Что такое проблема для исследования?
Проблема исследования – это область, представляющая интерес, в которой
существует пробел в базе знаний, необходимых для сестринской практики.
Где брать идеи для исследования?
Некоторые авторы выделяют пять источников проблем для исследования:
опыт, печатные издания, социальные вопросы, теории и идеи, принадлежа-
щие другим людям.
Существуют ли рекомендации по выбору проблем для исследования?
Файн (Fain, 2004) перечисляет несколько критериев, служащих в качестве
ориентира при выборе проблемы для исследования:
пациенты, медсестры, медицинские работники и общество в целом потен-
циально выиграют от результатов исследований
результаты можно будет применить в сестринской практике, в процессе
обучения медсестер и/или в управлении
Результаты должны быть теоретически релевантными.
полученные данные подтвердят непроверенные теоретические допущения,
бросят вызов существующей теории или внесут ясность в случае противо-
речивости литературных источников
полученные данные потенциально будут способствовать выработке новых
направлений в практике или методике или их изменению.
Важнейшей задачей сестринского дела является достижение наивысшей эффективности и качества сестринской помощи населению. Для реализации этой сложной задачи, повышения профессионального и социального статуса сестринского дела необходимо создание базы научных знаний, составляющих основу профессиональной сестринской практики,
Научные исследования в сестринском деле - одно из новых направлений развития в этой профессиональной сфере. Анализ зарубежного опыта подтверждает качественные изменения в системе оказания медицинской помощи населению в связи с внедрением в практику лечебных учреждений результатов сестринских исследований (повышение удовлетворённости пациентов, сокращение сроков пребывание в стационаре, уменьшение числа осложнений и т.д.). Развитие исследований в сестринском деле связано в большинстве стран с академической подготовкой медсестёр.
Знания, используемые медсестрами в работе, могут быть получены из разных источников. Это традиции ("так делалось всегда"), знания более квалифицированных специалистов (экспертов), личный опыт, приобретенный "методом проб и ошибок", умозаключения и научные исследования.
Научные исследования предполагают изучение явлений с позиций научного подхода и систематизированный поиск научно обоснованных знаний. Явления, изучаемые в сестринском деле (феномены), будь то боль, страх, стресс, утомляемость, нарушение сна, развитие пролежней, сложны по структуре и формируются в результате воздействия множества факторов (переменных). При выявлении связи между феноменом и определенным фактором важно контролировать и снижать влияние переменных, не являющихся предметом изучения. Контроль, будучи обязательным элементом научного исследования, позволяет получить достоверные результаты.
Доказательства, используемые в научных исследованиях для подтверждения выдвинутой гипотезы, должны быть практическими и полученными из объективной реальности через органы чувств.
Научный подход позволяет делать обобщенные выводы, т.е. экстраполировать результаты исследования, полученные на сравнительно небольшой группе людей, на всю популяцию. Показатель того, насколько точно результаты исследования отражают феномен в большей группе людей, широко используется в оценке качества проведённого исследования. С позиций научного подхода можно оценить достоверность информации, полученной в результате исследования.
Все проводимые сестринские исследования можно разделить на фундаментальные (теоретические) и практические.
Фундаментальные исследования направлены на развитие теоретических основ сестринского дела. Исследования этого типа проводятся не для разрешения сиюминутных клинических проблем, а для расширения базы научно подтвержденных профессиональных знаний. Результаты фундаментальных исследований не сразу внедряются в практическую деятельность, они используются для развития теоретических основ сестринского дела. Примером таких исследований может служить изучение влияния национальной культуры на потребности пациента в сестринской помощи и реализации сестринского процесса.
В отличие от фундаментальных, практические исследования проводятся для решения актуальных проблем сестринской практики. Целью таких исследований является научное обоснование сестринских вмешательств (действий медсестры), способствующих разрешению проблем пациента. Сравнение эффективности различных методик управления болью у пациентов, страдающих онкологическими заболеваниями в терминальных стадиях, является примером практического исследования.
Большинство научных исследований, проводимых в сестринском деле, можно отнести к категории практических, хотя за рубежом отмечается возрастающий интерес медсестёр-исследователей к фундаментальным исследованиям, позволяющим обосновать феномен сестринского дела, его суть и принципиальное отличие от других профессий.
С точки зрения целей и методов, используемых для сбора и анализа данных, все исследования можно разделить на качественные и количественные.
Количественные исследования направлены на выявление причинно-следственной связи между явлениями. Этот тип более привычен среди исследователей-медиков, широко ими используется и считается более достоверным и объективным, так как исследование проводится в жестко контролируемых условиях, и собранные цифровые данные подвергаются статистической обработке. Термин "количественный метод" был и остается синонимом термина "научный метод".
Однако качественные исследования, широко используемые в социологии, психологии, педагогике и других науках, изучающих человека и его отношения с окружающей средой, не менее научны по сути. В качестве примера качественного исследования может служить изучение качества жизни женщин, перенесших операцию мастэктомии или гистерэктомии.
В качественных исследованиях используется толковательный, натуралистический подход к изучаемому объекту. Специалист, проводящий качественное исследование, изучает предметы в их естественном окружении, стараясь понять сущность изучаемого феномена (события, явления или пережитого человеком состояния) в рамках тех значений, которые ему придают люди.
Качественное исследование - сложный, кропотливый, по очень интересный процесс. В качественных исследованиях используется множество методов сбора эмпирических материалов: описание и анализ ситуаций и личного опыта, наблюдение и самонаблюдение, жизнеописание и интервью, анализ визуальных материалов, отражающих повседневную жизнь и поворотные моменты в жизни человека и их значение для него.
В качественном исследовании специалист собирает данные, представляющие собой слова или образы. Методика обработки и анализа собранных данных заключается в толковании и постепенном переходе от специфических к более общим, категорийным, понятиям. Процесс и результаты качественного исследования описываются выразительным и убедительным языком с включением цитат из интервью, описанием и/или представлением других материалов, собранных в ходе исследования. Благодаря возможности продолжительного общения с участниками исследования, позволяющего понять их переживания и чувства и создать целостный образ феномена, качественные исследования становятся все более популярными среди медсестер в разных странах мира.
Предметом качественных исследований являются, как правило, мало изученные аспекты явлений, человеческих переживаний и т.д. Результаты этого вида исследований, представляя собой комплексную информацию, которую невозможно получить без холистического подхода к человеку, формируют информационную базу для количественных исследований.
Роли и степень участия медсестёр в исследованиях разнообразны. В одних ситуациях медсестры выступают в роли пассивных участников - потребителей сестринских исследований, они знакомятся с результатами научных работ для выяснения того, что может быть полезно для их практической работы и важно для повышения профессиональной квалификации. В других ситуациях они выступают в роли исполнителей, активно участвующих в разработке и проведении научных исследований. Между этими крайностями лежит многообразие функций, прямо или косвенно связанных с проведением сестринских исследований, участие в обсуждении результатов последних исследований, присутствие на научных докладах, оценка возможности использования результатов исследования в конкретных клинических условиях, участие в сборе информации, обсуждение и оценка исследований, предлагаемых к проведению с точки зрения безопасности участников исследования, научной значимости и реальности проведения, предложение идей для исследований, работа в этических комитетах и др.
Таким образом, существует достаточно возможностей для участия медсестёр в научной деятельности, и результатом такого участия непременно будет совершенствование сестринской практики, повышение качества медицинской помощи населению и признание уникальной роли сестринской профессии