Тест « Направленность личности»
Ответьте на вопросы. На каждый вопрос анкеты возможны три ответа, обозначенные буквами а, в, с. В каждом случае выберите только один, который в большей мере выражает Вашу точку зрения.
1. Больше всего удовлетворения в жизни дает :
a)Оценка работы
b) Сознание того, что работа выполнена хорошо
c)Сознание, что находишься среди людей
2. Когда я был ребенком, я любил :
a) Игры с друзьями
b) Успехи в делах
c) Когда меня хвалили
3. Больше всего мне не нравится, когда Я :
a) Встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи;
b) Когда в коллективе ухудшаются отношения
c) Когда меня критикует мой классный руководитель.
4. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его так :
a) Для общения с друзьями
b) Для любимых дел и самообразования
c) Для беспечного отдыха
5. Мне кажется, я способен на максимальное, когда :
a) Работаю с симпатичными людьми;
b) У меня работа, которая меня удовлетворяет;
c) Мои усилия достаточно вознаграждены.
6. Я люблю, когда :
a) Другие меня ценят;
b) Чувствую удовлетворение от выполняемой работы;
c) Приятно провожу время с друзьями.
7. Я не переношу :
a) Ссоры и споры;
b) Отметание всего нового;
c) Людей, ставящих себя выше других.
8. Я хотел бы :
a) Чтобы окружающие считали меня своим другом;.
b) Помогать другим в общем деле;
c) Вызывать восхищение других.
9. Для меня важнее всего знать :
a) Что я хочу сделать;
b) как достичь цели;
c) как привлечь других к достижению моей цели.
10. Больше всего я ценю :
a) Личный успех;
b) Общую работу;
c) Практические результаты.
d)
Ключ для обработки данных
пункт | Направленность на | ||
На себя ( ЛН) | Взаимодействие (ОН) | Задачу (ДН) | |
1. | А | С | В |
2. | С | А | В |
3. | С | В | А |
4. | С | А | В |
5. | С | А | В |
6. | А | С | В |
7. | С | А | В |
8. | С | В | А |
9. | А | С | В |
10. | А | В | С |
При анализе данных можно выделить три основных вида направленности :
1. ЛН – личная направленность ( на себя) – создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят сам собой, своими чувствами , переживаниями, мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других.
2. ОН – общественная направленность ( на взаимные действия) - поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами.
3. ДН – деловая направленность ( на задачу) – отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, овладением новыми знаниями и умениями. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом.
Необходимо иметь в виду, что все тир типа направленности не разделяются строго, а всегда сочетаются. Наиболее эффективная деятельность у лиц, у которых в одинаковой мере выражена направленность на задачу и на взаимодействие.
Тест «Сила воли»
1. В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться и снова вернуться к ней ?
2. Преодолеете ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное Вам ( например, пойти на дежурство в выходной день )?
3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию – дома или в быту – в состоянии ли взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию трезво, с максимальной объективностью ?
4. Если вам прописана диета, сможете ли преодолеть все кулинарные соблазны ?
5. Найдете ли силы встать утром раньше обычного, как было запланировано вечером ?
6. Останетесь ли на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
7. Быстро ли отвечаете на письма ?
8. Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубного врача, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения ?
9. Будете ли принимать очень неприятное лекарство, которое Вам настойчиво рекомендует врач?
10. Сдержите ли данное сгоряча обещание, даже если выполнение его принесет Вам немало хлопот, иными словами, являетесь ли Вы человеком слова ?
11. Без колебаний ли Вы отправляетесь в командировку ( деловую поездку) в незнакомый город ?
12. Строго ли придерживаетесь распорядка дня : времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел ?
13. Относитесь ли неодобрительно к библиотечным задолжникам ?
14. Самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это ?
15. Сможете ли прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались Вам слова «противной» стороны ?
«да» - 2 очка, «не знаю» («иногда») – 1 очко, «нет» - 0 очков.
Ваш результат :
Очков
С силой воли дела у Вас обстоят неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это может в чем-то повредить Вам. К обязанностям относитесь нередко спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для Вас. Ваша позиция выражается известным изречением : « Что, мне больше всех нужно?» Любую просьбу или обязанность Вы воспринимаете, чуть ли, не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле , но и в эгоизме. Постарайтесь на себя взглянуть с учетом такой оценки, может быть, это поможет вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что переделать в своем характере. Если удастся – от этого Вы только выиграете.
Очко
Сила воли у Вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, то тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но и данное Вами слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хоть и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к Вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих людей. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.
Очков
С силой воли у Вас все в порядке. На Вас можно положиться – Вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда Ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли – это очень хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность и доброта.
Восприятие»
Иллюзии Мюллер – Лиера. Сравните эти линии и фигуры.
1. Определите на глаз, равны или нет длины указанных двух отрезков .
2. Определите на глаз, какой из отрезков больше, АБ или БВ.
3. Определите на глаз, равны или нет по длине линии А и Г.
4. Определите на глаз у какого из кораблей палуба длиннее.
Изучение памяти и внимания
Задание 1. Определите , как Вы умеете запоминать.
Вам нужно будет за определенное время выполнить 4 задания. После выполнения каждого из них важно делать небольшую паузу.
№1. За 40 сек. Постарайтесь запомнить 20 предлагаемых слов и их порядковые номера. Затем закройте тест и запишите в тетради запомнившиеся слова и их порядковые номера.
1. украинец
2. экономика
3. каша
4. татуировка
5. нейрон
6. любовь
7. ножницы
8. совесть
9. глина
10. словарь
11. масло
12. бумага
13. пирожное
14. логика
15. стандарт
16. глагол
17. прорыв
18. дезертир
19. свеча
20. вишня
Оценка результатов : количество запомненных слов характеризует объем Вашей памяти на слова; количество слов, запомненных по порядку – качество Вашей памяти на слова.
Продуктивность запоминания вычислите по формуле :
Количество воспроизведенных слов х 100 = %
Количество предложенных слов
Ваш результат :
Объем памяти на слова…………………………..
Качество памяти на слова………………………..
№2. Проделайте то же самое с числами и их порядковыми номерами. Время на запоминание – 40 сек.
1. 43
2. 57
3. 12
4. 33
5. 81
6. 72
7. 15
8. 44
9. 96
10. 7
11. 37
12. 18
13. 86
14. 56
15. 47
16. 6
17. 78
18. 61
19. 83
20. 73
Ваш результат :Продуктивность вычислите по
Объем памяти на числа………………………….. той же формуле.
Качество памяти на числа………………………..
№3. В течение 10 сек. Внимательно рассмотрите фигуры, вписанные в 10 квадратиков, а затем, закрыв тест, попытайтесь нарисовать их в тетради в том же порядке.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Количество правильных ответов х 100 = %
Количество квадратов
Ваш результат : …………………………….
Задание 2. Оцените , как Вы умеете переключать свое внимание.
Вам необходимо выполнить следующие три задания:
а) показать на таблице указкой или карандашом арабские цифры в возрастающем порядке
от1 до 25. Засечь по секундомеру время выполнения.
Время работы……………………………….
б) показать попеременно арабские цифры в возрастающем порядке, а римские в убывающем порядке, например : 1,ХХIV, 2, ХХIII и т.д.
Время работы……………………………….
IV | VI | ХII | ||||
ХIII | II | ХVI | ХIХ | |||
ХV | ХХIII | |||||
IХ | ХVII | V | ХХIV | |||
ХIV | ХХ | I | VII | |||
ХХI | III | VIII | ХVIII | |||
ХI | ХХII | Х |
Результаты :
Разница между суммой времени а) и б) и времени в) позволяет судить о переключении внимания, чем она выше, тем труднее Вам работать в условиях частой смены деятельности.
Задание 3.
Найдите на картинке квадраты, ничем не отличающиеся друг от друга ( см. рис)
Задание 4
Взгляните на этих симпатичных снеговиков и их ближайшее окружение. Вы должны заметить 12 различий. Запишите их в тетрадь.
На первый взгляд эти картинки одинаковы. Но, если Вы приглядитесь, то найдете по крайней мере 12 различий. Запишите их в тетрадь.
Творческие задания .
В библиотеке подберите необходимую психологическую литературу ( можете ориентироваться на литературу, рекомендованную в рабочей тетради ) и подготовьте рефераты по одной из следующих тем :
«Психологические приемы развития памяти на имена».
«Психологические приемы развития памяти на числа».
« Мнемоприемы, помогающие пациентам запомнить то, что им сообщает медицинский работник».
« Способы развития мышления».
« Как стать собственным воспитателем».
Свободная тема по выбору ( в контексте общей темы «Личность»).
Работы аналитического характера :
«Самоанализ темперамента»
«Самоанализ характера»
« Анализ особенностей личностного развития»
Тема 1.4. Общение. Упражнения к теме:
1.4.1. Зафиксируйте все ситуации межличностного общения, в которых Вы участвовали в течение одного дня. Для систематизации и анализа используйте предлагаемую таблицу.
Критерии для наблюдения и оценки | С кем общались | |||
… | ||||
По поводу чего осуществлялось общение | ||||
Кто инициатор общения | ||||
Личная значимость ( мах- 10 баллов, мин 1 балл) | ||||
Собственная удовлетворенность ( по 10-балльной шкале) | ||||
Предполагаемая удовлетворенность других участников (по 10 бал. шкале) | ||||
Собственная кключенность ( по 10-балльной шкале) | ||||
Степень собственной активности ( по 10 балльной шкале) | ||||
Степень собственной заинтересованности ( по 10-балльной шкале) | ||||
Уровень напряженности, конфликтности ( по 10-балльной шкале) |
Проанализируйте полученные результаты ( то есть оцените все плюсы и минусы) и дайте обобщенную характеристику своему общению:
а) Чем в этом общении Вы удовлетворены ?
б) Что бы Вы хотели в своем общении изменить?
1.4.2. Вашему вниманию предлагается шесть схематических поз человека и их расшифровки. Соотнесите рисунки и их названия.:
1) Вопрошающий –
2) Сомневающийся –
3) Удивленный, властный, самоуверенный –
4) Спасающийся -
5) Печальный, ушедший в себя –
6) Ожидающий -
1.4.3. Какое место в работе медсестры занимает общение? ( обсудите в микрогруппах из 3-4 человек )
1.4.4. Что Вам нравится в своем общении? Чем бы Вы могли погордиться ?
1.4.5. Что Вас не удовлетворяет в своем общении?
1.4.6. Можно ли изменить что-то в общении? Можно ли научиться эффективно общаться?
1.4.7. Каким коммуникативным умениям Вы хотели бы научиться? ( СОВЕТ: начинайте формировать эти умения прямо сейчас, не откладывая. Вы научились ходить, говорить, читать и писать. Научитесь и общаться, только не бойтесь пробовать)
1.4.8. Какие уровни общения представлены в профессиональной деятельности медсестры ?
a. в общении с больным
b. в общении с коллегами
c. в общении с руководством
1.4.9. Нередко, чтобы окружающие имели необходимую информацию о социальной роли той или иной личности на данный момент, прибегают к ролевым символам ( например, знаки отличия у военных) . Какие Вы знаете ролевые символы медицинского работника?
1.4.10. Место социального взаимодействия также обладает характеристикой ролевого знака. Так, менеджеры часто ведут себя совершенно различным образом на месте своей работы и вне её, даже если имеют дело с одним и тем же человеком, чтобы показать, например, переход от роли начальника к роли друга. Если Вы назначаете место встречи своему другу в лечебном учреждении ( из-за своей занятости ), то будете ли Вы здесь с ним общаться как –то по-другому, по сравнению со встречей с ним, например, в кафе ?
1.4.11. Ролевые ожидания других нередко касаются не только поведения индивида в той или иной роли, но и его внешнего облика – одежды и её аксессуаров, украшений, прически. Как Вы считаете, какие ожидания у больных в отношении Вашего внешнего вида?
1.4.12. Как Вы считаете, медсестра должна когда-нибудь выходить из своей профессиональной роли ( дома, с друзьями)?
1.4.13. Замечали ли Вы какие-нибудь трудности в общении в своей учебной группе ? Что это за трудности?
1.4.14. Чему Вам нужно научиться в общении в соей учебной группе, чтобы потом эффективно общаться в своей профессиональной среде ?
1.4.15. Чему Вам нужно научиться в общении со своими преподавателями, чтобы успешно общаться со своими начальниками ?
1.4.16. Проверьте свою общительность.