Этика и деонтология в связи с возрастом

Очень важно учитывать при общении возраст больных. Если это де­ти, они тяжело переносят разлуку с матерью, отрыв от привычной обста­новки, не осознают боль, не умеют сформулировать жалобы, лечебные и диагностические процедуры их пугают. Проявляются очень четко дефекты характера и воспитания: т.е. если ребенок капризный, то кричит и каприз­ничает еще больше, если тихий - замыкается в себе, боязливый - постоян­но всего боится и т.д. В этих условиях матери должно разрешаться посе­щение. После ее ухода нужно отвлечь ребенка, почитать ему, поиграть с ним, заняться рисованием, лепкой и т.д. Боится манипуляций - отвлечь внимание. Самое главное - доверие ребенка к медсестре!

У подростка - идет самоутверждение личности, отсюда бравада, рез­кость, притязания на взрослость, пренебрежительное отношение к болез­ни. Здесь также нужно очень большое терпение, выдержку, уважение, умение найти подход, возможно подчеркнуть отношение, как ко взросло­му.

Пациенты работоспособного возраста. Тут все зависит от личностных качеств пациента, от того, как он воспринимает болезнь, как относится к персоналу. Тут особенно важны доверие и контакт.

Пациенты пожилого и старческого возраста. Для них характерно чув­ство одиночества, "жизнь уже прошла", это доминанта их возраста. На­растает беспомощность, снижается слух, зрение, двигаться все трудней, снижается память, усиливается обидчивость, ранимость. Ухудшается воз­можность самообслуживания, ослабление мотивации к лечению и выздо­ровлению. В этих случаях очень важны теплота и забота. Медсестра долж­на согреть пожилого человека, побеседовать с родственниками, с самим пациентом, найти то, что его еще интересует в жизни (жизненные цен­ности) и на этом строить мотивацию на выздоровление. ■

ТИПЫ МЕДСЕСТЕР, ПО И. ХАРДИ

В рамках контакта между сестрой и больным - кроме личности боль­ного и эмоциональных нитей, связывающих его с сестрой, - следует уде­лить особое внимание и личности сестры. В повседневной практике мож­но встретить много отличных сестер, обладающих прекрасными данными и профессиональными навыками. Однако несмотря на это, каждой сестре необходимо и тщательно познать особенности своей личности, чтобы знать, каков стиль ее работы и как воздействует она на больных.

Обратимся к характеристике отдельных типов.

1. Сестра-рутинер. Наиболее характерной особенностью сестер этого типа является механическое выполнение своих обязанностей.

2. Тип сестры, "играющей заученную роль". Такие сестры работают, сознательно играя определенную роль, стремясь к осуществлению опреде­ленного идеала. Ее поведение становится искусственным, показным. Все это может помешать формированию должного контакта между ею и боль­ным.

3. Тип "нервной" сестры. Эмоционально лабильная личность сестры, склонная к невротическим реакциям, может послужить серьезной помехой в работе с больными. Результатом такой напряженности могут быть гру­бость, раздражительность, вспыльчивость, вредно влияющая на больных.

4. Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью. Эту сестру отли­чает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестры с такой решительной лич­ностью могут стать прекрасными организаторами, хорошими педагогами, о которых их воспитанники станут говорить: "Строга, но справедлива"... При недостатке же культуры, образованности, при более низком уровне развития личности сестры этого типа слишком негибки, прямолинейны, часто грубы и даже агрессивны с больными.

5. Сестры материнского типа выполняют свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Работа для них - ес­тественное условие существования. Забота о больных - жизненное призва­ние.

6. Тип сестер-специалистов. Сюда следует отнести тех сестер, кото­рые, благодаря каким-либо особым способностям, свойствам личности, получают специальное назначение. Такие сестры работают в лаборато­риях, рентгенкабинетах, кабинетах функциональной диагностики.

Профессия медсестры - тяжелая профессия. Часто можно услышать от медсестры "я очень устала". Действительно:

1) работа трудная физически;

2) тяжелые эмоциональные и психические нагрузки.

Вследствие тяжести и физической и моральной у медсестры может быть профессиональная деформация личности, основные ее проявления:

- холодность и равнодушие;

- грубость и раздражительность;

- подавленность от "бессилия".

Для предотвращения профессиональной деформации необходимо со­блюдать этические нормы как фактор саморегуляции медсестры:

- сохранение душевного равновесия больного;

- активизация его позиции на здоровье;

- профилактика профессиональной деформации.

Таким образом, круг проблем медицинской этики и деонтологии чрезвычайно широк. Многие из них нашли свое отражение в "Этическом кодексе медицинской сестры России", принятом в 1997 году (внимательно ознакомьтесь с приложением № 2).

ГЛОССАРИЙ

КУЛЬТУРА - уровень развития чего-нибудь, степень соответствия образцам

ПРИНЦИП 1) основное исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки, руководящее положение, установка в какой-нибудь деятельности 2) убеждение, взгляд на вещи

КАТЕГОРИЯ 1) наиболее общее понятие, выражающее существенные свойства и отношения явлений действи­тельности; 2) группа лиц, предметов, явлений, объединенных общностью каких-нибудь признаков

ДЕОНТОЛОГИЯ - от греческого dejn, deontos - должное, надлежа­щее - и logos - учение - учение о должном поведении

ЭТИКА - от греческого ethika - обычай, нрав, характер -философская дисциплина, изучающая вопросы морали и нравственности

АСПЕКТ - от латинского aspectus - вид - точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие

ОБЩЕНИЕ - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, который по­рождается потребностью в совместной деятель­ности и включает в себя взаимодействие, вос­приятие и понимание другого человека

КОМПЕТЕНЦИЯ 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-нибудь полномочий, прав

АГРЕССИВНОСТЬ - от латинского aggressio - приступ, нападение –враждебное, воинственно угрожающее поведение

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ - особенности восприятия, ощущения, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоционально - волевой сферы, характера и темперамента

ЭНДОСКОПИЯ - метод исследования внутренних полых органов, полостей тела непосредственным осмотром их при помощи специальных приборов - эндоскопов. Разновидность эндоскопии: бронхоскопия осмотр бронхов и гастроскопия - осомотр желу­дочно-кишечного тракта

ИНТИМНЫЙ - от латинского intimus - самый глубокий, внутренний, глубоко личный, сокровенный

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наши рекомендации