Клинический многоосевой опросник Миллона
Вероятно, вторым по степени популярности опросником, применяющимся в клинических целях, является «Клинический многоосевой опросник на Миллона» (Millon Clinical Multiaxial Inventory, MC «the Millon»). Теодор Миллон, автор этого oпросника, опубликовал большое количество теоретических и исследовательских работ по психопатологии: (Millon, 1969, 1981; Millon & Davis, 1996). ( Он принимал участие в разработке нескольких ре DSM (DSM-III; DSM-IHR; DSM-IV). «Клинический многоосевой опросник Миллона» впервые явился в конце 70-х гг., после чего многократно переиздавался в обновленных версиях. Этот предназначен для нормальной популяции, поскольку его шкалы и нормы создавались на основе данных, полученных исключительно при обследовании психиатрических пациентов. По словам Миллона Дависа,
MCMI можно рассматривать как объективный психодинамический инструмент, сконструированный и применяемый в стандартизированной и структурированной манере, однако его интерпретация осуществляется путем анализа взаимодействия между показателями поотдельным шкалам, а также посредством сравнения их с клинически установленными взаимосвязями между когнитивными процессами, паттернами межличностного поведения и интрапсихическими силами (Millon & Davis, 1996 с.157)
(Millon & Davis, 1996, с. 157).
Тест MCMI-I1I (Millon & Davis, 1996) состоит из нескольких частей. Части 1 и 2 содержат наборы шкал, охватывающие личностные расстройства (ось II в DSM-II1R и DSM-IV). Часть 1 содержит шкалы, отражающие умеренно серьезные личностные проблемы и предусматривает такие диагностические характеристики, как шизоидный, избегающий (склонный к избеганию), зависимый, пораженческий. Часть 2 охватывает более тяжелые личностные расстройства, включая шизотипическое, пограничное и параноидальное, которые могут сочетаться с расстройствами или развиваться из расстройств, охватываемых первой частью. Части 1 и 2 отражают характеристики, лежащие в основе острых клинических нарушений, возникающих под воздействием стресса. Часть 3 охватывает ряд умеренных клинических нарушений и синдромов, которые диагностируются осью I системы DSM: расстройство тревожности и соматоформное расстройство, а также зависимость от психотропных препаратов. Часть 4 охватывает более тяжелые расстройства оси I. Все 4 части опросника включают 24 шкалы и 3 индикатора валидности (называющиеся шкалами-модификаторами), выводимые на основании 175 тестовых вопросов.
Интересной инновацией опросника Миллона является то, что его нормы не основаны на общей популяции. Вместо этого Миллон разработал для каждой шкалы нормы, которые он назвал базовыми нормами (БН) (статистическими нормами, base rates. BR). Эти нормы были выведены на основании клинической оценки пациентов на предмет наличия и степени выраженности того или иного конкретного расстройства. В результате БН. равная 75. свидетельствует о высокой вероятности наличия данного расстройства у большой выборки пациентов, а базовая оценка, равная 85. указывает на явную выраженность или тяжесть данного расстройства. Диагностическая ценность системы MCMI. несмотря на ее новаторский характер, вызывает вопросы у специалистов (Streiner & Miller, 1989). Кроме того, учитывая используемую в тесте систему нормирования, было высказано предположение, что опросник Миллона нельзя применять при обследовании лиц, не имеющих психических нарушений (Wetzler. 1990).
Между тем метод Миллона развивается и получает все более широкое распространение. Так, в 1993 г. был опубликован разработанный Миллоном опросник для подростков (MAC!: Millon, Millon & Davis. 1993). Чуть позже появился «Индекс личностных стилей Миллона» (Millon Index ol Personality Styles, MIPS; Millon, 1994), служащий для оценки личностных стилей здоровых взрослых. Для определения валидности и практичности этих инструментов требуются дальнейшие исследования.
Другие шкалы. Количество существующих на сегодняшний день личностных опросников поистине огромно. Мы призываем любознательного читателя ознакомиться с дополнительной литературой на эту тему и принять во внимание тот факт, что приводимый нами список полезных опросников неизбежно является неполным. «Калифорнийский психологический опросник» (California Psychological Inventory, CPI-3"1 ed., Gough & Bradley, 1996) был разработан для оценки поведения людей, не имеющих каких-либо психических нарушений. Этот опросник позволяет исследовать основные «народные концепты» («бытовые представления»), использующиеся людьми в повседневной жизни. Он создавался во многом так же. как и «Миннесотский многопрофильный опросник» (преимущественно методом группового контраста), и оба теста содержат около 170 общих вопросов. «Калифорнийский психологический опросник» зарекомендовал себя как полезный инструмент по отношению к широкому кругу образовательных, кадровых и консультационных ситуаций. В 1940-е гг. Раймондом Кэттелом был разработан и получил широкое применение «Вопросник 16 личностных факторов» (16PF), который позднее был опубликован в обновленной версии (Cattel. Erber & Tatusoka, 1992). Он был составлен после изучения многих тысяч слов, использующихся в описаниях людей. Различными способами, включая статистический метод факторного анализа, Кэт-тел сократил число рассматриваемых им основных параметров личности до 15 и добавил к ним интеллект, в результате чего количество этих факторов стало равным 16. Каждый фактор измеряется отдельно при помощи 10-13 тестовых вопросов. В «Ежегодниках по психическим измерениям» представлены различные оценки этого опросника с точки зрения его практичности и взаимной независимости его факторов (Goldberg. 1993).
Другим широко распространенным тестом личности, сконструированным при помощи факторного анализа, является Личностный опросник Айзенка (Eysenck Personality Inventory, EPI). Британский исследователь Ханс Айзенк (Hans Eysenck), занимавшийся проблемами личности, предложил заменить длинный список факторов Кеттела более короткой трехфакторной версией. В качестве основных трех факторов Айзенк выделил экстраверсию, невротичность и психотичность (Eysenck & Eysenck. 1975). Вместе с Кеттелом Айзенк проделал первичную работу по факторизации всех содержащихся в англоязычном лексиконе терминов, описывающих личность. Подход, использовавший «естественный лексикон» описания личности, получил развитие в многочисленных работах последователей Айзенка. коюрые пришли к выводу о существовании не трех, а пяти основных факторов, называемых часто «Большой пятеркой». К ним относятся невротичность, экстраверсия, открытость, согласие и сознательность (обзор, посвященный данной пятифакторной модели, см: John, 1990; или McCrae & Costa, 1990). Пятифакторная модель стимулировала многочисленные исследования, и на ее основе разрабатываются новые тесты.
Существуют также менее распространенные многомерные тесты, использующиеся в клинической работе.«Индикатор типов Майерс—Бриггс» (Myers— Briggs Type Indicator, MBTI) иллюстрирует рационально-теоретический подход к конструированию тестов. MBTI основан на типологии личности по Карлу Густаву Юнгу и позволяет оценивать четыре пары полярных качеств: экстраверсию-интроверсию, ощущение-интуицию, мышление-чувство и суждение-восприятие. Опросник MBTI, который вовсе не указывает на наличие анормальности, часто используется при консультировании нормальных людей, несмотря на то что его психометрические свойства вызывают ряд вопросов.
«Опросник интересов Стронга» (Strong Interest Inventory), главным образом применяемый клиницистами и консультантами при работе с неклиническими популяциями с целью выявления особых качеств и потенциала индивидов, применимого в профессиональной деятельности и при получении образования, является еще одним многошкальным опросником. Этот тест явился новаторским тестом, впервые опубликованным сотрудником Стэнфордского университета Е. К. Стронгом в 1927 г. Это был первый крупный тест, созданный методом группового контраста путем статистического отбора тестовых вопросов, позволявший дифференцировать мужчин, достигших успеха в той или иной профессии, из общей группы, использующейся для сравнения. Шкалы, составлявшие этот тест, позволяли оценить различные сферы деятельности, включая такие профессии, как юрист, бухгалтер, фермер и психолог. Позднее была разработана версия для профессиональных интересов женщин, после чего обе версии были объединены. С годами этот тест привлек значительное внимание исследователей, в частности Дэвида Кэмпбелла (Campbell, 1971; Hansen & Campbell, 1985; Harmon, Hansen, Borgen & Hammer, 1994). Последняя редакция «Опросника интересов Стронга» включает 317 позиций и позволяет проводить компьютерную обработку результатов.