Совместная деятельность полушарий мозга

В настоящее время появилось много данных не столько о различии в функ­ционировании полушарий, сколько о единстве их работы, которое предоп­ределяет оптимальность результатов деятельности (Казначеев, 1980; Костан-дов, 1983; Вольф, 1991; Hines, 1991; Wolski, 1992). Современный взгляд на взаимодействие больших полушарий мозга опирается на представление о тонком балансе участия каждого полушария в обработке всей информации в зависимости от задачи и характера стимульного материала. При этом учи­тываются такие виды взаимодействия полушарий, как сотрудничество (рас­пределение нагрузки между полушариями), интеграция (сравнение инфор­мации, полученной разными полушариями), метаконтроль (контроль не

всегда осуществляет то полушарие, которое эффективнее перерабатывает информацию) (Hellige, 1990). Выявлены такие формы их взаимодействия, как суммация при перцептивных переносах, межполушарный перенос, ин­терференция, взаимное торможение (Wyke, 1983). Роль каждого вида взаи­модействия еще не выявлена полностью, но уже известно, что межполушар-ные взаимосвязи повышают эффективность переработки информации (White е. а., 1990).

В первых работах по исследованию асимметрии предполагалось, что мо­золистое тело просто передает сенсорную информацию из одного полуша­рия в другое, создавая двойное представительство ее в каждом полушарии. Современные данные наводят на мысль, что сигналы, передаваемые по мо­золистому телу, могут быть более сложными, поскольку комиссуры обеспе­чивают согласованную работу полушарий и проверяют непротиворечивость поступающей информации. Мозолистое тело примерно на 11 % больше у леворуких и амбидекстров, что предполагает большую эффективность меж-полушарной передачи (Ottoson, 1987).

Е.Д. Хомская (1999), анализируя концепцию А. Р. Лурии о трех функцио­нальных блоках, предлагает пересмотреть ее с позиции асимметрии мозга. Она полагает, что каждый из блоков подразделяется на два относительно автоном­ных блока — левый и правый, обладающих полушарными особенностями.

Первый блок, обеспечивающий регуляцию тонуса и бодрствования, включает две активирующие системы, одна из которых связана преимуще­ственно с ретикулярной формацией ствола и представлена в основном в ле­вом полушарии головного мозга, другая характеризует работу лимбической системы, в том числе септо-гиппокампальные структуры, в большей мере у правшей представленные в правом полушарии.

При оценке поведения выделяют общую активность, произвольность-не­произвольность, индивидуально-личностные параметры. Признаки сниже­ния общей активности (адинамия) ярче обнаруживаются при поражении префронтально-премоторных областей левого полушария. Именно оно до­минирует в обеспечении скоростных характеристик интеллекта. Люди с пра­вым профилем функциональной сенсомоторной асимметрии имеют более высокие скоростные характеристики интеллектуальной деятельности. Пред­полагается, что активационное энергетическое обеспечение психической де­ятельности осуществляется структурами левого первого блока. Показано, что лобно-ретикулярные пути проведения возбуждения преимущественно представлены в левом полушарии.

Лимбические структуры первого блока непосредственно участвуют в моз­говом обеспечении эмоционально-личностной сферы. Доказана большая связь правой части первого блока с особенностями эмоциональной сферы человека.

Второй блок проще других подвергается делению на две структуры, по­скольку дихотомический принцип приема, переработки и хранения инфор­мации в деятельности полушарий многократно подтвержден и уже представ­лен ранее. Левому блоку свойственен абстрактный, последовательный, ана­литический способ обработки, а правому— конкретный, одновременный, синтетический.

Третий блок отвечает за контроль и программирование деятельности че­ловека. Е.Д. Хомская приводит доказательства большей включенности ле­вой лобной доли в регуляцию интеллектуальной деятельности и эмоцио­нального реагирования.

Тем не менее, рассматривая асимметричные процессы, нужно помнить,
что мозг работает как единое целое (Хомская, 1999). •

Леворукость и праворукость

Если концепция о специализации полушарий мозга стала формировать­ся только в прошлом веке, то знание о том, что люди различаются по спо­собности пользоваться правой или левой рукой, возникло, по-видимому, вместе с рождением сознания.

Представление о том, что леворукость является чем-то необычным и даже отрицательным, обнаруживается в языке многих стран. В русском языке сло­во “право” имеет два смысла: один связан со стороной в пространстве, а дру­гой выражает истинность явления. Когда подчеркивают в поведении чело­века что-то предосудительное, говорят, что “человек пошел налево” вне за­висимости от реального направления его движения. С. Спрингер и Г. Дейч (1983) приводят большую библиографию, свидетельствующую, что не только в русском языке существует негативное отношение к леворуким. И в дру­гих языках синонимом слова “левый” являются слова “лживый” и “глупый”.

Самые старые сведения о леворукости можно найти в Ветхом Завете, где указывается, что из армии в 26 тыс. человек были выбраны 700 левшей, ко­торые, “бросая из пращей камни в волос, не бросали мимо”. Простой рас-счет показывает, что левши составили 2,7 % (Гарднер, 1967). У наших пред­шественников, возможно, были основания опасаться леворуких людей. Здо­роваясь, они протягивали правую руку для рукопожатия, подтверждая, что не имеют оружия. Только леворукий мог воспользоваться этой ситуацией и спрятать его в левой руке.

Даже некоторые исследователи неосознанно поддерживают языковую тра­дицию неприязненного отношения к левому. Карл Саган (Satgan, 1977), на­пример, утверждает, что все народы с доисторических времен пользовались правой рукой для еды и метания оружия, а левой — для личной гигиены пос­ле дефекации, что и отразилось в отношении к понятию левый, как к чему-то нехорошему. В этом утверждении доминирует собственное отношение автора к левому, поскольку праворукий человек пользуется правой рукой в обеих описанных им ситуациях. Однако отрицательное отношение к левшам и ле­вому постепенно исчезает. В наше время есть даже день леворуких людей, ко­торый отмечается 13 августа.

При попытке узнать, всегда ли было одинаковое число леворуких и пра-воруких людей, Дж. Стил и С. Мэй (Steele, Mays, 1995) воспользовались дан­ными B.C. Ингелмарка (Ingelmark, 1946), показавшего, что кости ведущих рук и ног растут немного дольше. Кости реагируют на нагрузку, которой подвергаются, — чем больше ее величина, тем дольше растет кость. Дж. Стил


Совместная деятельность полушарий мозга - student2.ru

и С. Мэй с этой точки зрения про­анализировали останки, найденные на средневековой вилле Варрам Пер­си (Wharram Percy) в Йоркшире. Их данные соответствуют результатам, представленным М. Аннетт и Д. Кил-шоу (Annett, Kilshaw 1983), обнару­жившим среди современных людей 80% праворуких, 3% амбидекстров и 16% леворуких.

Термин амбидекстрия (ambi — две, dextrum — правая рука, лат.) ха­рактеризует людей, одинаково вла­деющих и левой и правой рукой (рис. 4.10). Амбидекстром был титан Возрождения Леонардо да Винчи. Эдвин Ландсер, английский худож­ник, одновременно мог рисовать двумя руками. Число леворуких и Рис- 4ЛО- м- ЭсхеР- Рисующие руки, амбидекстров особенно велико в среде музыкантов и художников. Левору-кими были художники Рафаэль Санти, Пабло Пикассо, Микельанджело Бу-онаротти, Морис Эсхер, Альфред Дюрер, Ганс Гольбейн, музыканты Люд­виг ван Бетховен и Карл Бах, писатели Марк Твен, Льюис Кэрролл, Герберт Уэллс, Альберт Швейцер. Физик Альберт Эйнштейн также относился к чис­лу леворуких. Много леворуких и среди политиков и полководцев — Напо­леон Бонапарт (и его жена Жозефина), Александр Македонский, Жанна Д'Арк, Юлий Цезарь, Фидель Кастро, президенты США Гарри Трумен, Ро­берт Никсон и Билл Клинтон (Mack, 1996).

При оценке леворукости среди родителей студентов оказалось, что лев-шество и амбидекстрия чаще отмечались у тех родителей, которые имели высокий социальный статус (Leiber, Axelrod, 1981).

Выявлены многочисленные отличия в особенностях физических показа­телей лево- и праворуких спортсменов. Праворукие атлеты быстрее, тогда как леворукие — выносливее (Хомская, 1997). Чем менее выражена асимметрия сложных движений, тем успешнее выступают единоборцы (Ермаков, 1986).

Происхождение леворукости

Немало концепций, обосновывающих происхождение леворукости, с современ­ной точки зрения имеют лишь историческую ценность. Так, бытовало представ­ление, что первичным фактором праворукости является связь левой руки с дея­тельностью сердца, выражающаяся в общности уровня спинномозговых цент­ров для соматических нервов, входящих в состав плечевого сплетения, и для сим­патических нервов, иннервирующих левый желудочек (Аствацатуров, 1923). Согласно другой надуманной концепции Ж. Хрбека (Hrbek, 1976), лево-

рукость закрепилась в четвертичный период, когда было иным расположение полюсов и континентов. В северном полушарии Земли с утра при добывании пищи самой выгодной, с его точки зрения, представляется ориентация на юг, так как при работе левой рукой место добывания затеняется, а правой — нет. Силы Кариолиса и гравитация преодолевают при этом смещение центра тя­жести влево, что вызывает опору на левые конечности и освобождает правые

для других действий.

Наиболее устоявшейся точкой зрения на происхождение леворукости/ праворукости является представление о том, что рукость определяется в тот момент, когда происходит становление центра речи. Формирование цент­ра речи в левом полушарии ведет к большей его активации и соответствен­но большей вовлеченности конечности, движения которой оно контроли­рует. Если центр речи формируется в правом полушарии, то более актив­ной будет левая рука (Bradshaw, 1988; Corina e. a., 1992).

В настоящее время обнаружены гены, экспрессия которых во внутриут­робном периоде является асимметричной, что ведет к неравномерной транс­крипции матричной РНК и в дальнейшем — к асимметрии органа (Levin, 1997). Возможно, что асимметричная экспрессия генов, участвующих в фор­мировании центра речи, способствует расположению его либо в левом, либо

в правом полушарии.

Подтверждением этой гипотезы могут быть следующие факты. В евро­пейской культуре слепорожденные люди, читающие по Брайлю (письмен­ность на основе осязания), предпочитают пользоваться левой рукой для рас­познавания знаков. Точно так же при использовании языка жестов глухие, начавшие изучать его до года, обнаруживают доминирование левого полу­шария над правым и при решении пространственных задач. Поскольку для этого надо различать тонкие движения пальцев, левое полушарие берет на себя функции правого. Таким образом, особенность доминирования опре­деляется ранним опытом освоения словесного багажа.

Большинство исследователей рассматривают функциональную асиммет­рию и особенно полушарную специализацию как качественный скачок в эволюции, отличающий человека от животных (Филиппова, Бианки, 1981). Асимметрия мозга связана с необходимостью экономно расходовать не­рвную энергию, без дублирования высших функций, и появилась, когда че­ловек стал использовать и совершенствовать систему звуковых сигналов, а не когда взял палку в руки (Bradshaw, 1988).

Леворукость может быть двух видов: наследственной и связанной с ран­ним повреждением левого полушария мозга вследствие травмы или како­го-то заболевания. В этом случае правое полушарие берет на себя функцию левого (Bryden, 1982; Satz e. a., 1985). А. Сирлеман и С. Кореи (Searleman, Coren, 1987) ввели понятие алинормалъный синдром для обозначения мягких отклонений от нормы при леворукости. Эти отклонения могут быть обус­ловлены не только самой леворукостью, но и попытками переучивания ле-ворукого ребенка пользоваться правой рукой. Показано, что переучивание ведет к повышенной вероятности возникновения логоневроза (заикания), алалии (повторению сказанного другим), невротических явлений (Мосидзе

и др., 1977). Подтверждением этому являются многочисленные данные о связи левшества с болезненностью. Среди леворуких людей чаще встреча­ются аутизм (Hermie, Oepen, 1987), логоневроз (Суворова и др., 1988), ре­чевые расстройства (Bishop, 1990), психические заболевания (Gruzelier, Venables, 1974; Lishman, McMeekan, 1976; Schrift e. a., 1986; Taylor, 1987).

Показатели предпочтения рук или ног в различных тестах не совпадают друг с другом. Факторный анализ, в зависимости от применяемых тестов, выявляет несколько факторов, связанных с участием разных групп мышц в движениях. Например, в одном исследовании на здоровых людях выделе­ны факторы, объединяющие результаты тестов с участием проксимальных или дистальных групп мышц, а также факторы, в которых необходимо уча­стие двух рук или только одной, фактор, зависящий от асимметрии муску­латуры, поднимающей руки (Healey е.а., 1986; Steenhuis, Bryden 1989).

Алан Лебеф из Главного госпиталя Калгари в Канаде (Lebouef, 1986) об­следовал рукость у 45 мужчин и 128 женщин с диагнозом агорафобия (боязнь открытых пространств) и 101 здорового мужчину и 110 здоровых женщин. У больных мужчин значительно чаще отмечалась смешаннорукость или ле-ворукость по сравнению с больными женщинами и здоровыми мужчинами. Повышенная частота леворукости обнаружена среди 32 женщин-лесбиянок и 38 мужчин-гомосексуалистов. Частота аутоиммуных заболеваний кишеч­ника и щитовидной железы среди леворуких почти в 3 раза выше по срав­нению с праворукими (Geschwind, Behan, 1982).

Психофизиологический анализ близнецов показал, что у них леворукость встречается чаще, чем в среднем в популяции, и составляет 20 %. У них от- • мечена и более высокая частота неврологических расстройств. Возможно, это обусловлено тем, что более сильный плод еще в утробе матери спосо­бен повредить мозг более слабого.

При анализе леворукости крайне трудно отделить наследственные и при­обретенные факторы, поскольку леворукие родители могут передать навы­ки леворукости своим детям посредством собственного жизненного опыта.

На большой выборке детей было показано, что неправорукость связана с порядком рождения. Больше всего неправоруких в семье среди рожден­ных четвертыми и позднее. Это свойство не зависит от возраста матери и, по-видимому, объясняется какими-то процессами в ее организме, обуслов­ленными множественными родами. У детей, рожденных зимой, леворукость также встречается чаще. Однако эта зависимость обнаружена только у маль­чиков, а у девочек отсутствует (Badian, 1983).

Наши рекомендации