Супружеской (и семейной) терапии

Между тем существуют многочисленные работы, посвященные исследо­ванию результативности супружеской и семейной терапии. Однако, согласно Кауфманну (Kaufmann, 1986), крайне редко можно встретить научные наброс-

– 492 –

ки, основывающиеся на безупречных с методологической точки зрения допол­нительных исследованиях, а необходимые сравнительные исследования затрудняются слишком размытыми критериями успешности. Сегодня в этом отноше­нии мало что изменилось, даже после того, как Граве и ряд его коллег предло­жили критерии эффективности для поведенческой терапии. При этом приме­чательно, что более обширные программы лечения вероятно действенней, чем терапии, преследующие исключительно цель улучшения коммуникативных способностей. Гурман и Книскерн (Gurman und Kniskern, 1981), рассмотрев свыше 200 описаний результатов супружеской и семейной терапии, пришли к следующему заключению.

Во всех тех случаях, когда подлежащие лечению проблемы и болезни тесно связаны с семейными или супружескими конфликтами, супружеская и семейная терапии различного характера по меньшей мере столь же эффективны и даже чаще эффективней индивидуальной терапии. Краткосрочная терапия (до 20 сеансов или до 4-5 месяцев) в целом не менее действенна, чем длительная супружеская или семейная терапия. Существуют результаты, характеризую­щие супружескую и семейную терапию как очень действенный метод для пациентов, страдающих определенными заболеваниями (в частности, психо­соматическими заболеваниями в подростковом возрасте, нервной анорекси­ей, определенными нарушениями поведения в детском возрасте, легкими формами делинквентного поведения, наркотической зависимостью, алкоголиз­мом, сексуальной дисфункцией). При других психических заболеваниях, на­пример депрессиях, неврозах навязчивых состояний, неврозах страха, психо­зах, результаты скромнее. Не существует однозначных результатов касатель­но преимуществ определенной терапевтической техники при определенном типе семьи.

На данном этапе нет убедительных указаний на превосходство супружеской и семейной терапии с участием двух терапевтов (терапевтического тан­дема) над лечением, проводимым одним терапевтом (Gurman und Kniskern, 1981).

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ СУПРУЖЕСКОЙ ТЕРАПИИ

Повышение квалификации в области супружеской терапии, как правило, взаимосвязано в Германии с повышением квалификации в области семейной терапии.

– 493 –

Спектр предлагаемых вариантов очень широк и колеблется от организо­ванных своими силами групп, ориентированных на социальных психологов, работаюших с семьями, до длящихся не один год программ повышения квали­фикации, заканчивающихся получением диплома.

Информацию о возможностях повышения квалификации можно обнару­жить, например, в «Schwerpunkt Familientherapie der Abteilung Psychosomatik und Psychotherapie» университета в Геттингене, в «Deutchen Arbeitgemeinschaft fuer Familientherapie» (DAF) Hauptstrasse 8, Freiburg, и в «Deutschen Arbeitskreis fuer Gruppenpsychotherapie und Gruppendynamik» (DAGG), организовавшем сек­цию семейной терапии.

– 494 –

ПСИХОДРАМА

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Историческое развитие

Психодрама является методом клинической психологии, социальной терапии и экспериментальной педагогики, представляющим собой драматическую игру, в ходе которой через вербализацию и непосредственные действия осуществляется выход конфликтов, фантазий и переживаний. В результате происходит концентрация эмоциональных переживаний, рационального осмысления и телесных действий в непосредственном жизненном опыте, благодаря чему становится возможным изменение собственного поведения (Petzold, 1978, с. 2751).

Развитие психодрамы в качестве метода психотерапии связано с именем ее основателя Якоба Леви Морено (родился 18 мая 1889 года в Бухаресте, скончался 14 мая 1974 года в Беконе, штат Нью-Йорк).

Впервые понятие «психодрама» встречается еще в 5-м издании большого энциклопедического словаря Meyers 1897 года. Этим термином обозначается вид драмы, в котором всех действующих персонажей представляет один-един­ственный актер.

«Нововведение, в котором налицо отказ от таких важных сценичес­ких компонентов, как разнообразие актеров и сценическое оформ­ление, где не предполагается художественного наслаждения уви­денным и услышанным» (цит. по: Meyers, Большой энциклопеди­ческий словарь, 6-е издание).

Первые описания процесса драматического отображения человеческих вза­имоотношений уходят в античность, где достигают своего апогея в произведе­ниях греческих драматургов Еврипида и Софокла. В истории медицины при­менение элементов психодрамы и ролевой игры встречается при описании лечения психических заболеваний и связывается с именами Саважа (ок. 1760) и Райля (ок. 1800). В педагогике о психодраматической инсценировке можно вспомнить, говоря о русском театральном эксперименте Станиславского и Иль­ина (ок..1910) (Petzold, 1975, 1978). В этой связи также нельзя не упомянуть о маркизе де Сад. Во время его пребывания в психиатрической клинике Шаран­тон ее пациентами под руководством маркиза де Сада было инсценировано преследование и убийство Жана Поля Хара. Позже на основе этих событий была написана книга (Peter Weiss, 1968).

– 495 –

Психодрама в том виде, в каком она представлена на сегодняшний день в качестве психотерапевтического метода для лечения психических расстройств, была разработана Морено после его эмиграции из Вены в Америку. Еще во время учебы в Вене, где он получал психиатрическое образование, Морено очень интересовался театром, философией и теологией; своими духовными отцами он считал Кьеркегора, Ницше, Бергсона и Шекспира (Ried, 1979; Schacht, 1991; Schmilz, 1991).

В 20-х годах XX века Вена была ведущим центром искусства, литературы и театра. После окончания Первой мировой войны в результате бурной реор­ганизации существующего строя и гибели монархии Вена стала местом мно­жества инноваций. Сама идея психодрамы появилась у Морено в результате наблюдения за играми и инсценировками сказок обучавшихся у него (курс 1910-1917 года) студентов-медиков с детьми в парках Вены, а также в про­цессе проведения дискуссионных групп (1913/1914 г.) с проститутками и гражданами из низших слоев общества в социальных центрах Beны. При на­блюдении за игрой детей внимание Морено привлекли элементы спонтанной импровизации и креативного сценического изображения, что впоследствии легло в основу его концепции ролевого обмена и психодраматической инсце­нировки.

В 1922 году в Вене Морено основал театр импровизации. Здесь он предла­гал профессиональным актерам и любителям осуществлять свободную инсце­нировку как актуальных событий, происходящих в мире, так и их собственных проблем (Moreno, 1924).

После эмиграции в Америку (1925) Морено продолжал разрабатывать пси­ходраму как метод психотерапии, и в 1934 году в Беконе, штат Нью-Йорк, ос­новал свой первый институт психодрамы; этот институт представлял собой ча­стную клинику, пациенты которой страдали психическими заболеваниями. Ве­дущая идея психодрамы - близкая философии столкновения Мартина Бубера - развивалась на основе интеграции социометрии, групповой терапии и психо­драмы, и быстро получила признание в Америке. В 1931 году Морено впервые ввел в научную литературу понятие групповой терапии и групповой психоте­рапии, что впоследствие стало толчком к развитию гештальттерапии.

Научная деятельность Морено нашла свое отражение в 410 публикациях, по большей части вышедших в свет в американских научных журналах на анг­лийском языке. Ранние труды, написанные еще в Вене, едва ли известны совре­менному читателю; по-видимому, самой ранней из известных работ стала кни­га «Театр импровизации» (1923), где описываются театральные опыты, прове­денные в Maysedergasse. Эта книга была повторно издана в 1970 году в изда­тельстве Beaconhouse. В Германии опубликованы лишь его «Групповая тера­пия и психодрама» (Gruppenpsychotherapie und Psychodrama, 1959/1973) и пе­ревод 1954 года «Who shall survive?» (1934).

– 496 –

Две немецкоязычные публикации не могут отразить всю полноту творче­ства Морено: его работы касались множества проблем в области литературы, истории и психотерапии (см. Leutz, 1974, прил. 2), однако большую часть этих публикаций найти весьма непросто. Помимо этого, трудности в понимании идей Морено вызваны еще и широтой и своеобразием используемой им терминоло­гии. Все эти особенности делают его одним из наименее изученных авторов. Наиболее полно и точно проанализировать творческое наследие Морено уда­лось Грете Лойц (Grete Leutz, 1974) и Фердинанду Бойеру (Ferdinand Buer), который в своих чрезвычайно содержательных публикациях (см. список лите­ратуры) старается сохранить философское богатство интеракционной герме­невтики Морено.

Сам Морено всегда рассматривал психодраму в качестве контрапункта пси­хоанализа и не упускал случая резко и иронично подчеркнуть их различия. И Мо­рено и Фрейд видели главное различие своих концепций в своей жизненной философии, в понимании статуса терапевта и в форме научной работы: с одной стороны - харизматическая, увлекающая за собой и креативная личность Мо­рено, главная форма работы у которого - самоинсценировка, с другой сторо­ны - Фрейд, ставящий во главу скупость формулировок, тщательность работы и личностную дистанцию, у которого на первый план выдвигаются фобичес­кие жизненные ограничения. Пинес (Pines, 1986) характеризует психодраму как жизненно-оргиастический, а психоанализ - как созерцательно-упорядочи­вающий подход. Он описывает их различия, исходя из принципа функциональ­ной асимметрии больших полушарий. Он пишет:

«Мир Морено, в противоположность миру Фрейда, не является ни класси­ческим, ни научным. Это не мир, состоящий из консультационных кабинетов, формулировок свободных ассоциаций и самоанализа, основывающегося на канонах науки XIX века... Мир Морено представляет собой мир футуризма и сюрреализма, театральных и литературных экспериментов, динамично разви­вающегося общества, что позволило найти новые формы социального и худо­жественного содержания, что дало возможность удовлетворить потребности человека XX века».

Наши рекомендации