Биологически активные стимулирующие раневые покрытия

Биологически активные стимулирующие раневые покрытия с антимикробным и
местно-анестезирующим действием выпускаются в четырех вариантах:

дигиспон А (коллаген + гелевин + диоксидин + анилокаин);

альгикол- ФА (коллаген + альгинат + фурагин + анилокаин);

коллахит-ФА (коллаген + хитозан + фурагин + анилокаин);

анишиспон (коллаген + шиконин).

Перечисленные раневые покрытия благотворно влияют на течение регенераторных
процессов в ране. Коллаген-альгинатные покрытия стимулируют рост грануляционной
ткани, а коллаген-хитозановые — рост эпителиальных клеток.

В последние годы наибольшее распространение получили препараты на основе
альгиновой кислоты и коллагена.

На основе смешанного натриево-кальциевой альгиновой кислоты созданы
полифункциональные влагопоглощающие препараты для местного лечения ран во второй
фазе раневого процесса(альгипор, альгимаф).

Стимулирующие раневые покрытия хорошо моделируются на различных участках
тела, обеспечивают нормальный парообмен в ране, сорбируют избыток раневого
экссудата, обладают пролонгированным антимикробным и обезболивающим действием,
создают влажную среду, оптимальную для миграции эпителиальных клеток. Выход
лекарственных средств из стимулирующих раневых покрытий осуществляется в течение
48-72 часов в зависимости от количества раневого экссудата в ране.

Высокоэффективным препаратом для лечения длительно незаживающих ран,
трофических язв, остеомиелита, диабетической стопы является препарат гентацикол
— пролонгированная форма гентамицина на биодеградируемой (коллагеновой) основе.

Биодеградируемая коллагеновая губка с гентамицином способствует купированию
инфекционного процесса, активизирует пролиферацию всех клеточных элементов.

В последние годы за рубежом для лечения больных с длительно незаживающими
ранами, трофическими язвами, пролежнями нашли применение гидроколлоидные
лекарственные средства, в частности содержащие пектин — дуодерм (США), варигесив
(США). В нашей стране разработаны гидроколлоидные лекарственные формы нового
поколения на основе пектина: галактон — жидкий гидроколлоид, предназначенный для
лечения длительно не заживающих глубоких ран мягких тканей с умеренным
количеством гнойного отделяемого;галагран — сухой гидроколлоид (порошок) для
лечения поверхностных ран мягких тканей, пролежней, трофических язв. Гидроколлоиды стимулируют процессы регенерации и эпителизации, предупреждают реинфицирование раневой поверхности, поддерживают влажную среду под повязкой.

Для оказания первой и доврачебной помощи в качестве асептической повязки применяют индивидуальный перевязочный пакет. Это стерильная повязка единого образца, заключенная в защитную оболочку. Она применяется с целью остановки кровотечения, предохранения раны (ожога) от вторичного инфицирования и воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды. Индивидуальный перевязочный пакет состоит из бинта шириной 10 см и длиной 7 м, двух ватно-марлевых подушек 17,5×32 см, одна из которых фиксирована, а другая может передвигаться по бинту на заданное расстояние. После наложения повязки конец бинта закрепляют прилагаемой к пакету булавкой. Выпускают также готовые к употреблению стерильные марлевые бинты с ватно-марлевой подушечкой различных размеров, бактерицидную бумагу и пластырь для лечения ссадин и поверхностных ран, пакеты стерильной гигроскопической ваты.

Для фиксации повязок пользуют марлевые бинты, трубчатые трикотажные и эластичные сетчато-трубчатые («Рэтэласт») бинты. Трубчатые и сетчато-трубчатые бинты благодаря эластичности материала растягиваются до нужной величины и надеваются на тот или иной участок тела поверх стерильного материала. Они плотно облегают тело, не распускаются при надрезании, могут быть использованы также в качестве давящей повязки и для удержания трансплантатов после кожной пластики. Бинт «Рэтэласт» изготавливают нестерильным из резиновых и хлопчатобумажных нитей, свернутым в рулоны длиной 5—20 м и упакованным в полиэтиленовые пакеты.

В зависимости от диаметра трубчатые бинты имеют 7 номеров и предназначены: № 1—2 — для пальцев, кисти и стопы; № 3—4 — для предплечья, плеча и голени; № 5—6 — для головы, бедра; № 7 — для груди, живота и таза.

С целью компрессии при варикозном расширении подкожных вен или после флебэктомии широко применяют эластичные трикотажные бинты.

Бинты— скатанные в виде валика длинные полосы марли различной ширины, используемые для укрепления повязок. Они выпускаются нестерильными в упаковке по 20—30 штук или стерильными в упаковке из пергаментной бумаги, пригодные для длительного хранения. Наиболее широко распространены бинты следующих размеров (см): 16×1000; 14×700; 10×500; 7×500; 5×500. Чтобы повязка лежала прочно и правильно, следует выбирать ширину бинта в зависимости от размеров бинтуемой анатомической области: для туловища рекомендуют бинт шириной 10—16 см, для конечностей — 10—14 см, для головы — 5—7 см, для пальцев и кисти — 5 см.

Операционное бельё

При проведении любых хирургических вмешательств важным фактором остается исключение переноса инфекции от медицинской бригады к пациенту и, наоборот, от пациента к медперсоналу. Для этой цели используется операционное бельё.

К операционному белью относятхирургические халаты с завязками сзади, костюмы хирургов, простыни, полотенца, полотняные салфетки, шапочки, маски, бахилы.

До второй половины XIX века хирурги не использовали халатов вообще. Вместо этого надевался фартук и иногда нарукавники, да и, то только хирургами во время проведения серьезных операций. Масок и шапочек не было. Первыми в постоянную практику белые халаты ввели, вероятно, немцы в период франко-прусской войны 1870 года. В Россию халат пришел в XVIII веке, превратившись сначала в домашнюю, а затем и в рабочую одежду. И только на рубеже XIX–XX веков он стал медицинским. К началу XX века применение белого халата, шапочки и маски при хирургических процедурах было делом уже довольно распространенным. Но только после убийственной мировой эпидемии испанки в 1918 году, унесшей жизни десятков миллионов человек, ношение халата и шапочки стало явлением повсеместным среди не только хирургов, но и врачей других специальностей.

Белый цвет — цвет божественной чистоты и высокого доверия. Белый медицинский халат — это неотъемлемая часть авторитета врача, его визитная карточка.

Наши рекомендации