Совместная деятельность полушарий мозга
В настоящее время появилось много данных не столько о различии в функционировании полушарий, сколько о единстве их работы, которое предопределяет оптимальность результатов деятельности (Казначеев, 1980; Костан-дов, 1983; Вольф, 1991; Hines, 1991; Wolski, 1992). Современный взгляд на взаимодействие больших полушарий мозга опирается на представление о тонком балансе участия каждого полушария в обработке всей информации в зависимости от задачи и характера стимульного материала. При этом учитываются такие виды взаимодействия полушарий, как сотрудничество (распределение нагрузки между полушариями), интеграция (сравнение информации, полученной разными полушариями), метаконтроль (контроль не
всегда осуществляет то полушарие, которое эффективнее перерабатывает информацию) (Hellige, 1990). Выявлены такие формы их взаимодействия, как суммация при перцептивных переносах, межполушарный перенос, интерференция, взаимное торможение (Wyke, 1983). Роль каждого вида взаимодействия еще не выявлена полностью, но уже известно, что межполушар-ные взаимосвязи повышают эффективность переработки информации (White е. а., 1990).
В первых работах по исследованию асимметрии предполагалось, что мозолистое тело просто передает сенсорную информацию из одного полушария в другое, создавая двойное представительство ее в каждом полушарии. Современные данные наводят на мысль, что сигналы, передаваемые по мозолистому телу, могут быть более сложными, поскольку комиссуры обеспечивают согласованную работу полушарий и проверяют непротиворечивость поступающей информации. Мозолистое тело примерно на 11 % больше у леворуких и амбидекстров, что предполагает большую эффективность меж-полушарной передачи (Ottoson, 1987).
Е.Д. Хомская (1999), анализируя концепцию А. Р. Лурии о трех функциональных блоках, предлагает пересмотреть ее с позиции асимметрии мозга. Она полагает, что каждый из блоков подразделяется на два относительно автономных блока — левый и правый, обладающих полушарными особенностями.
Первый блок, обеспечивающий регуляцию тонуса и бодрствования, включает две активирующие системы, одна из которых связана преимущественно с ретикулярной формацией ствола и представлена в основном в левом полушарии головного мозга, другая характеризует работу лимбической системы, в том числе септо-гиппокампальные структуры, в большей мере у правшей представленные в правом полушарии.
При оценке поведения выделяют общую активность, произвольность-непроизвольность, индивидуально-личностные параметры. Признаки снижения общей активности (адинамия) ярче обнаруживаются при поражении префронтально-премоторных областей левого полушария. Именно оно доминирует в обеспечении скоростных характеристик интеллекта. Люди с правым профилем функциональной сенсомоторной асимметрии имеют более высокие скоростные характеристики интеллектуальной деятельности. Предполагается, что активационное энергетическое обеспечение психической деятельности осуществляется структурами левого первого блока. Показано, что лобно-ретикулярные пути проведения возбуждения преимущественно представлены в левом полушарии.
Лимбические структуры первого блока непосредственно участвуют в мозговом обеспечении эмоционально-личностной сферы. Доказана большая связь правой части первого блока с особенностями эмоциональной сферы человека.
Второй блок проще других подвергается делению на две структуры, поскольку дихотомический принцип приема, переработки и хранения информации в деятельности полушарий многократно подтвержден и уже представлен ранее. Левому блоку свойственен абстрактный, последовательный, аналитический способ обработки, а правому— конкретный, одновременный, синтетический.
Третий блок отвечает за контроль и программирование деятельности человека. Е.Д. Хомская приводит доказательства большей включенности левой лобной доли в регуляцию интеллектуальной деятельности и эмоционального реагирования.
Тем не менее, рассматривая асимметричные процессы, нужно помнить,
что мозг работает как единое целое (Хомская, 1999). •
Леворукость и праворукость
Если концепция о специализации полушарий мозга стала формироваться только в прошлом веке, то знание о том, что люди различаются по способности пользоваться правой или левой рукой, возникло, по-видимому, вместе с рождением сознания.
Представление о том, что леворукость является чем-то необычным и даже отрицательным, обнаруживается в языке многих стран. В русском языке слово “право” имеет два смысла: один связан со стороной в пространстве, а другой выражает истинность явления. Когда подчеркивают в поведении человека что-то предосудительное, говорят, что “человек пошел налево” вне зависимости от реального направления его движения. С. Спрингер и Г. Дейч (1983) приводят большую библиографию, свидетельствующую, что не только в русском языке существует негативное отношение к леворуким. И в других языках синонимом слова “левый” являются слова “лживый” и “глупый”.
Самые старые сведения о леворукости можно найти в Ветхом Завете, где указывается, что из армии в 26 тыс. человек были выбраны 700 левшей, которые, “бросая из пращей камни в волос, не бросали мимо”. Простой рас-счет показывает, что левши составили 2,7 % (Гарднер, 1967). У наших предшественников, возможно, были основания опасаться леворуких людей. Здороваясь, они протягивали правую руку для рукопожатия, подтверждая, что не имеют оружия. Только леворукий мог воспользоваться этой ситуацией и спрятать его в левой руке.
Даже некоторые исследователи неосознанно поддерживают языковую традицию неприязненного отношения к левому. Карл Саган (Satgan, 1977), например, утверждает, что все народы с доисторических времен пользовались правой рукой для еды и метания оружия, а левой — для личной гигиены после дефекации, что и отразилось в отношении к понятию левый, как к чему-то нехорошему. В этом утверждении доминирует собственное отношение автора к левому, поскольку праворукий человек пользуется правой рукой в обеих описанных им ситуациях. Однако отрицательное отношение к левшам и левому постепенно исчезает. В наше время есть даже день леворуких людей, который отмечается 13 августа.
При попытке узнать, всегда ли было одинаковое число леворуких и пра-воруких людей, Дж. Стил и С. Мэй (Steele, Mays, 1995) воспользовались данными B.C. Ингелмарка (Ingelmark, 1946), показавшего, что кости ведущих рук и ног растут немного дольше. Кости реагируют на нагрузку, которой подвергаются, — чем больше ее величина, тем дольше растет кость. Дж. Стил
и С. Мэй с этой точки зрения проанализировали останки, найденные на средневековой вилле Варрам Перси (Wharram Percy) в Йоркшире. Их данные соответствуют результатам, представленным М. Аннетт и Д. Кил-шоу (Annett, Kilshaw 1983), обнаружившим среди современных людей 80% праворуких, 3% амбидекстров и 16% леворуких.
Термин амбидекстрия (ambi — две, dextrum — правая рука, лат.) характеризует людей, одинаково владеющих и левой и правой рукой (рис. 4.10). Амбидекстром был титан Возрождения Леонардо да Винчи. Эдвин Ландсер, английский художник, одновременно мог рисовать двумя руками. Число леворуких и Рис- 4ЛО- м- ЭсхеР- Рисующие руки, амбидекстров особенно велико в среде музыкантов и художников. Левору-кими были художники Рафаэль Санти, Пабло Пикассо, Микельанджело Бу-онаротти, Морис Эсхер, Альфред Дюрер, Ганс Гольбейн, музыканты Людвиг ван Бетховен и Карл Бах, писатели Марк Твен, Льюис Кэрролл, Герберт Уэллс, Альберт Швейцер. Физик Альберт Эйнштейн также относился к числу леворуких. Много леворуких и среди политиков и полководцев — Наполеон Бонапарт (и его жена Жозефина), Александр Македонский, Жанна Д'Арк, Юлий Цезарь, Фидель Кастро, президенты США Гарри Трумен, Роберт Никсон и Билл Клинтон (Mack, 1996).
При оценке леворукости среди родителей студентов оказалось, что лев-шество и амбидекстрия чаще отмечались у тех родителей, которые имели высокий социальный статус (Leiber, Axelrod, 1981).
Выявлены многочисленные отличия в особенностях физических показателей лево- и праворуких спортсменов. Праворукие атлеты быстрее, тогда как леворукие — выносливее (Хомская, 1997). Чем менее выражена асимметрия сложных движений, тем успешнее выступают единоборцы (Ермаков, 1986).
Происхождение леворукости
Немало концепций, обосновывающих происхождение леворукости, с современной точки зрения имеют лишь историческую ценность. Так, бытовало представление, что первичным фактором праворукости является связь левой руки с деятельностью сердца, выражающаяся в общности уровня спинномозговых центров для соматических нервов, входящих в состав плечевого сплетения, и для симпатических нервов, иннервирующих левый желудочек (Аствацатуров, 1923). Согласно другой надуманной концепции Ж. Хрбека (Hrbek, 1976), лево-
рукость закрепилась в четвертичный период, когда было иным расположение полюсов и континентов. В северном полушарии Земли с утра при добывании пищи самой выгодной, с его точки зрения, представляется ориентация на юг, так как при работе левой рукой место добывания затеняется, а правой — нет. Силы Кариолиса и гравитация преодолевают при этом смещение центра тяжести влево, что вызывает опору на левые конечности и освобождает правые
для других действий.
Наиболее устоявшейся точкой зрения на происхождение леворукости/ праворукости является представление о том, что рукость определяется в тот момент, когда происходит становление центра речи. Формирование центра речи в левом полушарии ведет к большей его активации и соответственно большей вовлеченности конечности, движения которой оно контролирует. Если центр речи формируется в правом полушарии, то более активной будет левая рука (Bradshaw, 1988; Corina e. a., 1992).
В настоящее время обнаружены гены, экспрессия которых во внутриутробном периоде является асимметричной, что ведет к неравномерной транскрипции матричной РНК и в дальнейшем — к асимметрии органа (Levin, 1997). Возможно, что асимметричная экспрессия генов, участвующих в формировании центра речи, способствует расположению его либо в левом, либо
в правом полушарии.
Подтверждением этой гипотезы могут быть следующие факты. В европейской культуре слепорожденные люди, читающие по Брайлю (письменность на основе осязания), предпочитают пользоваться левой рукой для распознавания знаков. Точно так же при использовании языка жестов глухие, начавшие изучать его до года, обнаруживают доминирование левого полушария над правым и при решении пространственных задач. Поскольку для этого надо различать тонкие движения пальцев, левое полушарие берет на себя функции правого. Таким образом, особенность доминирования определяется ранним опытом освоения словесного багажа.
Большинство исследователей рассматривают функциональную асимметрию и особенно полушарную специализацию как качественный скачок в эволюции, отличающий человека от животных (Филиппова, Бианки, 1981). Асимметрия мозга связана с необходимостью экономно расходовать нервную энергию, без дублирования высших функций, и появилась, когда человек стал использовать и совершенствовать систему звуковых сигналов, а не когда взял палку в руки (Bradshaw, 1988).
Леворукость может быть двух видов: наследственной и связанной с ранним повреждением левого полушария мозга вследствие травмы или какого-то заболевания. В этом случае правое полушарие берет на себя функцию левого (Bryden, 1982; Satz e. a., 1985). А. Сирлеман и С. Кореи (Searleman, Coren, 1987) ввели понятие алинормалъный синдром для обозначения мягких отклонений от нормы при леворукости. Эти отклонения могут быть обусловлены не только самой леворукостью, но и попытками переучивания ле-ворукого ребенка пользоваться правой рукой. Показано, что переучивание ведет к повышенной вероятности возникновения логоневроза (заикания), алалии (повторению сказанного другим), невротических явлений (Мосидзе
и др., 1977). Подтверждением этому являются многочисленные данные о связи левшества с болезненностью. Среди леворуких людей чаще встречаются аутизм (Hermie, Oepen, 1987), логоневроз (Суворова и др., 1988), речевые расстройства (Bishop, 1990), психические заболевания (Gruzelier, Venables, 1974; Lishman, McMeekan, 1976; Schrift e. a., 1986; Taylor, 1987).
Показатели предпочтения рук или ног в различных тестах не совпадают друг с другом. Факторный анализ, в зависимости от применяемых тестов, выявляет несколько факторов, связанных с участием разных групп мышц в движениях. Например, в одном исследовании на здоровых людях выделены факторы, объединяющие результаты тестов с участием проксимальных или дистальных групп мышц, а также факторы, в которых необходимо участие двух рук или только одной, фактор, зависящий от асимметрии мускулатуры, поднимающей руки (Healey е.а., 1986; Steenhuis, Bryden 1989).
Алан Лебеф из Главного госпиталя Калгари в Канаде (Lebouef, 1986) обследовал рукость у 45 мужчин и 128 женщин с диагнозом агорафобия (боязнь открытых пространств) и 101 здорового мужчину и 110 здоровых женщин. У больных мужчин значительно чаще отмечалась смешаннорукость или ле-ворукость по сравнению с больными женщинами и здоровыми мужчинами. Повышенная частота леворукости обнаружена среди 32 женщин-лесбиянок и 38 мужчин-гомосексуалистов. Частота аутоиммуных заболеваний кишечника и щитовидной железы среди леворуких почти в 3 раза выше по сравнению с праворукими (Geschwind, Behan, 1982).
Психофизиологический анализ близнецов показал, что у них леворукость встречается чаще, чем в среднем в популяции, и составляет 20 %. У них от- • мечена и более высокая частота неврологических расстройств. Возможно, это обусловлено тем, что более сильный плод еще в утробе матери способен повредить мозг более слабого.
При анализе леворукости крайне трудно отделить наследственные и приобретенные факторы, поскольку леворукие родители могут передать навыки леворукости своим детям посредством собственного жизненного опыта.
На большой выборке детей было показано, что неправорукость связана с порядком рождения. Больше всего неправоруких в семье среди рожденных четвертыми и позднее. Это свойство не зависит от возраста матери и, по-видимому, объясняется какими-то процессами в ее организме, обусловленными множественными родами. У детей, рожденных зимой, леворукость также встречается чаще. Однако эта зависимость обнаружена только у мальчиков, а у девочек отсутствует (Badian, 1983).