Медицинская этика, деонтология
Этика – философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность. Мораль – это форма общественного сознания людей, которая определяется общественным бытием. Она отражает характер людей и следовательно, структуру конкретной социальной системы.
Одна из категорий морали – долг. Понятия долга означает моральную необходимость выполнения своих обязанностей по отношению к другим людям, к обществу в целом.
Нравственность – это реальное воплощение морали в жизнь через совокупность обычаев, нравов, поведения людей в обществе.
Медицинская этика – наука о нравственных началах в деятельности медицинского персонала. Этические нормы медсестры – сопереживание и милосердие.
Существуют и определенные правила культуры поведения медицинского работника в коллективе лечебного учреждения, например, медицинский этикет, субординация.
Медицинский этикет состоит из соблюдения правил поведения в обществе и внутренней культуры медработника:
а) внешний вид (одежда, косметика, прическа, обувь);
б) соблюдение внешних приличий: тон, умение вести беседу, манеры;
в) отношение к труду;
г) соблюдение дисциплины;
д) дружелюбие, соблюдение субординации.
Субординация – система служебного подчинение младшего старшему, основанная на правилах служебной дисциплины.
В связи с появлением новых мощных лекарственных средств, новых диагностических и лечебных установок и приборов, появилась возможность пересаживать органы и ткани, искусственно оплодотворять женщин, лечить генетические болезни и реанимировать человека. Все это потребовало пересмотра принципов медицинской этики. Для этого было предложено в 1971 году новое название – биоэтика (этика живого). Биоэтика – это наука о выживании и улучшении условий жизни.
Частью медицинской этики является медицинская деонтология (от греческого deon, deontos – долг, должное; logos – учение) – это наука о должном, как должен себя вести медицинский работник в процессе его профессиональной деятельности, а также вне лечебного учреждения.
Человек обратившейся в ЛПУ находится в непривычной для него обстановке, которая изобилует отрицательно влияющими на него факторами – миелогениями. Предупредить их можно путем создания благополучной обстановки в лечебном учреждении.
Выделяют несколько форм миелогений:
- эгогения – отрицательное влияние, которое пациент оказывает на себя (самовнушение, «уход в болезнь», преувеличение симптомов заболевания);
- ятрогения (от греческого iatros - врач и genkao - порождаю) – отрицательное влияние, вызванное деятельность врача;
сорогения (от латинского soros - сестра) – отрицательное влияние, вызванное деятельностью (поведением) медицинской сестры.
Общение и обучение в сестринском деле
Общение
Общение – одно из важных умений, необходимых для эффективной деятельности медсестры с пациентом, его семьей и врачами, участвующими в лечебном процессе.
Уровни общения
1. Внутриличностное – мысленное общение человека с самим собой.
2. Межличностное – общение между двумя или более людьми.
3. Общественное – общение одного человека с аудиторией.
Техника общения
В технике общения можно выделить пять элементов:
1. Отправитель – кто передает информацию.
2. Сообщение – посылаемая информация.
3. Канал – форма отправки сообщения (устная речь, мимика, жесты, письменная речь).
4. Получатель– кому посылается сообщение.
5. Подтверждение – способ, с помощью которого уведомляют отправителя, что сообщение получено.
Каналы общения
1. Вербальное общение – устная речь.
Условия эффективного вербального общения:
- говорить медленно;
- не злоупотреблять специальной терминологией;
- выбирать скорость и темп речи;
- правильно выбирать время для общения;
- следить за интонацией;
- выбирать нужную громкость;
- убедиться в том, что вас поняли.
Помните, что диалог с пациентом следует вести так, чтобы все сказанное воспринималось легко и однозначно, чтобы разъяснения и ответы на вопросы были правильно сформулированы и убедительны.
Поэтесса Юна Мориц написала такое стихотворение:
Таблетки, микстуры и теплое слово,
Горчичники, банки и нежное слово,
Ни капли холодного, острого, злого!
Без доброго слова, без теплого слова,
Без нежного слова – не лечат больного!
2. Невербальное общение – письменное общение и общение с использованием мимики, жестов.
Условия эффективного письменного общения:
- пишите аккуратно, грамотно;
- убедитесь, вся ли информация включена в записку;
- выбирайте понятные слова;
- обязательно подписывайте свое сообщение.
Условия эффективного общения мимикой, жестами:
- внешний вид медсестры;
- выражение лица мимика, жесты
- положение тела в пространстве по отношению к пациенту;
- время общения;
Зоны комфорта
1. Интимная зона (15см - 0,46м).
2. Личная зона (0,46 – 1,2 м).
3. Социальная зона (1,2-3,6 м).
4. Общественная зона (более 3,6 м).
Для более эффективного общения необходимую помощь может оказать социальная поддержка.
Она осуществляется как вербальным (внешний вид человека, понимание, поощрение, одобрение), так и невербальным (прикосновение, улыбка, кивок головы) способами.
Обучение
Выделяют 3 сферы обучения.
1. Познавательная – человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию.
2. Эмоциональная - человек, получив новую информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мнением, оценкой.
3. Психомоторная – человек овладевает умением благодаря умственной и мышечной деятельности, обучается новым типам движения.
Факторы, влияющие на эффективность обучения
1. Желание и готовность к обучению.
2. Способность к обучению.
3. Окружающая обстановка.
Этапы учебного процесса
1. Оценка исходного уровня знаний и умений пациента (родственников пациента).
2. Определение целей, планирование содержания, методов и сфер обучения.
3. Реализация плана обучения.
4. Оценка результатов обучения.
Сестринский процесс
Сестринский процесс – это систематизированный подход, организующий сестринскую работу, а также научный метод профессионального решения проблем пациента. Сестринский процесс – познавательный целенаправленный планируемый и последовательный процесс поддержания и восстановления здоровья пациента. Одним из непременных условий осуществления сестринского процесса является участие пациента (членов его семьи) в составлении целей ухода, плана и способа сестринского вмешательства. Степень участия пациента в осуществлении сестринского процесса зависит от:
- взаимоотношений медсестры и пациента, степени доверия;
- отношения пациента к здоровью;
- уровня знаний, культуры;
- осознания потребности в уходе.
Целью сестринского процесса является:
1. Определение потребности в уходе.
2. Определение приоритетов в уходе и ожидаемых результатах.
3. Составление плана ухода за больным, направленного на удовлетворение потребностей пациента.
4. Оценка эффективности сестринского процесса.