Упражнения, направленные на развитие

Подражательности и формирование

Координации речи с движениями

1. Тук-тук-тук-ток! Бей покрепче, молоток! (Дети имитируют удары молотком.)

2. Мы ручками похлопаем: хлоп-хлоп-хлоп.

Мы ножками потопаем: топ-топ-топ.

Качаем головой: так-так-так.

Мы руки поднимаем. Мы руки опускаем.

Мы руки подаем и бегаем кругом.

{Дети выполняют соответствующие движения.)

  1. Кукла, куколка, бай-бай!

Спи спокойно, засыпай!

{Дети имитируют укачивание куклы.)

4. Мяу-мяу, — кот пищит.

У него живот болит.

{Дети поглаживают животики.)

5. Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!

Мчится поезд во весь дух!

(Дети встают друг за другом и имитируют движения поезда.)

6. Маленькие ножки шли по дорожке: топ-топ-топ. {Дети топают ногами.)

7. Прыг-скок! Прыг-скок! Вот мой флажок!

{Дети подпрыгивают, а потом «достают» из-за спины «флажок».)

8. Бей в барабан, бей в барабан!

Громче бей в барабан! Тра-та-та! {Дети имитируют игру на барабане.)

9. Вот солдаты идут, вот идут, вот идут!

Ружья на плечах несут, вот несут!

Тра-та-та! {Дети маршируют с «ружьями» на плечах.)

10. Вот охотник в лес идет, он идет, он идет.

Волка серого убьет, он убьет, он убьет.

Пиф-пиф-паф, пиф-пиф-паф! Пиф! Паф! {Дети маршируют и имитируют стрельбу из «ружья».)

Подвижные и хороводные игры

Игра «Поезд».

Вагончики зеленые

бегут, бегут, бегут.

А круглые колесики

все тук, да тук, да тук. (Дети встают друг за другом и имитируют движение поезда.)

Игра «Гуси».

— Гуси-гуси!

— Га-га-га!

— Пить хотите?

— Да-да-да!

— Гуси-гуси, вот вода!

— Га-га-га! Га-га-га!

— Так бегите все сюда! (Дети бегут к водящему.)

3. Игра «Цыплята» (хоровод).

Вышла курочка гулять,

свежей травки пощипать.

А за ней ребятки — желтые цыплятки.

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко!

Лапками гребите, зернышки ищите!»

Подвижная игра «Лиса и гуси».

— Гуси, гуси, я вас съем!

— Подожди, лиса, не кушай!

Нашу песенку послушай:

Га-га-га! Га-га-га!

— Надоело слушать вас!

Всех я съем сейчас! («Гуси» разбегаются, «лиса» ловит.)

Игра «Куры и петух».

Петух: — Выходите, курочки,

собирайте крошки.

Много здесь есть мушек

на моей дорожке.

(Куры крыльями махали:

ко-ко-ко!

Куры клювами стучали:

ко-ко-ко!)

Кошка: — Выйду, выйду на дорожку,

мяу, мяу!

Там, где куры ищут крошки,

мяу-мяу!

Игра «Пастушок».

Раным-рано поутру пастушок:

«Ту-ру-ру-ру!»

А коровки ему в лад затянули:

«Му-му-му».

— Ты, Буренушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молоком.

{Пастух «пасет стадо», «играет в рожок», созывает коров: «Ту-ру-ру!». Коровы ему от­вечают: «Му-му-му!»)

В зависимости от этапа коррекционной работы детям мож­но предложить следующие упражнения.

1. Заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом (нарушение произношения этих звуков наиболее распространено).

Ш

Ша-ша-ша-ша — наша Маша хороша.

Шо-шо-шо-шо — говорим мы хорошо.

Шу-шу-шу-шу — помогите малышу.

Ши-ши-ши-ши — на поляне малыши.

Аш-аш-аш дайте карандаш,

Ош-ош-ош у меня нож.

Уш-уш-уш теплый душ.

Иш-иш-иш у меня малыш,

Ашка-ашка летит букашка,

Ошка-ошка на окошке кошка,

Ушка-ушка лягушка-квакушка,

Ишка-ишка маленькая мышка.

Ж

Жа-жа-жа — мы видели ежа.

Жи-жи-жи — бегут ежи.

Жу-жу-жу — помоги ежу.

Жо-жо-жо— я еду на «Пежо».

Ч

Ча-ча-ча дай мне калача,

Чо-чо-чо ох, как горячо!

Чу-чу-чу я гулять хочу,

Чи-чи-чи красные кирпичи,

Ач-ач-ач пришел врач,

Оч-оч-оч скоро ночь

Уч-уч-уч у меня ключ

Ич-ич-ич красный кирпич.

Ачка-ачка у меня тачка,

Учка-учка у меня ручка,

Ичка-ичка у меня птичка.

Очка-очка у меня бочка.

Щ

Ща-ща-ща ходит зайка без плаща.

Щу-щу-щу я тебя ищу.

Щи-щи-щи мы ели щи.

Ще-ще-ще я в плаще.

Ащ-ащ-ащ у меня плащ.

Ощ-ощ-ощ вырос хвощ.

Ущ-ущ-ущ вырос плющ.

Ещ-ещ-ещ в кастрюле лещ.

С

Са-са-са — вот летит оса.

Су-су-су — не боюсь осу.

Сы-сы-сы — нет осы.

Со-со-со — у Сони колесо.

Ас-ас-ас — я пью квас.

Ос-ос-ос — у собаки нос.

Ис-ис-ис — я ем рис.

Ус-ус-ус — я ем мусс.

Аска-аска — у Сони маска.

Иска-иска — у Сони миска.

Оска-оска — у Сони соска.

Уска-уска — у Сони блузка.

З

За-за-за — вот идет коза.

Зы-зы-зы — нет козы.

Зу-зу-зу — не боюсь козу.

Ц

Ца-ца-ца — вот идет овца.

Цо-цо-цо — мы вымыли лицо.

Цу-цу-цу — не боюсь овцу.

Цы-цы-цы — нет овцы.

Ец-ец-ец — мы ели огурец.

Л

Ла-ла-ла — лопата и пила.

Ло-ло-ло — в лодке весло.

Лу-лу-лу — купили пилу.

Лы-лы-лы — новые столы.

Ал-ал-ал — темный подвал.

Ол-ол-ол — вымыли пол.

Ул-ул-ул — ломаный стул.

Ил-ил-ил — я полы помыл.

Алка-алка — у меня палка.

Олка-олка — у меня иголка.

Илка-илка — у меня вилка.

Р

Pa-pa-pa — высокая гора.

Po-po-po — новое перо.

Ры-ры-ры — летят комары.

Py-py-py — начинаем мы игру.

Ap-ap-ap — летит комар.

Op-op-op — у меня топор.

Ур-ур-ур — не гоняй кур.

Ир-ир-ир — мы за мир.

Арка-арка — у меня марка.

Орка-орка — крутая горка.

Ирка-ирка — у меня дырка.

Урка-урка — кошка Мурка.

Детям предлагается хлопать на каждый слог или определен­ный звук (в зависимости от задачи).

2. Придумывание чистоговорки на заданный слог: Са-са-са — ...

3. Заучивание речевок, выполнение движений в процессе речи.

4. Чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряженно со взрослым.

5. Игра «Телеграф»: передать телеграмму: Я иду домой (от­стучать ритмическую структуру слов в предложении): ! !! !!; аналогично — с использованием ударения: ! !! !!.

6. Пропевание распевок с четкой ритмической структурой под музыкальное сопровождение: Ко-ко-ко, ко-ко-ко — не хо­дите далеко.

7. Договорить незаконченные слова в предложениях: На солнышке греется коте.., на него смотрит ще... У мышки дете­ныш мышо.., а у лисы — лисе... (Какой одинаковый слог при­бавляется?)

8. Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам.

9. Изменение по падежам слов сложной слоговой струк­туры:

Это кто? — Милиционер. Нет кого? — Милиционера.

Помогу кому? — Милиционеру. Вижу кого? — Милиционера. Говорю скем? — С милиционером. Говорю о ком? — О милиционере.

10. Выбрать из трех слов то, которое подходит для рифмы:

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные...

{перина, подушка, рубашка).

11. Самостоятельно придумать рифму:

Где весною было пусто,

Летом выросла...

(капуста).

Собираем мы в лукошко

Очень крупную...

(картошку).

12. Игра «Подскажи словечко» (для развития у детей чувства рифмы и языкового чутья).

Односложные слова

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты ...

(спишь)!

Эй, давай играть в футбол!

Забивай в ворота ...

(гол)!

Доски на гору везем,

Будем строить новый ...

(дом).

Мишка плачет и ревет:

Просит пчел, чтоб дали ...

(мед).

Прилетел из леса жук

И залез на толстый ...

(сук).

Жил в лесу один чудак,

Разводил в лесу он ...

(мак).

Динь-дон, динь-дон!

В переулке ходит ...

(слон).

Десять ночей Айболит

Не ест, не пьет и не ...

(спит).

Вдруг видят: стоит у колес

Огромный взъерошенный ...

(пес).

Для птенцов и для зверят

Тоже нужен детский ...

(сад).

Двусложные слова

Заглянула в дверь коза —

Очень грустные ...

(глаза).

По ночам сове не спится,

Ведь сова — ночная ...

(птица).

Говорит мартышка мишке:

«Я в гостях была у ...

(мышки)*.

Солнце светит очень ярко.

Бегемоту стало ...

(жарко).

Как на тоненький ледок

Выпал беленький ...

(снежок).

А слониха, вся дрожа,

Так и села на ...

(ежа).

Не придется старику

В тишине попить ...

(чайку).

Как у нашей дочки

Розовые ...

(щечки).

Не послушал зайка папу —

Отдавили зайке ...

(лапу).

Нам темно. Мы просим папу

Нам включить поярче ...

(лампу).

Трехсложные слова

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая ...

(лисица).

На даче в лесу жили разные птицы:

Сороки, стрижи, воробьи и ...

(синицы).

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на ...

(машине).

И шалить без передышки

Целый день могли ...

(мартышки).

Уронила белка шишку,

Шишка стукнула ...

(мартышку).

Стала петь мышонку утка:

— Га-га-га, усни, ...

(малютка).

Среди жирных голубей

Скачет тощий ...

(воробей).

Только жив ли петушок,

Золотой наш ...

{гребешок)!

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик ...

{отгрызет).

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица.

Что это за диво? Это же ...

{крапива).

Четырехсложные слова

А рядом бегемотики

Схватились за ...

{животики).

Елка, елка, елочка —

Колкая ...

{иголочка).

И рыщут по дороге

Слоны и ...

{носороги).

На лугу среди букашек

Поднялся переполох —

Оттеснил семью ромашек

Великан- ...

{чертополох).

Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший ...

{одуванчик).

13. Чтение предложений и связных текстов с предваритель­но разделенными на слоги логопедом словами.

14. Чтение предложений и связных текстов с самостоятель­ным предварительным делением ребенком слов на слоги.

15. Чтение стихов и рассказов с отстукиванием ритма и с за­писью ритмического рисунка:

Гуси, гуси! !! !!

Га-га-га! ! ! !

Есть хотите? ! !!!

Да-да-да! ! ! !

16. Запись слов и предложений под диктовку по слогам (сначала логопед голосом подсказывает границы слогов, затем задание выполняется ребенком самостоятельно).

17. Проговаривание, чтение, заучивание, списывание, слу­ховые диктанты скороговорок.

Наши рекомендации