Этика и деонтология в связи с возрастом
Очень важно учитывать при общении возраст больных. Если это дети, они тяжело переносят разлуку с матерью, отрыв от привычной обстановки, не осознают боль, не умеют сформулировать жалобы, лечебные и диагностические процедуры их пугают. Проявляются очень четко дефекты характера и воспитания: т.е. если ребенок капризный, то кричит и капризничает еще больше, если тихий - замыкается в себе, боязливый - постоянно всего боится и т.д. В этих условиях матери должно разрешаться посещение. После ее ухода нужно отвлечь ребенка, почитать ему, поиграть с ним, заняться рисованием, лепкой и т.д. Боится манипуляций - отвлечь внимание. Самое главное - доверие ребенка к медсестре!
У подростка - идет самоутверждение личности, отсюда бравада, резкость, притязания на взрослость, пренебрежительное отношение к болезни. Здесь также нужно очень большое терпение, выдержку, уважение, умение найти подход, возможно подчеркнуть отношение, как ко взрослому.
Пациенты работоспособного возраста. Тут все зависит от личностных качеств пациента, от того, как он воспринимает болезнь, как относится к персоналу. Тут особенно важны доверие и контакт.
Пациенты пожилого и старческого возраста. Для них характерно чувство одиночества, "жизнь уже прошла", это доминанта их возраста. Нарастает беспомощность, снижается слух, зрение, двигаться все трудней, снижается память, усиливается обидчивость, ранимость. Ухудшается возможность самообслуживания, ослабление мотивации к лечению и выздоровлению. В этих случаях очень важны теплота и забота. Медсестра должна согреть пожилого человека, побеседовать с родственниками, с самим пациентом, найти то, что его еще интересует в жизни (жизненные ценности) и на этом строить мотивацию на выздоровление. ■
ТИПЫ МЕДСЕСТЕР, ПО И. ХАРДИ
В рамках контакта между сестрой и больным - кроме личности больного и эмоциональных нитей, связывающих его с сестрой, - следует уделить особое внимание и личности сестры. В повседневной практике можно встретить много отличных сестер, обладающих прекрасными данными и профессиональными навыками. Однако несмотря на это, каждой сестре необходимо и тщательно познать особенности своей личности, чтобы знать, каков стиль ее работы и как воздействует она на больных.
Обратимся к характеристике отдельных типов.
1. Сестра-рутинер. Наиболее характерной особенностью сестер этого типа является механическое выполнение своих обязанностей.
2. Тип сестры, "играющей заученную роль". Такие сестры работают, сознательно играя определенную роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Ее поведение становится искусственным, показным. Все это может помешать формированию должного контакта между ею и больным.
3. Тип "нервной" сестры. Эмоционально лабильная личность сестры, склонная к невротическим реакциям, может послужить серьезной помехой в работе с больными. Результатом такой напряженности могут быть грубость, раздражительность, вспыльчивость, вредно влияющая на больных.
4. Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью. Эту сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестры с такой решительной личностью могут стать прекрасными организаторами, хорошими педагогами, о которых их воспитанники станут говорить: "Строга, но справедлива"... При недостатке же культуры, образованности, при более низком уровне развития личности сестры этого типа слишком негибки, прямолинейны, часто грубы и даже агрессивны с больными.
5. Сестры материнского типа выполняют свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Работа для них - естественное условие существования. Забота о больных - жизненное призвание.
6. Тип сестер-специалистов. Сюда следует отнести тех сестер, которые, благодаря каким-либо особым способностям, свойствам личности, получают специальное назначение. Такие сестры работают в лабораториях, рентгенкабинетах, кабинетах функциональной диагностики.
Профессия медсестры - тяжелая профессия. Часто можно услышать от медсестры "я очень устала". Действительно:
1) работа трудная физически;
2) тяжелые эмоциональные и психические нагрузки.
Вследствие тяжести и физической и моральной у медсестры может быть профессиональная деформация личности, основные ее проявления:
- холодность и равнодушие;
- грубость и раздражительность;
- подавленность от "бессилия".
Для предотвращения профессиональной деформации необходимо соблюдать этические нормы как фактор саморегуляции медсестры:
- сохранение душевного равновесия больного;
- активизация его позиции на здоровье;
- профилактика профессиональной деформации.
Таким образом, круг проблем медицинской этики и деонтологии чрезвычайно широк. Многие из них нашли свое отражение в "Этическом кодексе медицинской сестры России", принятом в 1997 году (внимательно ознакомьтесь с приложением № 2).
ГЛОССАРИЙ
КУЛЬТУРА - уровень развития чего-нибудь, степень соответствия образцам
ПРИНЦИП 1) основное исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки, руководящее положение, установка в какой-нибудь деятельности 2) убеждение, взгляд на вещи
КАТЕГОРИЯ 1) наиболее общее понятие, выражающее существенные свойства и отношения явлений действительности; 2) группа лиц, предметов, явлений, объединенных общностью каких-нибудь признаков
ДЕОНТОЛОГИЯ - от греческого dejn, deontos - должное, надлежащее - и logos - учение - учение о должном поведении
ЭТИКА - от греческого ethika - обычай, нрав, характер -философская дисциплина, изучающая вопросы морали и нравственности
АСПЕКТ - от латинского aspectus - вид - точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие
ОБЩЕНИЕ - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностью в совместной деятельности и включает в себя взаимодействие, восприятие и понимание другого человека
КОМПЕТЕНЦИЯ 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-нибудь полномочий, прав
АГРЕССИВНОСТЬ - от латинского aggressio - приступ, нападение –враждебное, воинственно угрожающее поведение
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ - особенности восприятия, ощущения, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоционально - волевой сферы, характера и темперамента
ЭНДОСКОПИЯ - метод исследования внутренних полых органов, полостей тела непосредственным осмотром их при помощи специальных приборов - эндоскопов. Разновидность эндоскопии: бронхоскопия осмотр бронхов и гастроскопия - осомотр желудочно-кишечного тракта
ИНТИМНЫЙ - от латинского intimus - самый глубокий, внутренний, глубоко личный, сокровенный
ПРИЛОЖЕНИЕ 1