Каузация и обвинения в семейной терапии
Семейные терапевты объясняют наличествующие симптомы с точки зрения их конкретных конструктов. Можно считать, что поведение ребенка вызвано триангуляцпями, отсутствием дифференциации, избытком границ, двойными связями или запутанностью, и в семейных подходах есть несколько способов развеять подобные гипотезы. Получив болезненный урок аутизма, когда выяснилось, что психодинамические объяснения ни при чем, а дело в поражении мозга в процессе развития, семейные терапевты стали более осторожными. Они склонны считать, что психопатология развития возникает в силу комплекса предрасполагающих факторов и длительных серий интеракций между физическим и средовым риском и защитными факторами. Поэтому семейные терапевты не должны поспешно заключать, что наличествующие симптомы и поведение были вызваны особенностями семьи.
Представьте себе, что семейный терапевт встречается с семьей, где идентифицированным пациентом является мальчик — младший подросток, высокий, застенчивый, отстающий в учебе и несколько женоподобный. Мальчик не является несчастным и не чувствует дискомфорта из-за своей неспособности удовлетворить чаяния отца, его защищает и о нем заботится мать — и делает это способами, которые сердят отца. Семейному терапевту легко сделать вывод, что мальчик стал символом латентного конфликта между родительскими фигурами, что он подавлен матерью или что здесь разворачивается ситуация задержавшегося эдипова комплекса, и т. д, Но допустим, что терапевт особенно бдителен и заказывает хромосомный скрининг из-за возможности синдрома Клейнфелтера, хромосомного нарушения. Если данные окажутся позитивными, мальчика следует передать врачам, так как ему можно помочь гормонами. Обратите внимание, что в такой ситуации семейная терапия не противопоказана, противопоказана лишь концепция каузации со стороны семейной системы. Семейная терапия будет полезна в содействии всем сторонам в понимании заболевания, преодолении шока и пересмотре своих экспектаций с выработкой новых, потому что если диагноз подтвердится, у мальчика вряд ли будут дети и возможны проблемы с учебой. Семейным терапевтам приходится быть начеку в отношении автоматических допущений того, что проблемное поведение было вызвано семьей, и быть готовыми к работе над допущением, что семейная терапия может помочь семье справиться с болезнью.
ПОМОГАЕТ ЛИ СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ?
Хотя многие пионеры семейной терапии направляли значительную энергию на исследования, стремительное развитие семейной терапии изначально основывалось больше на ее интуитивной привлекательности, нежели на эмпирических доказательствах ее валидности и практичности. Эту область клинической деятельности часто критикуют за отсутствие строгих исследований, и кое-кто говорит, что она должна каким-то образом подтвердить свою полезность и работоспособность посредством высококачественных исследований (Sprenkle & Ball, 1996). Многие критики утверждают, что эффективному исследованию препятствует отсутствие унифицирующих теорий, а семейная терапия — просто бессвязный набор техник, объединенных «кабинетной теорией».
Создается впечатление, что основная масса эмпирических исследований в данной сфере сфокусировалась на вопросах парной терапии, которые обсуждаются в соответствующем разделе ниже. Из научной литературы следует, что людям, участвующим в семейной терапии, как правило, становится лучше, чем тем, кто вовсе не лечится, как было установлено в метаанализе 20 эмпирически строгих исследований (Hazelrigg, Cooper & Borduin, 1987). Маркус, Ланге и Петтигрю (Markus, Lange & Pettigrew, 1990) обнаружили, что состояние детей в семьях, участвовавших в семейной терапии, улучшилось больше, чем у 76% детей, которые либо получали альтернативную терапию, либо не получали никакой. Хотя эти результаты заманчивы, в интересной обзорной главе своей книги Гурман, Книскерн и Пинсоф (Gur-man. Kniskern & Pinsof, 1986) нашли мало эмпирических данных в поддержку эффективности любой из основных школ семейной терапии. Фактически после кросс-табуляции 15 подходов семейной терапии и 10 клинических расстройств и семейных проблем эти исследователи выяснили, что любого вида итоговые исследования были проведены с применением лишь 23% из 150 возможных комбинаций методов и проблем, и что данные в поддержку эффективности были получены лишь для 9% возможных комбинаций. Вдобавок к этому Гурман с коллегами (Gurman et al., 1986) также сделали вывод, что общие концепции, объединяющие разные виды семейной терапии, не были адекватно операционализированы, что привело к невозможности их эффективной эмпирической характеристики. В более недавнем исследовании был выявлен некий серьезный успех при лечении отдельных проблем и расстройств.
В первые годы семейной терапии надеялись, что будут найдены эффективные методы устранения проблем, сопряженных с шизофренией (Goldman, 1996). От ранних исследований, посвященных причинам шизофрении, давно отказались, и современные исследования в семейной терапии фокусируются на ведении шизофрении, влиянии внешнего стресса и роли «выраженных эмоций» в экспрессии симптомов и рецидивах. В обзоре строгих исследований, предпринятых в этой области, Пирси, Спренкл и Ветчлер (Piercy, Sprenkle & Wetchler, 1996) обнаружили, что семейные психосоциальные вмешательства значительно повышают эффективность антипсихотических препаратов, что семейные психосоциальные стратегии ведения, похоже, срабатывают несколько лучше, чем те, что нацелены на индивида, удовлетворяющего диагностическим критериям шизофрении, что семейное ведение склонно снижать общий стресс в семье и повышать социальную состоятельность пациента, и что манера, в которой члены семьи передают эмоционально заряженную информацию, позитивно связана с рецидивами. В одном классическом исследовании, явившемся предметом обзора, пациенты, которые в то время получали антипсихотические препараты в связи с. шизофренией, были произвольно разделены на две категории: а) поддерживающая индивидуальная терапия; б) семейная психообразовательная терапия. При контроле через 2 года рецидивы были отмечены у 17% больных, получавших семейную терапию, и у 83% больных, получавших индивидуальную терапию. Более современное исследование продолжает оттачивать наше понимание важности семейных процессов как для прогресса в лечении (Scazufca & Kuipers, 1999), так и для посттерапевтического процесса у шизофреников (Boye et al, 1999).
Было также показано, что разные виды семейной терапии эффективны в области детских поведенческих расстройств. Самой заметной является работа, вышедшая из стен Орегонского Центра социального научения (OSLC), которая сфокусировалась на родительском тренинге и поведенческом контроле. Эта работа показала значительную эффективность подобных мероприятий для детей с нарушением поведения и оппозиционным расстройством неповиновения (см., например. Chamberlain & Reid, 1998; Chamberlain & Rosicky, 1995; Dishion & Patterson, 1996: Patterson, 1992; Patterson, Reid & Dishion, 1992). Кроме того, эти подходы продемонстрировали выдающуюся полезность при работе с детьми, страдающими минимальной мозговой дисфункцией (ММД) и другими экстернализирующими расстройствами (Barkley, 1998), и способствовали работе с популяциями меньшинств (Florsheim, Tolan & Gorman-Smith, 1996).
Другими сферами, в которых семейная терапия может оказаться эффективной, являются алкоголизм и схожие проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами. Так, было показано, что семейная терапия является рентабельным вмешательством при алкоголизме (Edwards & Steinglass, 1995). особенно когда злоупотребляет мужчина и целеустремленность семьи высока или повышена. В обзоре эмпирических исследований обсуждается полезность «когнитивно-поведенческой транзактной модели» семейной терапии при контроле хронической боли у взрослых (Kerns, 1999). Прогресс ожидается в той области эмоционально сфокусированных подходов семейной терапии, которые касаются лечения булимии и других расстройств питания (Johnson, Maddeaux & Blouin, 1998). Выяснилось также, что специфические виды семейной терапии, в том числе подходы, сфокусированные на решениях, помогают в лечении подростковой токсикомании (Berg & Gallagher, 1991), а также помогают социальные конструктивистские подходы (Anderson, 1991) и интегративные подходы (Liddle & Dakof), 1995). Помимо этого, методы семейной терапии показали себя ценными при работе с семьями, где кто-то из членов болеет СПИДом (Ackerman, 1989); с семьями, где проблемой оказывается сексуальное злоупотребление (Schweinberg, True & Frankel, 1994), при психосоматических расстройствах (Dare, Eisler, Russell & Szmukler, 1990) и аффективных расстройствах (Florin, Nostadt, Reck, Franzen & Jenkins, 1992) — среди прочих. Все обсуждение полезности семейной терапии в этих и других областях см. в книге Family Therapy Sourcehook (Piercy et al., 1996) и Family Therapy Concepts b Methods (N'ichols & Schwartz, 1998).
ПРИМЕР СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ
В книге такого объема трудно передать оттенки и нюансы любого отдельного терапевтического курса. Выбирая отрывок из сборника прецедентов Паппа (Рарр, 1977), мы постарались передать тонкости переговоров терапевта касательно сиюминутных препятствий на фоне пристального внимания к более отдаленным целям. В этом отрывке Гарри Апонте, терапевт, встречается с матерью и ее тремя сыновьями, последними тремя детьми в большой семье и последними тремя, которые живут дома.*
Обратите внимание на то, как остро Апонте понимает семейную структуру и возможности либо внедриться в нее, либо нет. Отметьте также, что главным результатом является коррективное присутствие в структуре семьи старшего брата, Брюса, а не пролонгированная терапия для идентифицированного пациента.
Семья расселась по часовой стрелке: старший сын, Рей-монд, мать, пустой стул, Стэнли и Дэниел. Сначала я обратился к матери. Она была моим главным противником и выступала против моего присутствия. Попросив ее представить детей, я попросил разрешения поговорить с ними. Находясь в апогее нашего состояния войны, я старался добиться от нее принятия, признавая ее власть и занимаемую позицию. Когда она представила сыновей, я обратился к старшему, Реймонду. Он сидел сразу справа от матери и явно отражал, как зеркало, ее презрительное и нетерпеливое отношение. Я хотел признать положение Реймонда как старшего. Переходить к младшим я должен был только после того, как заложу фундамент для общения с ним. Жест уважения по отношению к Реймонду отражал весьма незрелую, но в дальнейшем подтвердившуюся гипотезу о том, что в настоящий момент функцией этого сына была защита особым образом семейных границ от чужаков извне.
Миссис Дж.: Это Реймонд. Стэнли и Дэниэл (указывает на каждого).
Терапевт: Отлично... сколько тебе лет, Реймонд? Реймонд: 17.
Терапевт: Тебе 17. И ты живешь дома? Реймонд: Угу.
Терапевт: А Стэнли -- 11, верно? Миссис Дж.: Будет в мае.
Терапевт: Будет в мае? (поворачиваясь к Дэниэлу). Дэниэл: Мне 14.
Миссис Джеффри приоткрыла мне дверь, когда обвинила Реймонда в том, что он дразнит Стэнли. Я ухватился за возможность взяться за Реймонда. Это был шанс связаться с Реймондом и приблизиться через него к оборонительным позициям миссис Джеффри. Осторожно, так как все мы были крайне напряжены, а я старался перекинуть мостик к Реймонду, я перешел к его работе, учебе и другим интересам.
Терапевт: Еше раз — как тебя зовут? Реймонд: Реймонд.
Терапевт: Реймонд? Я было подумал, что ты мог бы о нем
позаботиться.
Миссис Дж.: Да уж (показывая, что нет). Реймонд: Что вы имеете в виду — заботиться?
Терапевт: Ну, ты же старший брат. Я думаю, что тебя бы он слушался в первую очередь.
Реймонд (хохоча): ...слушался...
Терапевт: Они тебя не слушаются?
Миссис Дж.: Нет, не слушаются.
(Терапевт расспрашивает Реймонда о его школе, работе и интересах. Реймонд обнаруживает интерес к боксу.)
Терапевт: Ты участвовал в каких-то любительских состязаниях или просто тренируешься?
Реймонд: Просто тренируюсь.
Терапевт: Угу... сколько ты весишь?
Реймонд: Примерно 195... полутяжелый вес.
Терапевт: О нет, ты должен быть тяжеловесом.
Реймонд: Полутяжеловес.
Терапевт: Полутяжеловес.
На теме бокса мы с Реймондом обретаем почву для общения и состязания. Я тоже интересуюсь боксом, и мы спорим, является ли он полутяжеловесом или нет (предел для полутяжеловеса — 175 фунтов). Я увлекаю его этим вопросом. Я хочу ему понравиться, а потому мы продолжаем беседовать о боксе, но я хочу, чтобы он еще и уважал меня, так что не сдаю позиций в нашем споре. Эта дискуссия метафорически отражает борьбу между Реймондом и мной, ибо я считаю, что он пытается защитить семью. Если я найду общий язык с Реймондом, то возрастут шансы на победу в семье, но пока я пытаюсь сойтись с ним, мне нельзя от него отступаться. Если я это сделаю, то лишусь статуса в своих глазах и, может быть, в его. Если я не почувствую, что контролирую ситуацию, то мне придется затормозить. В этот момент мое напряжение нарастает. Я борюсь между аккомодацией и отступлением. Сознание этого мне помогает. То же ли почувствовал он?
Терапевт: Ага, это камера (обращаясь к Стэнли и Дэниэлу, которые теперь отвлеклись на переносную видеокамеру)... Дэниэл, в какую ты ходишь школу?
Дэниэл: В неполную среднюю Коллинза. Терапевт: Коллинза? И в каком же ты классе? Дэниэл: В восьмом.
Терапевт: Ты восьмиклассник? У тебя все в порядке в школе? Или есть какие-то проблемы?
Дэниэл: Никаких проблем нет.
Терапевт: У тебя нет проблем ни в школе, ни дома, нигде вообще... проблемы есть только у него (указывает на Стэнли)... Да или нет? Я сказал, что проблемы есть только у Стэнли.
Дэниэл: Не думаю, что это проблема. Я хочу сказать, что если над ним собираются прикалываться, а он не может это прекратить... ничего тут не поделаешь. чЯ надеялся, что мой контакт с Реймондом позволит мне добраться до Стэнли через Дэниэла. Но я слишком близко подобрался к Стэнли, и Реймонд пресек мои попытки. Напряжение вернулось.»
Реймонд: Я хочу сказать, что понятия не имею, зачем его послали к психиатру!
Терапевт: Стэнли, твой брат сказал, что это не проблема. Ты должен уметь сам постоять за себя.
Реймонд вызывающе глядел на меня в упор. Я напрягся, но попытался отвести удар и завел разговор со Стэнли.
Стэнли: Как?
Терапевт: Ведь это правда?
Стэнли: Угу, угу.
Терапевт:это проблема?
Стэнли: да
Я сидел на стуле, подавшись вперед, и впервые откинулся с чувством некоторого облегчения, когда наконец-то заставил Стэнли признаться в существовании проблемы. Реймонд возразил быстро. Терапевт: Это проблема... в чем эта проблема? Стэнли (чуть слышно): Они просто продолжают меня изводить.
Терапевт: Что?
Реймонд: Он еще маленький; я хочу сказать, что он не
знает, как просто наплевать и уйти... ему этого не
сделать, когда надо.
Терапевт(обращаясь к Стэнли): Он говорит, что ты должен наплевать и уйти.
Стэнли: А они возвращаются.
Терапевт: Реймопд, он говорит, что они воспрещаются... что ему делать?
Реймонд: Вы пытаетесь научить нас разговаривать, общаться... чем нам заниматься дома - пли чему?
Реймонд слишком умен. Он разгадал мою стратегию и разрушил ее. Я чувствовал себя пойманным и ловушку, но не побежденным. Я уже пробил брешь а семейной защите и не чувствовал себя полным чужаком, как поначалу. Я снова подался вперед и приступил к беседе уже увереннее. К концу интервью миссис Джеффри признала потребность в более зрелом мужчине, чтобы помочь Стэнли оторваться от нее, но она предложила Брюса, еще одного сына, который не жил с ними вместе. Дэниэл и Стэнли согласились с матерью насчет желательности присутствия Брюса, который состоял на хорошей государственной службе и был известным спортсменом в окружной баскетбольной лиге. Все трое считали Брюса надежным и открытым для общения.
ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ПАРАМИ
Примерно в последние 10 лет возросла важность концептуализации клинической деятельности, сфокусированной на фиксированных длительных связях между взрослыми, которая была названа парной терапией взамен укоренившегося названия супружеская терапия. Этот сдвиг — не просто упражнение в политкорректности. Скорее, он отражает растущую частоту альтернативных фиксированных взрослых отношений, которые продолжают получать признание в нашем обществе (Gurman & Jacobson, 1995). Парная терапия может применяться, как это было по традиции, в качестве возможного лечения для нарушенных паттернов интеракций между взрослыми, состоящими в стабильных связях (например в браке).
Альтернативным образом эти подходы демонстрировали растущую полезность в лечении расстройств, которые обычно считались «индивидуальными», как то: депрессия и тревога, когда индивидуальное переживание подобных проблем включено в контекст устоявшейся взрослой связи.
Этот вид терапии обычно проводится одному клиенту — паре, состоящей в интимных отношениях. В центре внимания находятся скорее нарушенные отношения между двумя индивидами, которые образуют пару, нежели трудности, переживаемые отдельно взятым лицом, который оказывается членом пары. За несколько последних десятилетий граница между «-семейной» терапией и «парной или супружеской» терапией значительно размылась — с учетом того, что большинство семей, как правило, образуется в результате связи между «парой» людей (будь то биологические, приемные, вытекающие из второго брака пли «смешанные» семьи). Этот подход резко контрастирует с подходами, которые фокусируются на трудностях, переживаемых отдельными людьми в индивидуальном порядке. При необходимости парную терапию можно сочетать с индивидуальными вмешательствами. Кроме того, парная терапия может также преобразоваться в терапию «разделения пли развода», когда прекращение отношений становится желаемой целью одного или обоих членов пары. Иными словами, общая задача парной терапии - здоровое разрешение проблем в отношениях, которое может либо предполагать, либо не пред-. полагать сохранения отношений в паре.
Проблемные пары часто испытывают чудовищное количество трудностей самых различных свойств, включая финансовые затруднения, сексуальные проблемы, разделение труда (кто готовит, кто платит по счетам, и т. д.). автономность, вопросы воспитания детей, проблемы с коммуникацией, верность и решение связанных с ней проблем и переговоры — если назвать лишь немногие. Все это часто приводит пару к конфликтам. Исследование, сфокусированное на влиянии конфликта на отношения в парах выявило ряд интересных результатов. В первую очередь на членах устоявшихся пар могут негативно сказываться частые конфликты, связанные, как выяснилось, с депрессией (Beach, Fincham & Katz, 1998), мужским алкоголизмом (O'Farrell, Choquette & Birchler, 1991), расстройствами питания (Van der Brouck, Van-dereycken & Norre, 1997) и физическим насилием между брачными партнерами (Murphy & O'Farrell, 1994).
Парная терапия [Zigy Kaluzny/Stone)
Высокая частота конфликтов может негативно сказываться и на физическом здоровье брачных партнеров, причем представляется, что самое негативное влияние оказывается на жен (Fincham & Beach, 1999). Вдобавок конфликт в отношениях между партнерами может иметь серьезное значение для функционирования семей с детьми. Например, было обнаружено, что очень часто конфликты в паре связаны с неэффективной практикой воспитания детей (Erel & Burman, 1995), плохим приспособлением ребенка и глубоким конфликтом между родителями и ребенком (Margolin, Christensen,& John, 1996). Самое пагубное влияние конфликта между партнерами на проживающих в доме детей может возникнуть, когда конфликт интенсивный или физический и когда он имеет какое-то отношение к детям (Cummings & Wilson, 1999).