И грамматического строя экспрессивной речи

1. Активный словарь.

1.1.Конкретные существительные.

Предлагается назвать картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья», «Мебель» и др. – в соответствии с программой детского сада.

1.2. Обобщающие понятия.

Назвать одним словом группу предметов.

1.3.Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

С 5 лет:

- Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др. ___________________

______________

- Части одежды: рукав, воротник, пуговица________________________________________

- Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье ________________________________

- Части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина __________________________________

С 6 лет:

- Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь ______________________________________

- Части предметов одежды: воротник, манжета, петля _____________________________

- Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор ___________________________________

- Части окна: рама, подоконник, стекло __________________________________________

1.4.Названия профессий.

1.5.Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы.

С 5 лет:

- Что ты делаешь в течение дня? _________________________________________________

- Кто как передвигается? _______________________________________________________

- Кто как кричит? _____________________________________________________________

С 6 лет:

- Кто какие звуки издаёт? ______________________________________________________

- Кто что делает (с использованием названий профессий)? __________________________

______________

1.6.Прилагательные.

Названия цветов.

С 4 лет:

белый, чёрный, красный, синий, зелёный ____________________________________________

С 5 лет:

коричневый, розовый, голубой, оранжевый__________________________________________

Название формы.

С 5 лет:

Круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный________________________

1.7.Подбор антонимов (с 6 лет):

добро - зло высокий – …

горе - … лёгкий – …

друг - … поднимать – …

хороший - … давать – …

большой - … покупать – …

широкий - …

2.Состояние словоизменения.

С 4 лет:

2.1.Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

стол – столы дерево - …

кукла - … окно - …

ухо - … стул - …

слон - … воробей - …

рукав - … пень - …

глаз - … лев - …

рот - … сон - …

лист - …

2.2.Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:

- У меня есть карандаш (кукла) ___________________________________________

- У меня нет … _________________________________________________________

- Я рисую … ___________________________________________________________

- Папа пишет … ________________________________________________________

С 5 лет:

2.3.Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:

Много чего?

шар – шаров дерево - …

стол - … лист - …

дом - … стул - …

берёза - … мяч - …

чашка - … ключ - …

книга - … карандаш - …

2.4.Употребление предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, под, над, за, перед, около).

2.5.Согласование прилагательных с существительными в единственном числе.

Назвать цвет предметов:

Шар - …, ведро - …, платье - …, машина - …, ботинок - ….

2.6.Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными:

дом – два дома, пять домов шар - …

кукла - … жук - …

С 6 лет:

карандаш – два карандаша, пять карандашей

ключ - … озеро - …

лев - … дверь - …

3.Состояние словообразования.

С 5 лет:

3.1.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Как назвать маленький предмет?

стол - столик кукла - …

мяч - … ложка - …

дом - … шкаф - …

кровать - … миска - …

берёза - …

С 6 лет:

гриб – грибок воробей - …

лиса - … одеяло - …

лист - …

3.2.Образование названий детёнышей животных.

С 4 лет:

у кошки – котёнок у гуся - …

у утки - … у лисы - …

С 5 лет:

у зайца - … у медведя - …

у белки - … у волка - …

С 6 лет:

у коровы - …

у лошади - …

у собаки - …

3.3.Образование прилагательных от существительных ( с 6 лет):

- относительных (из чего сделано):

дерево – деревянный резина - …

бумага - … металл - …

солома - … снег - …

мех - … брусника - …

пух - … черника - …

кирпич - … шерсть - …

- притяжательных (чей? чья? чьё?)

сумка мамы – мамина хвост зайца - …

кофта бабушки - … лапа медведя - …

газета папы - … шерсть волка - …

нора лисы - …

3.4.Образование приставочных глаголов (с 6 лет)

Назвать действия (Что делает мальчик?):

ходит – уходит –входит – выходит – переходит

бежит – убегает – выбегает – вбегает – перебегает

летит - …

3.5.Образование глаголов совершенного вида (с 6 лет):

рисовал – нарисовал

писал - …

делал - …

Состояние связной речи

Предлагается пересказ (для детей 4-5 лет), рассказ по серии сюжетных картинок (для детей 6 лет).

Логопедическое заключение

________

______________

______________

______________

Дата _________________________________ Логопед ________________________________

Консультации врачей-специалистов:

ЛОР

Невропатолог

Психоневролог

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

РЕЧЕВАЯ КАРТА

РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)

АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ Н.В. НИЩЕВА

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка ____________________________________________________________

Дата рождения, возраст ___________________________________________________________

Домашний адрес _________________________________________________________________

________________

Откуда поступил ________________________________________________________________

________________

Сведения о родителях:

мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов) _______________________________

________________

отец (фамилия, имя, отчество, возраст) ______________________________________________

________________

Национальный язык ______________________________________________________________

Двуязычие ______

Решения МППК

Решением МППК от __________________протокол № _________________________________

принят в логопедическую группу на срок ___________________________________________

Заключение МППК ______________________________________________________________

________________

________________

________________

________________

Дата заполнения речевой карты ____________________________________________________

Логопед (Ф.И.О., подпись) ________________________________________________________

* * *

Решением МППК от __________ продлено пребывание в логопедической

группе с диагнозом ______________________________________________________________

________________

________________

на срок _________

Ответственный за продление (Ф.И.О.) ______________________________________________

Члены МППК ___________________________________________________________________

________________

________________

* * *

Решением МППК от ___________выпускается из логопедической группы

с (состояние речи) ________________________________________________________________

________________

________________

в (тип ДОУ) _____

________________

Ответственный за выпуск (фамилия, имя, отчество, подпись) ___________________________

Члены МППК (Ф.И.О., подписи) ___________________________________________________

________________

________________

Анамнез

Наличие речевых, нервно-психических, хронических заболеваний у родителей до рождения ребенка

мать: __________

отец: ___________

От которой по счету беременности ребенок __________________________________________

Характер протекания беременности (токсикозы, инфекции, травмы,

хронические заболевания) _________________________________________________________

________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные,

затяжные) _______

________________

Стимуляция _____

Когда закричал ребенок ___________________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия _________________________________________________________

Резус-фактор, совместимость ______________________________________________________

Вес и рост при рождении _________________________________________________________

Вскармливание:

когда принесли кормить __________________________________________________________

как взял грудь ___________________________________________________________________

как сосал (срыгивания, поперхивания) ______________________________________________

Грудное вскармливание до _____________________________________________________

Срок выписки из роддома _________________________________________________________

(если задержались, то почему) _____________________________________________________

________________

________________

После выписки из родильного дома

особенности сна _________________________________________________________________

________________

________________

особенности бодрствования _______________________________________________________

________________

Наши рекомендации