Общие темы семейной терапии.

Некоторые авторы пытались сравнивать и классифицировать различные теории и практические подходы в области семейной терапии (см., напр., К. Биле и А. Фербер, 1969; В. Фоли, 1974, П. Гурин, 1976, Дж. Лэард и Дж. Аллен, 1983; К. Мэдэйнс и Дж. Хейли, 1977, М. Никольс, 1984;М. Риттерман, 1977). Рассмотрим некоторые общие для семейной терапии темы.

Первое и наиболее важное заключается в том, что исследователи семьи, по крайней ме­ре до некоторой степени, разделяют тот взгляд, что человеческое поведение не является исключительно продуктом личности, ис­пытывающей влияние событий прошлого. На поведение в огромной степени влияют устой­чивые модели взаимодействия между людь­ми и окружающим миром. Особенно значи­мой частью среды является семья. Специалисты в области семьи различаются в зависимости от того, какое значение они при­дают прошлому либо настоящему, т. е. что считают главным для поведения человека — историю семьи или нынешние взаимодейст­вия.

Во-вторых, семья определяется многими теоретиками как саморегулирующаяся, ос­нованная на определенных правилах система с довольно стойкими моделями поведения, процессами, структурами и развившимися со временем установками. Даже Н. Аккерман (1971), который первоначально определял процессы взаимодействия в семье с помощью психоаналитического подхода, пришел к ис­пользованию терминов и понятий системного подхода. Внутри общего подхода к семье как к системе существуют различия, касающиеся того, какие стороны этой системы следует считать приоритетными при экспертной оценке и вмешательстве. В этой связи назы­вают, например, структуру семьи; коммуникации; организацию; процессы управления; взаимоотношения с окружающей средой и другими людьми; модели взаимоотношений между поколениями. Конфликтное поведе­ние или индивидуальные проблемы одного из членов семьи обычно расцениваются:

1) как результат неправильной структу­ры семьи и организации коммуникаций или неадекватных напряженных отношений с ок­ружающей средой;

2) как выполняющие важную роль в со­хранении согласованности семейной систе­мы;

3) как устаревшее и неадекватное поведе­ние, поддерживаемое неадекватными реак­циями членов семьи.

Многие семейные терапевты сомневают­ся в критерии стабильности и доказывают, что вечное движение и изменение более ха­рактерны для семей, чем устойчивость и не­подвижность; они утверждают, что саморегу­ляция семьи не ориентирована на фиксированную нормативную структуру или организацию (Д. Спиер, 1970). Б. Кини и Дж. Росс (1985) определяли семью как ки­бернетическую или коммуникативную систе­му, в которой все проблемы или симптомы рассматриваются как часть всеохватываю­щей и устойчивой модели организации. Семья характеризуется неизменно подвижным состоянием, которое включает в себя потенциалы стабильности и изменения.

В-третьих, подходы и стратегия оказании помощи семье имеют некоторые различия, но также и много общего.

Специалист, работающий с семьей, может выступать в роли катализатора, руководителя, создателя определенной обстановки и т. д. Он может обучать, руководить, что-то изменять, перестраивать. Возможности дли изменений заложены в мощной системе вза­имосвязей между членами семьи и во вновь созданной экосистеме, включающей семью и терапевта. Специалист не меняет человека или семью. Он лишь помогает создать обста­новку, в которой семья сама может захотеть измениться, участвуя в построении новой ре­альности. Б. Кини и Дж. Росс считают, что в этом процессе роль специалиста состоит в со­здании "осмысленного шума" или новых ком­муникаций, вокруг которых семья может реорганизовать свои взаимодополняющие модели стабильности и изменения. Сначала многие семейные терапевты, находящиеся под воздействием психоанализа, стремились играть активную роль в процессе изменения, происходящем в семье. Сейчас же большин­ство специалистов стараются свести свое уча­стие к минимуму, будучи уверены, что луч­шие результаты могут быть получены при мобилизации внутренних сил семьи. Во вре­мя занятий с семьей, на которых проводятся круговые опросы, упражнения по общению, изучение семейной структуры; в ходе кото­рых клиенты выполняют различные задания или просто разговаривают между собой, чер­пая для себя новую информацию, — они на­чинают по-новому ощущать себя и находят возможности для изменения.

Большинство семейных терапевтов пла­нируют работу с семьей таким образом, чтобы те изменения, которые обсуждаются на заня­тиях, были постепенно внедрены в реальную жизнь клиентов. Это происходит с помощью указаний, заданий или предписаний, кото­рые были получены на очередном занятии. На последующих занятиях обсуждаются ре­зультаты действий клиентов. В последнее время многие специалисты отказались от тра­диционных еженедельных бесед с клиента­ми, теперь такие беседы проводятся один раз в две недели или еще реже. Семьям дается больше времени на выполнение заданий.

Семейный терапевт уделяет основное внимание структуре и процессам, происходя­щим в семейных взаимоотношениях, а не ре­альному содержанию этих взаимоотноше­ний; он считает то, о чем разговаривают члены семьи, менее важным, нежели то, как они разговаривают. Объектом исследований являются действия и взаимоотношения членов семьи, а не их внутренний мир. Поэтому семейная терапия принимает во внимание такиекак устойчивые модели взаимодействия в семье, положение различных членов семьи в отношению друг к другу, распределение пространства и времени, невербальные ком­муникации.

Границы работы с семьей имеют тенден­ции скорее к открытости и доступности, чем к замкнутости и недоступности; часто даль­ние родственники и другие имеющие непосредственное отношение к семье люди вовлекаются в процесс оказания помощи семье и принимают участие в занятиях, проводимых семейными терапевтами. Открытость границ демонстрировалась многими терапевтами, которые привлекали к занятиям минимум 40 человек из окружения семьи (Р. Спек и К.Этнив, 1973). Границы могут также быть открытыми во времени, если изучаемые проблемы касаются связи между поколениями.

Наконец, открытость границ взаимодействия семьи и терапевта включает также возможность совместной терапии, предполагающей привлечение дополнительного терапевта для работы с семьей. Модель сотерапии широко используется, например, для того, чтобы избежать чрезмерной поглощенности основного терапевта системой семьи. Сотерапевт, однако, чаще всего остается вне системы и может наблюдать за теми процессами, которые могли бы быть не учтены без его участия. Это позволяет избежать при оказании помощи семье чрезмерной усложненности, которая могла бы быть вызвана вмешательством еще одного человека в непосредственное общение между семьей и основным терапевтом.

Существуют различные подходы к работе с семьей среди отдельных специалистов и групп, сконцентрированных вокруг различ­ных обучающих центров. Некоторые из них представляют особые "школы" семейной терапии, другие соединяют в своей работе полезные характеристики разных методов. Различия существуют, например, в том, как рассматриваются взаимоотношения между индивидом и семьей; в представлениях о важности той или иной стороны жизни семьи, об источнике проблемы или симптома; в подходе к целям вмешательства (это может быть решение отдельной проблемы либо серьезное изменение жизни семьи); в продолжительности работы с семьей и т. д. В семейной терапии есть место для различных взглядов.

Наши рекомендации