Материально-техническое обеспечение методики
Описание метода
Формула метода
Новая оригинальная экспериментально-психологическая методика "Уровень невротической астении" (УНА) является медико-психологическим экспресс-диагностическим инструментом для выявления степени выраженности астении невротического характера.
1.1. Принципиально новым в разработке экспериментально-психологической
методики, предназначенной для количественной оценки степени выраженности
невротической астении, является использование для построения
диагностической шкалы одного из методов теории распознавания
образов.
Эта общая теория, развитая в информатике, рассматривает задачу конструирования решающего правила для классификации наблюдений по заданной совокупности признаков, известных для каждого наблюдения. Решающее диагностическое правило вырабатывается на основании анализа образцов наблюдений, для которых определена принадлежность к диагностическим классам ("обучающая выборка"). Эффективность выработанного решающего правила определяется на материале новых, ранее не использованных наблюдений ("контрольная выборка").
Одним из самых распространенных и простых для реализации методов распознавания образов является построение линейных дискриминаторов, которые представляют собой алгебраическую сумму диагностических коэффициентов, соответствующих отдельным значениям используемых признаков. При разработке шкалы УНА был использован линейный дискриминатор с диагностическими весами, которые определяются как логарифмы отношения правдоподобия.
Диагностические шкалы опросника УНА были разработаны раздельно для мужчин и женщин.
1.2. Процедура конструирования опросника включала несколько этапов. Формирование списка утверждений разработанного опросника базировалось на опыте изучения астении у больных в клинике неврозов. Астения (греч. astheneia - бессилие, слабость) - состояние нервно-психической слабости - является одним из самых распространенных симптомообразований, входящих в клиническую картину различных
нервно-психических исоматических заболеваний. В клинике неврозов
астенический синдром являетсяодним из наиболее часто встречающих
ся. Многие авторы отмечаютеще большее увеличение астенических проявлений при неврозах в последние десятилетия. Кроме того, исследования последних лет показали, что астенический синдром часто наблюдается не только при неврастении, при которой он традиционно считался большинством авторов облигатным, но и при других формах неврозов, что следует учитывать при диагностике в клинической практике.
Описано множество клинических проявлений невротической астении, однако, очевидно, что в целом для астенического синдрома при неврозах, как и для других форм пограничных нервно-психических расстройств, характерна триада, включающая помимо проявлений астении, вегетативную дисфункцию и расстройства сна.
Собственно астения проявляется в усталости, повышенной утомляемости, снижении работоспособности. Следует различать усталость как субъективную сторону утомляемости и собственно утомление, которое может быть подтверждено объективными методами исследования. Невротическая усталость характеризуется своей инертностью, неспособностью исчезать после отдыха. Кроме того, собственно астения проявляется в ухудшении памяти и внимания, в свою очередь снижение способности к концентрации внимания приводит к рассеянности и вторично к затруднениям запоминания. Указанные нарушения сопровождаются, как правило, повышенными возбудимостью, раздражительностью, в частности, повышенной чувствительностью к внешним и внутренним раздражителям. Для таких больных характерны эмоциональная неустойчивость, эмоциональные реакции, неадекватные по силе вызвавшим их причинам, нетерпеливость, плохая переносимость ожидания. При астении также наблюдается лабильность настроения, которое неадекватно повышается при незначительной удаче и ухудшается при малейшей неудаче.
Вегетативные расстройства при астеническом синдроме выражаются в лабильности пульса и артериального давления, стойких спонтанных дермографических реакциях, общем и дистальном гипергидрозе и др. Часто отмечаются типичные "шлемообразные" головные боли.
Характерные для астенического синдрома расстройства сна в виде нарушения засыпания, частых пробуждений и легких проявлений диссомнии сопровождаются чувством разбитости, отсутствием ощущения бодрости. Больные часто жалуются, что "не отдохнули за ночь" и тревожно ожидают наступление следующей ночи. Субъективная оценка ночного сна как неполноценного часто является для больных основанием считать его причиной снижения работоспособности. В то же время выраженной сонливости днем у подавляющего большинства больных не наблюдается.
Клиническая картина невротической астении складывается из субъективных жалоб больного и объективных данных, причем нередко первая часть превышает вторую и делает оценку степени выраженности астении затруднительной. В.Н.Мясищев указывал на неправильное понимание термина "субъективные жалобы": "... жалобы объективны как словесное заявление, то есть как речевая реакция и отражение объективной действительности, но вместе с тем они субъективны, поскольку относятся к таким состояниям человека-субъекта, которые наиболее трудно учитываются и контролируются извне".
Учитывая особую роль субъективных жалоб в клинической картине астении при неврозах, актуальной представляется разработка специальной психодиагностической шкалы, основанной на самооценке испытуемого и направленной на количественную оценку выраженности невротической астении. Такая шкала и была разработана в виде опросника "Уровень невротической астении" (УНА).
С целью формирования стимульного материала разрабатываемого опросника, врачами-психоневрологами отделения неврозов и психотерапии Психоневрологического института им.В.М.Бехтерева, выступающими в качестве экспертов, из 566 пунктов опросника MMPI на основе клинических представлений были отобраны 42 утверждения, относящиеся к проявлениям астении при неврозах.
1.3. Первоначальный вариант опросника УНА, включающий эти 42 утверждения, был предъявлен большим группам испытуемых разного пола - здоровых и больных неврозами, у которых астенические проявления определяли клиническую картину или являлись одним из ведущих синдромов. Исследование больных с помощью этого варианта опросника УНА проводилось в первый период пребывания их в клинике неврозов им.В.М.Бехтерева.
Изучение распределения испытуемых в исследуемых группах по возрасту выявило преобладание лиц более молодого возраста в группе здоровых по сравнению с группой больных неврозами. На основании этих данных из 325 протоколов здоровых были отобраны для разработки психодиагностической шкалы уровня невротической астении 100 протоколов исследования мужчин и 100 протоколов исследования женщин. Этот отбор осуществлялся таким образом, чтобы сделать более сходными возрастные структуры сопоставляемых групп здоровых и больных неврозами как для мужчин, так и для женщин.
Испытуемому предлагалось оценить, как часто справедливо по отношению к нему каждое из 42 утверждений. Для этого он должен был выбрать один из пяти вариантов ответа: "почти всегда", "часто", "иногда", "редко", "почти никогда". Инструкция (см. приложение 1) предусматривала, что больные должны давать ответы на вопросы в соответствии с их самочувствием в период болезни, предшествующий моменту заполнения
опросника. Выбранный вариант ответа испытуемый отмечал в соответствующей графе бланка ответов.
1.4.Полученные с помощью опросника данные были подвергнуты статистическому анализу с помощью системы обработки медицинских данных ("МИДАС"). Были вычислены частоты ответов для каждого из 42 утверждений по каждому из пяти вариантов ответа ("почти всегда", "часто", "иногда", «редко", "почти никогда") в группе больных неврозами и в группе
здоровых раздельно для мужчин и женщин. С помощью критерия X2
определялась статистическая достоверность распределения частот ответов для утверждения в целом без дифференцирования статистической значимости различий частот пяти вариантов ответа. С помощью критерия Фишера определялась статистическая достоверность различий частот для каждого варианта ответа в отдельности.
Из первоначального варианта опросника, включающего 42 утверждения, были исключены 4, для которых не были выявлены достоверные различия частот ответов между больными неврозами и здоровыми, как в группе мужчин, так и в группе женщин. Таким образом, число утверждений в окончательном варианте опросника УНА составило 38. При разработке психолого-диагностической шкалы для определения уровня невротической астении был проведен статистический анализ "обучающих выборок" протоколов исследований здоровых и больных неврозами с клинически хорошо верифицированным диагнозом.
1.5. В качестве признаков для классификации здоровых и больных неврозами были взяты 38 утверждений, направленных на выявление невротической астении (см. приложение 2). При сопоставлении обучающих выборок больных неврозами и здоровых по каждому утверждению подсчитывались частоты каждого варианта ответа для одного диагностичес
кого класса - здоровых (Р1, Р2, Р3, Р4, Р5) и для другого - больных неврозами
(Q1 Q2, Q3, Q4, Q5) раздельно для мужчин и женщин. Для каждого из утверждений по формуле Di = 10 х lg Pi/Qi вычислялись пять диагностических коэффициентов с точностью до единицы (D1 - для ответа "почти всегда",D2 - для ответа "часто", D3 - для ответа "иногда", D4 - для ответа "редко",D5 - для ответа "почти никогда") для мужского варианта и, соответственно, пять диагностических коэффициентов для женского варианта шкалы
УНА. Нам представлялось, что диагностические коэффициенты должны
монотонно убывать (возрастать) от середины шкалы к краям. В тех случаях, когда такая монотонность нарушалась, мы, считая такие отклонения эффектом ограниченности выборки, объединяли соседние градации с вычислением для них общего диагностического коэффициента. И шкала для мужчин, и шкала для женщин содержали утверждения, различия которых между больными неврозами и здоровыми были статистически незначимы только в группе мужчин или только в группе женщин (6 утверждений в шкале для мужчин и 7 - для женщин). Диагностические коэффициенты всех пяти вариантов ответов были приравнены к нулю. Эти утверждения были сохранены, хотя не участвовали в дальнейшем анализе полученных данных, чтобы сделать единообразным текст опросника и бланк регистрации ответов и для мужчин, и для женщин.
Все 38 утверждений опросника с указанием диагностических коэффициентов соответствующих каждому варианту ответа ("почти всегда", "часто", "иногда", "редко", "почти никогда") и образовали две шкалы, направленные на определение уровня невротической астении (УНА) у мужчин и женщин (см. приложения 3, 4). Отрицательная величина диагностического коэффициента, соответствующего ответу испытуемого, свидетельствует о наличии невротической астении, а положительная — об отсутствии таковой. Абсолютная величина диагностического коэффициента является мерой диагностической значимости варианта ответа.
Оценка информативности всей совокупности вариантов ответов для каждого отдельного утверждения производится с помощью специальной информативной меры - функционала Кульбака:
= N3 Nн/(N3 +Nн)e(pi-qi)In(pi/qi),
где:
p=Pi+l/N;
qi=QI+1/N
N = max(N3,NH);
N3 - численность выборки здоровых;
Nh - численность выборки больных неврозами.
Чем больше эта мера, тем больше в среднем диагностической информации можно ожидать от ответа испытуемого на соответствующее утверждение из опросника.
Функционал Кульбака позволяет ранжировать утверждения опросника по диагностической информативности, располагая их от наиболее к наименее диагностически ценным.
В таблицах 1 и 2 (см. приложения 5, 6) приведены утверждения опросника УНА в порядке их убывающей диагностической информативности, определяемой с помощью функционала Кульбака.
Как видно из таблиц, наибольшую диагностическую ценность для мужчин имеет утверждение № 28: "Я испытываю общую слабость", а для женщин - № 26: "Я испытываю тяжесть в голове".
Если рассматривать пять наиболее информативных утверждений, то для мужчин и для женщин именно эти два упомянутых выше утверждения входят в их число и являются общими и для мужчин, и для женщин.
Важно подчеркнуть, что в пять наиболее информативных утверждений как у мужчин, так и у женщин входят утверждения, отражающие все три основных вида болезненных нарушений, которые относятся к триаде, характерной для невротической астении: собственно астения, вегетативные проявления и расстройства сна.
Общая диагностическая направленность и значимость не отдельно взятого утверждения, а всей совокупности ответов испытуемого на все утверждения опросника УНА определяется с помощью итоговой оценки. Итоговая шкальная оценка (As) является алгебраической суммой всех диагностических коэффициентов, соответствующих ответам испытуемого (As = eDi). Эта оценка представляет собой дискриминатор (различитель), количественное значение которого для конкретного испытуемого отражает его сходство с представителями сравниваемых диагностических классов в "обучающей выборке" - здоровых и больных неврозами. Итоговая сумма диагностических коэффициентов всех ответов испытуемого может быть положительной или отрицательной. Так как отрицательный диагностический коэффициент ответа свидетельствует о том, что данный ответ преобладает у больных неврозами, а положительный - у здоровых, то, отрицательная итоговая оценка свидетельствует о преобладании у испытуемого ответов, характерных для больных с невротической астенией, а положительная, соответственно, свидетельствует о преобладании у испытуемого ответов, характерных для здоровых. Чем больше положительная по знаку итоговая оценка, тем больше вероятность отсутствия астенического состояния и принадлежности испытуемого к группе нормы. Чем меньше отрицательная по знаку итоговая оценка (соответственно, чем больше она по абсолютной величине), тем больше вероятность наличия невротической астении и принадлежности испытуемого к группе больных неврозами.
На основании таблицы диагностических коэффициентов были получены итоговые шкальные оценки для каждого из испытуемых, протоколы которых вошли в "обучающую выборку". Результаты статистического распределения итоговых шкальных оценок мужчин и женщин больных неврозами и здоровых представлены в таблицах 3,4,5,6 (см. приложения 7,8).
Как видно из таблиц 3 и 4, средние величины итоговых шкальных оценок (М±m), а также значения их медианы (Me) и моды (Мо) существенно различны у больных неврозами и здоровых как в группе мужчин, так и в группе женщин.
Как видно из таблиц 5 и 6, распределение итоговых шкальных оценок и у мужчин, и у женщин больных неврозами и здоровых значительно расходятся, что позволяет указать интервалы итоговых оценок, характерных для больных неврозами и характерных для здоровых, а также указать интервал оценок, встречающихся одинаково часто и у больных неврозами, и у здоровых, который соответствует "зоне диагностической неопределенности". Таблицы 5 и 6 позволяют определить на основании величины итоговой шкальной оценки (As), какова вероятность состояния астении (Рas) у конкретного испытуемого и, соответственно, какова дополнительная вероятность отсутствия невротической астении (Qas = 1 — Рas). Оценка вероятности состояния астении (Рas) определялась в предположении равенства априорных вероятностей наличия и отсутствия невротической астении у испытуемого по формуле:
где:
Qint - вероятность нахождения итоговой шкальной оценки в заданном
интервале у больных неврозами;
Pint - вероятность итоговой шкальной оценки в заданном интервале у
здоровых.
Таким образом был разработан опросник УНА, предназначенный для психологической диагностики невротической астении и степени ее выраженности.
1.6. Специальные исследования, подтверждающие надежность (воспроизводимость) предлагаемой методики не предусматривались, прежде всего потому, что традиционные процедуры, направленные на изучение статистических характеристик воспроизводимости тестовых результатов, подразумевают направленность теста на изучение относительно устойчивых психологических свойств личности и психологических состояний. Невротическая астения не относится к таким состояниям.
Содержательная валидность опросника УНА обеспечивалась согласием смысла использованных в опроснике утверждений, которые были отобраны экспертами врачами и психологами на основе клинического опыта наблюдения и лечения больных неврозами, современным представлениям об этиопатогенезе и клинических проявлениях астенического синдрома при неврозах.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ОПРОСНИК «УНА»
Утверждения | № | Почти Всегда | Часто | Иногда | Редко | Почти никогда |
Я работаю с большим напряжением | ||||||
Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или вопросе | ||||||
Моя половая жизнь удовлетворительна | ||||||
Ожидание меня нервирует | ||||||
Я испытываю мышечную слабость | ||||||
Мне кажется, что я ни на что не годен | ||||||
Я забывчив | ||||||
Я чувствую себя усталым | ||||||
Критика очень задевает меня | ||||||
Я уверен в себе | ||||||
Мои руки трясутся | ||||||
У меня хороший аппетит | ||||||
Я люблю вечеринки и шумные компании | ||||||
Я уже не так хорошо понимаю прочитанное | ||||||
Мои руки и нога теплые | ||||||
Меня легко задеть | ||||||
Мои планы представляются мне настолько трудновыполнимыми, что я легко отказываюсь от них | ||||||
Я страдаю от запоров | ||||||
У меня бывают приступы смеха или плача, которые я не могу сдержать | ||||||
У меня болит голова | ||||||
Я просыпаюсь утром свежим и отдохнувшим | ||||||
У меня бывают головокружения | ||||||
У меня бывают в мышцах судороги и подергивания | ||||||
У меня шумит (звенит) в ушах | ||||||
Меня беспокоят половые (сексуальные) вопросы | ||||||
Я испытываю тяжесть в голове | ||||||
Я легко плачу | ||||||
Я испытываю общую слабость | ||||||
Я испытываю боли в темени | ||||||
Мой слух так чувствителен, что это раздражает меня | ||||||
Мне снятся тревожные сны | ||||||
Жизнь для меня связана с напряжением | ||||||
Моя голова стянута обручем | ||||||
Я легко просыпаюсь от шума | ||||||
Я бываю злым и раздражительным | ||||||
Меня утомляют люди | ||||||
Когда я волнуюсь, то покрываюсь потом | ||||||
Мне не дают заснуть беспокойные мысли |
Приложение 3
О П Р О С Н И К «У Н А» (м)
Утверждения | № | Почти всегда 1 | Часто | Иногда | Редко | Почти никогда |
Я работаю с большим напряжением | -5 | -3 | + 2 | + 3 | + 10 | |
Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или вопросе | -9 | -9 | + 4 | + 4 | ||
Моя половая жизнь удовлетворительна | ||||||
Ожидание меня нервирует | ||||||
Я испытываю мышечную слабость | -11 | -10 | -2 | + 3 | + 6 | |
Мне кажется, что я ни на что не годен | -12 | -12 | -4 | + 4 | ||
Я забывчив | -8 | -4 | + 1 | + 1 | + 3 | |
Я чувствую себя усталым | -8 | -6 | + 3 | + 5 | + 6 | |
Критика очень задевает меня | -9 | -2 | + 1 | + 2 | + 2 | |
Я уверен в себе | + 4 | + 3 | -2 | -8 | - 11 | |
Мои руки трясутся | -7 | -5 | -4 | -2 | + 4 | |
У меня хороший аппетит | + 4 | - 1 | -4 | -5 | -8 | |
Я люблю вечеринки и шумные компании | + 5 | + 4 | + 2 | -5 | -5 | |
Я уже не так хорошо понимаю прочитанное | ||||||
Мои руки и ноги теплые | + 4 | -7 | -7 | |||
Меня легко задеть | -4 | -3 | + 5 | + 5 | ||
мои планы представляются мне настолько трудновыполнимыми, что я легко отказываюсь от них | -10 | - 10 | + 1 | + 4 | ||
Я страдаю от запоров | -9 | -8 | -6 | -3 | + 3 | |
У меня бывают приступы смев или плача, которые я не могу сдержать | ||||||
У меня болит голова | -9 | -7 | + 2 | + 6 | ||
Я просыпаюсь утром свежим и отдохнувшим | +6 | + 4 | -1 | -6 | -6 | |
У меня бывают головокружения | -14 | -14 | -5 | -2 | + 7 | |
У меня бывают в мышцах судороги и подергивания | -10 | -10 | -5 | + 5 | ||
У меня шумит (звенит) в ушах | - 14 | - 14 | -3 | -3 | + 6 | |
Меня беспокоят половые (сексуальные) вопросы | ||||||
Я испытываю тяжесть в голове | •12 | -12 | -1 | + 1 | + 7 | |
Я легко плачу | ||||||
Я испытываю общую слабость | - 11 | -10 | + 3 | + 12 | ||
Я испытываю боли в темени | -9 | -9 | -S | -2 | + 4 | |
Мой слух так чувствителен, что это раздражает меня | -6 | -6 | -6 | + 1 | + 3 | |
Мне снятся тревожные сны | -9 | -9 | -1 | + 2 | + 7 | |
Жизнь для меня связана с напряжением | -6 | -4 | + 2 | + 5 | + 5 | |
Моя голова стянута обручем | -8 | -8 | -7 | -2 | + 3 | |
Я легко просыпаюсь от шума | -4 | -4 | + 4 | + 6 | ||
Я бываю злым и раздражительным | -11 | -7 | +2 | + 2 | + 2 | |
Меня утомляют люди | -12 | -8 | + 6 | + 6 | ||
Когда я волнуюсь, то покрываюсь потом | -9 | -5 | + 3 | + 3 | ||
Мне не дают заснуть беспокойные мысли | -7 | -6 | + 1 | + 9 | + 9 |
Приложение 4
ОПРОСНИК «УНА» (ж)
Утверждения | № | Почти всегда | Часто | Иногда 3 | Редко | Почти никогда |
Я работаю с большим напряжением | -4 | -1 | + 3 | + 5 | ||
Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или вопросе | -7 | -7 | + 4 | + 5 | ||
Моя половая жизнь удовлетворительна | + 2 | + 2 | -2 | -2 | -4 | |
Ожидание меня нервирует | -3 | -2 | + 4 | + 6 | + 6 | |
Я испытываю мышечную слабость | -6 | -5 | - 1 | + 6 | + 6 | |
Мне кажется, что я ни на что не годен | -6 | -6 | -2 | + 1 | + 4 | |
Я забывчив | -8 | -3 | + 1 | + 1 | + 7 | |
Я чувствую себя усталым | -7 | -2 | + 3 | + 4 | + 4 | |
Критика очень задевает меня | ||||||
Я уверен в себе | ||||||
Мои руки трясутся | -8 | -8 | -3 | - 1 | + 4 | |
У меня хороший аппетит | + 3 | + 1 | -4 | -4 | -6 | |
Я люблю вечеринки и шумные компании | ||||||
Я уже не так хорошо понимаю прочитанное | -6 | -6 | -1 | + 1 | + 4 | |
Мои руки и ноги теплые | ||||||
Меня легко задеть | -3 | -1 | + 2 | + 5 | + 5 | |
Мои планы представляются мне настолько трудновыполнимыми, что я легко отказываюсь от них | ||||||
Я страдаю от запоров | ||||||
У меня бывают приступы смея или плача, которые я не могу сдержать | -7 | -7 | -2 | + 6 | ||
У меня болит голова | -9 | -2 | + 2 | + 2 | + 4 | |
Я просыпаюсь утром свежим и отдохнувшим | + 14 | + 5 | -4 | -6 | ||
У меня бывают головокружения | -10 | -5 | -2 | + 4 | + 6 | |
У меня бывают в мышцах судороги и подергивания | -10 | -7 | -2 | + 1 | + 4 | |
У меня шумит (звенит) в ушах | - 10 | -7 | -2 | + 2 | + 4 | |
Меня беспокоят половые (сексуальные) вопросы | -4 | -4 | -4 | + 3 | + 3 | |
Я испытываю тяжесть в голове | -14 | -7 | + 5 | + 7 | ||
Я легко плачу | -5 | -2 | + 5 | + 5 | ||
Я испытываю общую слабость | -8 | -5 | + 3 | + 8 | + 9 | |
Я испытываю боли в темени | -10 | -5 | -2 | + 1 | + 3 | |
Мой слух так чувствителен, что это раздражает меня | -7 | -7 | -2 | + 2 | + 5 | |
Мне снятся тревожные сны | -6 | -6 | -1 | + 4 | + 10 | |
Жизнь для меня связана с напряжением | -5 | -2 | + 2 | + 8 | + 13 | |
Моя голова стянута обручем | -8 | -8 | -2 | + 1 | + 4 | |
Я легко просыпаюсь от шума | -3 | + 4 | + 5 | |||
Я бываю злым и раздражительным | -8 | -5 | -2 | + 5 | + 7 | |
Меня утомляют люди | ||||||
Когда я волнуюсь, то покрываюсь потом | -6 | -3 | -2 | + 4 | + 4 | |
Мне не дают заснуть беспокойные мысли | -7 | -2 | + 3 | + 7 | + 7 |
Приложение 5
Таблица 1
Ранговый порядок убывания диагностической информативности утверждений опросника УНА для мужчин.
Ранговый №1 | Утверждения | № УНА | Функционал Кульбака |
Я испытываю общую слабость | 41,64 | ||
У меня бывают головокружения | 36,68 | ||
Мне не дают заснуть беспокойные мысли | 32,55 | ||
Я испытываю тяжесть в голове | 32,29 | ||
У меня шумит (звенит) в ушах | 29,53 | ||
Я испытываю мышечную слабость | 28,91 | ||
Меня утомляют люди | 28,16 | ||
Я чувствую себя усталым | 23,40 | ||
Мне кажется, что я ни на что не годен | 23,38 | ||
Мне снятся тревожные сны | 23,30 | ||
У меня бывают в мышцах судороги и подергивания | 21,83 | ||
Я уверен в себе | 21,34 | ||
Я просыпаюсь утром свежим и отдохнувшим | 19,00 | ||
Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или вопросе | 18,78 | ||
Жизнь для меня связана с напряжением | 18,72 | ||
Я бываю злым и раздражительным | 18,28 | ||
Моя голова стянута обручем | 18,14 | ||
У меня болит голова | 18,07 | ||
Я страдаю от запоров | 17,56 | ||
Мои руки и ноги теплые | 16,79 | ||
Мой слух так чувствителен, что это раздражает меня | 16,32 | ||
Я люблю вечеринки и шумные компании | 15,96 | ||
Я испытываю боли в темени | 15,54 | ||
Когда я волнуюсь, то покрываюсь потом | 15,45 | ||
Я легко просыпаюсь от шума | 15,16 | ||
Мои руки трясутся | 14,97 | ||
Я работаю с большим напряжением | 14,54 | ||
У меня хороший аппетит | 13,43 | ||
Мои планы представляются мне настолько трудновыполнимыми, что я легко отказываюсь от них | 13,28 | ||
Меня легко задеть | 11,98 | ||
Я забывчив | 9,44 | ||
Критика очень задевает меня | 9,04 | ||
Я легко плачу | 7,27 | ||
Я уже не так хорошо понимаю прочитанное | 6,43 | ||
Моя половая жизнь удовлетворительна | 4,85 | ||
Ожидание меня нервирует | 4,80 | ||
У меня бывают приступы смеха или плача, которые я не могу сдержать | 4,10 | ||
Меня беспокоят половые (сексуальные) вопросы | 3,21 |
Приложение 6
Таблица 2
Ранговый порядок убывания диагностической информативности утверждений опросника УНА для женщин.
Ранговый №1 | Утверждения | № УНА | Функционал Кульбака |
Я испытываю тяжесть в голове | 37,03 | ||
Я испытываю общую слабость | 35,40 | ||
Я просыпаюсь утром свежим и отдохнувшим | 32,31 | ||
Жизнь для меня связана с напряжением | 30,04 | ||
Мне снятся тревожные сны | 27,55 | ||
Я испытываю мышечную слабость | 26,35 | ||
Мне не дают заснуть беспокойные мысли | 24,90 | ||
Мой слух так чувствителен, что это раздражает меня | 24,76 | ||
У меня бывают головокружения | 22,61 | ||
Моя голова стянута обручем | 21,60 | ||
Мои руки трясутся | 21,28 | ||
Я бываю злым и раздражительным | 20,67 | ||
У меня бывают в мышцах судороги и подергивания | 17,71 | ||
У меня бывают приступы смеха или плача, юторые я не могу сдержать | 16,73 | ||
У меня шумит (звенит) в ушах | 16,67 | ||
Мне трудно осфедоточиться на какой-либо задаче или вопросе | 16,20 | ||
Я легко плачу | 15,55 | ||
Мне кажется, что я ни на что не годен | 15,23 | ||
Я чувствую себя усталым | 15,19 | ||
У меня болит голова | 14,47 | ||
Когда я волнуюсь, то покрываюсь потом | 14,32 | ||
Ожидание меня нервирует | 13,05 | ||
Я забывчив | 12,05 | ||
Моя половая жизнь удовлетворительна | 11,90 | ||
Я испытываю боли в темени | 11,69 | ||
Меня беспокоят половые (сексуальные) вопросы | 11,64 | ||
Я уже не так хорошо понимаю прочитанное | 11,09 | ||
Меня легко задеть | 10,61 | ||
У меня хороший аппетит | 10,56 | ||
Я легко просыпаюсь от шума | 9,38 | ||
Я страдаю от запоров | 9,12 | ||
Я работаю с большим напряжением | 8,21 | ||
Мои планы представляются мне настолько трудновыполнимыми, что я легко отказываюсь от них | 8,02 | ||
Я уверен в себе | 7,15 | ||
Меня утомляют люди | 6,60 | ||
Я люблю вечеринки и шумные компании | 5,98 | ||
Мои руки и ноги теплые | 4,67 | ||
Критика очень задевает меня | 3,49 |
Приложение 7
Таблица 3
Сравнительные статистические характеристики
итоговых шкальных оценок мужчин больных неврозами и