Материального гнева не существует
Гнев — это наш выбор
Точно так же, как скорби и печали в действительности не существует, гнев тоже не имеет под собой реальной основы. Это не что-то отдельно существующее; скорее, это часть иллюзии, которую мы создаем и питаем. В любой ситуации, вызывающей у нас мирской гнев, мы сами делаем этот выбор, основываясь на своем восприятии. Мы поступаем согласно тому, с чем мы соотносим определенные отношения. На самом деле этого не существует. Никому не следует быть отягощенным мирским гневом, ибо это не более чем творение человека, которое он сам хранит, питает и которому позволяет расти и развиваться. Результатом этого становятся многочисленные физические, психологические, социальные и духовные проблемы. Ум постоянно что-то принимает, а что-то отвергает. Будет ли наша реакция правильной, зависит от нашего желания и степени нашей духовной жадности. Все очень просто и в то же время очень сложно.
Мы можем освободить свой ум от гнева, поняв, какое могущество нам дал Кришна, или же осознав чистоту нашей изначальной природы. Природа души — сач-чид-ананда-вигра-ха, вечность, блаженство и знание. В своем изначальном состоянии все мы чисты, но из-за того, что выбрали иллюзию, мы считаем по-другому и, соответственно, произносим неправильные слова и совершаем неправильные поступки. Хотя всех этих врагов ума на самом деле не существует, мы считаем их очень могущественными. Таким образом, мы питаем их, и в результате создаем целую парадигму, основанную на ложном восприятии.
Когда вы сталкиваетесь с ситуацией, порождающей гнев, у вас есть четыре варианта.
Первый — принять на себя ответственность. Например, Махараджа Притху признал реальность проблемы и, несмотря на то, что испытывал гнев, направил его в верное русло, что привело к наилучшему результату. Таким образом, его реакция была позитивной.
Второй вариант — открыто обсудить проблему, ибо духовные люди должны действовать как доброжелатели других. Мы должны смотреть друг на друга как на правку, господина. Мы должны разделять страдания и радости других людей: пара-духкха-духкхи-крипам-буддхи. Мы хотим разбираться в борьбе, которую ведет другой человек так же хорошо, как в своей собственной. Поэтому мы открыто вступаем в переговоры и вырабатываем стратегию, чтобы прийти к верному решению.
Следующая возможность — отстраниться. Многие проблемы могут быть разрешены гораздо быстрее, если взглянуть на ситуацию со стороны.
И, наконец, последнее: иногда нам, возможно, придется вспомнить и о карме, чтобы сохранить душевное равновесие и видение перспективы.
Часть иллюзии
Гнев — порождение иллюзии, которое мы подпитываем из-за неправильного или неадекватного восприятия. Мы вполне способны прекратить подпитывать этот нездоровый, материальный гнев и перестать отождествлять себя с ним. Принять или отвергнуть отрицательные эмоции — это наш выбор. Духовная жизнь не является чем-то сложным или недосягаемым. У нас всегда есть связь с Кришной, с духовным миром и с великими ачаръями. У нас всегда есть раса-таттва, вечная связь души с Богом. Но мы постоянно подпитываем совокупную материальную энергию и три гуны. Махат-татт-ва, совокупная материальная энергия, имеет дело с людьми, которые, пребывая в состоянии безумия, подпитывают иллюзию и выстраивают целое здание на фундаменте этой иллюзии. Такие люди занимаются всевозможными видами деятельности, приносящими им одни страдания.
Гнев Бога
Кто-то может спросить: «Гневается ли Бог?» Да, в Боге есть все, включая гнев. В противном случае, откуда бы он взялся? Господь — источник всего, ибо Он абсолютен. Его гнев неотличен от Его милости. Разница между нашим гневом и трансцендентным гневом состоит в том, что, когда мы гневаемся, мы обычно приходим в беспокойство и не проявляем милосердия. Гнев Господа и Его милость — одно и то же, поскольку в обоих случаях Он проявляет особое внимание к ситуации или к личности.
То же самое относится и к чистым слугам Господа. Их гнев в действительности является благословением, ибо они всегда думают о Господе и всеми силами прославляют Его. Даже их гнев подталкивает нас к более глубокой целостности. На абсолютном уровне все эмоции являются выражением служения Богу. Бог всегда благ. Он благ, когда гневается и когда проявляет милосердие. Всевышний Господь приходит в различных воплощениях, и во время своих развлечений Он гневается на демонов и грешников. Он наказывает их, чтобы помочь им в конечном счете вернуться к Нему. В настроении гнева Он порой проявляет больше любви, чем в настроении покровительства и поощрения.
Искаженное отражение
Если мы хотим принять существование гнева, то должны принять реальность в ее самой чистой форме. Мы уже говорили о праведном гневе, гневе в его самом чистом проявлении. Печаль и скорбь тоже существуют в духовном мире в своем наиболее совершенном проявлении. Всевозможные нездоровые формы общения и эмоций берут начало в гунах материальной природы, искажающих истинные эмоции и чувства, связанные с Господом в духовном мире. Эти последние являются составной частью души, но в них отсутствует враждебность. Их предназначение — привлечь любовь. В духовном мире все вращается вокруг любви Бога и ожидания этой любви. Это включает в себя общение с теми, кто тоже наслаждается любовью Бога, а также с Самой Божественной Четой.
По сути дела все происходящее в материальном мире является искаженным отражением того, что происходит в мире духовном. Это отражение напоминает нам об истинной духовной реальности. Наша обязанность — отвергнуть иллюзию и принять реальность, ибо Сам Бог проявляет гнев. Во многих Своих развлечениях Кришна проявлял гнев. Он очаровывает преданных, являя Свои удивительные любовные игры, и одновременно сражается, уничтожая негодяев и иллюзии. Таким образом, некоторые из Его развлечений являются проявлением трансцендентного гнева.
В «Нектаре наставлений», в первом тексте, описывается, как можно связать гнев с преданным служением:
«Кришна подобен солнцу, а майя — тьме. Там, где сияет солнце, нет места тьме. Подобно этому, когда наш ум занят Кришной, влияние майи не может нарушить его покой. Изгоняя из ума, как учит йога, все материальные мысли, вы ничего не добьетесь. Пытаться создать в уме вакуум противоестественно. Вам все равно не удастся сохранить его. И, напротив, думая о Кришне, о том, как лучше слркить Ему, вы без труда сможете контролировать ум.
Аналогичным образом можно управлять и гневом. Полностью подавить гнев невозможно, однако, обращая его против тех, кто поносит Господа и Его преданных, мы контролируем свой гнев в сознании Кришны».6
Невозможно полностью избавиться от этих искаженных отражений, да мы и не стремимся к этому. Мы просто хотим, чтобы они были трансцендентно связаны с Кришной. Мы не хотим испытывать болезненные эмоции, основанные на патологической привязанности к материализму. Однако если использовать эти эмоции для развития любви и возрождения нашего изначального сознания, мы будем очень быстро прогрессировать.