Как сделать разговор доходчивей.

1. Потрудитесь говорить ясно (не бормотать себе под нос и не кричать).

2. Говорите не слишком быстро и не слишком медленно.

3. Старайтесь не говорить монотонно.

4. Постарайтесь узнать язык тела другого и попытайтесь преодолеть его негативное состояние в случаях, когда оно возникает, подбором адекватных ситуации слов, интонации, позы.

5. Избегайте словесных фильтров; не употребляйте слов, смысл которых сами не понимаете.

6. Следите за своим эмоциональным состоянием, которое может помешать понимать своего партнера.

7. Не задавайте сразу много вопросов – это напоминает допрос.

8. Когда Вы задаете вопрос, сохраняйте спокойствие и ожидайте ответа.

9. Если Вы не получили ответ на свой вопрос, задайте его снова.

10. Слышать это не то же самое, что слушать. Старайтесь услышать партнера (его мысли, чувства, позицию, сомнения, опасения и пр.) Процесс слышания имеет реактивный характер (например, слышим шум, хотя специально его не слушаем), слушание требует положительных усилий. Умение слушать – навык приобретаемый, усваиваемый.

11. Давайте партнеру обратную связь, что Вы его слушаете, и что позиция его вами услышана.

12. Не ожидайте от другого, что он прочтет Ваши мысли, говорите ему о том, что Вы хотите, чувствуете, думаете.

13. Не обижайте другого человека и не давайте ему «потерять лицо» (не обрывайте его на полуслове, не игнорируйте, и не высмеивайте его аргументы, не задевайте его личное достоинство, не высказывайте необоснованные подозрения и пр.).

14. Не нападайте на другого, когда вам плохо.

15. Пространное изложение лишней информации затрудняет коммуникацию (эффект запутывания: когда говорят много о малом и мало думают о значительном).

16. Коммуникативный прием, способствующий восприятию слушателем информации: использование разбивки (во-первых, во-вторых, в- третьих…) при перечислении ряда связанных с проблемой фактов.

17. Не выпускайте из виду свою цель.

Упражнение «Интервью».

Работа в парах: 1 – респондент, 1 – интервьюер (по очереди )

Задача каждого интервьюера взять интервью у респондента. Выяснить, из какой он семьи, чем он занимается, его хобби, его профессиональные и жизненные планы, в какой помощи он в настоящее время нуждается. Время работы каждого интервьюера - 7 минут. Задача – собрать информацию о респонденте, «разговорив», расположив его к себе.

Респондент фиксирует по ходу беседы, приятны или нет ему вопросы, чувствует ли он доверие.

После того, как упражнение выполнено обоими участниками, обменяйтесь впечатлениями: что вам понравилось в работе вашего партнера, что ему хорошо удалось, а что не удалось.

Запишите в тетрадь выводы, какие вы сделали, выполняя это упражнение

Учитесь поддерживать у партнера положительное отношение к себе.

· Основа отношения собеседника к нам закладывается в первую минуту общения с ним.

· В начале беседы приоритетными должны быть интересы собеседника.

· Чтобы с самого начала расположить к себе собеседника, нужно дать ему, как минимум, три психологических «плюса» (например, улыбнуться, произнести его имя, отметить его значимость). Следует также помнить, что неискренний комплимент может рассматриваться как изощренная издёвка.

· Для того чтобы человек хотел с нами общаться, мы сами должны хотеть общаться с ним; и наш собеседник должен это видеть.

· Искренняя доброжелательная улыбка не может испортить ни одно лицо.

· Произнесение имени партнера неосознанно оказывает позитивное влияние.

· Полезно попросить у человека той или иной помощи. Демонстрируйте человеку его значимость, важно делать это искренне.

· Будьте хорошим слушателем.

· Прежде, чем высказать свою точку зрения, убедитесь, что поняли услышанное перед этим от партнера (его идею, мысль, сомнение, доводы и пр.) правильно.

· Если другой человек заговорит одновременно с Вами, предоставьте ему право высказаться первым.

· Не злитесь, не сводите счеты. Научитесь уважать право другого на свое мнение, отличное от Вашего. Старайтесь превратить противника в партнера.

· Необходимо строго следить за тем, чтобы не допускать бестактных высказываний (критика религиозных воззрений, национальных особенностей и т.п.).

· Недопустимо во время беседы злословить или поддерживать злословие в адрес отсутствующих. Упоминая в беседе третьих лиц, необходимо называть их по имени-отчеству, а не по фамилии.

Наши рекомендации