Скороговорки, рекомендуемые для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Б, БЬ, П, ПЬ

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

Все бобры добры для своих бобрят.

Рыбы в проруби — пруд пруди.

Т, ть, д, дь

На дворе трава, на траве дрова.

От топота копыт пыль по полю летит.

Рододендроны из дендрария.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

К, кь, г, гь

Краб крабу сделал грабли.

Подал грабли крабу краб:

«Сено граблями, краб, грабь».

У елки иголки колки.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

Сшит колпак, да не по-колпаковски.

В, ВЬ, Ф, ФЬ

Фараонов фаворит

На сапфир сменял нефрит.

Водовоз вез воду из водопровода.

Верзила Вавила весело ворочал вилами.

Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ

Маланья-болтунья молоко болтала,

выбалтывала, да не выболтала.

Мимозы Мила маме купила.

Раз солгал — навек лгуном стал.

Л, ЛЬ, Р, РЬ

Карл у Клары украл кораллы,

а Клара у Карла украла кларнет.

Два дровосека, два дроворуба,

два дровокола говорили про Ларьку,

про Варьку, про Ларькину жену.

Лара у Вали играет на рояле.

Тридцать три корабля лавировали,

лавировали, да не вылавировали.

С, СЬ, 3, ЗЬ

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

По семеро в сани уселись сами.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

Из кузова в кузов

шла перегрузка арбузов.

В грозу, в грязи, от груза арбузов

развалился кузов.

С, СЬ, Ш, Ж

Шли сорок мышей, нашли сорок грошей.

Две мыши поплоше нашли по два гроша.

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Что посеешь, то и пожнешь.

Ч, щ, ц

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

Расчувствовавшаяся Варвара

перерасчувствовала расчувствовавшегося Вавилу.

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

Молодец против овец, против молодца — сам овца.

Заключение

Конкретные виды упражнений логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллек­туального развития ребенка, его возраста и вида речевой пато­логии. Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов необходимо работать над звуконаполняемостью слов и коррекцией звукопроизношения, так как все это — ре­шающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова.

Как показали исследования Г. М.Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, преж­де чем у ребенка закрепится самостоятельное употребление этого слова. Естественно предположить, что ребенок с недо­развитием речи на первом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большакова Е. С. Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения). М.: Просвещение, 1996.

2. Городилова В. И., Кудрявцева М. 3. Чтение и письмо. — СПб.: Дельта, 1997.

3. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодо­ление ОНР у дошкольников.— М.: Просвещение, 1990.

4. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей.— СПб.: Гиппократ, 1995.

5. Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. — М.: Просвещение, 1977.

6. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой.— М.: Просвеще­ние, 1989.

7. Лямина Г. М. Развитие речи в раннем возрасте // До­школьное воспитание.— I960.— № 9.

8. Лямина Г. М. Ранние этапы формирования речевой дея­тельности // Дошкольное воспитание.— 1970.— № 7.

9. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.: Просвещение, 1988.

10. Мастюкова Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии // Дефектология.— 1981.— № 6.

11. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии / Под ред. Д.Н.Исаева, В.Е.Когана.— СПб.: Изд. ПМИ, 1994.

12. Рождественская В. И., Радина Е. И. Воспитание правиль­ной речи у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1968.

13. Рыбина Э. В. Дидактические игры по подготовке к зву­ковому анализу // Дефектология.— 1989.— №4.

14. Садретдинова Г. Ф., Смирнова М. В. Планирование и со­держание занятий с детьми 3—4 лет, страдающими общим не­доразвитием речи.— СПб.: Изд. Центра «Гармония».

15. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: Развитие фоне­матического восприятия и навыков звукового анализа. — СПб.: Детство-Пресс, 1998.




СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ - ВАЖНАЯ ЗАДАЧА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА............................................. 3

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ..... 6

Методика обследования состояния слоговой структуры слов...... 9

Методика коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов..................................11

Подготовительный этап................................12

Работа на невербальном материале....................12

Работа на вербальном материале......................13

Коррекшганный этап..................................15

Уровень гласных звуков.............................15

Уровень слогов....................................16

Уровень слова....................................17

Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов............25

Речевой материал, рекомендуемый для заучивания

на начальном этапе коррекционной работы................26

Упражнения, направленные на развитие подражательности

и формирование координации речи с движениями..........30

Скороговорки, рекомендуемые для детей старшего

дошкольного и младшего школьного возраста..............41

Заключение............................................44

Литература..........................................45

Учебное издание Зоя Евгеньевна АГРАНОВИЧ

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ

Наши рекомендации