Глава 5. техники семейной терапии

При самораскрытии психотерапевту необходимо избегать поучений. Кли­енту предлагается реальный случай из жизни психолога с сопутствующими ему неудачами, глупостью, непоследовательностью, колебаниями — всем тем, че­рез что проходит живой, не «книжный» человек. Пример психолога не должен содержать однозначных моральных оценок, не должен сводиться к изложению общеизвестных теоретических положений или быть иллюстрацией из учебни­ка. У клиента должна быть возможность сделать собственные выводы из рас­сказа психолога.

Техника самораскрытия позволяет добавить в процесс консультирования два важных терапевтический фактора. Первый из них — вселение надежды в кли­ента. Клиент зачастую испытывает облегчение, когда узнает, что казавшаяся безнадежной ситуация успешно решена другим человеком. Второй фактор — универсальность переживаний. Когда терапевт делится своими чувствами, кли­ент становится свидетелем того, что подобные ситуации бывают в жизни дру­гих людей, что остальные тоже страдают, ревнуют, совершают попытки суици­дов, изменяют, фантазируют на табуированные темы, ощущают одиночество и беспомощность.

Самораскрытие — это всегда риск для психолога. Для того, чтобы саморас­крытие было успешным, нужно соблюдение некоторых условий. Во-первых, хороший терапевтический контакт с клиентом; во-вторых, восприятие клиен­том психолога как компетентного человека; в-третьих, эквивалентность рас­сказа психолога ситуации клиента, то есть достаточное количество сходных элементов между одной и другой проблемой. Последнее — техника должна быть уместной. В этом случае клиент может использовать полученную информацию как модель для подражания. Несмотря на все сложности данной техники, ее адекватное использование ведет к облегчению состояния клиента, увеличению степени доверия к психотерапевту, к сокращению дистанции.

Различные системы психотерапии и консультирования используют пере­численные микротехники в разных «пропорциях». Квалификация психотера­певта складывается из понимания общей структурной модели консультирова­ния и компетентности в микротехниках, а также умения применять все свои знания и навыки с учетом индивидуальных и культурных особенностей семьи.

В заключение отметим, что успешность психотерапии достигается множе­ственностью и жанрово-стилевой неспецифичностью языков консультативного взаимодействия.

ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ

Техника семейной терапии— комплекс приемов и предписаний, посредством которых осуществляется изменение семейной системы с целью улучшения ее Функционирования.

ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ

В современной психологической литературе можно встретить различные системы классификации техник, используемых в семейной психотерапии. Наиболее распространенным критерием для создания классификации явля­ется целевое назначение техники.

Р. Шерман, Н. Фредман выделяют следующие группы техник (Шерман Р., Фредман Н., 1997):

1. Социометрические техники.

2. Структурные вмешательства.

3. Поведенческие техники.

4. Техники, основанные на использовании воображения (арттехники, ас­социативные эксперименты, психодраматические техники и др.).

5. Парадоксальные техники.

Мы считаем целесообразным дополнить данную классификацию еще од­ной группой технических приемов — техники организации беседы в семейной терапии.

Социометрические техники

Социометрические техники представляют собой наиболее доступный спо­соб исследования и реконструкции дисфункциональной семейной структуры в процессе психотерапии семьи.

С помощью техник данной группы можно получить адекватную информа­цию о функционировании семьи на всех четырех уровнях (от индивидуально­го до мегасистемного). Социометрические техники предоставляют психологу богатый материал об особенностях внутрисемейного взаимодействия, ролевых аспектах семейной структуры, границ, иерархии, близости между членами се­мьи, наличии/отсутствии разнообразных нарушений структуры, таких, напри­мер, как межпоколенные коалиции и альянсы, а также позволяют ему судить о положении каждого человека в семейной системе. Таким образом, данные ме­тоды, как правило, выступают и в качестве техник, и в качестве диагностичес­ких процедур.

Основные идеи создания социометрических техник были позаимствованы клиническими психологами и психотерапевтами у Я. Морено и его последова­телей. Техники данной группы обладают рядом преимуществ, дающих семейно­му психологу1 большое количество возможностей в процессе работы с семьей:

1. Социометрические техники способствуют ослаблению сопротивления семьи изменениям и влиянию, которое может быть оказано на ее функциони­рование в процессе терапии:

П «уводят» терапевтический процесс от интеллектуализации и острого эмо­ционального реагирования членов семьи по поводу сложившейся ситуа­ции в семье к их реальному взаимодействию. Это способствует увеличе-

1 Слова «психолог» и «психотерапевт» используются нами как синонимичные.

нию активности, повышению спонтанности членов семьи и уменьше­нию сопротивления (Шерман Р., Фредман Н., 1997);

□ представляют собой процедуру, которая может оказаться неожиданной для клиентов и не соответствовать их ожиданиям по поводу того, как проходит встреча с психотерапевтом. Такой элемент новизны может су­щественно снизить сопротивление терапевтическому процессу у отдель­ных членов семьи либо семьи в целом;

□ являются интересными для членов семьи и, несомненно, привлекают их внимание к самому процессу психотерапии.

2. Социометрические техники помогают моделировать события прошлого, настоящего и будущего в ситуации «здесь и сейчас», что дает возможность членам семьи изменить в процессе моделирования понимание сложившейся ситуации, а также свое поведение, приобретая новые способы взаимодействия в контексте семьи.

3. Социометрические техники позволяют проявиться бессознательным ас­пектам взаимоотношений в межличностном взаимодействии в процессе тера­пии, что делает их доступными для осознавания и последующей коррекции.

4. Социометрические техники обнаруживают и ярко представляют особен­ности ролевой структуры семьи — ролевое поведение членов семьи и его нару­шения. Кроме того, они дают возможность клиентам увидеть особенности внут­рисемейного взаимодействия, атакже получить обратную связь по поводу того, как воспринимается их поведение другими членами семьи и каково их отно­шение к данным формам поведения.

5. Социометрические техники являются своеобразной формой метакомму-никации: члену семьи бывает легче показать суть конфликта, нежели рассказать о нем. При этом сообщения об особенностях сложившейся в семье ситуации формулируются, выражаются и принимаются членами семьи без предваритель­ных обсуждений. Когда конфликт наглядно и символически представлен, обнаруживаются возможности для обсуждения отношения членов семьи к сло­жившейся ситуации и дальнейшей коррекции внутрисемейного взаимодей­ствия.

6. Социометрические техники дают психотерапевту возможность прямого вмешательства в семейную систему (Эйдемиллер Э. Г., ред., 2002).

7. Социометрические техники фокусируют внимание на социальной систе­ме и процессе социального взаимодействия (Шерман Р., Фредман Н., 1997). Чувство изоляции и одиночества, возникающее у идентифицированного па­циента, у того, кто, по мнению семьи, «болен», подвергается вызову по мере осознания членами семьи своего вклада в функционирование семьи и возник­новение семейной дисфункции.

В данном учебном пособии представлены следующие социометрические техники, которые могут быть использованы при оказании психологической помощи семье в ситуации кризиса: «Семейная скульптура»; «Семейная хорео­графия»; «Семейное пространство» и «Соломенная башня».

♦Семейная скульптура»

Цель:изменение структуры и функционирования семьи. Данная техника широко используется семейными психотерапевтами и как метод диагностики семейной системы. В частности, проведение техники «Семейная скульптура» позволяет определить место индивида во внутрисемейной системе взаимоот­ношений, оценить степень психологической близости между членами семьи, выявить наличие структурных дисфункций (коалиции, альянсы, нарушения иерархии), определить основные зоны конфликта.

Суть данной техники заключается в том, что пространственное расположе­ние людей (членов семьи) и объектов как результат процесса скульптурирова-ния указывает на основные особенности структуры семьи и внутрисемейных взаимоотношений «с точки зрения архитектора» (члена семьи, создающего скульптуру семьи). Таким образом, каждый член семьи создает пространствен­ную репрезентацию семейной системы — «живой портрет» семьи, располагая в пространстве своих родственников согласно собственным представлениям о сложившейся в ней ситуации.

Несомненным достоинством техники «Семейная скульптура» является ее невербальный характер, что позволяет снизить уровень сопротивления и уйти от излишней интеллектуализации и взаимных обвинений в обсуждении про­блемной ситуации в процессе терапии.

Процедура проведения

Для использования техники «Семейная скульптура» необходимо соблюде­ние следующих условий:

□ присутствие членов семьи. По некоторым данным, минимальное коли­чество человек, необходимое для проведения техники, — 3-4 человека (Шерман Р., Фредман Н., 1997);

□ легко передвигающаяся мебель (например, стулья);

□ наличие предметов, которые могут обозначать отсутствующих на при­еме членов семьи;

□ достаточно просторное помещение, позволяющее клиенту создать скуль­птуру, наиболее адекватно отражающую его мнение о внутрисемейной ситуации.

Этапы проведения техники

1. Создание скульптуры семьи, отражающей особенности реальной ситуации в семейной системе. Вначале психолог мотивирует всех участников психотера­пии на выполнение предстоящего задания, объясняя, что это позволит им в полной мере прочувствовать, что значит быть членом их семьи в сложившейся проблемной ситуации. Далее психотерапевт предлагает каждому члену семьи выступить в роли скульптора и, обращаясь с другими членами семьи так, как будто они сделаны из глины, изобразить их в виде живой скульптуры таким образом, чтобы их позы и расположение в пространстве отражали действия и чувства по отношению друг к другу.

Инструкция:«Представьте себе, что Вы скульптор. Попробуйте сейчас здесь создать скульптурное изображение своей семьи. При этом Вы можете обра-

щаться с членами семьи так, как будто они сделаны из глины: Вы можете по­местить их куда угодно и как угодно, придать лицам Ваших родных любое выражение. Однако важно, чтобы скульптура, которая у Вас получится, от­ражала бы ту ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день в Вашей семье».

Если член семьи, приступивший к созданию скульптуры, испытывает за­труднения, терапевт может помочь ему, используя наводящие вопросы: (ребен­ку) «Вот у тебя мама. Где она будет находиться? Будет ли она сидеть или сто­ять? Как она держит руки? Куда она смотрит? Какое у нее при этом лицо? Где будет располагаться отец? Как он стоит (сидит...)? Касается ли он твоей мамы? Куда он смотрит?... А сейчас помести меня на то место, где будешь распола­гаться ты сам. Должен ли я сидеть или стоять? Каково выражение моего лица?» (Шерман Р., Фредман Н., 1997).

«Ваяние» продолжается до тех пор, пока скульптор не будет удовлетворен результатом. Важно, чтобы другие члены семьи позволили ему свободно обра­щаться с собой как с «материалом», учитывая то, что им также нужно будет выступать в роли скульптора. В результате каждый член семьи должен изваять свою скульптуру «семейной реальности», отражающую эмоциональную ситу­ацию в семье на данный момент.

2. Этап обсуждения скульптуры. После завершения скульптуры семьи на­ступает следующая фаза работы — обсуждение полученных результатов, что предполагает получение ответов на следующие вопросы терапевта:

П скульптору: «Придумайте название вашему произведению»;

□ каждому члену семьи: «Как Вы чувствуете себя на этом месте среди Ва­ших родственников?»;

П всей семье: «Удивила ли вас данная скульптура? Что в ней вас особенно удивило?»;

□ каждому члену семьи: «Знали ли Вы раньше, что скульптор воспринима­ет Вас так, как он это изобразил?»;

□ всей семье: «Согласны ли вы с тем, что ваша семья именно такая, как это изображено в скульптуре?»;

□ скульптору или семье: «Что бы вы хотели изменить в жизни вашей семьи?»

В процессе построения и обсуждения скульптур терапевт фиксирует в спе­циальных бланках пространственное расположение членов семьи и направле­ния их взглядов, обращая внимание на дистанцию между фигурами в каждой скульптуре. На основании сделанных наблюдений, учитывая особенности всех созданных скульптур, на данном этапе можно более или менее адекватно оце­нить степень эмоциональной близости (сплоченности) между членами семьи, которая представлена здесь как дистанция между фигурами скульптуры, опре­делить наличие межпоколенных коалиций и альянсов между членами семьи, выявить аутсайдеров семейной системы, основные конфликты.

3. Создание скульптуры семьи, отражающей представления клиента об иде­альной семье. После того как каждый член семьи создаст «реальную» семейную скульптуру, отражающую ситуацию в семье в данный момент, их можно по­просить по очереди создать скульптуру идеальной семьи в их понимании.

Процесс ваяния и полученные в результате скульптуры помогают клиентам осознать свои позиции в семье, в то же время предоставляя уникальную воз­можность создать единый для всех членов образ идеальной семьи.

Рекомендации по использованию:данная техника может быть использована в работе с отдельными подсистемами семьи (супружеской, детско-родитель-ской, сиблинговой), с нуклеарной семьей в полном составе, а также с ядерной семьей с привлечением членов расширенной семьи. Техника «Семейная скуль­птура» с успехом может применяться и при индивидуальной работе, фокусом которой являются семейные проблемы клиента.

Техника «Семейная скульптура» — эффективное средство диагностики и интервенции в случаях работы с семьями, склонными к манипулированию, а также в случаях с недостаточным уровнем развития коммуникативных навы­ков членов семьи, затрудняющим процесс обсуждения проблемной ситуации на приеме у психолога.

♦Семейная хореография»

Цель:изменение взаимоотношений в нуклеарной семье, обнаружение вза­имосвязи симптома идентифицированного пациента и основных паттернов взаимоотношений в семье; выявление циркулярных последовательностей се­мейного взаимодействия с последующим прерыванием дисфункционального циклического поведения.

Историческая справка:техника «Семейная хореография» представляет со­бой модифицированный вариант техники «Семейная скульптура». Подобная модификация была предложена Д. Кантором, Ф. Балл и Ф. Балл (Бостонский институт семьи), а также П. Пэпп (Институт семьи Аккермана) (Шерман Р., Фредман Н., 1997). Однако в то время как результатом семейного скульптури-рования является своеобразный «срез» структуры семейной системы (стати­ческая картина), техника «Семейная хореография» нацелена на описание ди­намических аспектов функционирования семьи.

Процедура проведения

Психотерапевт просит клиента разместить в пространстве всех присутству­ющих на приеме членов семьи таким образом, чтобы полученная «картина», или сцена, отражала характер внутрисемейных отношений в контексте како­го-либо события или проблемы, а затем эту сцену разыграть.

Этапы проведения техники

1. Изображение актуальной ситуации в семье и ее разыгрывание. Инструкция:«Разместите членов своей семьи в данном пространстве так,

чтобы это наилучшим образом демонстрировало проблему семьи. Затем все вместе попробуйте оживить сцену и проиграть ее без слов».

2. Изображение идеальной ситуации в семье и ее разыгрывание. После того как сцена предыдущего этапа разыграна, членам семьи предлагается изобра­зить идеальную ситуацию во взаимоотношениях, такую, какой она видится в данный момент. Идеальная ситуация также разыгрывается семьей. При этом терапевт работает с каким-то одним членом семьи, обращаясь к нему с просьбой изобразить его реальную и идеальную позиции в семейной системе.

3. Изображение и разыгрывание сцен преодоления проблемной ситуации. Пси­хотерапевт может попросить членов семьи несколько раз повторить сцены, отражающие дисфункциональные внутрисемейные поведенческие образцы, а также те сцены, которые изображают их преодоление. Причем он советует им действовать при каждом очередном дубле с всевозрастающей энергией, пыта­ясь сделать ситуацию, с их точки зрения, все лучше и лучше.

4. Обсуждение. Когда все сцены будут проиграны, начинается обсуждение. Для того чтобы более четко идентифицировать проблему семьи, психотерапевт может попросить каждого члена семьи кратко сформулировать для себя и дру­гих то, что составляет суть актуального состояния и положения в семье. Затем в порядке очереди это делают все члены семьи. Вопрос задается всегда один и тот же: «Каково быть в этом положении в семье, какие чувства возникают у Вас по отношению к другим членам семьи?»

Рекомендации по использованию:данная техника представляет собой доволь­но гибкий инструмент: она может быть изменена в зависимости от конкрет­ных паттернов взаимодействия, существующих в данной семейной системе.

♦Семейное пространство»

Цель:диагностика внутрисемейных отношений, проведение интервенции с помощью обсуждения возможных путей совместного и индивидуального ис­пользования пространства. Техника «Семейное пространство» также может быть использована для выявления особенностей ролевого поведения и мифо­творчества в родительских семьях супругов, скрытых правил взаимодействия в данной семье, а также для прояснения конечных целей терапевтического про­цесса.

Историческая справка:первоначально техника «Семейное пространство», разработанная Копперсмитом в 1980 году (Шерман Р., Фредман Н., 1997), ис­пользовалась в рамках обучающих терапевтических программ с целью повы­шения профессиональной компетенции начинающих терапевтов. Она позво­ляла будущим специалистам в области семейной терапии осознать особенности психологической ситуации в своей собственной семье и характер ее функцио­нирования. В дальнейшем техника стала использоваться семейными терапев­тами в работе с реальными семьями.

Необходимые материалы:большой лист бумаги, фломастеры или карандаши.

Процедура проведения

Существуют различные варианты проведения данной техники: 1. Отец и мать рисуют план их родительских домов, а дети в это время слу­шают и наблюдают за работой родителей.

Родителям предлагается следующая инструкция:«Нарисуйте план-схему дома (квартиры), в котором вы жили вместе со своими родителями, отображая все имеющиеся в нем комнаты и помещения. Если вы несколько раз меняли место жительства, переезжая из одного дома в другой, то нарисуйте план того дома, который вам наиболее запомнился». Во время рисования психолог по­степенно вводит их в ситуацию, задавая следующие вопросы:

О «Рисуя, отмечайте, с каким настроением ассоциируется у Вас та или иная комната.

□ Попытайтесь вспомнить доминирующие запахи звуки, цвета и людей в этой комнате.

□ Была ли в Вашем доме комната, специально предназначенная для встре­чи всех членов семьи?

□ Когда члены Вашей расширенной семьи заходили к вам, в какой комна­те Вы встречались?

□ Были ли в доме (квартире) комнаты, в которые Вам было запрещено за­ходить?

□ Было ли у Вас какое-то особенное место в доме (квартире)?

□ Попытайтесь как можно яснее вспомнить, как в Вашем родительском доме решались вопросы близости и отдаленности.

□ Как был расположен Ваш родительский дом по отношению к другим домам в этом квартале, выделялся он чем-нибудь или нет? (Как была расположена Ваша квартира: в каком доме, на каком этаже, куда выхо­дили окна?)

□ Вспомните какое-то типичное событие, происходившее в вашем роди­тельском доме (квартире).

□ Вспомните типичные слова, фразы, высказывания, которые произноси­лись членами вашей семьи».

Вопросы терапевта направлены на выявление особенностей взаимоотноше­ний между членами родительских семей обоих супругов, а также норм и правил, которые оказались позаимствованными из родительских семей обоих супругов.

Использование данного варианта позволяет обозначить границы между поколениями в семье и границы между различными семейными подсистема­ми. Совместная деятельность родителей подчеркивает уникальность их поло­жения в семейной системе, тогда как детям отводится роль обучающихся на­блюдателей. История семьи в изложении родителей, описывающих жизнь в своих родительских семьях, вносит свой значимый вклад в формирование чув­ства сопричастности к культурному наследию данной семьи и способствует сплочению ее членов.

2. Дети рисуют план дома (квартиры), в котором они в настоящий момент живут с родителями, а отец и мать при этом присутствуют в качестве наблю­дателей. В данном варианте проведения техники психолог выделяет и поддер­живает сиблинговую подсистему.

3. Все члены семьи рисуют план дома, в котором сейчас живут. Психолог по­лучает возможность достаточно глубоко изучить актуальные проблемы и кон­фликты в семье, а также имплицитно присутствующие внутри семейной сис­темы средства их преодоления. Особенно полезен данный вариант техники при работе с семьями, в которых размыты внутренние и/или внешние границы. Безопасное выражение семьей различных точек зрения и чувств на происходя­щее позволяет прояснять внутрисемейные границы.

Рекомендации по использованию:техника «Семейное пространство» может использоваться в работе как с отдельными семьями, так и в семейно-группо-

вой психотерапии, а также в работе с родительскими группами. В зависимости от целей группы, внимание может фокусироваться на актуальных семейных конфликтах либо на истории семьи. Методика не может быть включена в ра­боту с маленькими детьми.

«Соломенная башня»

Цель:наблюдение «здесь и теперь» за взаимодействием членов семьи; уста­новление иерархии, лидерства, коалиций в семье; выявление изолированных членов семьи; изучение характера взаимной поддержки, умения договариваться и других динамических свойств семейной системы.

Историческая справка:данная техника использовалась в групповой терапии, пока в 1984 году она не была адаптирована Л. Пекманом для работы с семей­ной системой.

Необходимые материалы:соломка для коктейлей, скотч. В нашей практике хорошо зарекомендовал себя набор из скотча и листов бумаги формата A3 (или газет), которые могут быть свернуты в трубочки или использоваться другим способом, который придумывает семья. Могут быть предложены и другие ма­териалы, например, прутья разломанного веника, пустые коробки и др.

Процедура проведения

Клиентов просят взять необходимые материалы и вместе построить башню (либо дом).

Инструкция:«Вам необходимо из этих соломинок (газет, прутиков, листов бумаги) построить башню (дом). При построении башни (дома) попытайтесь совместно достичь определенных целей. Ваша башня (дом) должна быть ори­гинальной по форме, красивой, хорошо сконструированной. Она должна сто­ять без поддержки и быть достаточно прочной и долговечной, чтобы ее можно было переносить с места на место. Вам следует уложиться в 10-15 минут». Да­лее дается рекомендация: первые 5 минут строить башню, не говоря друг другу ни слова. Это требование может увеличить фрустрацию и позволить обойти некоторые барьеры, выявить различные уровни взаимодействия в семье.

Понаблюдав за происходящим в течение 8-15 мин, психолог может вме­шаться в процесс: давать советы, объяснять происходящее, присоединяться к какой-то из подсистем и др.

Если семья большая, она может быть разбита на подгруппы, каждая из ко­торых строит свою башню. Этот способ используется для того, чтобы подчерк­нуть или изменить существующие структурные границы, а также предложить иной способ взаимоотношений в работе с семейными треугольниками.

Примером парадоксальной интервенции может служить разрешение руко­водить конструированием или строительством башни изолированному члену семьи, идентифицированному пациенту или маленькому ребенку.

После того как башня построена, психолог обсуждает с членами семьи, что происходило во время строительства. При этом анализируется роль каждого в совместной деятельности и поведение всех членов семьи в рамках поставлен­ной задачи. Затем можно попросить членов семьи заново построить башню, 312

используя результаты проведенного обсуждения. В некоторых случаях можно обучить членов семьи методикам совместной работы и способам оказания вза­имопомощи.

Рекомендации по использованию:данная техника может быть включена в работу с семьей как диагностический, так и терапевтический инструментарий. Реализуя диагностические цели, психолог наблюдает за способами взаимодей­ствия при выполнении семьей совместных действий по построению башни (дома). В этой ситуации члены семьи ведут себя так же, как и в обычной жиз­ни. Техника позволяет выявить иерархию, альянсы и треугольники, внутрисе­мейные границы и др. В тех случаях, когда терапевт внедряется в семейную систему при помощи предписаний и указаний, эта техника используется в ка­честве инструмента терапевтических интервенций, позволяющего изменить существующее равновесие.

Структурные техники

Структурные техники — группа техник, целью использования которых яв­ляется реорганизация семейной системы, создание пространства для ее струк­турных изменений за счет предоставления членам семьи возможностей для апробирования новых ролей и помощи в установлении и поддержании адек­ватных границ между подсистемами.

Для фасилитации процесса семейной реорганизации психолог на время может присоединяться к семье, помогая ей осуществить структурные пере­стройки. При этом ему не следует вступать в коалицию с отдельными членами семьи. Кроме того, он должен следить за тем, чтобы не оказаться «поглощен­ным» ею.

Структурные техники можно использовать для решения следующих задач:

Создание движения. В том случае, когда члены семьи ощущают «застрева­ние» в их жизнедеятельности, структурные перестройки, инициированные пси­хологом, могут привести к изменениям в семейной ситуации. Это поощряет членов семьи к дальнейшим движениям и поиску новых форм взаимодействия и функционирования их семейной системы. Например, освобождение ребен­ка от роли «проблемного члена семьи» может создать пространство для нового взаимодействия супругов и стимулировать их движение к принятию на себя ответственности за решение супружеских проблем.

Перераспределение власти. Присоединяясь к различным подсистемам, пси­холог может помочь восстановить (выстроить) адекватную семейную иерар­хию, увеличить значимость одного члена (подсистемы) семьи для другого (дру­гой) или усилить его правовую сферу. Например, психолог может поддерживать детей в их потребности в большей независимости или их родителей — в уста­новлении ряда семейных правил.

Изменение перспектив. Апробируя новые роли, члены семьи получают но­вый опыт и расширяют диапазон поведенческих реакций. Это повышает гиб­кость семейной системы, стимулирует членов семьи к выработке других се-

мейных правил и поиску новых смыслов происходящего, позволяет реинтер-претировать прошлый семейный опыт и найти в нем ресурсы для решения ак­туальных трудностей.

Разрушение коалиций. Налаживая нарушенную коммуникацию между одни­ми членами семьи, психолог способствует разрушению дисфункционального альянса между другими. Как правило, речь идет о ситуациях, когда один роди­тель вступает в коалицию с ребенком против другого родителя.

Формирование альянсов. Работа психолога может быть направлена на усиление сплоченности и снижение конфронтации между членами семьи в рамках отдельных семейных подсистем, что позволяет оптимизировать их со­вместную деятельность. Примером такой работы может служить помощь мо­лодым супругам в распределении семейных ролей и обязанностей или под­держка родителей в достижении ими соглашения по поводу родительских позиций.

Прояснение внутренних границ семьи. Психолог может помочь членам семьи прояснить характер внутренних границ семьи и особенности функционирова­ния ее членов в рамках отдельных подсистем. В таком случае его работа будет направлена на усиление внутренних границ, достижение согласия по поводу того, кто и каким образом включен в данную подсистему, кто за что отвечает, или на ослабление слишком жестких границ и поддержку совместных действий.

Личностный рост и самопознание членов семьи. Изменяя свое место в систе­ме внутрисемейных взаимодействий, апробируя новые роли, члены семьи по­лучают возможность приобрести новый опыт и расширить свои функциональ­ные возможности.

Реинтерпретация смысла нахождения в определенной позиции. Психолог мо­жет помочь членам семьи увидеть разные стороны занимаемой ими семейной позиции (роли), отметить ее положительные и отрицательные компоненты. Выявление диалектической природы семейных ролей и взаимоотношений по­зволяет членам семьи изменить отношение к сложившейся в семье ситуации, найти в ней положительный смысл и ресурсы для преодоления кризиса. На­пример, роль старшего ребенка, с одной стороны, часто сопряжена с большой функциональной загруженностью, с другой — дает возможность развития ли­дерских качеств, самостоятельности и независимости.

Изменение семейной системы путем работы с одним из ее членов. Согласно теории М. Боуэна, изменение одного члена семьи приводит к тому, что вся си­стема должна к этому приспособиться. Таким образом, поддерживая измене­ние положения одного из членов семьи, психолог может способствовать изме­нению семейной системы в целом.

«Семейный ритуал»

Цель:структурная перестройка семьи путем изменения правил ее существо­вания и нарушения устойчивых способов взаимодействия ее членов (определе­ние внутрисемейных границ, увеличение независимости членов семьи, коррек­тировка общения, ослабление межпоколенных коалиций, усиление альянсов в одном поколении).

Историческая справка:данный вариант техники разработан психотерапев­тами миланской школы семейной терапии — М. Сельвини Палаццоли, Л. Бос-коло, Д. Чеккин, Дж. Прата (1977-1978).

Процедура проведения

Семейный ритуал — это система действий, совместно выработанных члена­ми семьи, определяющая в строгой последовательности их поведение в особых для семьи ситуациях. Ритуалы служат для регулирования функционирования семьи, координируя поведение каждого для осуществления общей цели, тем самым способствуя повышению внутрисемейной сплоченности. Примерами семейных ритуалов могут быть совместные семейные завтраки, во время кото­рых члены семьи могут пожелать друг другу счастливого дня, рассказать свои сны, поделиться планами на текущий день; похороны и траурные церемонии; дни рождения; свадьбы; годовщины; окончание института и другие значимые для данной семьи события, подготовка и празднование которых осуществля­ется всей семьей.

Техника «Семейный ритуал» предполагает создание психологом своеобраз­ного ритуала, который предписывается семье без каких-либо объяснений. При этом для членов семьи строго определяются конкретные действия, их после­довательность, время и место выполнения.

Данная техника парадоксальным образом использует ригидные стороны семейной структуры для позитивных изменений и способствует возникнове­нию новых конструктивных форм семейного взаимодействия. Ритуал функ­ционирует на уровне метакоммуникаций и потому вызывает меньше сопро­тивлений, чем прямая интерпретация симптома. С помощью данной техники психолог, следуя за семьей, может постепенно изменять качество семейных отношений.

Для того чтобы подобрать подходящий для семьи ритуал, психологу следует выявить мифы, поддерживающие ее существование и необходимые для ее со­хранения, и хорошо представлять себе особенности функционирования дан­ной семейной системы. С этой целью он должен подробно исследовать исто­рию семьи в нескольких поколениях, изучить особенности ее динамики. Лишь после этого можно приступать к разработке семейного ритуала, способного изменить существующую систему посредством введения новых норм и пра­вил. Если семья соглашается действовать в соответствии с предписанным ри­туалом ипринимает новые правила, то создается Возможность для изменений в функционировании всей семейной системы.

Алгоритм применения техники «Семейный ритуал»

1. Анализ семейной истории, выявление особенностей функционирова­ния данной семьи и создание для нее ритуала.

2. Получение от членов семьи твердого заверения в том, что они будут следовать тому предписанию, которое им собирается дать психолог.

3. Подробное объяснение предписания (оно может быть представлено для каждого члена семьи в письменном виде).

Частью ритуала может быть чтение полученного предписания одним из членов семьи всем остальным в каком-то определенном месте и в определенное время.

Рекомендации по использованию:техника «Семейный ритуал» особенно эф­фективна в работе:

□ с ригидными семьями;

□ с молодыми семьями;

□ с семьями, имеющими носителя психической патологии;

□ с семьями с недостаточным уровнем внутренней организации;

□ с семьями, где имеются приемные дети;

□ с семьями, переживающими утрату (смерть одного из членов семьи).

Поведенческие техники

Поведенческие техники —психотерапевтические интервенции, основанные на использовании заданий, направленных на формировании у членов семьи новых, более конструктивных способов поведения.

Теоретико-методологической основой данных техник является (Шерман Р., Фредман Н., 1997):

1. Бихевиоризм и теория социального научения.

2. Теории когнитивной психологии.

3. Теории социального обмена, рассматривающие человеческое поведение как действия индивидов, направленные друг на друга для достижения общей цели.

4. Теории общения, которые придают особое значение вербальной комму­никации, слушанию, различного рода обсуждениям и переговорам, а также невербальным формам взаимоотношений.

5. Теории решения проблем.

Использование данных техник основано на представлении о возможности избавления от нежелательных форм поведения и его изменения методом на­учения. Большинство поведенческих техник представляют собой специальные методы, направленные на снижение конфликтности и стимулирование взаи-моподкрепляемых внутрисемейных взаимодействий через предписанные пси­хотерапевтом задания, которые выполняются членами семьи непосредствен­но на сессии или в домашних условиях (система домашних заданий).

Техники данной группы используются в работе с семьями, способными сле­довать предписаниям. Кроме того, в силу ориентации данных техник на дей­ствия, они подходят семьям, члены которых испытывают трудности в выраже­нии и вербализации своих чувств и эмоций.

«Родительский семинар»

Цель:изменение отношения родителей к целям, задачам и средствам воспи­тания; обучение навыкам перцепции семейных отношений и интеракций; изме-

нение представлений о ребенке; расширение диапазона воспитательных прие­мов; получение новой информации о семье и детско-родительских отношениях. Историческая справка:техника «Родительский семинар» предложена А. С. Спиваковской для изменения сферы сознания и самосознания родителей, а также реальных способов взаимодействия в семье (Спиваковская А. С, 1988).

Процедура проведения

Техника «Родительский семинар» проводится в форме групповых занятий, на которых присутствуют один или оба родителя. В работе используются сле­дующие приемы:

□ лекция;

□ групповая дискуссия; П библиотерапия;

□ анонимные трудные ситуации.

Лекция. Темы лекций должны соответствовать потребностям и интересам участников семинара. Поэтому необходимо собрать предварительную инфор­мацию об ожиданиях участников, характере их проблем и затруднений (напри­мер, на предварительной встрече либо на первой встрече во время выяснения целей прихода на семинар).

Возможные темы лекций:

□ Факторы супружеского благополучия.

□ Современные проблемы воспитания детей.

□ Ребенок из неполной семьи.

□ Методы воспитания детей в семье. О Как любить ребенка.

О Зависимости у детей (компьютерная и телевизионная зависимость, Ин­тернет-зависимость; алкогольная, наркотическая и пищевая зависимо­сти и др.).

Главным в изложении указанных тем является простота, эмоциональность в изложении, наличие живых, ясных примеров, обращения к аудитории.

Групповая дискуссия. По мнению А. С. Спиваковской, во время групповой дискуссии целесообразно организовать тематическую дискуссию и дискуссию по типу анализа конкретных случаев. Тематическая дискуссия предполагает обмен мнений по темам лекций. Темы дискуссий второго типа строятся по те­мам, предложенным самими родителями.

Дискуссия может быть организована с целью выработки у участников груп­пы оптимального подхода к той или иной жизненной ситуации, пониманию ее психологического смысла. Между тем главные задачи групповой дискуссии заключаются в повышении уровня мотивации и вовлеченности участников группы в обсуждение предложенных проблем; развитие креативности при ре­шении сложных, нестандартных ситуаций; использование воспитательных и терапевтических ресурсов группы.

Библиотерапия. Родителям для домашнего прочтения предлагается специ­ально подобранный список книг. В основном используются книги научно-по-

пулярного характера, посвященные проблемам семейной жизни и воспитания. Ведущий семинара может предоставить подборку статей и книг в электронном варианте или на бумажных носителях. Во время последующих встреч обсужда­ются основные идеи прочитанных статей и книг. Родители могут изложить соб­ственную точку зрения на предложенные для обсуждения темы и проблемы, поделиться своим опытом.

Анонимные трудные ситуации. Данный прием используется для активиза­ции групповой дискуссии, повышения мотивации участников к разрешению типичных проблемных ситуаций новыми способами, к реализации творческо­го подхода в воспитании детей.

Психолог предлагает обсудить такие ситуации взаимодействия родителей с детьми, когда воспитательные приемы не приводят к успеху. Подбор ситуаций для обсуждения и анализа должен осуществляться с учетом запросов участников.

Далее каждый из родителей должен предложить свой вариант разрешения ситуации, опираясь на личный опыт, а также объяснить, почему герои приве­денного примера не достигли успеха в установлении контакта со своим ребен­ком. После того как все высказались, предложенная ситуация анализируется и обобщается психологом.

Рекомендации по использованию:технику рекомендуется использовать в груп­пе, состоящей из 8—12 человек. В том случае, если родители неоднократно и безуспешно пытались изменить существующую в семье ситуацию, групповая работа поможет задействовать дополнительные ресурсы благодаря действию таких терапевтических факторов группы, как альтруизм, вселение надежды, информирование, универсальность переживаний и др. Участие в семинаре по­зволяет родителям обнаружить собственные воспитательные возможности, расширить диапазон используемых средств и методов, получить поддержку от группы, посмотреть на различные сложные ситуации «со стороны», вырабо­тать новые пути и способы разрешения семейных конфликтов.

«Конструктивный спор»

Цель: восстановление каналов коммуникации и разрешение супружеских конфликтов. Техника предоставляет супругам возможность открыто и нетрав­матично друг для друга обмениваться информацией об имеющихся трудностях во взаимоотношениях, осознаваемых и подавляемых чувствах и желаниях, про­тиворечиях в исполнении семейных функций.

Историческая справка:техника «Конструктивный спор» представляет собой модификацию техники «Честная борьба» (Г. Р. Бах и П. Уиден), выполненную С Кратохвилом.

Г. Р. Бах и П. Уиден считали, что нарушение коммуникаций между супруга­ми ведет к искажениям и утрате передаваемой информации, что порождает внутриличностное и межличностное напряжение, затрудняет удовлетворение потребностей и взаимных ожиданий. Такое состояние приводит к появлению агрессивных, отрицательных эмоций, длительное подавление которых (во имя сохранения «семейного мифа») приводит к резкому увеличению монотонных и стереотипных форм взаимодействия, которые еще больше фрустрируют чле-

нов семьи. Вследствие этого последние часто используют неудачные формы снятия напряжения в виде конфликтов со взаимными оскорблениями и оби­дами. Поэтому с целью оптимизации супружеских отношений авторами была предложена техника «Честная борьба». Правила ее проведения, методика обу­чения супругов, а также оценка эффективности выполнения техники осуще­ствляется по 12 параметрам. В дальнейшем количество параметров оценки эффективности было сокращено С. Кратохвилом (Эйдемиллер Э. Г., ред., 2002).

Процедура проведения

1. Предварительная подготовка супругов. Техника может использоваться су­пругами для преодоления своих разногласий только после прохождения спе­циальной подготовки в группе супружеских пар, состоящей из 8—12 человек (супругам необходимо посетить не менее 6—8 занятий продолжительностью 2 часа каждое). В группах супружеских пар обучение конструктивному спору осуществляется с помощью сценарных разработок, которые составлены по типу незаконченных предложений. Муж и жена получают описание ситуации и кон­тур роли. После того как они идентифицировались с предписанными им роля­ми, они начинают взаимодействие. Наиболее актуальными темами для групп конструктивного спора являются темы воспитания детей, ревности, распреде­ления обязанностей в семье, доминирования—подчинения и др.

2. Правило «места и времени». Конструктивный спор необходимо проводить в отдельной комнате при отсутствии эмоционально заинтересованных свидете­лей (детей, родственников, друзей, близких и т. д.). В день проведения конст­руктивного спора не следует планировать прием гостей, посещение театра, дру­зей и другие мероприятия, так как последствия спора могут быть непредсказуемы: он может трансформироваться в психотравмирующий поединок супругов.

3. Правило момента проведения конструктивного спора. Согласно этому пра­вилу, конструктивный спор должен быть максимально приближен во времени к актуальной конфликтной ситуации.

4. Правило оповещения партнера. Инициатор спора должен заранее сообщить партнеру о своем намерении спорить и о предмете разговора.

5. Правило конструктивного выхода из спора. Основной целью спора должен быть поиск возможностей совместными усилиями решить проблему, а не стрем­ление «наказать» партнера.

С. Кратохвил выделяет три фазы конструктивного спора, каждая из кото­рых проводится по определенным правилам:

□ Вводная фаза: правило «Дай знать, что хочешь спорить, и назови пред­мет спора».

□ Средняя фаза: правило «Скажи, что думаешь о поведении партнера, от­реагируй и критикуй».

□ Финальная фаза: правило «Признай свои ошибки и найди положитель­ное в партнере».

Общая продолжительность конструктивного спора не должна превышать 10-15 минут, а финальной фазы 1,5-2 мин. Если супруги продолжают крити­ковать друг друга, психолог дает команду заканчивать спор и выполнить тре-

Наши рекомендации