Упражнения, направленные на развитие
Подражательности и формирование
Координации речи с движениями
1. Тук-тук-тук-ток! Бей покрепче, молоток! (Дети имитируют удары молотком.)
2. Мы ручками похлопаем: хлоп-хлоп-хлоп.
Мы ножками потопаем: топ-топ-топ.
Качаем головой: так-так-так.
Мы руки поднимаем. Мы руки опускаем.
Мы руки подаем и бегаем кругом.
{Дети выполняют соответствующие движения.)
- Кукла, куколка, бай-бай!
Спи спокойно, засыпай!
{Дети имитируют укачивание куклы.)
4. Мяу-мяу, — кот пищит.
У него живот болит.
{Дети поглаживают животики.)
5. Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
Мчится поезд во весь дух!
(Дети встают друг за другом и имитируют движения поезда.)
6. Маленькие ножки шли по дорожке: топ-топ-топ. {Дети топают ногами.)
7. Прыг-скок! Прыг-скок! Вот мой флажок!
{Дети подпрыгивают, а потом «достают» из-за спины «флажок».)
8. Бей в барабан, бей в барабан!
Громче бей в барабан! Тра-та-та! {Дети имитируют игру на барабане.)
9. Вот солдаты идут, вот идут, вот идут!
Ружья на плечах несут, вот несут!
Тра-та-та! {Дети маршируют с «ружьями» на плечах.)
10. Вот охотник в лес идет, он идет, он идет.
Волка серого убьет, он убьет, он убьет.
Пиф-пиф-паф, пиф-пиф-паф! Пиф! Паф! {Дети маршируют и имитируют стрельбу из «ружья».)
Подвижные и хороводные игры
Игра «Поезд».
Вагончики зеленые
бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики
все тук, да тук, да тук. (Дети встают друг за другом и имитируют движение поезда.)
Игра «Гуси».
— Гуси-гуси!
— Га-га-га!
— Пить хотите?
— Да-да-да!
— Гуси-гуси, вот вода!
— Га-га-га! Га-га-га!
— Так бегите все сюда! (Дети бегут к водящему.)
3. Игра «Цыплята» (хоровод).
Вышла курочка гулять,
свежей травки пощипать.
А за ней ребятки — желтые цыплятки.
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко!
Лапками гребите, зернышки ищите!»
Подвижная игра «Лиса и гуси».
— Гуси, гуси, я вас съем!
— Подожди, лиса, не кушай!
Нашу песенку послушай:
Га-га-га! Га-га-га!
— Надоело слушать вас!
Всех я съем сейчас! («Гуси» разбегаются, «лиса» ловит.)
Игра «Куры и петух».
Петух: — Выходите, курочки,
собирайте крошки.
Много здесь есть мушек
на моей дорожке.
(Куры крыльями махали:
ко-ко-ко!
Куры клювами стучали:
ко-ко-ко!)
Кошка: — Выйду, выйду на дорожку,
мяу, мяу!
Там, где куры ищут крошки,
мяу-мяу!
Игра «Пастушок».
Раным-рано поутру пастушок:
«Ту-ру-ру-ру!»
А коровки ему в лад затянули:
«Му-му-му».
— Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молоком.
{Пастух «пасет стадо», «играет в рожок», созывает коров: «Ту-ру-ру!». Коровы ему отвечают: «Му-му-му!»)
В зависимости от этапа коррекционной работы детям можно предложить следующие упражнения.
1. Заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом (нарушение произношения этих звуков наиболее распространено).
Ш
Ша-ша-ша-ша — наша Маша хороша.
Шо-шо-шо-шо — говорим мы хорошо.
Шу-шу-шу-шу — помогите малышу.
Ши-ши-ши-ши — на поляне малыши.
Аш-аш-аш дайте карандаш,
Ош-ош-ош у меня нож.
Уш-уш-уш теплый душ.
Иш-иш-иш у меня малыш,
Ашка-ашка летит букашка,
Ошка-ошка на окошке кошка,
Ушка-ушка лягушка-квакушка,
Ишка-ишка маленькая мышка.
Ж
Жа-жа-жа — мы видели ежа.
Жи-жи-жи — бегут ежи.
Жу-жу-жу — помоги ежу.
Жо-жо-жо— я еду на «Пежо».
Ч
Ча-ча-ча дай мне калача,
Чо-чо-чо ох, как горячо!
Чу-чу-чу я гулять хочу,
Чи-чи-чи красные кирпичи,
Ач-ач-ач пришел врач,
Оч-оч-оч скоро ночь
Уч-уч-уч у меня ключ
Ич-ич-ич красный кирпич.
Ачка-ачка у меня тачка,
Учка-учка у меня ручка,
Ичка-ичка у меня птичка.
Очка-очка у меня бочка.
Щ
Ща-ща-ща ходит зайка без плаща.
Щу-щу-щу я тебя ищу.
Щи-щи-щи мы ели щи.
Ще-ще-ще я в плаще.
Ащ-ащ-ащ у меня плащ.
Ощ-ощ-ощ вырос хвощ.
Ущ-ущ-ущ вырос плющ.
Ещ-ещ-ещ в кастрюле лещ.
С
Са-са-са — вот летит оса.
Су-су-су — не боюсь осу.
Сы-сы-сы — нет осы.
Со-со-со — у Сони колесо.
Ас-ас-ас — я пью квас.
Ос-ос-ос — у собаки нос.
Ис-ис-ис — я ем рис.
Ус-ус-ус — я ем мусс.
Аска-аска — у Сони маска.
Иска-иска — у Сони миска.
Оска-оска — у Сони соска.
Уска-уска — у Сони блузка.
З
За-за-за — вот идет коза.
Зы-зы-зы — нет козы.
Зу-зу-зу — не боюсь козу.
Ц
Ца-ца-ца — вот идет овца.
Цо-цо-цо — мы вымыли лицо.
Цу-цу-цу — не боюсь овцу.
Цы-цы-цы — нет овцы.
Ец-ец-ец — мы ели огурец.
Л
Ла-ла-ла — лопата и пила.
Ло-ло-ло — в лодке весло.
Лу-лу-лу — купили пилу.
Лы-лы-лы — новые столы.
Ал-ал-ал — темный подвал.
Ол-ол-ол — вымыли пол.
Ул-ул-ул — ломаный стул.
Ил-ил-ил — я полы помыл.
Алка-алка — у меня палка.
Олка-олка — у меня иголка.
Илка-илка — у меня вилка.
Р
Pa-pa-pa — высокая гора.
Po-po-po — новое перо.
Ры-ры-ры — летят комары.
Py-py-py — начинаем мы игру.
Ap-ap-ap — летит комар.
Op-op-op — у меня топор.
Ур-ур-ур — не гоняй кур.
Ир-ир-ир — мы за мир.
Арка-арка — у меня марка.
Орка-орка — крутая горка.
Ирка-ирка — у меня дырка.
Урка-урка — кошка Мурка.
Детям предлагается хлопать на каждый слог или определенный звук (в зависимости от задачи).
2. Придумывание чистоговорки на заданный слог: Са-са-са — ...
3. Заучивание речевок, выполнение движений в процессе речи.
4. Чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряженно со взрослым.
5. Игра «Телеграф»: передать телеграмму: Я иду домой (отстучать ритмическую структуру слов в предложении): ! !! !!; аналогично — с использованием ударения: ! !! !!.
6. Пропевание распевок с четкой ритмической структурой под музыкальное сопровождение: Ко-ко-ко, ко-ко-ко — не ходите далеко.
7. Договорить незаконченные слова в предложениях: На солнышке греется коте.., на него смотрит ще... У мышки детеныш мышо.., а у лисы — лисе... (Какой одинаковый слог прибавляется?)
8. Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам.
9. Изменение по падежам слов сложной слоговой структуры:
Это кто? — Милиционер. Нет кого? — Милиционера.
Помогу кому? — Милиционеру. Вижу кого? — Милиционера. Говорю скем? — С милиционером. Говорю о ком? — О милиционере.
10. Выбрать из трех слов то, которое подходит для рифмы:
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные...
{перина, подушка, рубашка).
11. Самостоятельно придумать рифму:
Где весною было пусто,
Летом выросла...
(капуста).
Собираем мы в лукошко
Очень крупную...
(картошку).
12. Игра «Подскажи словечко» (для развития у детей чувства рифмы и языкового чутья).
Односложные слова
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты ...
(спишь)!
Эй, давай играть в футбол!
Забивай в ворота ...
(гол)!
Доски на гору везем,
Будем строить новый ...
(дом).
Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали ...
(мед).
Прилетел из леса жук
И залез на толстый ...
(сук).
Жил в лесу один чудак,
Разводил в лесу он ...
(мак).
Динь-дон, динь-дон!
В переулке ходит ...
(слон).
Десять ночей Айболит
Не ест, не пьет и не ...
(спит).
Вдруг видят: стоит у колес
Огромный взъерошенный ...
(пес).
Для птенцов и для зверят
Тоже нужен детский ...
(сад).
Двусложные слова
Заглянула в дверь коза —
Очень грустные ...
(глаза).
По ночам сове не спится,
Ведь сова — ночная ...
(птица).
Говорит мартышка мишке:
«Я в гостях была у ...
(мышки)*.
Солнце светит очень ярко.
Бегемоту стало ...
(жарко).
Как на тоненький ледок
Выпал беленький ...
(снежок).
А слониха, вся дрожа,
Так и села на ...
(ежа).
Не придется старику
В тишине попить ...
(чайку).
Как у нашей дочки
Розовые ...
(щечки).
Не послушал зайка папу —
Отдавили зайке ...
(лапу).
Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ...
(лампу).
Трехсложные слова
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая ...
(лисица).
На даче в лесу жили разные птицы:
Сороки, стрижи, воробьи и ...
(синицы).
Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на ...
(машине).
И шалить без передышки
Целый день могли ...
(мартышки).
Уронила белка шишку,
Шишка стукнула ...
(мартышку).
Стала петь мышонку утка:
— Га-га-га, усни, ...
(малютка).
Среди жирных голубей
Скачет тощий ...
(воробей).
Только жив ли петушок,
Золотой наш ...
{гребешок)!
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик ...
{отгрызет).
Злая, как волчица,
Жжется, как горчица.
Что это за диво? Это же ...
{крапива).
Четырехсложные слова
А рядом бегемотики
Схватились за ...
{животики).
Елка, елка, елочка —
Колкая ...
{иголочка).
И рыщут по дороге
Слоны и ...
{носороги).
На лугу среди букашек
Поднялся переполох —
Оттеснил семью ромашек
Великан- ...
{чертополох).
Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший ...
{одуванчик).
13. Чтение предложений и связных текстов с предварительно разделенными на слоги логопедом словами.
14. Чтение предложений и связных текстов с самостоятельным предварительным делением ребенком слов на слоги.
15. Чтение стихов и рассказов с отстукиванием ритма и с записью ритмического рисунка:
Гуси, гуси! !! !!
Га-га-га! ! ! !
Есть хотите? ! !!!
Да-да-да! ! ! !
16. Запись слов и предложений под диктовку по слогам (сначала логопед голосом подсказывает границы слогов, затем задание выполняется ребенком самостоятельно).
17. Проговаривание, чтение, заучивание, списывание, слуховые диктанты скороговорок.