штатов?

12. Как рассчитать нагрузку врача на амбулаторном приеме?

13. Как рассчитать обслуженность больных на дому?

14. Как рассчитать обеспеченность населения поликлинической помощью и коечным фондом?

15. Каковы варианты расчета показателя использования коечного фонда?

16. Как определить объем профилактических посещений к врачам?

17. Как рассчитать выполнение плана профилактических осмотров?

18. Каковы варианты расчета показателя охвата диспансерным наблюдением?

19. Как рассчитать длительность пребывания больного в стационаре?

20. Как рассчитать оборот койки?

21. Как рассчитать летальность в стационаре, послеоперационную летальность?

22. Как определить хирургическую активность?

23. Как рассчитать показатель ранней диспансеризации беременных?

24. Как определить отдельные исходы беременности?

25. Как определить частоту заболеваний беременных (родами в срок, абортами)?

26. Как определить частоту осложнений родов и послеродового периода?

27. Как определить материнскую смертность в роддоме?

28. Как определить мертворожденность и недоношенность?

29. Как определить перинатальную смертность?

30. Как рассчитать уровень заболеваемости новорожденных?

31. Как рассчитать уровень смертности новорожденных в целом и по отдельным причинам?

32. Как рассчитать заболеваемость детей первого года жизни?
33. Как рассчитать частоту грудного вскармливания?

34. Как рассчитать частоту выявления патологии среди детей отдельных возрастов?

Кроме того, для стоматологического факультета

1. Как рассчитать среднюю нагрузку врача-стоматолога в час, в день, в год?

2. Как определить долю нуждающихся в санации, удельный вес плановых санаций и выполнение плана санации полости рта?

3. Как определить долю санированных стоматологом за месяц и среднее количество санаций в смену?

4. Как рассчитать среднее число пломб на 1 рабочий день?

5. Как рассчитать среднее число посещений приходящееся на лечение одного зуба и среднее число удаленных зубов на 1 день?

6. Как рассчитать долю закончивших лечение по поводу заболеваний зубов?

7. Как определить частоту протезирования зубов?

Приложение 1

Перечень и краткая характеристика основной учетной документации в поликлинике и стационаре (из приказа МЗ СССР № 1030 от 04.10.80)

ф.№ 001/у - журнал приема больных и отказа в госпитализации.

ф.№ 003/у - медицинская карта стационарного больного.

ф.№ 066/у - карта выбывшего из стационара.

ф.№ 007/у - листок ежедневного учета больных стационара и коечного фонда.

ф.№ 016/у - сводная ведомость учета больных и коечного фонда в стационаре.

ф.№ 063/у - карта профилактических прививок.

ф.№ 096/у - история родов.

ф.№ 097/у - история развития новорожденного.

ф.№ 111/у - индивидуальная карта беременной, родильницы.

ф.№ 112/у - история развития ребенка.

ф.№ 11,3/у - обменная карта родильного дома, родильного отделения.

ф.№ 25/у - медицинская карта амбулаторного лечения.

ф.№ 025-2/у - статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов.

ф.№ 025-1/у - вкладной лист на подростка к медицинской карте амбулаторно­го больного.

ф.№ 058/у - экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом,остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку.

ф.№ 086/у - медицинская справка для поступления в высшие учебные заведения, техникумы, средние специальные заведения, профессионально-технические, технические училища, на подростков, поступающих на работу.

ф.№ 095/у - справка о временной нетрудоспособности студентов, учащихся профтехучилищ, о болезнях, карантине, ребенка, посещающего школу, детское дошкольное учреждение.

ф.№ 088/у - направление на ВТЭК.

ф.№ 030/у - контрольная карта диспансерного наблюдения.

ф.№ 053/у - лечебная карта призывника.

ф.№ 072/у - санаторно-курортная карта.

ф.№ 070/у - справка на получении путевки.

ф.№ 106/у - врачебное свидетельство о смерти.

ф.№ 029/у - процедурный лист.

ф.№ 042/у - карта лечащегося в кабинете ЛФК.

ф.№ 044/у - карта больного, лечащегося в физиокабинете.

ф.№ 107/у - рецепт (взрослый, детский).

ф.№ 148- 1/у - рецепт (бесплатный, с оплатой 50 % стоимости).

ф.№ 089/у - извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом активного туберкулеза, венерической болезни, трихофитии,микроспории,фавуса, чесотки, трахомы, психического заболевания.

ф.№ 090/у - извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом рака или другого злокачественного новообразования.

ф.№ 048/у - список лиц, подлежащих целевому мед. осмотру.

ф.№ 054/у - именной список призывников, направленных для систематического лечения.

ф.№ 039/у - дневник работы врача поликлиники (амбулатории), диспансера, консультации,

ф.№ 071/у - сводная ведомость учета заболеваемости.

ф.№ 064/у - журнал учета профилактических прививок.

ф.№ 031/у - книга записи вызовов врача на дом.

ф.№ 034/у - книга регистрации больных, назначенных на госпитализацию.

ф.№ 060/у - журнал регистрации инфекционных заболеваний.

ф.№ 116/у - тетрадь учета работы на дому участковой (патронажной) сестры.

ф.№ 036/у - книга регистрации листков нетрудоспособности.

ф.№ 096/у - книга регистрации справок о временной нетрудоспособности учащихся техникумов, училищ, школ.

ф.№ 035/у - журнал для записей заключений ВКК.

ф.№ 079/у - журнал регистрации умерших на дому.

ф.№ 038/у - журнал регистрации санитарно-просветительной работы, медицинский паспорт участка.

Журнал приема больных и отказов в госпитализации (ф. № 001/у)

Журнал обеспечивает возможность справочной информации, слежения за по­ступлением больных и распределением их по отделениям. Записи в журнале по­зволяют изучить потоки больных, характер направления, контангенты больных, а также причины отказа в госпитализации.

Листок ежедневного учета больных стационара и коечного фонда (ф. № 007/у)

В листке ежедневно по состоянию на 8.00 утра фиксируется число наличных больных и число коек, развернутых в пределах сметы. Так называемые приставные койки не подлежат учету, а больные, находящиеся на них учитываются. В листке отдельно приводятся данные о числе поступивших и выбывших больных, а так: же перевод больных из отделения в отделение. Особо отмечаются сведения о количестве временно не функционирующих коек вследствие ремонта, карантина и других причин.

Сводная ведомость учета больных и коечного фонда в стационаре (ф. № 016/у)

Она дает возможность следить за использованием коек и основными показателями по отделениям. Составляется на основе данных ежедневного учета (ф. № 007), число проведенных больными койко-дней определяется путем суммирования числа больных, находящихся в отделении ежедневно. Среднемесячное число коек является среднеарифметической величиной, получаемой путем деления суммы фактически развернутых коек (включая койки, свернутые на ремонт) за все дни месяца на календарное число дней месяца. Среднегодовое число получается аналогичным образом, при делении суммы среднемесячного числа коек на 12. Если отделение работало только полгода, сумма также делится на 12. При перепрофилировании коек в отделениях соответственно уменьшается или увеличивается число коек и это учитывается при получении числа среднегодовых коек по отделению. Четкое и правильное ведение ф № 016/у помогает не только в оперативной и аналитической работе, но и служит для составления годового отчета.

Медицинская карта стационарного больного (ф. № 003/у)

Медицинская карта является основным медицинским документом в стационаре. Кроме того она является юридическим и научным документом. Характеризует состояние больного при поступлении, в ходе лечения и при выписке. Служит основой для экспертных оценок диагностики, лечения, реабилитации больного. Подлежит длительному хранению.

Карта выбывшего из стационара (ф. № 066/у)

Карта служит основой для многочисленных разработок по составу и лечению больных, для отбора историй болезней с целью специального изучения, а также для составления отдельных таблиц годового отчета. Карты хранятся в кабинете статистики по диагнозам, шифровка диагнозов проводится в соответствии с Международной классификацией болезней. При переводе больного из одного отделения в другое койко-дни записываются в карте раздельно с указанием каждого из отделений.

Медицинская карта амбулаторного больного (ф. № 025/у)

Медицинская карта является основным первичным медицинским документом больного, лечащегося амбулаторно или на дому, и заполняется на всех больных при первом обращении за медицинской помощью в данное лечебное учреждение.

На каждого больного в поликлинике ведется одна медицинская карта, независимо от того, лечится он у одного или нескольких врачей.

Карта заполняется во всех учреждениях, ведущих амбулаторный прием, общих и специализированных, городских и сельских, включая фельдшерско-акушерские пункты, врачебные и фельдшерские здравпункты.

В случае госпитализации больного в стационар, объединенный с поликлиникой, карта передается в стационар и хранится в медицинской карте стационарного больного. После выписки больного из стационара, или его смерти, медицинская карта амбулаторного больного с экспертизой лечащего врача стационара возвращается в поликлинику.

В случае смерти больного, одновременно с выдачей врачебного свидетельства о смерти в карте производится запись о дате и причине смерти.

Медицинская карта умерших изымается из действующей картотеки и передается в архив лечебного учреждения.

На титульном листе медицинской карты амбулаторного больного предусмотрено место для записи заболеваний, по поводу которых больной был взят на диспансерный учет, с указанием дат взятия и снятия с учета и причины снятия.

Больной может состоять под наблюдением по поводу одного и того же заболевания у нескольких специалистов (например, по поводу язвенной болезни желудка, хронического холецистита у терапевта и хирурга), на титульном листе он записывается один раз специалистом, первым взявшим его под наблюдение. Если больной наблюдается по поводу нескольких, этиологически не связанных, заболеваний у одного или нескольких специалистов, то каждое из них выносится на титульный лист.

Если у больного изменяется характер заболевания (например, к гипертонической болезни присоединяется ишемическая болезнь сердца), то в таблицу на титульный лист выносится новый диагноз без даты взятия на учет, а старая запись зачеркивается.

Особое внимание должно уделяться записям на листке заключительных (уточненных) диагнозов, куда заносятся врачами всех специальностей диагнозы, установленные при первом обращении в поликлинику и по помощи на дому в данном календарном году

Все остальные записи в медицинской карте производятся лечащими врачами в порядке текущих наблюдений. Здесь же записываются консультации специалистов, КЭК и т.д.

Медицинские карты амбулаторного больного хранятся в регистратуре: в поликлиниках - по участкам и в пределах участков по улицам, домам, квартирам; в ЦРБ и сельских амбулаториях - по населенным пунктам и алфавиту.

Вкладной лист на подростка к медицинской карте амбулаторного больного (ф. № 025-1/у)

Вкладной лист на подростка к медицинской карте амбулаторного больного (ф. № 025-1/у) заполняется при периодических осмотрах подростков, проводимых лечебно-профилактическими учреждениями обслуживающими подростков-рабочих промышленных предприятий, сельского хозяйства, строительства, учащихся системы профтехобразования, общеобразовательных и специализированных школ, техникумов и вузов в возрасте 15-17 лет включительно.

Вкладной лист состоит из паспортной части, включающей сведения о подростке,- его фамилию, адрес, профессию, возраст, место работы и т.д.; некоторых сведений о родителях - болезни родителей.

В разделе "Данные медицинских обследований" предусмотрено место для записи 3-х обследований. При обследовании должны быть указаны: состояние кожи, костно-мышечной системы, лимфатических желез, полости рта, органов пищеварения и др. органов.

В разделе "Оздоровительные мероприятия" врач записывает назначенные мероприятия, даты их назначения и выполнения.

Вкладной лист используется для составления отчета о медицинской помощи подросткам (отчет-вкладыш № 1).

Статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов (ф. № 025-2/у)

Талон заполняется на основании записей в листе заключительных (уточненных) диагнозов медицинской карты амбулаторного больного на все заболевания и травмы, в нем записанные, кроме острых инфекционных заболеваний, учитываемых по извещению (ф. № 058).

Талон заполняется в поликлинике (амбулаториях) городских и сельских, для взрослых и детей, женских консультациях.

Примечание: в специализированных учреждениях (психоневрологических, онкологических и противотуберкулезных) талон не заполняется, в кожно-венерологических - заполняется на больных кожными заболеваниями.

В зависимости от системы организации работы в поликлинике талон заполняется по окончанию прие

Наши рекомендации