Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи.
- Активный словарь.
1.1 Конкретные существительные.
Предлагается назвать картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда» , «Обувь», «Животные», «Семья», «Мебель» и др.
1.2 Обобщающие понятия.
Назвать одним словом группу предметов.
1.3 Существительные, обобщающие части тела, части предметов.
С 5 лет:
-Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея_______________________
-Части одежды: рукав, воротник, пуговица______________________________________
-Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье_______________________________
-Части автомобиля:дверца, колеса, руль, кабина_________________________________
С 6 лет:
-Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь____________________________________
-Части предметов одежды: воротник, манжета, петля___________________________
-Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор_________________________________
-Части окна: рама, подоконник, стекло_________________________________________
1.4 Название профессий.
1.5 Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответе на вопросы.
С 5 лет:
-Что ты делаешь в течение дня?_____________________________________________
-Кто как передвигается?___________________________________________________
-Кто как кричит?__________________________________________________________
С 6 лет:
- Кто какие звуки издает?___________________________________________________
-Кто что делает (с использованием названий профессий)?______________________________________________________________
1.6. Прилагательные.
Название цветов.
С 4 лет:
Белый, черный, красный, синий, зеленый______________________________________
С 5 лет:
Коричневый, розовый, голубой, оранжевый___________________________________
Название формы.
С 5 лет:
Круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный___________________________________________________________
1.7. Подбор антонимов ( с 6 лет):
Добро- зло
Горе-
Друг-
Хороший-
Большой-
Широкий-
Высокий-
Легкий-
Поднимать-
Давать-
Покупать-
- Состояние словоизменения.
С 4 лет:
2.1 Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:
Стол-столы Стул-
Дерево- Воробей-
Окно- Слон-
Рукав- Пень-
Глаз-
Рот-
2.2 Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:
-У меня есть карандаш (кукла)______________________________________________
-У меня нет …. __________________________________________________________
-Я рисую …._____________________________________________________________
-Папа пишет…___________________________________________________________
С 5 лет:
2.3. Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:
Много чего?
Шар- шаров дерево-
Стол- лист-
Дом- стул-
Береза- мяч-
Чашка- ключ-
Книга- карандаш-
2.4 Употребление предложно-падежных конструкций ( с предлогами в, на, под, над, за, перед, около).
2.5 Согласование прилагательных с существительными в единственном числе.
Назвать цвет предметов:
Шар- …, ведро-…, платье-…, машина-…, ботинок-…
2.6. Употребление словосочетаний- числительных два и пять с существительными:
Дом- два дома, пять домов
Кукла-
Шар-
Жук-
С 6 лет:
Карандаш-два карандаша, пять карандашей
Ключ
Лев
Озеро-
Дверь-
- Состояние словообразования.
С 5 лет:
3.1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательнными суффиксами.
-Как назвать маленький предмет?
Стол- столик кукла-
Мяч- ложка-
Дом- шкаф-
Кровать- миска-
Береза-
С 6 лет:
Гриб-грибок воробей-
Лиса- одеяло-
Лист-
3.2. Образование названий детенышей животных.
С 4 лет:
У кошки- котенок у гуся-
У утки- у лисы-
С 5 лет:
У зайца- у медведя-
У белки- у волка-
С 6 лет:
У коровы-
У лошади-
У собаки-
3.3. Образование прилагательных от существительных ( с 6 лет):
-относительных (из чего сделано):
Дерево- деревянный резина-
Бумага- металл-
Солома- снег-
Мех- брусника-
Пух- черника-
Кирпич- шерсть-
- притяжательных (чей? чья? чьё?):
Сумка мамы- мамина хвост зайца-
Кофта бабушки- лапа медведя-
Газета папы- шерсть волка-
Нора лисы-
3.4. Образование приставочных глаголов ( с 6 лет).
Назвать действия (Что делает мальчик?):
Ходит-уходит-входит-выходит-переходит
Бежит-убегает-выбегает-вбегает-перебегает
Летит-
3.5. Образование глаголов совершенного вида ( с 6 лет)
Рисовал-нарисовал
Писал-
Делал-
Состояние связной речи.
Предлагается пересказ (для детей 4-5 лет), рассказ по серии сюжетных картинок (для детей 6 лет).
Логопедическое заключение.
Дата____________________________Логопед___________________________________
Консультации врачей-специалистов:
ЛОР
Невропатолог
Психоневролог
Речевая карта.
- Дата поступления в группу___________________________________________________
- Фамилия, имя ребенка_______________________________________________________
- Возраст___________________
- Домашний адрес_____________________________________________________________
- Жалобы родителей___________________________________________________________
- Из какого детского сада поступил_____________________________________________
- Данные о ходе речевого развития______________________________________________
Первые слова_________________
Фразы_______________________
Лепет________________________
- Состояние общей и мелкой моторики__________________________________________
- Слух_________________________
- Общее развитие ребенка_____________________________________________________
а) восприятия, представления
пространства
цвета
формы
величины и количества
времени
б) память
зрительная
слуховая
ассоциативная
словесно-логическая
в) мышление:
конструктивная деятельность
прямой, обратный счет
счетные операции и простейшие задачи в пределах 5
обобщения
исключения
причинно-следственные связи
понимание подтекста
г) внимание, работоспособность
- Общее звучание речи______________________________________________________
- Состояние артикуляционного аппарата______________________________________
- Звукопроизношение________________________________________________________
Свистящие С, З, Ц, Сь, Зь
Шипящие Ш, Ж, Ч, Щ
Соноры Р, Рь
Сонор Л
- Фонематический слух______________________________________________________
а) выделение на слух заданного звука из
звукового ряда (П-Т-К-Х)
слогового ряда (ПА-ТА-КА-ХА)
ряда слов (ПОРТ, ТОРТ, КОРТ,ХОР)
б) различение на слух сходных звуков
в парах звуков (П- Б)
парах слогов (ПА-БА)
парах слов, картинок (ПОЧКА, ТОЧКА)
в) воспроизведение
звукового ряда (Б-П-Б)
слогового ряда (БА-БА-ПА)
ряда слов (ПОЧКА-БОЧКА-ТОЧКА)
- Звуковой анализ_______________________________________________________
а) выделение первого ударного гласного
б) выделение последнего глухого согласного
в) выделение первого согласного
- Произношение слов сложной звукослоговой структуры___________________________________________________________
(Клубника, сковорода, лекарство, строительство, фотографироваться, велосипед и т. д)
- Лексика_______________________________________________________________
- Грамматический строй__________________________________________________
а) предложения по картинке
с данным словом
по опорным словам
деформированная фраза
б) падежные формы существительных
именительный падеж мн.ч.
родительный падеж мн.ч.
в) словообразование
г) предлоги простые
сложные
д) связь слов в словосочетаниях
- Связная речь___________________________________________________________
Заключение о состоянии речевого развития______________________________________________________________________