Программа повышения (подтверждения) квалификации сб.

С целью достижения высокого профессионального уровня установлена периодичность повышения (подтверждения) квалификации:

-​ 1 раз в 24 месяца (плюс допустимое увеличение на 3 месяца) по «Программе курсов повышения (подтверждения) квалификации кабинных экипажей ВС ГА».

-​ 1 раз в 24 месяца (плюс допустимое увеличение на 3 месяца) дополнительно по «Программе курсов подготовки и повышения квалификации старших бортпроводников».

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ (ПОДТВЕРЖДЕНИЯ) КВАЛИФИКАЦИИ СБ В АУЦ.

Подготовка и повышение квалификации по программе «Старших бортпроводников кабинного экипажа» проводится в АУЦ, имеющих сертификат, выданный уполномоченным органом в области ГА по данному виду подготовки в соответствии с ФАП 289. Преподавательский состав: преподаватели и инструкторы АУЦ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ пп Наименование предмета
Социально-психологические аспекты профессиональной деятельности старшего бортпроводника. Обеспечение взаимодействия в бригаде.
1.1 Социально-психологические аспекты профессиональной деятельности бортпроводника-старшего
1.2 Обеспечение взаимодействия в экипаже
Организация работы старшего бортпроводника
2.1 Работа старшего бортпроводника с членами летного и кабинного экипажа. Организация и контроль работы кабинного экипажа в рейсе
2.2 Работа старшего бортпроводника в особых условиях
2.3 Технология обслуживания пассажиров и членов экипажа
2.4 Организация питания пассажиров
2.5 Медицинское обслуживание
2.6 Методика обучения бортпроводника-стажера

Оценка компетентности по каждому предмету курса осуществляется по зачетной системе.

После успешного прохождения подготовки оформляется документ об окончании КПК.

ПОВЫШЕНИЕ (ПОДТВЕРЖДЕНИЕ) КВАЛИФИКАЦИИ ИНСТРУКТОРСКОГО И КОМАНДНО-РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА СБП, ИМЕЮЩИХ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО БОРТПРОВОДНИКА.

С целью достижения высокого профессионального уровня установлена периодичность повышения (подтверждения) квалификации для ИПБ и КРС, имеющих действующее Свидетельство бортпроводника ГА:

•​ 1 раз в 24 месяца (плюс допустимое увеличение на 3 месяца) по «Программе курсов повышения (подтверждения) квалификации кабинных экипажей ВС ГА».

•​ 1 раз в 60 месяцев (плюс допустимое увеличение на 3 месяца) дополнительно по «Программе курсов подготовки и повышения квалификации бортпроводников-инструкторов кабинных экипажей ВС ГА».

•​ 1 раз в 60 месяцев (плюс допустимое увеличение на 3 месяца) дополнительно для командно- руководящего состава СБП по программам специальных курсов на базе высших учебных заведений ГА.

Место проведения подготовки: АУЦ, имеющие сертификат, выданный уполномоченным органом в области ГА по данному виду подготовки в соответствии с ФАП 289.

Преподавательский состав: преподаватели и инструкторы АУЦ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ (ПОДТВЕРЖДЕНИЯ) КВАЛИФИКАЦИИ ИПБ.

№ пп Наименование предмета
Основы воздушно-правовой подготовки
1.1 Международная организация гражданской авиации IСАО
1.2 Воздушный Кодекс РФ
1.3 ФАП «Подготовка и выполнение полетов в ГА РФ»
1.4 ФАП «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации».
1.5 Руководство по производству полетов авиакомпании (РПП).
1.6 Другие документы
Система управления безопасностью полетов (СУБП/SMS)
2.1 Процесс определения фактических и потенциальных угроз для безопасности полетов и оценки соответствующих рисков
2.2 Принятие корректирующих действий, необходимых для выдерживания показателей безопасности полетов
2.3 Проведение постоянного мониторинга и регулярной оценки показателей безопасности полетов
2.4 Проведение постоянного мониторинга и регулярной оценки показателей безопасности полетов
2.5 Структура функций в вопросах обеспечения безопасности полетов эксплуатанта
2.6 Система документации по безопасности полетов
Обеспечение безопасности полетов.
3.1 Общие сведения о состоянии безопасности полетов в ГА РФ
3.2 Анализ обстоятельств и причин АП с ВС 1-2 кл.
3.3 Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов «ПРАПИ-98»


3.4 Роль инструктора- проводника бортового и бортпроводника-старшего в обеспечении безопасности полетов
Принципы профессионального обучения (методика)
4.1 Основные принципы и методики обучения
4.2 Организация и обучение бортпроводника в рейсовых условиях
Управление ресурсами экипажа (СRМ) и психология управления персоналом
5.1 Управление ресурсами экипажа (СRМ)
5.2 Психология управления персоналом
Организация работы бортпроводника-инструктора
6.1 Работа инструктора-проводника бортового и бортпроводника-старшего с членами летного и кабинного экипажа. Организация и контроль работы кабинного экипажа в рейсе
6.2 Работа инструктора-проводника бортового и бортпроводника-старшего в особых условиях
6.3 Технология обслуживания пассажиров и членов экипажа
6.4 Организация питания пассажиров
6.5 Медицинское обслуживание
6.6 Методика обучения бортпроводника
6.7 Дифференцированный зачет
Социально-психологические аспекты профессиональной деятельности инструктора-проводника бортового.
7.1 Социально-психологические аспекты профессиональной деятельности инструктора- проводника бортового и бортпроводника-старшего.

Оформление документации:

-​ Удостоверение установленного образца;

-​ отметка в Летной книжке.

СЕЗОННАЯ ПОДГОТОВКА.

Сезонная подготовка является составной частью ежегодной переподготовки (технической учебы) членов КЭ СБП. Как правило, подготовка к весенне-летнему периоду (ВЛП) проводится: в марте-апреле, к осенне-зимнему периоду (ОЗП): в сентябре-октябре каждого года.

Основная цель сезонной подготовки - обеспечение безопасности и регулярности полетов, авиационной безопасности и требуемого качества работ и услуг, которые в значительной степени зависят от метеорологических (климатических) условий.

Место проведения занятий - производственная база АО «Авиакомпания АЗИМУТ».

Преподавательский состав:

-​ КРС и ИПБ, допущенные к преподавательской деятельности;

-​ специалисты других подразделений АО «Авиакомпания АЗИМУТ».

К проведению докладов на конференции по безопасности и сервису привлекаются также наиболее подготовленные и опытные члены кабинного экипажа, которые знают особенности работы в сезонные периоды, обеспечивают высокое качество проведения предполетной подготовки и послеполетных работ, а также безопасность авиаперевозок.

Теоретическая подготовка и конференция по безопасности и сервису при подготовке КЭ к работе в ОЗП/ВЛП совмещаются с технической учебой.

Сезонная подготовка бортпроводников включает:

•​ теоретическую подготовку;

•​ конференцию по безопасности и сервису;

•​ процедуру проверки знаний;

•​ предварительную подготовку членов КЭ;

•​ процедуру допуска членов кабинных экипажей к работе в ОЗП/ВЛП;

•​ контроль и анализ подготовки СБП к работе в ОЗП/ВЛП.

Проверка теоретических знаний - 2 раза в год (зачет в ОЗП, экзамен по итогам ежегодной подготовки - в ВЛП).

Член кабинного экипажа, своевременно не прошедший сезонную подготовку в установленные сроки (отпуск, болезнь и пр.), к работе на борту ВС не допускается. Теоретическая подготовка, изучение рекомендаций и проверка знаний такого бортпроводника производятся в первый рабочий день после временного перерыва в работе.

В случае неудовлетворительного результата проверки знаний бортпроводник к работе на борту ВС не допускается и направляется в СБП для дополнительного изучения материала.

После дополнительного изучения материалов вышеуказанные бортпроводники проходят повторную проверку знаний.

Оформление документации:

-​ зачетная (экзаменационная) ведомость;

-​ запись или штамп установленного образца о допуске к работе в ОЗП/ВЛП в Летной книжке бортпроводника.

На основании записей о проведении сезонной подготовки издается распорядительный документ о готовности СБП к работе в ОЗП/ВЛП.

ПРОГРАММЫ СЕЗОННОЙ ПОДГОТОВКИ КАБИННЫХ ЭКИПАЖЕЙ АО «АВИАКОМПАНИЯ АЗИМУТ».

Основная цель сезонной подготовки - обеспечение безопасности и регулярности полетов, авиационной безопасности, а также требуемого качества работ и услуг с целью максимального удовлетворения потребностей клиента с учетом особенностей сезонных условий. В ГА РФ определены два сезонных периода: осенне-зимний (ОЗП) и весенне-летний (ВЛП), каждый из которых характеризуется климатическими особенностями в различных регионах планеты.

Содержание Программ соответствует требованиям нормативных документов и не подлежат утверждению специально уполномоченным органом в области ГА РФ.

Настоящие Программы являются документом, на основании которого в СБП проводится подготовка членов КЭ для допуска к самостоятельной работе в сезонные периоды на все типы ВС согласно допускам, к работе на типах ВС.

Теоретические и практические занятия с членами КЭ при подготовке к работе в ОЗП/ВЛП осуществляются для следующих целей:

-​ изучения сезонных особенностей обеспечения безопасности пассажиров на борту ВС членами КЭ;

-​ изучения особенностей работы в ОЗП/ВЛП и отработки взаимодействия служб в случаях задержки воздушных судов, скопления пассажиров и пр.;

-​ изучения требований по охране труда и техники безопасности при организации погрузочно- разгрузочных работ и при обслуживании пассажиров на борту воздушных судов;

-​ изучения требований по охране труда при перемещении на территории аэропорта;

-​ изучения особенностей эксплуатации бытового и буфетно-кухонного оборудования, специфики транспортировки, хранения и сроков реализации продуктов питания и напитков;

-​ изучения основных руководящих документов, регламентирующих организацию и выполнение полетов ВС, перевозки и обслуживания пассажиров, грузов, багажа и почты, изучения результатов анализа жалоб пассажиров и мер по их предотвращению;

-​ изучения правил внутреннего трудового распорядка, ношения и применения форменной и специальной одежды.

Особое внимание обращается на изучение анализов состояния обеспечения безопасности полетов ВС в предшествующие аналогичные периоды, обстоятельств и причин авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и повреждений ВС на земле, обусловленных сезонными особенностями.

Организация подготовки СБП к работе в ОЗП/ВЛП включает:

-​ организационные мероприятия КРС СБП;

-​ теоретическую подготовку членов КЭ с использованием компьютерной программы;

-​ дистанционную конференцию по безопасности и сервису при подготовке КЭ к работе в ОЗП/ВЛП;

- изучение материалов дистанционных разборов и иных информационно-аналитических материалов (презентаций), размещенных в компьютерной программе;

-​ тестирование знаний членов КЭ с использованием компьютерной программы;

-​ контроль и анализ подготовки СБП к работе в ОЗП/ВЛП;

-​ оформление надлежащей документации по результатам подготовки;

-​ процедуру допуска членов КЭ к работе в ОЗП/ВЛП. Начало и окончание подготовки подразделений к работе ВЛП/ОЗП и сроки проведения сезонной подготовки определяются приказом генерального директора АО «Авиакомпания «АЗИМУТ».

На основании приказа ГД, начальник СБП издает указание о подготовке СБП к работе в ВЛП/ОЗП и назначает комиссию по приему зачетов и контролю готовности к работе в соответствующий сезонный период.

В начале подготовки СБП к ОЗП/ВЛП проводится установочное инструктивно-методическое совещание с командно-руководящим и инструкторским составом согласно плану мероприятий по сезонной подготовке, а также выполняется процедура допуска КРС и ИС СБП к работе в соответствующий период.

Подготовка, размещение учебно-методических и информационных материалов в компьютерной программе, консультирование личного состава выполняется КРС, специалистами СБП и других подразделений авиакомпании.

Материалы для изучения размещаются в компьютерной программе заблаговременно, в начале подготовки к сезонному периоду и остаются доступными для изучения, как минимум, в течение текущего сезонного периода в качестве информационно-справочного материала.

Содержание тестовых вопросов подлежит обновлению в соответствии с изменениями в производственной ситуации авиакомпании.

Проверка знаний личного состава осуществляется в форме дистанционного зачета с применением электронных тестов по пятибалльной системе оценки.

Критерием сдачи теста являются оценки «4», «5».

Календарный период сдачи тестов ограничивается датой, указываемой в указании начальника СБП о проведении подготовки СБП к работе в сезонный период.

Порядок прохождения тестов публикуется в компьютерной программе.

Член КЭ, своевременно не прошедший сезонную подготовку в установленные сроки, к работе на борту ВС не допускается. Подготовка и проверка знаний такого бортпроводника производятся по индивидуальным заданиям с использованием ДОТ или очно, в условиях учебного класса СБП.

После успешного прохождения тестов членами КЭ, ответственные лица авиакомпании выполняют записи о допуске к работе в ОЗП/ВЛП в персональных Летных книжках в виде штампа установленного образца и подписи ответственного лица и заносят данные о допуске к работе в ВЛП/ОЗП в компьютерную программу.

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ КАБИННЫХ ЭКИПАЖЕЙ К РАБОТЕ В ОЗП

Примечание: используется ИС применяемая в АО «Авиакомпания АЗИМУТ», время изучения неограниченно.

Особенности обслуживания пассажиров, перевозки багажа и коммерческой загрузки в ОЗП (теоретические занятия).

№ пп Темы
  1. Нормативные и руководящие документы.
Методический материал: ВК РФ; ФАП; ТК; РПП; РКЭ; Инструкция по ОТ для членов КЭ. Инструкция по ОТ при перемещении по территории аэропорта.
  2. Особенности выполнения полетов в ОЗП
Методический материал: РЛЭ типов ВС, РТЭ типов ВС, РПП, РКЭ.
  3. Перевозки на воздушном транспорте (сезонные особенности)
Методический материал: РКЭ, Руководство по наземному обеспечению перевозок (РНОП 51.05 -11).
  4. Обеспечение безопасности полета
Анализ состояния обеспечения безопасности полетов ВС в предшествующие периоды ОЗП, обстоятельств и причин авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и повреждений ВС на земле, обусловленных сезонными особенностями, анализ несанкционированного выпуска аварийных трапов. Методический материал: Отчеты о состоянии безопасности полетов; РПП; РКЭ
    5. Авиационная медицина
Оказание первой (доврачебной) помощи пассажирам и членам экипажа; медицинские случаи на борту ВС, медицинские аптечки. Взаимодействие летного и кабинного экипажа при чрезвычайной медицинской ситуации на борту. Методический материал: IСАО. Dос. 10002 «Руководство по обучению бортпроводников с учетом аспектов обеспечения безопасности»; Методическое пособие министерства транспорта РФ «Медицинская подготовка экипажей ВС». Министерство Здравоохранения РФ «Программа обучения бортпроводников ГА по вопросам санитарно-эпидиологического обеспечения полетов»; РКЭ.
    6. Сервис на борту (сезонные особенности)
Методический материал: Стандарт «Обслуживание пассажиров на борту ВС АО «Авиакомпании АЗИМУТ»; РКЭ; технология предполетной подготовки и послеполетных работ КЭ АО «Авиакомпания «АЗИМУТ»; Руководство по наземному обеспечению перевозок (РНОП); Рейсовые ТК; Санитарные правила СП 2.5.1.788-99 «Гигиенические требования к организации бортового питания авиапассажиров и членов экипажей ВС ГА», РЛЭ типов ВС, Распорядки питания, Нормы выдачи напитков.
    7. Анализ состояния обеспечения авиационной безопасности. Нарушения пассажирами правил поведения на борту ВС.
Методический материал: РКЭ; Инструкция по взаимодействию членов ЛЭ и КЭ с ЛО МВД России в случае акта незаконного вмешательства в деятельность ГА, авиационные происшествия и инцидента с гражданскими ВС, происшествия на борту ВС АО «Авиакомпания «АЗИМУТ».
  8. Анализ характерных в ОЗП задержек рейсов и связанных с ними особенностей обслуживания пассажиров:
Методический материал: РКЭ; Руководство по наземному обеспечению перевозок.
  9. Анализ жалоб пассажиров на обслуживание в рейсах за предшествующий период; отчеты о принятых мерах, предупреждающих и корректирующих действиях.
Методический материал: Отчеты ОКЭ о работе по жалобам клиентов. Еженедельные отчеты ОУК по обращениям пассажиров.

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ КАБИННЫХ ЭКИПАЖЕЙ К РАБОТЕ В ВЛП

Особенности обслуживания пассажиров, перевозки багажа и коммерческой загрузки в ВЛП (теоретические занятия).

№ пп Темы
1. Нормативные и руководящие документы
Методический материал: ВК РФ; ТК; ФАП; РПП; РКЭ; Инструкция по ОТ для членов КЭ. Инструкция по ОТ при перемещении по территории аэропорта
2. Особенности выполнения полетов в ВЛП
Методический материал: РЛЭ типов ВС, РТЭ типов ВС, РПП, РКЭ.
3. Перевозки на воздушном транспорте (сезонные особенности)
Методический материал: РКЭ, Руководство по наземному обеспечению перевозок.
  4. Обеспечение безопасности полета
Анализ состояния обеспечения безопасности полетов ВС в предшествующие периоды ВЛП, обстоятельств и причин авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и повреждений ВС на земле, обусловленных сезонными особенностями, анализ несанкционированного выпуска аварийных трапов. Система управления безопасностью полетов (СУБП/SMS) Методический материал: Отчеты о состоянии безопасности полетов; РПП; РКЭ
    5. Авиационная медицина
Оказание первой (доврачебной) помощи пассажирам и членам экипажа; медицинские случаи на борту ВС, медицинские аптечки. Взаимодействие летного и кабинного экипажа при чрезвычайной медицинской ситуации на борту. Методический материал: IСАО. Dос. 10002. «Руководство по обучению бортпроводников с учетом аспектов обеспечения безопасности»; Методическое пособие министерства транспорта РФ «Медицинская подготовка экипажей ВС». Министерство Здравоохранения РФ «Программа обучения бортпроводников ГА по вопросам санитарно-эйдологического обеспечения полетов»; РКЭ.
  6. Сервис на борту (сезонные особенности)
Методический материал: Стандарт «Обслуживание пассажиров на борту ВС АО «Авиакомпании АЗИМУТ»; РКЭ; технология предполетной подготовки и послеполетных работ КЭ АО «Авиакомпания «АЗИМУТ»; Руководство по наземному обеспечению перевозок (РНОП); Рейсовые ТК; Санитарные правила СП 2.5.1.788-99 «Гигиенические требования к организации бортового питания авиапассажиров и членов экипажей ВС ГА», РЛЭ типов ВС, Распорядки питания, Нормы выдачи напитков.
7. Анализ состояния обеспечения авиационной безопасности. Нарушения пассажирами правил поведения на борту ВС.
Методический материал: РПП; РКЭ; Инструкция по взаимодействию членов ЛЭ и КЭ с ЛО МВД России в случае акта незаконного вмешательства в деятельность ГА, авиационные происшествия и инцидента с гражданскими ВС, происшествия на борту ВС АО «Авиакомпания «АЗИМУТ»
  8. Анализ характерных в ВЛП задержек рейсов и связанных с ними особенностей обслуживания пассажиров:
Методический материал: РКЭ; Руководство по наземному обеспечению перевозок. Организация обеспечения и учета регулярности полетов ВС.
  9. Анализ жалоб пассажиров на обслуживание в рейсах за предшествующий период; отчеты о принятых мерах, предупреждающих и корректирующих действиях.
Методический материал: Отчеты ОКЭ о работе по жалобам клиентов. Еженедельные отчеты ОУК по обращениям пассажиров.

ТЕХНИЧЕСКАЯ УЧЕБА.

Техническая учеба проводится при необходимости.

Цель технической учебы - поддержание квалификации бортпроводников на таком уровне, чтобы они могли эффективно выполнять обязанности и функции, связанные с возникновением аварийной обстановки и экстренной эвакуации пассажиров.

Место проведения занятий СБП.

Преподавательский состав:

-​ КРС, ИПБ, специалисты СБП, назначаемые указанием начальника СБП;

-​ специалисты других подразделений АО «Авиакомпания «АЗИМУТ».

Учебные планы и программы составляются КРС и специалистами АО «Авиакомпания «АЗИМУТ» ежегодно согласно требованиям федеральных нормативных документов для бортпроводников ГА, в соответствии со спецификой работы АО «Авиакомпания «АЗИМУТ» и с учетом требований и рекомендаций документов IСАО. Конспект занятий преподавателей ежегодно обновляется.

Оформление результатов обучения:

• «Журнал технической учебы» (подпись преподавателя под списком присутствовавших бортпроводников с отметкой о явке; подписи обучавшихся);

• экзаменационные (зачетные) ведомости;

Бортпроводникам, отсутствовавшим в установленный период, преподаватель предоставляет конспект занятий для самостоятельного изучения материалов технической учебы.

РАЗБОР ПОЛЕТОВ

Разбор полетов в СБП является одной из основных форм повышения уровня безопасности полетов, профессиональной подготовки, эффективности и качества деятельности предприятия, подразделения, экипажа ГА.

Примечание: послеполетный разбор в экипаже также является одной из форм профессиональной подготовки бортпроводников.

Разборы полетов в СБП проводятся в целях:

-​ оценки уровня безопасности, регулярности и экономической эффективности полетов;

-​ анализа подготовки к полетам;

-​ оценки работы каждого члена КЭ;

-​ совершенствования профессиональной подготовки членов КЭ;

-​ обобщения и распространения передового опыта работы экипажей, подразделений, служб;

-​ разработки мероприятий по профилактике авиационных происшествий и их предпосылок;

-​ совершенствования организаторской, воспитательной и методической работы командно- летного состава.

Место проведения занятий - помещения АО «Авиакомпания «АЗИМУТ» (учебный класс СБП). Организация подготовки и проведения разборов осуществляется КРС и ИПБ.

Разборы полетов в СБП проводятся с личным составом не реже 1 раза в месяц согласно утвержденному плану разбора.

Командный состав предприятия обязан осуществлять постоянный контроль качества проведения разборов полетов в СБП.

При необходимости, могут проводиться внеплановые разборы.

Структура разбора:

-​ информационная часть - доклад КРС (объявляет темы разбора; сообщает о мерах, принятых по замечаниям, рапортам членов КЭ);

-​ учебно-методическая часть выступление КРС, инструкторов, старших бортпроводников по поводу замечаний по рейсам, состоянии дисциплины, безопасности полетов, культуры обслуживания; изучение документов авиационных происшествий; изучение документов ГА и предприятия; разбор результатов выполнения рейсов;

-​ установочная часть - указания начальника СБП, постановка задач перед личным составом, информация КРС, работа с персоналом и пр.

-​ Отсутствовавшим бортпроводникам материалы разборов доводятся до сведения в СБП.

Оформление документации:

-​ Ведомость/протокол разборов с подписями присутствовавших;

-​ План разбора.

РАЗДЕЛ 5. ПЕРЕПОДГОТОВКА НА НОВЫЙ ТИП ВС

Пункты Содержание Страницы
5.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ D-82
5.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСОВ ПЕРЕПОДГОТОВКИ (ПЕРЕУЧИВАНИЯ) ЧЛЕНОВ КЭ НА ВС: RRJ-95(SSJ-100). D-83
5.3 ПОДГОТОВКА ЧЛЕНОВ КАБИННЫХ ЭКИПАЖЕЙ ДЛЯ РАБОТЫ С НОВЫМИ СИСТЕМАМИ И ОБОРУДОВАНИЕМ ВС (ИЗУЧЕНИЕ ОТЛИЧИЙ). D-85

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Отбор кандидатов и обучение производится на основании квалификационных требований, изложенных в Части А, РПП и положений СБП.

Целью обучения является:

-​ приобретение новых теоретических знаний и практических навыков в объеме, достаточном для обеспечения безопасности и высокого уровня обслуживания пассажиров на борту типа ВС;

-​ получение допуска для выполнения полетов на типе ВС.

Место проведения подготовки: АУЦ, имеющие сертификат, выданный уполномоченным органом в области ГА по данному виду подготовки в соответствии с ФАП 289.

Преподавательский состав: преподаватели и инструкторы АУЦ, имеющие допуск к выполнению соответствующих работ; КРС и ИПБ СБП в установленном порядке.

Подготовка на новый тип ВС (модификацию) проводится на основании утвержденного плана по программам подготовки согласно требованиям ФАП для бортпроводников самолетов ГА, в соответствии со спецификой работы АО «Авиакомпания АЗИМУТ» и с учетом рекомендаций «Руководства по обучению бортпроводников с учетом аспектов обеспечения безопасности» (IСАО, Dос. 10002).

Авиакомпания «АЗИМУТ» не проводит переподготовку кабинного экипажа на новый тип ВС. Такая подготовка бортпроводников для работы на типах ВС, эксплуатируемых в АО «Авиакомпания АЗИМУТ», осуществляется в сертифицированных отечественных и зарубежных учебных центрах.

Подготовка включает:

-​ теоретическую часть (включая тренажерную подготовку и занятия на авиационной технике, которые проводятся на базе сертифицированных российских и зарубежных АУЦ);

-​ оценку компетентности;

-​ квалификационная проверка в рейсовых условиях

Квалификационная проверка в рейсовых условиях проводится бортпроводниками - инструкторами (ИПБ), лицами КРС, бортпроводниками – инспекторами, обладателями свидетельства бортпроводника с квалификационной отметкой «инструктор» и имеющими право проводить проверку на ВС RRJ–95(SSJ-100).

Задача проверяющего - провести в рейсовых условиях проверку уровня теоретических знаний и практических навыков кандидата для допуска к самостоятельной работе на типе ВС. Кандидат должен продемонстрировать способность выполнять функции члена кабинного экипажа типа ВС.

Объем квалификационной проверки в рейсовых условиях определяется «Картой квалификационной проверки».

В случае положительного результата квалификационной проверки бортпроводник завершает переподготовку и получает допуск к самостоятельным полетам на типе ВС.

В результате переподготовки на новый тип ВС оформляются следующие документы:

-​ документ АУЦ, установленного образца;

-​ «Карта квалификационной проверки»;

-​ отметка в Летной книжке и Летном деле бортпроводника.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСОВ ПЕРЕПОДГОТОВКИ (ПЕРЕУЧИВАНИЯ) ЧЛЕНОВ КЭ НА ВС: RRJ-95(SSJ-100).

№ пп Наименование предметов и тем
Конструкция и эксплуатация систем и оборудования ВС. Бытовое оборудование ВС и его эксплуатация
Технология обслуживания пассажиров на борту ВС. Организация питания на борту ВС.
Аварийно-спасательная подготовка (суша) и БАСО.
Нормы и требования охраны труда

5.2.1. Расширенное содержание учебно-тематического плана

№ пп Наименование предметов и тем
Конструкция и эксплуатация систем и оборудования ВС. Бытовое оборудование ВС и его эксплуатация
1.1 Конструкция и эксплуатация систем и оборудования ВС
1.1.1 Стандартное оборудование ВС RRJ-95(SSJ-100).
1.1.2 Предотвращение несанкционированного выпуска аварийных трапов
1.1.3 Соблюдение мер по авиационной безопасности
1.2 Бытовое оборудование ВС и его эксплуатация
1.2.1 Светотехническое оборудование
1.2.2 Электробытовое оборудование кухни
1.2.3 Буфетно-кухонное оборудование
1.2.4 Система водоснабжения и удаления отходов
1.2.5 Процедура доступа в кабину пилотов
Технология обслуживания пассажиров на борту ВС. Организация питания на борту ВС
2.1 Технология обслуживания пассажиров на борту ВС
2.1.1 Предполетная подготовка самолета ВС RRJ-95(SSJ-100) в части, касающейся членов кабинных экипажей
2.1.2 Рейсовая технологическая карта обслуживания пассажиров по классам обслуживания.
2.2 Организация питания на борту ВС
2.2.1 Схемы загрузки бортцеха
Аварийно-спасательная подготовка на ВС и БАСО
3.1 Бортовое аварийно-спасательное оборудование ВС
3.1.1 Требования норм, руководств и наставлений по оснащению ВС аварийно- спасательным оборудованием.
3.1.2 Состав и размещение аварийно-спасательного оборудования
3.1.3 Основные данные и конструктивные особенности БАСО
3.2 Применение бортового аварийно-спасательного оборудования
3.2.1 Отработка навыков по применению ручных огнетушителей
3.2.2 Отработка навыков по применению кислородного и дымозащитного оборудования.
3.2.2.1 Применение переносного кислородного оборудования для оказания терапевтической помощи
3.2.2.2 Применение переносного кислородного оборудования для защиты при разгерметизации.
3.2.2.3 Применение дымозащитного капюшона
3.2.2.4 Применение аварийных кислородных блоков АКБ
3.2.3 Отработка навыков по открытию аварийных выходов
3.2.3.1 Открывание входных дверей. Процедуры использования дверей в нештатной ситуации.
3.2.3.2 Открывание сервисных дверей.
3.2.3.3 Приведение аварийных трапов в рабочее состояние.
3.2.3.4 Отработка навыков по применению аварийных средств радиосвязи
3.3 Действия экипажа в аварийных ситуациях
3.3.1 Комплексный тренаж по действиям при разгерметизации (декомпрессии)
3.3.2 Комплексный тренаж по действиям при пожаре на борту
3.3.3 Комплексный тренаж по действиям при подготовке к аварийной посадке
3.3.4 Комплексный тренаж по действиям при аварийной посадки и эвакуации
3.3.5 Комплексный тренаж по действиям при оказании помощи летному экипажу
Нормы и требования охраны труда
4.1 Вредные и опасные факторы на производстве
4.2 Меры по оказанию первой медицинской помощи
4.3 Меры безопасности на рабочем месте
4.4 Инструктаж по безопасности

ПОДГОТОВКА ЧЛЕНОВ КАБИННЫХ ЭКИПАЖЕЙ ДЛЯ РАБОТЫ С НОВЫМИ СИСТЕМАМИ И ОБОРУДОВАНИЕМ ВС (ИЗУЧЕНИЕ ОТЛИЧИЙ).

Подготовка членов кабинных экипажей к работе с новыми системами и оборудованием, установленными на ВС проводятся в сертифицированных АУЦ по специальным программам, утвержденным уполномоченными органами РФ в области ГА.

Программа подготовки по изучению отличий требует дополнительных знаний и тренировки на соответствующем оборудовании или ВС в случаях:

-​ перед выполнением полета на другом варианте того же типа ВС, на котором уже выполняются полеты;

-​ когда изменение процедур и / или оборудования на данном типе ВС или его варианте требует дополнительных знаний или тренировки.

Ознакомительная подготовка требует приобретения дополнительных знаний в случаях:

-​ когда выполняются полеты на другом ВС того же типа;

-​ когда изменение процедур и / или оборудования на данном типе ВС или его варианте требует незначительных дополнительных знаний.

Подготовка членов кабинных экипажей к работе с вновь установленным оборудованием ВС проводится в целях обеспечения:

-​ высокого уровня знаний, единообразной и надежной эксплуатации вновь установленного оборудования.

-​ оптимального распределения нагрузки между членами кабинного экипажа, связанной с эксплуатацией вновь установленного оборудования и изменения процедур.

Подготовка членов кабинных экипажей по изучению «опций», особенностей и различий между вариантами воздушных судов одного типа производится на базе АО «Авиакомпания АЗИМУТ».

При необходимости проводится техническая учеба с привлечением специалистов.

Материал в печатном виде выдается ЧКЭ перед выполнением рейса на ВС с отличительными особенностями.

Оформление документации:

-​ документ АУЦ, установленного образца.

ГЛАВА 6. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Пункты Содержание Страницы
6.1 ПОДГОТОВКА СТАРШЕГО БОРТПРОВОДНИКА D-87
6.2 ПОДГОТОВКА ИНСТРУКТОРА-ПРОВОДНИКА БОРТОВОГО D-88

Общие положения

Отбор кандидатов и обучение производится на основании квалификационных требований, изложенных в Части А, РПП и положений СБП.

Целью обучения является:

-​ приобретение новых теоретических знаний и практических навыков в объеме, достаточном для обеспечения безопасности и высокого уровня обслуживания пассажиров на борту типа ВС;

-​ получение допуска для выполнения полетов.

Место проведения обучения проводится на базе сертифицированного авиационного учебного центра или на базе СБП.

Подготовка проводится на основании утвержденного плана по программам обучения согласно требовани<

Наши рекомендации