Особенности санитарного содержания помещений ЛПУ, оборудования и инвентаря

Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должен содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (мытье полов, протирание мебели, оборудования, подоконников, дверей и т.д.) осуществляется не менее двух раз в сутки, а при необходимости - чаще, с применением моющих (мыльно-содовых растворов) и других дезинфицирующих средств, разрешенных Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Чистка оконных стекол должна проводится не реже одного раза в месяц изнутри или по мере загрязнения, и не реже одного раза в 4-6 месяцев - снаружи. Весь уборочный инвентарь (ведра, тазы, ветошь, швабры и др.) должны иметь точную маркировку с указанием помещений и видов уборочных работ, использоваться строго по назначению и храниться раздельно.

Генеральная уборка палат и других функциональных помещений и кабинетов проводится по утвержденному графику не реже одного раза в месяц с тщательным мытьем стен, полов, всего оборудования, а также протиранием мебели, светильников от пыли.

Для сбора мусора в коридорах, туалетах и иных вспомогательных помещениях должны быть установлены урны, в процедурных и других аналогичных помещениях, связанных с медико-техническим процессом, - педальные ведра.

Помещения, требующие соблюдения особого режима стерильности, асептики и антисептики (операционный блок, перевязочная, родзал, палаты новорожденных и недоношенных детей и др.), следует после уборки, а также в процессе текущей эксплуатации периодически облучать ультрафиолетовыми стационарными или передвижными бактерицидными лампами.

Проветривание палат и других помещений через форточки, фрамуги необходимо осуществлять не менее 4 раз в сутки. Один раз в год, а при необходимости и чаще, должен проводиться освежающий, косметический ремонт помещений.

Стационары должны быть обеспечены достаточным количеством белья. Хранение чистого белья в организациях здравоохранения должно осуществляться в специально выделенных бельевых помещениях для чистого белья. Суточный запас чистого белья должен храниться в приемных отделениях, отделениях реанимации, палатных отделениях больничных организаций здравоохранения в отдельных шкафах, установленных на постах медицинских сестер.

Смена белья пациентам в больничных организациях здравоохранения должна проводиться не реже одного раза в семь дней. При загрязнении белья биологическим материалом замена на чистое должна проводиться незамедлительно.

Грязное белье должно собираться в тару для грязного белья и незамедлительно транспортироваться в бельевые помещения для грязного белья организации здравоохранения. В отделениях организации здравоохранения бельевые помещения для грязного белья должны быть изолированы от палат, лечебно-диагностических помещений и бельевого помещения для чистого белья.

Для работы с грязным бельем работники должны быть обеспечены сменной одеждой (халат, косынка или шапочка) и средствами индивидуальной защиты.

Постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) в организациях здравоохранения должны подвергаться обеззараживанию методом камерной дезинфекции: после выписки или перевода пациента из отделений хирургического, ожогового, акушерско-гинекологического, педиатрического, инфекционного, противотуберкулезного, кожно-венерологического профиля больничных организаций здравоохранения; по эпидемическим показаниям; при загрязнении постельных принадлежностей биоматериалом; после смерти пациента. Матрацы и подушки, находящиеся в наглухо зашитых гигиенических чехлах, могут быть обеззаражены путем протирания или орошения чехлов раствором химического средства дезинфекции.

Правила приготовления дезинфицирующих рабочих растворов проводятся в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями.

В современных условиях появилось много новых эффективных дезинфицирующих и деинфицирующе-моющих средств (анасепт, инкрасепт, стераниум, и др.). Применение их должно проводиться в соответствии с прилагаемыми инструкциями.

Запомните!

1. Емкости с дезинфицирующим раствором должны быть промаркированы с указанием названия раствора, его концентрации и даты приготовления.

2. Дезинфицирующий раствор хранят в недоступном для больных, специально выделенном помещении.

3. При приготовлении дезраствора необходимо соблюдать технику безопасности (работа в маске или респираторе, в перчатках, очках, фартуке).

4. При попадании дезинфицирующего раствора на кожу или слизистые оболочки следует немедленно промыть их проточной водой.

Текущая уборка помещений

Текущая убора в помещениях ЛПУ проводится влажным способом не менее 2 раз в день (1 раз обязательно с дезсредством), а при необходимости и чаще.

Материальное обеспечение: ведро, швабра, таз, половая тряпка, мыло, чистая ветошь, дезсредства, халат, косынка, перчатки, передник, мерные емкости.

Последовательность выполнения:

1. Повяжите косынку, наденьте халат, передник, резиновые перчатки.

2. Приготовьте дезраствор в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями.

3. Проведите влажную уборку помещения: протрите чистой ветошью, смоченной одним из растворов, предметы обстановки, подоконники, умывальники. Вымойте пол, соблюдая последовательность: от стен к центру помещения, а затем к выходу.

4. Продезинфицируйте уборочный инвентарь: тряпку и ветошь замочите в дезрастворе, затем прополощите и высушите.

Контроль качества текущей дезинфекции

Контроль качества текущей дезинфекции возложен на сотрудников, ответственных за противоэпидемический режим, ежедневно, а дезстанции – ежеквартально.

Различают химический контроль (отбирают пробы сухого препарата и дезинфицирующих растворов, доставляют в дезлабораторию, где определяют в пробах содержание активнодействующих веществ и делают заключение о правильности приготовления растворов). Визуальный контроль осуществляет врач или лаборант дезстанции. Бактериологический контроль (смывы берут в количестве 1% от общего числа предметов, но не менее трех проб) осуществляют специалисты дезстанции.

Генеральная уборка

Материальное обеспечение: ведро, швабра, таз, половая тряпка, стерильная ветошь, гидропульт, дезинфицирующе-моющий раствор, халат, косынка, перчатки, передник, мерные емкости.

Последовательность выполнения.

1. Повяжите косынку, наденьте халат, передник, резиновые перчатки.

2. Приготовьте один из рекомендуемых дезрастворов.

3. Подготовьте помещение: отодвиньте от стен мебель и оборудование.

4. Влажная уборка поверхностей должна проводиться растворами моющих средств в последовательности: потолок, окна и подоконники, стены и двери – сверху вниз, оборудование, пол – от дальней стены к выходу; смывание нанесенных моющих средств должно осуществляться водопроводной водой с использованием ветоши. Насухо протрите стерильной ветошью.

5. Дезинфекция стен, подоконников, пола, оборудования, мебели должна проводиться химическими средствами дезинфекции в соответствии с инструкциями по их применению.

6. Наденьте чистый халат, расставьте мебель и оборудование на место.

7. Включите бактерицидную лампу на 2 часа.

8. Проветрите помещение.

9. Уборочный инвентарь после работы продезинфицируйте, прополощите, высушите, храните в специальном отдельном помещении.

Примечание: генеральная уборка помещений терапевтического профиля проводится 1 раз в месяц по графику; помещения хирургического профиля (процедурные, перевязочные, операционные, родзалы, инфекционные боксы и др.) – 1 раз в неделю по графику. Смена дезрастворов производится один раз в квартал.

Внутрибольничный режим

В каждом лечебном учреждении имеется внутрибольничный режим - определенный порядок, установленный в данном учреждении. Режим лечебных учреждений складывается из следующих элементов:

1) правил внутреннего распорядка;

2) санитарно-гигиенического содержания лечебных учреждений;

3) личной гигиены больных и персонала;

4) индивидуального режима больных.

Больничный режим обеспечивает лечение больных, их своевременное и правильное питание и необходимые санитарно-гигиенические мероприятия. В больничных учреждениях нашей страны режим дня в основном одинаков (табл. 1).

Таблица 1.

Режим дня в больничных учреждениях

Время Мероприятие Время Мероприятие
7.00 Подъем 14.30-16.30 Послеобеденный отдых
7.00-7.30 Измерение температуры 16.30-17.00 Измерение температуры
7.30-8.00 Утренний туалет 17.00-17.30 Послеобеденный чай
8.00-8.30 Раздача лекарств 17.30-19.00 Посещение родственников
8.30-9.30 Завтрак 19.00-19.30 Раздача лекарств
9.30-12.00 Обход врачей 19.30-20.00 Ужин
12.00-14.00 Выполнение врачебных назначений 21.30-22.00 Вечерний туалет
14.00-14.30 Обед 22.00 Отход ко сну

Лечебно-охранительный режим обеспечивает больному физический и психический покой. Главной составной частью лечебно-охранительного режима является строгое соблюдение распорядка дня и полное взаимопонимание между больным и медицинским персоналом. Правильно построенный режим предполагает хороший отдых, регулярное питание, врачебное наблюдение, своевременное выполнение диагностических и лечебных процедур.

Больные обязаны соблюдать режим отделения, находиться в палате во время обхода врача, т.е. после завтрака и до обеда, строго соблюдать рекомендации данные врачом. Во время тихого часа больные должны находиться в постели, после отбоя соблюдать тишину в палате и отделении. Больных следует предупредить о запрете приносить недозволенные продукты, особенно алкогольные напитки. За нарушение режима больных могут выписать из стационара. В летнее время ходячим больным по разрешению врача можно выйти во двор больницы. Нельзя покидать пределы больницы без разрешения врача.

Контроль за посещениями пациента и передачей продуктов

Цель: профилактика внутрибольничных инфекций, соблюдение назначенной диеты.

Посещение больных отделений терапевтического профиля допускаются ежедневно в установленных администрацией медучреждения местах; остальных больных – в дни и часы, указанные в правилах внутреннего распорядка, с разрешения заведующего отделением или дежурного врача (без верхней одежды и головного убора, в чистой обуви, в санитарной одежде: халат или накидка).

Медсестра проверяет передаваемые продукты, они должны соответствовать диете пациента, находиться в упаковке со сроком годности и в целлофановом пакете.

Практические навыки

1. Работа с медицинской документацией поста медицинской сестры.

2. Участие в раздаче медикаментов больным.

3. Проведение втирания, растирания, смазывание кожи лекарственным препаратом.

4. Приготовление «рабочих» дезинфицирующих растворов.

Занятие № 3

Наши рекомендации