Программа повышения (подтверждения) квалификации сб.
С целью достижения высокого профессионального уровня установлена периодичность повышения (подтверждения) квалификации:
- 1 раз в 24 месяца (плюс допустимое увеличение на 3 месяца) по «Программе курсов повышения (подтверждения) квалификации кабинных экипажей ВС ГА».
- 1 раз в 24 месяца (плюс допустимое увеличение на 3 месяца) дополнительно по «Программе курсов подготовки и повышения квалификации старших бортпроводников».
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ (ПОДТВЕРЖДЕНИЯ) КВАЛИФИКАЦИИ СБ В АУЦ.
Подготовка и повышение квалификации по программе «Старших бортпроводников кабинного экипажа» проводится в АУЦ, имеющих сертификат, выданный уполномоченным органом в области ГА по данному виду подготовки в соответствии с ФАП 289. Преподавательский состав: преподаватели и инструкторы АУЦ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ пп | Наименование предмета |
Социально-психологические аспекты профессиональной деятельности старшего бортпроводника. Обеспечение взаимодействия в бригаде. | |
1.1 | Социально-психологические аспекты профессиональной деятельности бортпроводника-старшего |
1.2 | Обеспечение взаимодействия в экипаже |
Организация работы старшего бортпроводника | |
2.1 | Работа старшего бортпроводника с членами летного и кабинного экипажа. Организация и контроль работы кабинного экипажа в рейсе |
2.2 | Работа старшего бортпроводника в особых условиях |
2.3 | Технология обслуживания пассажиров и членов экипажа |
2.4 | Организация питания пассажиров |
2.5 | Медицинское обслуживание |
2.6 | Методика обучения бортпроводника-стажера |
Оценка компетентности по каждому предмету курса осуществляется по зачетной системе.
После успешного прохождения подготовки оформляется документ об окончании КПК.
ПОВЫШЕНИЕ (ПОДТВЕРЖДЕНИЕ) КВАЛИФИКАЦИИ ИНСТРУКТОРСКОГО И КОМАНДНО-РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА СБП, ИМЕЮЩИХ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО БОРТПРОВОДНИКА.
С целью достижения высокого профессионального уровня установлена периодичность повышения (подтверждения) квалификации для ИПБ и КРС, имеющих действующее Свидетельство бортпроводника ГА:
• 1 раз в 24 месяца (плюс допустимое увеличение на 3 месяца) по «Программе курсов повышения (подтверждения) квалификации кабинных экипажей ВС ГА».
• 1 раз в 60 месяцев (плюс допустимое увеличение на 3 месяца) дополнительно по «Программе курсов подготовки и повышения квалификации бортпроводников-инструкторов кабинных экипажей ВС ГА».
• 1 раз в 60 месяцев (плюс допустимое увеличение на 3 месяца) дополнительно для командно- руководящего состава СБП по программам специальных курсов на базе высших учебных заведений ГА.
Место проведения подготовки: АУЦ, имеющие сертификат, выданный уполномоченным органом в области ГА по данному виду подготовки в соответствии с ФАП 289.
Преподавательский состав: преподаватели и инструкторы АУЦ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ (ПОДТВЕРЖДЕНИЯ) КВАЛИФИКАЦИИ ИПБ.
№ пп | Наименование предмета |
Основы воздушно-правовой подготовки | |
1.1 | Международная организация гражданской авиации IСАО |
1.2 | Воздушный Кодекс РФ |
1.3 | ФАП «Подготовка и выполнение полетов в ГА РФ» |
1.4 | ФАП «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации». |
1.5 | Руководство по производству полетов авиакомпании (РПП). |
1.6 | Другие документы |
Система управления безопасностью полетов (СУБП/SMS) | |
2.1 | Процесс определения фактических и потенциальных угроз для безопасности полетов и оценки соответствующих рисков |
2.2 | Принятие корректирующих действий, необходимых для выдерживания показателей безопасности полетов |
2.3 | Проведение постоянного мониторинга и регулярной оценки показателей безопасности полетов |
2.4 | Проведение постоянного мониторинга и регулярной оценки показателей безопасности полетов |
2.5 | Структура функций в вопросах обеспечения безопасности полетов эксплуатанта |
2.6 | Система документации по безопасности полетов |
Обеспечение безопасности полетов. | |
3.1 | Общие сведения о состоянии безопасности полетов в ГА РФ |
3.2 | Анализ обстоятельств и причин АП с ВС 1-2 кл. |
3.3 | Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов «ПРАПИ-98» |
3.4 | Роль инструктора- проводника бортового и бортпроводника-старшего в обеспечении безопасности полетов |
Принципы профессионального обучения (методика) | |
4.1 | Основные принципы и методики обучения |
4.2 | Организация и обучение бортпроводника в рейсовых условиях |
Управление ресурсами экипажа (СRМ) и психология управления персоналом | |
5.1 | Управление ресурсами экипажа (СRМ) |
5.2 | Психология управления персоналом |
Организация работы бортпроводника-инструктора | |
6.1 | Работа инструктора-проводника бортового и бортпроводника-старшего с членами летного и кабинного экипажа. Организация и контроль работы кабинного экипажа в рейсе |
6.2 | Работа инструктора-проводника бортового и бортпроводника-старшего в особых условиях |
6.3 | Технология обслуживания пассажиров и членов экипажа |
6.4 | Организация питания пассажиров |
6.5 | Медицинское обслуживание |
6.6 | Методика обучения бортпроводника |
6.7 | Дифференцированный зачет |
Социально-психологические аспекты профессиональной деятельности инструктора-проводника бортового. | |
7.1 | Социально-психологические аспекты профессиональной деятельности инструктора- проводника бортового и бортпроводника-старшего. |
Оформление документации:
- Удостоверение установленного образца;
- отметка в Летной книжке.
СЕЗОННАЯ ПОДГОТОВКА.
Сезонная подготовка является составной частью ежегодной переподготовки (технической учебы) членов КЭ СБП. Как правило, подготовка к весенне-летнему периоду (ВЛП) проводится: в марте-апреле, к осенне-зимнему периоду (ОЗП): в сентябре-октябре каждого года.
Основная цель сезонной подготовки - обеспечение безопасности и регулярности полетов, авиационной безопасности и требуемого качества работ и услуг, которые в значительной степени зависят от метеорологических (климатических) условий.
Место проведения занятий - производственная база АО «Авиакомпания АЗИМУТ».
Преподавательский состав:
- КРС и ИПБ, допущенные к преподавательской деятельности;
- специалисты других подразделений АО «Авиакомпания АЗИМУТ».
К проведению докладов на конференции по безопасности и сервису привлекаются также наиболее подготовленные и опытные члены кабинного экипажа, которые знают особенности работы в сезонные периоды, обеспечивают высокое качество проведения предполетной подготовки и послеполетных работ, а также безопасность авиаперевозок.
Теоретическая подготовка и конференция по безопасности и сервису при подготовке КЭ к работе в ОЗП/ВЛП совмещаются с технической учебой.
Сезонная подготовка бортпроводников включает:
• теоретическую подготовку;
• конференцию по безопасности и сервису;
• процедуру проверки знаний;
• предварительную подготовку членов КЭ;
• процедуру допуска членов кабинных экипажей к работе в ОЗП/ВЛП;
• контроль и анализ подготовки СБП к работе в ОЗП/ВЛП.
Проверка теоретических знаний - 2 раза в год (зачет в ОЗП, экзамен по итогам ежегодной подготовки - в ВЛП).
Член кабинного экипажа, своевременно не прошедший сезонную подготовку в установленные сроки (отпуск, болезнь и пр.), к работе на борту ВС не допускается. Теоретическая подготовка, изучение рекомендаций и проверка знаний такого бортпроводника производятся в первый рабочий день после временного перерыва в работе.
В случае неудовлетворительного результата проверки знаний бортпроводник к работе на борту ВС не допускается и направляется в СБП для дополнительного изучения материала.
После дополнительного изучения материалов вышеуказанные бортпроводники проходят повторную проверку знаний.
Оформление документации:
- зачетная (экзаменационная) ведомость;
- запись или штамп установленного образца о допуске к работе в ОЗП/ВЛП в Летной книжке бортпроводника.
На основании записей о проведении сезонной подготовки издается распорядительный документ о готовности СБП к работе в ОЗП/ВЛП.
ПРОГРАММЫ СЕЗОННОЙ ПОДГОТОВКИ КАБИННЫХ ЭКИПАЖЕЙ АО «АВИАКОМПАНИЯ АЗИМУТ».
Основная цель сезонной подготовки - обеспечение безопасности и регулярности полетов, авиационной безопасности, а также требуемого качества работ и услуг с целью максимального удовлетворения потребностей клиента с учетом особенностей сезонных условий. В ГА РФ определены два сезонных периода: осенне-зимний (ОЗП) и весенне-летний (ВЛП), каждый из которых характеризуется климатическими особенностями в различных регионах планеты.
Содержание Программ соответствует требованиям нормативных документов и не подлежат утверждению специально уполномоченным органом в области ГА РФ.
Настоящие Программы являются документом, на основании которого в СБП проводится подготовка членов КЭ для допуска к самостоятельной работе в сезонные периоды на все типы ВС согласно допускам, к работе на типах ВС.
Теоретические и практические занятия с членами КЭ при подготовке к работе в ОЗП/ВЛП осуществляются для следующих целей:
- изучения сезонных особенностей обеспечения безопасности пассажиров на борту ВС членами КЭ;
- изучения особенностей работы в ОЗП/ВЛП и отработки взаимодействия служб в случаях задержки воздушных судов, скопления пассажиров и пр.;
- изучения требований по охране труда и техники безопасности при организации погрузочно- разгрузочных работ и при обслуживании пассажиров на борту воздушных судов;
- изучения требований по охране труда при перемещении на территории аэропорта;
- изучения особенностей эксплуатации бытового и буфетно-кухонного оборудования, специфики транспортировки, хранения и сроков реализации продуктов питания и напитков;
- изучения основных руководящих документов, регламентирующих организацию и выполнение полетов ВС, перевозки и обслуживания пассажиров, грузов, багажа и почты, изучения результатов анализа жалоб пассажиров и мер по их предотвращению;
- изучения правил внутреннего трудового распорядка, ношения и применения форменной и специальной одежды.
Особое внимание обращается на изучение анализов состояния обеспечения безопасности полетов ВС в предшествующие аналогичные периоды, обстоятельств и причин авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и повреждений ВС на земле, обусловленных сезонными особенностями.
Организация подготовки СБП к работе в ОЗП/ВЛП включает:
- организационные мероприятия КРС СБП;
- теоретическую подготовку членов КЭ с использованием компьютерной программы;
- дистанционную конференцию по безопасности и сервису при подготовке КЭ к работе в ОЗП/ВЛП;
- изучение материалов дистанционных разборов и иных информационно-аналитических материалов (презентаций), размещенных в компьютерной программе;
- тестирование знаний членов КЭ с использованием компьютерной программы;
- контроль и анализ подготовки СБП к работе в ОЗП/ВЛП;
- оформление надлежащей документации по результатам подготовки;
- процедуру допуска членов КЭ к работе в ОЗП/ВЛП. Начало и окончание подготовки подразделений к работе ВЛП/ОЗП и сроки проведения сезонной подготовки определяются приказом генерального директора АО «Авиакомпания «АЗИМУТ».
На основании приказа ГД, начальник СБП издает указание о подготовке СБП к работе в ВЛП/ОЗП и назначает комиссию по приему зачетов и контролю готовности к работе в соответствующий сезонный период.
В начале подготовки СБП к ОЗП/ВЛП проводится установочное инструктивно-методическое совещание с командно-руководящим и инструкторским составом согласно плану мероприятий по сезонной подготовке, а также выполняется процедура допуска КРС и ИС СБП к работе в соответствующий период.
Подготовка, размещение учебно-методических и информационных материалов в компьютерной программе, консультирование личного состава выполняется КРС, специалистами СБП и других подразделений авиакомпании.
Материалы для изучения размещаются в компьютерной программе заблаговременно, в начале подготовки к сезонному периоду и остаются доступными для изучения, как минимум, в течение текущего сезонного периода в качестве информационно-справочного материала.
Содержание тестовых вопросов подлежит обновлению в соответствии с изменениями в производственной ситуации авиакомпании.
Проверка знаний личного состава осуществляется в форме дистанционного зачета с применением электронных тестов по пятибалльной системе оценки.
Критерием сдачи теста являются оценки «4», «5».
Календарный период сдачи тестов ограничивается датой, указываемой в указании начальника СБП о проведении подготовки СБП к работе в сезонный период.
Порядок прохождения тестов публикуется в компьютерной программе.
Член КЭ, своевременно не прошедший сезонную подготовку в установленные сроки, к работе на борту ВС не допускается. Подготовка и проверка знаний такого бортпроводника производятся по индивидуальным заданиям с использованием ДОТ или очно, в условиях учебного класса СБП.
После успешного прохождения тестов членами КЭ, ответственные лица авиакомпании выполняют записи о допуске к работе в ОЗП/ВЛП в персональных Летных книжках в виде штампа установленного образца и подписи ответственного лица и заносят данные о допуске к работе в ВЛП/ОЗП в компьютерную программу.
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ КАБИННЫХ ЭКИПАЖЕЙ К РАБОТЕ В ОЗП
Примечание: используется ИС применяемая в АО «Авиакомпания АЗИМУТ», время изучения неограниченно.
Особенности обслуживания пассажиров, перевозки багажа и коммерческой загрузки в ОЗП (теоретические занятия).
№ пп | Темы |
1. | Нормативные и руководящие документы. |
Методический материал: ВК РФ; ФАП; ТК; РПП; РКЭ; Инструкция по ОТ для членов КЭ. Инструкция по ОТ при перемещении по территории аэропорта. | |
2. | Особенности выполнения полетов в ОЗП |
Методический материал: РЛЭ типов ВС, РТЭ типов ВС, РПП, РКЭ. | |
3. | Перевозки на воздушном транспорте (сезонные особенности) |
Методический материал: РКЭ, Руководство по наземному обеспечению перевозок (РНОП 51.05 -11). | |
4. | Обеспечение безопасности полета |
Анализ состояния обеспечения безопасности полетов ВС в предшествующие периоды ОЗП, обстоятельств и причин авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и повреждений ВС на земле, обусловленных сезонными особенностями, анализ несанкционированного выпуска аварийных трапов. Методический материал: Отчеты о состоянии безопасности полетов; РПП; РКЭ | |
5. | Авиационная медицина |
Оказание первой (доврачебной) помощи пассажирам и членам экипажа; медицинские случаи на борту ВС, медицинские аптечки. Взаимодействие летного и кабинного экипажа при чрезвычайной медицинской ситуации на борту. Методический материал: IСАО. Dос. 10002 «Руководство по обучению бортпроводников с учетом аспектов обеспечения безопасности»; Методическое пособие министерства транспорта РФ «Медицинская подготовка экипажей ВС». Министерство Здравоохранения РФ «Программа обучения бортпроводников ГА по вопросам санитарно-эпидиологического обеспечения полетов»; РКЭ. | |
6. | Сервис на борту (сезонные особенности) |
Методический материал: Стандарт «Обслуживание пассажиров на борту ВС АО «Авиакомпании АЗИМУТ»; РКЭ; технология предполетной подготовки и послеполетных работ КЭ АО «Авиакомпания «АЗИМУТ»; Руководство по наземному обеспечению перевозок (РНОП); Рейсовые ТК; Санитарные правила СП 2.5.1.788-99 «Гигиенические требования к организации бортового питания авиапассажиров и членов экипажей ВС ГА», РЛЭ типов ВС, Распорядки питания, Нормы выдачи напитков. | |
7. | Анализ состояния обеспечения авиационной безопасности. Нарушения пассажирами правил поведения на борту ВС. |
Методический материал: РКЭ; Инструкция по взаимодействию членов ЛЭ и КЭ с ЛО МВД России в случае акта незаконного вмешательства в деятельность ГА, авиационные происшествия и инцидента с гражданскими ВС, происшествия на борту ВС АО «Авиакомпания «АЗИМУТ». | |
8. | Анализ характерных в ОЗП задержек рейсов и связанных с ними особенностей обслуживания пассажиров: |
Методический материал: РКЭ; Руководство по наземному обеспечению перевозок. | |
9. | Анализ жалоб пассажиров на обслуживание в рейсах за предшествующий период; отчеты о принятых мерах, предупреждающих и корректирующих действиях. |
Методический материал: Отчеты ОКЭ о работе по жалобам клиентов. Еженедельные отчеты ОУК по обращениям пассажиров. |
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ КАБИННЫХ ЭКИПАЖЕЙ К РАБОТЕ В ВЛП
Особенности обслуживания пассажиров, перевозки багажа и коммерческой загрузки в ВЛП (теоретические занятия).
№ пп | Темы |
1. | Нормативные и руководящие документы |
Методический материал: ВК РФ; ТК; ФАП; РПП; РКЭ; Инструкция по ОТ для членов КЭ. Инструкция по ОТ при перемещении по территории аэропорта | |
2. | Особенности выполнения полетов в ВЛП |
Методический материал: РЛЭ типов ВС, РТЭ типов ВС, РПП, РКЭ. | |
3. | Перевозки на воздушном транспорте (сезонные особенности) |
Методический материал: РКЭ, Руководство по наземному обеспечению перевозок. | |
4. | Обеспечение безопасности полета |
Анализ состояния обеспечения безопасности полетов ВС в предшествующие периоды ВЛП, обстоятельств и причин авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и повреждений ВС на земле, обусловленных сезонными особенностями, анализ несанкционированного выпуска аварийных трапов. Система управления безопасностью полетов (СУБП/SMS) Методический материал: Отчеты о состоянии безопасности полетов; РПП; РКЭ | |
5. | Авиационная медицина |
Оказание первой (доврачебной) помощи пассажирам и членам экипажа; медицинские случаи на борту ВС, медицинские аптечки. Взаимодействие летного и кабинного экипажа при чрезвычайной медицинской ситуации на борту. Методический материал: IСАО. Dос. 10002. «Руководство по обучению бортпроводников с учетом аспектов обеспечения безопасности»; Методическое пособие министерства транспорта РФ «Медицинская подготовка экипажей ВС». Министерство Здравоохранения РФ «Программа обучения бортпроводников ГА по вопросам санитарно-эйдологического обеспечения полетов»; РКЭ. | |
6. | Сервис на борту (сезонные особенности) |
Методический материал: Стандарт «Обслуживание пассажиров на борту ВС АО «Авиакомпании АЗИМУТ»; РКЭ; технология предполетной подготовки и послеполетных работ КЭ АО «Авиакомпания «АЗИМУТ»; Руководство по наземному обеспечению перевозок (РНОП); Рейсовые ТК; Санитарные правила СП 2.5.1.788-99 «Гигиенические требования к организации бортового питания авиапассажиров и членов экипажей ВС ГА», РЛЭ типов ВС, Распорядки питания, Нормы выдачи напитков. | |
7. | Анализ состояния обеспечения авиационной безопасности. Нарушения пассажирами правил поведения на борту ВС. |
Методический материал: РПП; РКЭ; Инструкция по взаимодействию членов ЛЭ и КЭ с ЛО МВД России в случае акта незаконного вмешательства в деятельность ГА, авиационные происшествия и инцидента с гражданскими ВС, происшествия на борту ВС АО «Авиакомпания «АЗИМУТ» | |
8. | Анализ характерных в ВЛП задержек рейсов и связанных с ними особенностей обслуживания пассажиров: |
Методический материал: РКЭ; Руководство по наземному обеспечению перевозок. Организация обеспечения и учета регулярности полетов ВС. | |
9. | Анализ жалоб пассажиров на обслуживание в рейсах за предшествующий период; отчеты о принятых мерах, предупреждающих и корректирующих действиях. |
Методический материал: Отчеты ОКЭ о работе по жалобам клиентов. Еженедельные отчеты ОУК по обращениям пассажиров. |
ТЕХНИЧЕСКАЯ УЧЕБА.
Техническая учеба проводится при необходимости.
Цель технической учебы - поддержание квалификации бортпроводников на таком уровне, чтобы они могли эффективно выполнять обязанности и функции, связанные с возникновением аварийной обстановки и экстренной эвакуации пассажиров.
Место проведения занятий СБП.
Преподавательский состав:
- КРС, ИПБ, специалисты СБП, назначаемые указанием начальника СБП;
- специалисты других подразделений АО «Авиакомпания «АЗИМУТ».
Учебные планы и программы составляются КРС и специалистами АО «Авиакомпания «АЗИМУТ» ежегодно согласно требованиям федеральных нормативных документов для бортпроводников ГА, в соответствии со спецификой работы АО «Авиакомпания «АЗИМУТ» и с учетом требований и рекомендаций документов IСАО. Конспект занятий преподавателей ежегодно обновляется.
Оформление результатов обучения:
• «Журнал технической учебы» (подпись преподавателя под списком присутствовавших бортпроводников с отметкой о явке; подписи обучавшихся);
• экзаменационные (зачетные) ведомости;
Бортпроводникам, отсутствовавшим в установленный период, преподаватель предоставляет конспект занятий для самостоятельного изучения материалов технической учебы.
РАЗБОР ПОЛЕТОВ
Разбор полетов в СБП является одной из основных форм повышения уровня безопасности полетов, профессиональной подготовки, эффективности и качества деятельности предприятия, подразделения, экипажа ГА.
Примечание: послеполетный разбор в экипаже также является одной из форм профессиональной подготовки бортпроводников.
Разборы полетов в СБП проводятся в целях:
- оценки уровня безопасности, регулярности и экономической эффективности полетов;
- анализа подготовки к полетам;
- оценки работы каждого члена КЭ;
- совершенствования профессиональной подготовки членов КЭ;
- обобщения и распространения передового опыта работы экипажей, подразделений, служб;
- разработки мероприятий по профилактике авиационных происшествий и их предпосылок;
- совершенствования организаторской, воспитательной и методической работы командно- летного состава.
Место проведения занятий - помещения АО «Авиакомпания «АЗИМУТ» (учебный класс СБП). Организация подготовки и проведения разборов осуществляется КРС и ИПБ.
Разборы полетов в СБП проводятся с личным составом не реже 1 раза в месяц согласно утвержденному плану разбора.
Командный состав предприятия обязан осуществлять постоянный контроль качества проведения разборов полетов в СБП.
При необходимости, могут проводиться внеплановые разборы.
Структура разбора:
- информационная часть - доклад КРС (объявляет темы разбора; сообщает о мерах, принятых по замечаниям, рапортам членов КЭ);
- учебно-методическая часть выступление КРС, инструкторов, старших бортпроводников по поводу замечаний по рейсам, состоянии дисциплины, безопасности полетов, культуры обслуживания; изучение документов авиационных происшествий; изучение документов ГА и предприятия; разбор результатов выполнения рейсов;
- установочная часть - указания начальника СБП, постановка задач перед личным составом, информация КРС, работа с персоналом и пр.
- Отсутствовавшим бортпроводникам материалы разборов доводятся до сведения в СБП.
Оформление документации:
- Ведомость/протокол разборов с подписями присутствовавших;
- План разбора.
РАЗДЕЛ 5. ПЕРЕПОДГОТОВКА НА НОВЫЙ ТИП ВС
Пункты | Содержание | Страницы |
5.1 | ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ | D-82 |
5.2 | УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСОВ ПЕРЕПОДГОТОВКИ (ПЕРЕУЧИВАНИЯ) ЧЛЕНОВ КЭ НА ВС: RRJ-95(SSJ-100). | D-83 |
5.3 | ПОДГОТОВКА ЧЛЕНОВ КАБИННЫХ ЭКИПАЖЕЙ ДЛЯ РАБОТЫ С НОВЫМИ СИСТЕМАМИ И ОБОРУДОВАНИЕМ ВС (ИЗУЧЕНИЕ ОТЛИЧИЙ). | D-85 |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Отбор кандидатов и обучение производится на основании квалификационных требований, изложенных в Части А, РПП и положений СБП.
Целью обучения является:
- приобретение новых теоретических знаний и практических навыков в объеме, достаточном для обеспечения безопасности и высокого уровня обслуживания пассажиров на борту типа ВС;
- получение допуска для выполнения полетов на типе ВС.
Место проведения подготовки: АУЦ, имеющие сертификат, выданный уполномоченным органом в области ГА по данному виду подготовки в соответствии с ФАП 289.
Преподавательский состав: преподаватели и инструкторы АУЦ, имеющие допуск к выполнению соответствующих работ; КРС и ИПБ СБП в установленном порядке.
Подготовка на новый тип ВС (модификацию) проводится на основании утвержденного плана по программам подготовки согласно требованиям ФАП для бортпроводников самолетов ГА, в соответствии со спецификой работы АО «Авиакомпания АЗИМУТ» и с учетом рекомендаций «Руководства по обучению бортпроводников с учетом аспектов обеспечения безопасности» (IСАО, Dос. 10002).
Авиакомпания «АЗИМУТ» не проводит переподготовку кабинного экипажа на новый тип ВС. Такая подготовка бортпроводников для работы на типах ВС, эксплуатируемых в АО «Авиакомпания АЗИМУТ», осуществляется в сертифицированных отечественных и зарубежных учебных центрах.
Подготовка включает:
- теоретическую часть (включая тренажерную подготовку и занятия на авиационной технике, которые проводятся на базе сертифицированных российских и зарубежных АУЦ);
- оценку компетентности;
- квалификационная проверка в рейсовых условиях
Квалификационная проверка в рейсовых условиях проводится бортпроводниками - инструкторами (ИПБ), лицами КРС, бортпроводниками – инспекторами, обладателями свидетельства бортпроводника с квалификационной отметкой «инструктор» и имеющими право проводить проверку на ВС RRJ–95(SSJ-100).
Задача проверяющего - провести в рейсовых условиях проверку уровня теоретических знаний и практических навыков кандидата для допуска к самостоятельной работе на типе ВС. Кандидат должен продемонстрировать способность выполнять функции члена кабинного экипажа типа ВС.
Объем квалификационной проверки в рейсовых условиях определяется «Картой квалификационной проверки».
В случае положительного результата квалификационной проверки бортпроводник завершает переподготовку и получает допуск к самостоятельным полетам на типе ВС.
В результате переподготовки на новый тип ВС оформляются следующие документы:
- документ АУЦ, установленного образца;
- «Карта квалификационной проверки»;
- отметка в Летной книжке и Летном деле бортпроводника.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСОВ ПЕРЕПОДГОТОВКИ (ПЕРЕУЧИВАНИЯ) ЧЛЕНОВ КЭ НА ВС: RRJ-95(SSJ-100).
№ пп | Наименование предметов и тем |
Конструкция и эксплуатация систем и оборудования ВС. Бытовое оборудование ВС и его эксплуатация | |
Технология обслуживания пассажиров на борту ВС. Организация питания на борту ВС. | |
Аварийно-спасательная подготовка (суша) и БАСО. | |
Нормы и требования охраны труда |
5.2.1. Расширенное содержание учебно-тематического плана
№ пп | Наименование предметов и тем |
Конструкция и эксплуатация систем и оборудования ВС. Бытовое оборудование ВС и его эксплуатация | |
1.1 | Конструкция и эксплуатация систем и оборудования ВС |
1.1.1 | Стандартное оборудование ВС RRJ-95(SSJ-100). |
1.1.2 | Предотвращение несанкционированного выпуска аварийных трапов |
1.1.3 | Соблюдение мер по авиационной безопасности |
1.2 | Бытовое оборудование ВС и его эксплуатация |
1.2.1 | Светотехническое оборудование |
1.2.2 | Электробытовое оборудование кухни |
1.2.3 | Буфетно-кухонное оборудование |
1.2.4 | Система водоснабжения и удаления отходов |
1.2.5 | Процедура доступа в кабину пилотов |
Технология обслуживания пассажиров на борту ВС. Организация питания на борту ВС | |
2.1 | Технология обслуживания пассажиров на борту ВС |
2.1.1 | Предполетная подготовка самолета ВС RRJ-95(SSJ-100) в части, касающейся членов кабинных экипажей |
2.1.2 | Рейсовая технологическая карта обслуживания пассажиров по классам обслуживания. |
2.2 | Организация питания на борту ВС |
2.2.1 | Схемы загрузки бортцеха |
Аварийно-спасательная подготовка на ВС и БАСО | |
3.1 | Бортовое аварийно-спасательное оборудование ВС |
3.1.1 | Требования норм, руководств и наставлений по оснащению ВС аварийно- спасательным оборудованием. |
3.1.2 | Состав и размещение аварийно-спасательного оборудования |
3.1.3 | Основные данные и конструктивные особенности БАСО |
3.2 | Применение бортового аварийно-спасательного оборудования |
3.2.1 | Отработка навыков по применению ручных огнетушителей |
3.2.2 | Отработка навыков по применению кислородного и дымозащитного оборудования. |
3.2.2.1 | Применение переносного кислородного оборудования для оказания терапевтической помощи |
3.2.2.2 | Применение переносного кислородного оборудования для защиты при разгерметизации. |
3.2.2.3 | Применение дымозащитного капюшона |
3.2.2.4 | Применение аварийных кислородных блоков АКБ |
3.2.3 | Отработка навыков по открытию аварийных выходов |
3.2.3.1 | Открывание входных дверей. Процедуры использования дверей в нештатной ситуации. |
3.2.3.2 | Открывание сервисных дверей. |
3.2.3.3 | Приведение аварийных трапов в рабочее состояние. |
3.2.3.4 | Отработка навыков по применению аварийных средств радиосвязи |
3.3 | Действия экипажа в аварийных ситуациях |
3.3.1 | Комплексный тренаж по действиям при разгерметизации (декомпрессии) |
3.3.2 | Комплексный тренаж по действиям при пожаре на борту |
3.3.3 | Комплексный тренаж по действиям при подготовке к аварийной посадке |
3.3.4 | Комплексный тренаж по действиям при аварийной посадки и эвакуации |
3.3.5 | Комплексный тренаж по действиям при оказании помощи летному экипажу |
Нормы и требования охраны труда | |
4.1 | Вредные и опасные факторы на производстве |
4.2 | Меры по оказанию первой медицинской помощи |
4.3 | Меры безопасности на рабочем месте |
4.4 | Инструктаж по безопасности |
ПОДГОТОВКА ЧЛЕНОВ КАБИННЫХ ЭКИПАЖЕЙ ДЛЯ РАБОТЫ С НОВЫМИ СИСТЕМАМИ И ОБОРУДОВАНИЕМ ВС (ИЗУЧЕНИЕ ОТЛИЧИЙ).
Подготовка членов кабинных экипажей к работе с новыми системами и оборудованием, установленными на ВС проводятся в сертифицированных АУЦ по специальным программам, утвержденным уполномоченными органами РФ в области ГА.
Программа подготовки по изучению отличий требует дополнительных знаний и тренировки на соответствующем оборудовании или ВС в случаях:
- перед выполнением полета на другом варианте того же типа ВС, на котором уже выполняются полеты;
- когда изменение процедур и / или оборудования на данном типе ВС или его варианте требует дополнительных знаний или тренировки.
Ознакомительная подготовка требует приобретения дополнительных знаний в случаях:
- когда выполняются полеты на другом ВС того же типа;
- когда изменение процедур и / или оборудования на данном типе ВС или его варианте требует незначительных дополнительных знаний.
Подготовка членов кабинных экипажей к работе с вновь установленным оборудованием ВС проводится в целях обеспечения:
- высокого уровня знаний, единообразной и надежной эксплуатации вновь установленного оборудования.
- оптимального распределения нагрузки между членами кабинного экипажа, связанной с эксплуатацией вновь установленного оборудования и изменения процедур.
Подготовка членов кабинных экипажей по изучению «опций», особенностей и различий между вариантами воздушных судов одного типа производится на базе АО «Авиакомпания АЗИМУТ».
При необходимости проводится техническая учеба с привлечением специалистов.
Материал в печатном виде выдается ЧКЭ перед выполнением рейса на ВС с отличительными особенностями.
Оформление документации:
- документ АУЦ, установленного образца.
ГЛАВА 6. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Пункты | Содержание | Страницы |
6.1 | ПОДГОТОВКА СТАРШЕГО БОРТПРОВОДНИКА | D-87 |
6.2 | ПОДГОТОВКА ИНСТРУКТОРА-ПРОВОДНИКА БОРТОВОГО | D-88 |
Общие положения
Отбор кандидатов и обучение производится на основании квалификационных требований, изложенных в Части А, РПП и положений СБП.
Целью обучения является:
- приобретение новых теоретических знаний и практических навыков в объеме, достаточном для обеспечения безопасности и высокого уровня обслуживания пассажиров на борту типа ВС;
- получение допуска для выполнения полетов.
Место проведения обучения проводится на базе сертифицированного авиационного учебного центра или на базе СБП.
Подготовка проводится на основании утвержденного плана по программам обучения согласно требовани<