Историческая роль профилактики в охране психического здоровья
Хронология важных событий, представленная в модуле 14.1, демонстрирует, что профилактика и желание лучше понять роли факторов окружающей среды в развитии психологических проблем давно были частью психолого-психиатрических вмешательств и исследований.
Такого рода попытки поддерживались нашим правительством на самом высоком уровне на протяжении более 40 лет. Так, в 1963 г. президент Джон Ф. Кеннеди, обращаясь к Конгрессу США, сделал следующее заявление:
Профилактика потребует как отборных специальных программ, особо направленных на известные причины, так и общего укрепления нашего общественного фундамента, социального обеспечения и образовательных программ, что может многое сделать для устранения или исправления жестких условий окружающей среды, с которыми часто связаны умственная отсталость и психические болезни (Kennedy, 1963).
Через 36 лет, в 1999 г., первая Конференция в Белом Доме, посвященная психическому здоровью, эхом повторила те же идеи, а также озвучила современные стратегии для удовлетворения важных целей, подобных тем, что были выдвинуты в 1963 г. президентом Кеннеди.
Профилактика продолжает входить в задачи большинства учреждений по оказанию услуг в сфере психического здоровья а также правительственных агентств, чья деятельность направлена на вопросы общественного здравоохранения. Однако лишь небольшой процент бюджетов здравоохранения реально расходуется на разработку и характеристику профилактических программ (Spence, 1998). Даже когда разработка и характеристика превентивных программ финансируются, манера, в которой проводятся эти мероприятия, зачастую оказывается бесполезной в реальном мире (Norquist, Lebowitz & Hyman,
МОДУЛЬ 14.1. ВАЖНЕЙШИЕ ВЕХИ В РАЗВИТИИ ПРОФИЛАКТИКИ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ
1909Основание Ассоциации психического здоровья, ныне известной как Национальная ассоциация психического здоровья (NMHA), пропагандистской организации для профилактики и укрепления здоровья.
1910Общественное собрание «Профилактика
безумия», проведенное в Нью-Йорке.
1920 Основание Национального комитета психической гигиены, который стимулировал руководство детьми и движение за психическую гигиену, приверженное профилактике и местным полномочиям.
1930Конференция в Белом Доме по здоровью и защите детей — вопросы социальных и средовых факторов.
1946 Принятие «Национального акта о психическом здоровье»; создание Национального института психического здоровья (NIMH).
1948 Создана Всемирная федерация психического здоровья; в ее мандат включена профилактика.
1954 В Гарвардском институте общественного здравоохранения, в лаборатории коммунитарной психиатрии, сформирована первая консультационная программа в рамках охраны психического здоровья, ориентированная на профилактику.
1961 Объединенной комиссией по психическим заболеваниям и здоровью опубликована «Акция по сохранению психического здоровья».
1963 Президент Джон Ф. Кеннеди обращается к Конгрессу с речью в защиту профилактики.
1963 «Акт Центра коммунитарного психического здоровья» дает распоряжение о создании профилактических служб в федерально финансируемых учреждениях — первый случай, когда какой-либо федеральный закон заботился о профилактических службах.
1965Конференция в Свампскотте учреждает коммунитарную психологию как специальность.
1969 Объединенная Комиссия по психическому здоровью детей выявляет миллионы нуждающихся детей или детей, входящих в группу риска.
1975Первая Вермонтская конференция по первичной профилактике психопатологии.
1976NIMH выпускает Primary Prevention: An Idea Whose Time Has Come («Первичная профилактика: идея, время которой пришло»).
1978Президентская комиссия по психическому здоровью находит профилактические действия нескоординированными, неструктурированными, несфокусированными, недооцениваемыми и недостаточно финансируемым
1979Первая конференция по проблемам алкоголизма, наркомании и обеспечению психического здоровья, посвященная профилактике (ADAMHA).
1980«Акт о службе общественного здравоохранения» скорректирован — в нем подчеркнута профилактика психических расстройств.
1980В Национальном институте по проблемами наркомании (NIDA) организован отдел профилактических исследований.
1981Сводный закон о выверке бюджета приводит к выделению блоковых грантов и сокращению финансирования.
1982Создание Центра профилактических исследований при NIMH.
1983Первый Центр по изучению профилактических вмешательств, спонсируемый NIMH (PIRC).
1984Создано Ведомство профилактики злоупотребления психоактивными веществами (OSAP).
1986NMHA издает отчет Комиссии по профилактике умственной и эмоциональной недееспособности: The Prevention of Mental- Emotional Disabilities.
1987NIMH публикует Preventing Mental Disorders: A Research Perspective «Профилактика психических расстройств: перспективы исследований».
1988Американская ассоциация психологов публикует Fourteen Ounces of Prevention: A Casebook for Practitioners («Четырнадцать унций профилактики: сборник прецедентов для практических работников») (Price et al.).
1990 И Американская психиатрическая ассоциация, и Американская академия детской и подростковой психиатрии публикуют обзоры, посвященные профилактике психиатрических расстройств.
1992Реорганизация NIMH, NIAA и NIDA с преобразованием их в NIH.
1993NIMH издает The Prevention of Mental Disorders: A National Research Agenda («Профилактика психических расстройств: государственный план исследовательских мероприятий»).
1994ЮМ выпускает Reducing Risks for Mental Disorders: Frontiers for Prevention Intervention Research («Снижение риска психических расстройств: границы для исследования профилактических вмешательств»).
1995NIMH выпускает The Prevention of Mental Disorders: A National Research Agenda
(«Профилактика психических расстройств: национальный план исследовательских мероприятий»).
1997 NIMH занимается реорганизацией своего финансирования — подчеркивает модель общественного здоровья в исследованиях, посвященных услугам пообеспечению психического здоровья.
1998NIMH выпускает Priorities for Prevention Research at NIMH («Профилактические приоритеты NIMH»).
1999Первая за всю историю Конференция в Белом Доме, посвященная психическому здоровью.
1999NIMH спонсирует Гарвардский университет для изучения 5-летней распространенности
нарушений психического здоровья.
2000Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) выступает с инициативой о всемирном
психическом оздоровлении.
Источник: Частично основано на ЮМ (1994) и NIMH (1998].
1999). Например, в отчете после обзора профилактических исследовательских проектов, профинансированных Национальным Институтом психического здоровья (NIMH) США, обнаружено, что:
В области изучения служб психического здоровья (характеризуемых как организационные и финансируемые исследования, изучение клинических служб с анализом проблем эффективности и расширение исследований) практически не было найдено ни одного исследования профилактических служб какого бы то ни было типа, которые бы спонсировались NIMH» (National Advisory Mental Health Council Workgroup on Mental Disorders Prevention Research, 1998).
Иначе говоря, основная масса профилактических исследований, финансируемых NIMH, проводится в научных учреждениях при малом внимании к манере, в которой агентства по оказанию услуг и общины способны воспользоваться профилактическими технологиями. Важность выведения исследований за пределы ученой среды и перевод их в среду оказания услуг является лейтмотивом как этой главы, так и всей книги.
Коммунитарная психология
Большая часть клинически релевантных усилий по профилактике и вмешательствам, предпринятых в последнюю половину XX в., обязаны своими дизайном, успехом и принятием коммунитарной психологии. Коммунитарная психология занимается психологическими аспектами социальных систем. Профилактика давно находилась в средоточии коммунитарной психологии. Профилактика ставит целью устранение необходимости в клинических услугах (хотя эта цель весьма отдаленная), а не обычное лечение недугов, когда они уже разовьются. Три дополнительных общих принципа сходятся в определении влияния коммунитарной психологии на психологию клиническую (Nietzel, Speltz, McCauly & Bernstein, 1998). Во-первых, коммунитарная психология инициировала отход от взгляда на поведение как на нечто обусловленное сугубо биологическими или врожденными факторами. Взамен коммунитарная психология берет на вооружение экологический подход к познанию развития и профилактике психологических проблем. Как объяснялось в главе 2, этот подход выискивает интеракции между отдельными характеристиками и экономическими, культурными, социальными и физическими аспектами окружающей среды, когда пытается осмыслить сравнительные роли факторов риска и защиты. Этот подход позволяет проанализировать согласие между человеком и средой и расширить дизайн программ профилактики и вмешательств с включением в них переменных, отличных от психологических.
Вторым отличительным общим принципом коммунитарной психологии является идея о том, что мероприятия по вмешательствам и профилактике должны осуществляться в среде, где живут, работают и ходят в школу реальные люди, т. е. в общине. Поэтому обычно считается, что профилактические и терапевтические мероприятия лучше всего проводить на дому, в школах, на рабочих местах или даже через средства массовой информации. Этот аспект коммунитарной психологии лег в основу многих исходных профилактических действий. Однако со временем данным аспектом пренебрегли при разработке новых профилактических технологий — ошибка, которую теперь исправляют выделением грантов и в той же мере деятельностью правительственных учреждений. (В последних разделах настоящей главы эта тема будет освещена чуть подробнее.)
Наконец, сопряженным определяющим принципом коммунитарной психологии является то утверждение, что в сфере психического здоровья вмешательства* профилактические мероприятия не должны быть направлены на изменение, ориентированное лишь на одного человека. Вместо этого подобные действия должны иметь одной из своих главных целей изменение в социальной системе. Такой подход к изменению и облегчению людских страданий ни игнорирует надобности в индивиде, ни избегает оказания услуг индивидам. Скорее этот подход к оказанию помощи считает системное изменение наиболее эффективным и длительно действующим методом облегчения людских проблем и повышения вероятности успеха.
В то время как многие профессионалы в клинической и профилактической деятельности не считают себя коммунитарными психологами, главные принципы данной субдисциплины возглавили основную массу исследований, которые идентифицировали большинство процессов, имеющих отношение к профилактике. Хотя клинические и коммунитарные психологи разделяют базовые ценности в смысле желания психического здоровья и улучшения общества, имеются некоторые возможные трения. Например, клиницистов, зависящих от выплат в режиме частной практики, может не интересовать трата времени и сил на бесплатную профилактическую работу. Таким же образом коммунитарные психологи с их акцентом на крупных системах и программах могут не оценить напряжения и потребностей частных клиницистов. И все-таки коммунитарные программы нуждаются в поддержке других психологов в своей округе. Если предполагается продвигать профилактику, то существует необходимость во взаимообмене и понимании, как и для многих тем в данной области. Коммунитарная психология сохранит свое влияние на разработку, реализацию и характеристику сочетанных клинико-профилактических вмешательств по мере нашей эволюции в XXI в. Коммунитарная психология будет рассмотрена далее в следующей главе.
ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ ВОПРОСЫ
Возрождение желания развивать и осуществлять программы вмешательств на коммунитарной основе сулит много доброго клиническим дисциплинам. С учетом все большего и большего развития технологий услуг жизненно важным становится понимание категорий профилактических программ. Оставшуюся часть данного раздела мы посвятим краткому описанию способов классификации профилактических программ, одновременно обсуждая некоторые ключевые понятия, необходимые для разработки и применения эффективных профилактических программ.