Организационная структура лекции

I. Методический блок

Тема лекции:«Способы передачи инфекции. Группы риска ВБИ»

Дисциплина:Теория и практика сестринского дела

Специальность: Сестринское дело

Курс: 1 Семестр:I Количество часов:2

Цель лекции: объяснить значение ВБИ, дать представление о группах риска и мерах безопасности медицинских работников.

1. Учебные цели:

Студент должен знать:

- значение и характерные особенности ВБИ;

- группы риска;

- причины распространения ВБИ;

- источники ВБИ;

- способы передачи ВБИ и факторы, повышающие восприимчивость;

- меры безопасности.

2. Развивающие цели:

способствовать развитию: общения, внимания, памяти, профессионального мышления, уважения к больному, развитию логического и клинического мышления.

3. Воспитательные цели:

· воспитывать в студентах чувство гордости и любви к будущей профессии;

· формировать неотъемлемые человеческие качества: честность, порядочность, отзывчивость, достоинство, доброту.

4. Общие компетенции:

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 10.Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 12.Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13.Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Межпредметные связи:

анатомия, латинский язык, психология, этика и деонтология

Организационная структура лекции

№ пп Основные этапы лекции и их содержание Цели в уровнях усвоения Тип лекции, методы и способы обучения Дидактическое обеспечение, наглядность, ТСО
I Подготовительный этап. 1.Организационный момент. 2. Формулирование темы, обоснование актуальности. 3. Определение учебных целей и мотивация учебной деятельности студентов.   Тематическая лекция
II Основной этап План изучения лекционного материала: 1. Проблема ВБИ. 2. Группы риска ВБИ. 3, Причины распространения ВБИ. 4. Факторы, способствующие распространению ВБИ. 5. Характерные особенности ВБИ. 6. Основные источники госпитальных инфекций. 7. Способы передачи ВБИ. 8. Факторы, влияющие на восприимчивость к инфекции. 9. Меры безопасности.   Поэтапное изложение материала Поэтапное изложение материала Поэтапное изложение материала Поэтапное изложение материала Поэтапное изложение материала Поэтапное изложение материала Поэтапное изложение материала   таблицы, конспект лекции, наглядные пособия, оборудование кабинета доклинической практики.
III   Заключительный этап 1. Резюме лекции. 2. Ответы на заданные вопросы 3. Задание для самоподготовки   Студентам предлагается ответить на вопросы, изучить теоретический материал и подготовить ответы на контрольные вопросы   Т.П. Обуховец, Основы сестринского дела. Феникс, Р.-на-Д., 2015,с.87 - 95

II. Информационный блок

Текст лекции

ЛЕКЦИЯ 2

Тема: Способы передачи инфекции. Группы риска ВБИ.

Проблема ВБИ

Проблема ВБИ и инфекционного контроля является приоритетной по ряду причин, к которым относятся следующие:

1) смертность от ВБИ в медицинских стационарах выходит на первое место;

2) инфекция, полученная больным в стационаре, значительно удорожает его лечение, т.к. предполагает использование дорогостоящих антибиотиков и увеличивает сроки госпитализации;

3) инфекции - основная причина болезни и смерти новорожденных, особенно недоношенных (например, у 25 % недоношенных детей в отделении интенсивной терапии развивается сепсис, делая частоту смерти в 2 раза выше и госпитализацию длиннее);

4) потеря трудоспособности в связи с ВБИ несет значительные финансовые проблемы для больного и его семьи.

Во всех лечебных учреждениях, особенно в отделениях хирургического профиля, палатах и отделениях реанимации, интенсивной терапии, проводят мероприятия по профилактике внутрибольничной инфекции, соблюдают дезинфекционный режим.

2. Группы риска ВБИ

Группы риска:

Пациенты, поступающие в стационар в связи с каким-то заболеванием, обладают пониженной сопротивляемостью к различным воздействиям, в том числе к микроорганизмам.

Необходимо заметить, что наиболее высокий риск возникновения ВБИ имеется у пациентов следующих отделений (стационаров):

- урологии (через инструментарий, в т.ч. мочевыводящие катетеры и эндоскопические исследования);

- хирургии;

- ожоговых, в связи с обширной раневой поверхностью;

- реанимации и блоков интенсивной терапии (БИТ) (воздушно-капельный путь передачи инфекции (по средством аппарата вентиляции легких), контактный - как прямой, так и через предметы ухода, белье, перевязочный материал и т.д.);

- родовспоможения;

- гемодиализа;

- переливания крови и др.

3.Причины распространения ВБИ

Характерными причинами для всех учреждений, где возникли вспышки ВБИ, были:

· нарушения санитарно-противоэпидемического режима, в частности несоблюдение цикличности заполнения палат;

· неудовлетворительное качество проведения текущей дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации медицинского инструментария и изделий медицинского назначения;

· использование малоэффективных хлорсодержащих дезинфекционных средств;

· перебои в обеспечении холодной и горячей водой;

· несвоевременные изоляция больных и проведение противоэпидемических мероприятий.

Характерные особенности ВБИ

Особенности свойств возбудителей ВБИ:

• штаммы бактерий, выделенные от пациентов с нозокомиальными инфекциями, более вирулентны и обладают большей степенью устойчивости к антибактериальным препаратам;

• широкое использование антибиотиков с лечебной и профилактической целью лишь частично подавляет рост устойчивых микроорганизмов и обусловливает селекцию устойчивых штаммов. Формируется своего рода порочный круг — возникающие внутрибольничные инфекции требуют применения высокоактивных антибиотиков, способствующих, в свою очередь, появ­лению более устойчивых микроорганизмов;

• развитие дисбактериоза, возникающего на фоне антибиотикотерапиии обусловливающего колонизацию органов и тканей условно-патогенными микроорганизмами;

• постоянное изменение видового состава возбудителей ВБИ за счет заноса извне, что требует постоянного контроля за микробным биоценозом и определения чувствительности к антибиотикам.

Способы передачи ВБИ

Механизм передачи Пути передачи Факторы передачи
1. Контактный— передача возбудителя осуществляется при попадании возбудителя на кожу или слизистые (как правило, с микротравмами) Прямой — через слизистые оболочки и кожные покровы Непрямой — через промежуточный объект Кожные покровы Слизистые оболочки Предметы обихода
1а. Артифициальный (искусственный) является вариантом контактного механизма передачи, но заражение происходит не в естественной среде Инструментальный Гемотрансфузионный Имплантационный Парентеральный Аппаратный Медицинские инструменты Препараты крови Введение контаминированных растворов Различные протезы (искусственный хрусталик, кардиостимулятор) Аппарат искусственной вентиляции легких
2. Аэрозольный — передача возбудителя может осуществляться путем вдыхания возбудителя Воздушно-капельный — крупные капли (5 мкм и более) выбрасываются из дыхательных путей пациента при кашле, чиханье, очистке дыхательных путей с помощью отсоса, бронхоскопии. Капли разбрызгиваются на расстояние не более 1 м и попадают на слизистую оболочку носа и полости рта нового хозяина. Распространяемые капельным путем микроорганизмы, попадая на предметы окружающей среды, остаются жизнеспособными (вирус гриппа, парагриппа, риновирус) и достаточно долго сохраняются на поверхностях, откуда попадают на руки Капли секрета дыхательных путей Частички пыли
3. Фекально - оральный механизм проникновения возбудителя из кишечника больного (через загрязненную почву, грязные руки, воду и продукты питания) через рот в организм другого человека Контактно-бытовой Водный Пищевой Загрязненные руки Предметы обихода Вода Продукты питания
4. Вертикальный Трансплацентарный  
5. Трансмиссивный Передача возбудителя насекомыми-переносчиками  

Парентеральный гепатит В.

Резервуар:

-кровь,

- сперма,

- влагалищные выделения.

В меньшей концентрации эти вирусы содержатся в:

- слюне,

- моче,

- желчи, как у пациентов, страдающих гепатитом, так же у вирусоносителей.

Вирус гепатита В чрезвычайно устойчив во внешней среде. Вирус гепатита В может проникать в организм как энтеральным (через рот) путем так и парентеральным (минуя пищеварительный тракт) путем.

Способы передачи:

1)прямой контакт:

- переливание крови;

- прохождение через родовые пути;

- сексуальные контакты;

- донорство спермы.

2)косвенный контакт:

- зараженные инструменты в стоматологическом и гинекологическом отделении;

- предметы ухода (зубная щетка, бритва);

- татуировки, прокалывание ушей (грязные инструменты).

К группе риска относятся:

- персонал центра отделения гемодиализа,

- персонал хирургических, гематологических отделений,

- клинико- диагностические лаборанты,

- сотрудники роддомов, гинекологических отделений,

- процедурные медицинские сестры,

- работники стерилизационной,

- операционные сестры.

Инкубационный период длится 6 месяцев и более. Гепатит В является угрожающим жизни заболеванием. Процент смертности невысокий, но может развиться тяжелая хроническая форма гепатита. Медицинский персонал должен иммунизироваться против гепатита В до начала медицинской практики в учреждении. Переболев одним видом гепатита, иммунитета к другим человек не получает.

38% заражений медицинского персонала парентеральными инфекциями вызваны причиной случайного повреждения рук (уколы иглой, порезы острыми медицинскими инструментами).

Поэтому с целью профилактики парентеральных инфекций медицинские работники должны соблюдать общие меры предосторожности в своей работе.

В каждом отделении, где есть риск инфицирования ВИЧ и гепатитом В, должна быть «аптечка АнтиСПИД», включающая в себя следующие средства:

- туалетное мыло – 1 шт.,

- стерильные шарики в крафт – пакетах,

- марлевые салфетки стерильные в крафт – пакетах,

- спирт этиловый 700- 100 мл.,

- 5% спиртовой раствор йода – 5 мл.,

- 30% р-р сульфацилла натрия (альбуцид) – 10 мл.,

- калия перманганат навески (раствор готовят перед употреблением),

- дистиллированная вода 500 мл. – 2 флакона,

- бинт стерильный – 2 шт.,

- вата стерильная,

- напальчники – 5 шт.,

- стерильные ножницы,

- пипетки - 10 шт.,

- 1% раствор протаргола - 10 мл.,

- лейкопластырь бактерицидный,

- напальчник – 5 шт.,

- стерильные флаконы по 10 мл. х 5 шт.,

- стерильные перчатки – 3 шт.,

- шприц 10,0 (без иглы, для промывания глаз),

- палочка стерильная (для размешивания калия перманганата).

Каждый случай аварийной ситуации в ЛПУ должен быть зарегистрирован и составлен акт о несчастном случае (см. Приложение 1). Кровь на обследование сдается немедленно и каждые три месяца, а также проводится профилактическое лечение.

Меры безопасности.

Барьерами, предотвращающими передачу ВИЧ - инфекции и вируса ГВ являются:

- перчатки,

- халаты (снимая халат, касайтесь руками только нижней части рукавов, поскольку они были защищены перчатками; снимая халат со второй руки, выверните его наизнанку),

- медицинские шапочки,

- маски (должна плотно прилегать к лицу, смену маски осуществлять каждые два часа; при увлажнении маски от вдыхаемого воздуха, ее следует сменить раньше положенного времени, так как влажная теплая ткань – прекрасная питательная среда для размножения микроорганизмов; снимая маску, держите ее за завязки),

- защитные очки и экраны (защищают глаза, нос, рот от попадания в них крови и другой биологической жидкости),

- клеенчатые фартуки,

- бахилы.

Перчатки следует надевать при контакте:

- с кровью,

- с биологическими жидкостями,

- со слизистыми оболочками,

- с поврежденной кожей пациента,

- при работе с инструментами загрязненными кровью и биологическими жидкостями,

- при проведении процедур, при которых возможен контакт с кровью и сосудами.

После каждого контакта перчатки надо менять!!!

Пользуясь защитной одеждой, важно правильно снять ее, чтобы не загрязнить свои руки, одежду и окружающие предметы.

Медицинского назначения.

Медицинская сестра, работая над вопросами профилактики парентеральных инфекций, должна руководствоваться и неукоснительно выполнять приказ 408 о мерах профилактики парентеральных инфекций и обращению с одноразовым инструментарием.

На сегодняшний день существует большое множество дезинфицирующих средств (аналит, аламинол, лакто, мезоформин и другие). ЛПУ выбирает для себя эти средства и использует их в своей работе.

Колющие и режущие предметы обрабатываются в твердой емкости (бутылка, банка), затем дезинфицирующий раствор сливается в канализацию, а инструменты не промывая и не перекладывая в другую емкость, помещаем в пакет для отходов класса «Б» желтого цвета, пакет помещаем в емкость и отправляем на утилизацию.

Резюме:

Изучение способов передачи инфекции дает понимание, какие меры профилактики могут разорвать цепь эпидемиологического процесса, предотвратить инфицирование и заболевание.

2. Литература(основная, дополнительная)

1. Обуховец, Т. П. Основы сестринского дела; под ред. Б.В. Кабарухина.-16-е изд., доп. и перераб.-Ростов н/Д: Феникс, 2015 – с. 87 – 95

Интернет- ресурсы

1. https://ru.wikipedia.org/ - энциклопедические данные;

2. www.consultant.ru/ - нормативные документы;

3. www.med-pravo.ru/ – нормативные документы.

4. ftp://ftp.medgum.ru/ - основы сестринского дела под ред. С.И. Двойникова

Глоссарий

Резервуар возбудителя инфекции –совокупность живых и неживых объектов, являющихся средой жизнедеятельности паразитического вида, которые обеспечивают его существование в природе. Так, резервуаром возбудителя брюшного тифа являются хронические брюшнотифозные носители, резервуаром возбудителя клещевого энцефалита - некоторые виды клещей, которые передают вирус своему потомству. При легионеллёзе резервуаром возбудителя является вода, при сибирской язве - почва.

Инкубационный период –отрезок времени от момента попадания микробного агента в организм до проявления симптомов болезни; скрытый или латентный период болезни: человек уже заражён, но болезнь себя ещё не проявила.

4. Вопросы для активизации познавательной деятельности студентов при изучении нового материала

1. Почему ВБИ уделяется такое большое внимание?

2. Каким образом происходит передача ВБИ?

3. В каких отделениях, по вашему мнению, вероятность возникновения больше и почему?

4. Что следует предпринять, чтобы уменьшить риск возникновения ВБИ?

5. Какова роль медсестры в профилактике ВБИ?

Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний

1. Значение ВБИ. 2. Группы риска ВБИ. 3, Причины распространения ВБИ. 4. Факторы, способствующие распространению ВБИ. 5. Характерные особенности ВБИ. 6. Основные источники госпитальных инфекций. 7. Способы передачи ВБИ. 8. Факторы, влияющие на восприимчивость к инфекции. 9. Меры безопасности.

I. Методический блок

Тема лекции:«Способы передачи инфекции. Группы риска ВБИ»

Дисциплина:Теория и практика сестринского дела

Специальность: Сестринское дело

Курс: 1 Семестр:I Количество часов:2

Цель лекции: объяснить значение ВБИ, дать представление о группах риска и мерах безопасности медицинских работников.

1. Учебные цели:

Студент должен знать:

- значение и характерные особенности ВБИ;

- группы риска;

- причины распространения ВБИ;

- источники ВБИ;

- способы передачи ВБИ и факторы, повышающие восприимчивость;

- меры безопасности.

2. Развивающие цели:

способствовать развитию: общения, внимания, памяти, профессионального мышления, уважения к больному, развитию логического и клинического мышления.

3. Воспитательные цели:

· воспитывать в студентах чувство гордости и любви к будущей профессии;

· формировать неотъемлемые человеческие качества: честность, порядочность, отзывчивость, достоинство, доброту.

4. Общие компетенции:

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 10.Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 12.Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13.Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Межпредметные связи:

анатомия, латинский язык, психология, этика и деонтология

Организационная структура лекции

№ пп Основные этапы лекции и их содержание Цели в уровнях усвоения Тип лекции, методы и способы обучения Дидактическое обеспечение, наглядность, ТСО
I Подготовительный этап. 1.Организационный момент. 2. Формулирование темы, обоснование актуальности. 3. Определение учебных целей и мотивация учебной деятельности студентов.   Тематическая лекция
II Основной этап План изучения лекционного материала: 1. Проблема ВБИ. 2. Группы риска ВБИ. 3, Причины распространения ВБИ. 4. Факторы, способствующие распространению ВБИ. 5. Характерные особенности ВБИ. 6. Основные источники госпитальных инфекций. 7. Способы передачи ВБИ. 8. Факторы, влияющие на восприимчивость к инфекции. 9. Меры безопасности.   Поэтапное изложение материала Поэтапное изложение материала Поэтапное изложение материала Поэтапное изложение материала Поэтапное изложение материала Поэтапное изложение материала Поэтапное изложение материала   таблицы, конспект лекции, наглядные пособия, оборудование кабинета доклинической практики.
III   Заключительный этап 1. Резюме лекции. 2. Ответы на заданные вопросы 3. Задание для самоподготовки   Студентам предлагается ответить на вопросы, изучить теоретический материал и подготовить ответы на контрольные вопросы   Т.П. Обуховец, Основы сестринского дела. Феникс, Р.-на-Д., 2015,с.87 - 95

II. Информационный блок

Текст лекции

ЛЕКЦИЯ 2

Тема: Способы передачи инфекции. Группы риска ВБИ.

Проблема ВБИ

Проблема ВБИ и инфекционного контроля является приоритетной по ряду причин, к которым относятся следующие:

1) смертность от ВБИ в медицинских стационарах выходит на первое место;

2) инфекция, полученная больным в стационаре, значительно удорожает его лечение, т.к. предполагает использование дорогостоящих антибиотиков и увеличивает сроки госпитализации;

3) инфекции - основная причина болезни и смерти новорожденных, особенно недоношенных (например, у 25 % недоношенных детей в отделении интенсивной терапии развивается сепсис, делая частоту смерти в 2 раза выше и госпитализацию длиннее);

4) потеря трудоспособности в связи с ВБИ несет значительные финансовые проблемы для больного и его семьи.

Во всех лечебных учреждениях, особенно в отделениях хирургического профиля, палатах и отделениях реанимации, интенсивной терапии, проводят мероприятия по профилактике внутрибольничной инфекции, соблюдают дезинфекционный режим.

2. Группы риска ВБИ

Группы риска:

Пациенты, поступающие в стационар в связи с каким-то заболеванием, обладают пониженной сопротивляемостью к различным воздействиям, в том числе к микроорганизмам.

Необходимо заметить, что наиболее высокий риск возникновения ВБИ имеется у пациентов следующих отделений (стационаров):

- урологии (через инструментарий, в т.ч. мочевыводящие катетеры и эндоскопические исследования);

- хирургии;

- ожоговых, в связи с обширной раневой поверхностью;

- реанимации и блоков интенсивной терапии (БИТ) (воздушно-капельный путь передачи инфекции (по средством аппарата вентиляции легких), контактный - как прямой, так и через предметы ухода, белье, перевязочный материал и т.д.);

- родовспоможения;

- гемодиализа;

- переливания крови и др.

3.Причины распространения ВБИ

Характерными причинами для всех учреждений, где возникли вспышки ВБИ, были:

· нарушения санитарно-противоэпидемического режима, в частности несоблюдение цикличности заполнения палат;

· неудовлетворительное качество проведения текущей дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации медицинского инструментария и изделий медицинского назначения;

· использование малоэффективных хлорсодержащих дезинфекционных средств;

· перебои в обеспечении холодной и горячей водой;

· несвоевременные изоляция больных и проведение противоэпидемических мероприятий.

Наши рекомендации